Понимание изобразительного искусства в XXI веке значительно изменилось за счет нескольких факторов. С течением времени человек модернизирует искусство, создавая сначала наскальные рисунки, потом фрески и архитектуру, затем музыку, балет… Искусство кино зародилось в конце XIX начале XX веков и по сей день является ведущим жанром. Фотография и видео (как следствие фильм) – особые жанры изобразительного искусства, которые требуют подчинения многих законов, в особенности, физики. Кроме этого, одним из важнейших еще является закон красоты, гармонии, который достигается созданием образа через форму простую или сложную. И есть множество выразительных средств, которые составляют этот «язык». Главным выразительным средством в искусстве является композиция.
Любое произведение искусства должно вызывать повышенный интерес к себе в процессе восприятия. Оно должно строго диктовать зрителю скорость восприятия своих событий. Оно всегда ограничено временем. Его нельзя остановить, в нем нельзя вернуться назад. Что касается композиции, в ней должны содержаться части, блоки, элементы произведения, выбранные и составленные таким образом, чтобы «не вызывать у зрителя сложностей при восприятии и осознании происходящего на сцене или на экране»[1]. «Эти составляющие содержания и само содержание должны быть выдуманы или выбраны с учетом относительной простоты, доходчивости до сознания, чтобы не вызвать «торможения», и «спотыкания» в понимании зрителем видимых, и слышимых им событий»[2]. Именно таким образом существует драматургическое построение содержания произведения.
После того как содержание произведения определено, композиция кадра выверена, режиссер (данная курсовая работа описывает создание видеоматериала) переходит к следующей ступени – обработке. Монтаж – это «не свойство кадра, и не свойство кино, а метод осуществления мыслительных операций нашего сознания, который взял на вооружение кинематограф и пользуется им в самых разнообразных художественных целях»[3]. В. Пудовкин, кто он такой, считал, что монтаж – это понимание картины (кадра), как сопоставление причинно-следственных связей, собирающих воедино маленькие частицы одного целого.
|
При этом каждый кадр должен быть наполнен пластичными образами, которые заставляют зрителя понимать содержание не только отдельного кадра, но и цельной картины.
Использование выразительных средств позволяет сделать каждый кадр индивидуальным. Мы рассмотрим такие средства как свет, цвет и контраст.
Свет необходим не только для создания определенного уровня освещенности, но наряду с другими выразительными средствами несет в себе идею творческого замысла фотографа, оператора, художника. С помощью света можно моделировать объемы, подчеркивать их пластику, плотность или весомость, если этого требует идея фотоснимка. Светом можно создать сложную фигуру светотеней, сделать определенный смысловой акцент, т. е. выделить сюжетно-композиционный центр.
Одним из сильных средств выразительности является резкая смена освещенности кадра. Этим часто пользуются режиссеры и операторы, для подчеркивания остроты драматичного поворота в событиях на экране, для активного воздействия на эмоции зрителей. но не в случаях телевизионного монтажа.
|
От расположения источников света зависит организация изображаемого пространства, при этом один и тот же вид освещения может давать разные эффекты. При естественном освещении почти всегда работает заполняющий свет, от главных источников солнца, луны, отражающих поверхностей. Возможны и бесчисленные варианты освещения искусственными источниками света – от тонкого, воздушного, бестеневого, созданного источниками заполняющего и моделирующего света, до черного контрастного светотеневого изображения, полученного с помощью только одного рисующего света.
В студийных съемках режиссеры, операторы зачастую используют моделирующий, фоновой или выравнивающий свет. Функция моделирующего света – дополнительный заполняющий свет (подсветка теней), для этого применяются слабые приборы рассеянного света. Нижний моделирующий свет смягчает, сглаживает резкие тени от основного (рисующего) верхнего источника света. Моделирующий свет может подчеркнуть пластику объемов, создавая на них игру бликов и рефлексов, т. е. местных отражений от различных участков поверхностей и окружающих предметов, причем их форма, цвет и интенсивность могут регулироваться.
Фоновой свет служит для освещения фона, для чего обычно применяются приборы рассеянного света.Выравнивающий свет освещает теневые части объекта съемки и никогда не создает теней на участках, освещенных основным направленным или рисующим светом.
Когда речь идет о необычных эффектах на видео можно прибегнуть к эффектному свету. Он создаст на элементах кадра композиции блики и тени заданной формы, цвета и интенсивности, как правило, воспроизводящие эффект сильнодействующего источника света, расположенного над границами кадра.
|
При съемке практически никогда не используются все виды освещения одновременно, достаточно двух или трех.
Работая с искусственным светом, фотограф должен иметь в виду четыре характеристики освещения: 1) освещенность снимаемого объекта и всего пространства; 2) контрастность освещения; 3) направление и размеры теней, т. е. затененных участков поверхности снимаемого объекта; 4) спектральный состав (цветность) света, падающего на поверхности снимаемого объекта.
ЦВЕТ
Цвет – свойство тел вызывать то или иное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражённого или излучаемого ими света. Основные характеристики цвета:
1. цветовой тон – различные оттенки цвета;
2. насыщенность – степень яркости цвета;
3. светлота – отражающая способность цветовой поверхности;
4. ахроматические цвета – белый, серый, чёрный;
5. хроматические цвета – цвета спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
Цвет делится на гамму:
1. тёплая гамма – жёлтый, оранжевый, красный и их промежуточные состояния;
2. холодная гамма – зелёный, синий, фиолетовый и их промежуточные состояния.
Цвет в фотографии всегда создает определенное настроение, что связано еще и с физиологическим восприятием различных цветов. Также цвет может нести (в задумке автора) некий дополнительный смысл, эмоциональную задумку. Так, например, красный цвет вызывает у человека чувство тревоги, возбуждает его, черный ассоциируется с горем, вызывает страх, придает ощущение таинственности, зеленый – действует успокаивающе и т. д. При этом физиологические ощущения находятся в сложном синтезе с исторически сложившимися представлениями о цвете. Красный цвет – это и цвет революции, символ победы. Черный цвет в современную эпоху – это цвет траура и т.д.
Поэтому, когда мы начинаем снимать какую-то сцену, стоит всегда задуматься над ее цветовым решением, над тем, как будут меняться и «работать» – естественно или искусственно-окрашенные пятна в рамках кадров. Обеспечение комфортности восприятия требуется не всегда. Напротив, в отдельных случаях, по режиссерскому замыслу, требуется активное воздействие на эмоциональность восприятия экранного рассказа. Тогда следует идти на прямое нарушение этих условий.
Работа на натуре оставляет меньше возможностей для оператора и художника, но тем выше успех, если им удалось выдержать принцип сохранения единой цветовой гаммы всех кадров сцены. Иногда для решения такой задачи прибегают к искусственному окрашиванию естественных объектов, чтобы они не нарушали общего цветового замысла художника и оператора. В других случаях для достижения подобных целей пользуются различными фильтрами. Уникальность подобных приемов воздействия на зрителя не позволяет их повторять в других фильмах, потому что это будет расценено как плагиат или реминисценция, но побуждает авторов искать новые выразительные приемы.
Один из приемов работы с цветом является игра и передача светотени или тонов, отбликов от фигуры. При работе с цветом важно получить такое освещение в теневой части снимка, при котором был бы передан цвет в тенях. Необходимо принимать во внимание, что цвета взаимодействуют, дополняют, усиливают друг друга.