В соответствии со ст.118 Конституции России правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Из данного конституционного положения следует, что деятельность арбитражных судов представляет собой форму осуществления судебной власти в сфере гражданского и административного судопроизводства, а сами арбитражные суды входят в систему органов гражданской юрисдикции. В этом плане арбитражные суды являются одновременно судами частного и публичного права, разрешая споры, возникающие из соответствующих правоотношений.
Арбитражные суды представляют собой особую разновидность судебных органов, осуществляющих судебную власть путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к их ведению. Арбитражные суды имеют собственную подведомственность, порядок судопроизводства в них имеет специфику, установленную Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом о судебной системе, настоящим законом от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и другими федеральными и конституционными законами, такими как: Федеральный конституционный закон от 09 ноября 2009 года № 4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии», ФЗ РФ от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», ФЗ от 11 апреля 2001 года № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», а также Арбитражный процессуальный кодекс РФ.
Структура и состав Арбитражного суда Московской области
В Арбитражном суде Московской области действуют 7 судебных составов, которые образуют 2 судебные коллегии:
· по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
· по рассмотрению споров возникающих из административных правоотношений.
В структуру суда входят также Секретариат Председателя, отдел аналитической работы и систематизации законодательства, Управление делами, отдел кадров, финансовый отдел и отдел информатизации, отдел делопроизводства, отдел эксплуатации и охраны здания, отдел материально - технического обеспечения.
Состав:
Председатель суда
Заместитель Председателя суда
Заместитель председателя суда
Заместитель председателя суда
Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений
1-й судебный состав
2-й судебный состав
3-й судебный состав
Заместитель председателя суда
Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений
4-й судебный состав
Руководитель аппарата-администратор суда
Отдел кадров и государственной службы
5-й судебный состав
Секретариат Председателя суда
Отдел аналитической работы и систематизации законодательства
6-й судебный состав
Отдел информатизации и связи
7-й судебный состав
Финансовый отдел (бухгалтерия)
Отдел делопроизводства
Отдел эксплуатации и охраны здания
Отдел материально-технического обеспечения
Общий отдел (Выдача копий судебных актов и ознакомление с материалами дела, выдача исполнительных листов)
Подведомственность
Подведомственность дел в федеральной судебной системе - это разграничение компетенции между Конституционным судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Каждый суд вправе рассматривать и разрешать только те дела (споры), которые отнесены к его ведению законодательными и иными нормативными правовыми актами, т.е. действовать в пределах установленной компетенции.
При определении подведомственности спора арбитражный суд, в первую очередь учитывает экономический характер такого спора, который возник в ходе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности между хозяйствующими субъектами.
Основным критерием определения подведомственности споров арбитражному суду служит характер (предмет) возникших правоотношений (ч. 1 ст. 27 АПК РФ).
Субъектный состав предпринимательских и иных экономических правоотношений является вторым критерием, определяющим подведомственность споров арбитражному суду.
Так согласно ч. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием:
· организаций, являющихся юридическими лицами;
· граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее индивидуальный предприниматель). В случае если на дату обращения с иском в арбитражный суд индивидуальный предприниматель утратит статус индивидуального предпринимателя, то такой спор не будет подведомственен арбитражному суду;
· в случаях предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Исходя из характера правоотношений и субъектного состава арбитражный суд рассматривает:
· экономические споры и иные дела, возникшие из гражданских правоотношений.
· экономические споры и другие дела, возникшие из административных и иных публичных правоотношений (налоговые иные финансовые, таможенные споры и т.п.).
В соответствии со ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела:
1) об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
2) об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
3) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании решений административных органов, принятых во внесудебном порядке, о привлечении к административной ответственности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Согласно ч. 3 ст. 30.1 КоАП оспаривание решений по делу об административном правонарушении осуществляется в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
При определении подведомственности корпоративных споров арбитражному суду необходимо учитывать такие критерии как:
· характер спора, экономический;
· спор связан с деятельностью юридического лица;
· основание возникновения спорного правоотношения, участие в деятельности юридического лица;
· организационно-правовая форма юридического лица;
· предмет спора.
Подсудность
Применительно к арбитражной судебной системе под подсудностью понимают распределение между арбитражными судами дел, подведомственных арбитражным судам.
Для арбитражного процесса характерны два вида подсудности:
1. родовая;
2. территориальная.
Родовая подсудность разграничивает дела между арбитражными судами различного уровня. По общему правилу, установленному частью 1 статьи 34 АПК РФ дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее - арбитражные суды субъектов Российской Федерации), за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ.
Территориальная подсудность разграничивает компетенцию арбитражных судов одного звена, т.е. между арбитражными судами субъектов Российской Федерации.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает несколько видов территориальной подсудности:
1. общая территориальная подсудность - в соответствии с правилами общей территориальной подсудности иск предъявляется в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства ответчика (ст. 35 АПК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах не указано иное. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.
Местом жительства согласно пункту 1 статьи 20 ГК РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
2. альтернативная подсудность - правила подсудности по выбору истца установлены статьей 36 АПК РФ.
Так иск к ответчику, место нахождения или место жительства которого неизвестно, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения его имущества либо по его последнему известному месту нахождения или месту жительства в Российской Федерации.
Иск к ответчикам, находящимся или проживающим на территориях разных субъектов РФ, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства одного из ответчиков.
Иск к ответчику, находящемуся или проживающему на территории иностранного государства, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения на территории Российской Федерации имущества ответчика.
Арбитражный суд передает дело на рассмотрение другого арбитражного суда того же уровня в случае, если:
· ответчик, место нахождения или место жительства которого не было известно ранее, заявит ходатайство о передаче дела в арбитражный суд по месту его нахождения или месту жительства;
· обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств;
· при рассмотрении дела в суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;
· одной из сторон в споре является тот же арбитражный суд;
· после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам невозможно сформировать состав суда для рассмотрения данного дела.
О передаче дела на рассмотрение другого арбитражного суда выносится определение. Дело с определением направляется в соответствующий арбитражный суд в пятидневный срок со дня его вынесения. Споры о подсудности между арбитражными судами в Российской Федерации не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 129 АПК РФ арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления к производству установит, что дело неподсудно данному арбитражному суду.
Заключение
По результатам прохождения студенткой М.Е. Ильяшенко учебной практики в Арбитражном суде Московской области, был составлен отчёт, в котором даётся характеристика деятельности Арбитражного суда Московской области и его основная компетенция.
К отчёту прилагается дневник учебной практики и личная характеристика студентки – практикантки.
В процессе прохождения практики был изучен ряд нормативно правовых актов, регламентирующих деятельность суда, структуру его организации и управления. Были изучены материалы рассматриваемых административных и гражданских дел, а также сам процесс делопроизводства, начиная с подачи исковой жалобы до вынесения решения по делу. Все эти задания способствовали более четкому формированию представлений о работе Арбитражного суда Московской области.
Во время прохождения практики были приобретены такие навыки, как:
1. Подготовка проектов судебных актов (определений и решений);
2. Оформление судебных дел;
3. Анализ материалов судебно - арбитражной практики;
4.Правильно применять нужные правовые нормы при составлении проектов судебных актов;
5. Давать объективную оценку рассматриваемым правовым ситуациям;
6.Оформлять гражданские или административные дела, поступившие на рассмотрение в суд;
7. Проводить необходимые действия для передачи дел в архив;
8. Умение свободно работать со справочными правовыми системами семейств «Консультант Плюс» и «Гарант».
Приложение 2