Введение
В Visio 2010 теперь применяется пользовательский интерфейс Microsoft Office Fluent, включающий ленту, содержащую 10 основных, 4 инструментальных и ряд контекстных вкладок. Кроме того, пользователь может дополнительно создавать настраиваемые вкладки и группы.
Назначение Microsoft Visio
Пакет Microsoft Visio очень распространен, легок в использовании и может быть гибко настроен. Он подходит для создания небольших диаграмм, карт, схем и чертежей в очень разных областях, но для глубокого, профессионального моделирования его использование представляет сложность.
Типы документов Microsoft Visio:
- Диаграммы и блок-схемы различного назначения (аудит, дерево ошибок, организационные диаграммы, причинно-следственные связи, диаграммы маркетинга и др.).
- Карты вычислительных сетей, каталогов LDAP и Active Directory.
- Карты сайтов, связи между объектами в программном обеспечении, структуры и интерфейсы программ, потоки данных.
- Планы помещений, этажей, инженерно-технических коммуникаций.
- Схемы рабочего процесса.
- Чертежи и схемы электронных устройств.
Большинство программ, связанных с графикой, подразумевают наличие у пользователя художественных навыков. Однако с помощью Visio отобразить важные сведения наглядно гораздо проще:
- открыть шаблон,
- перетащить в документ подходящие фигуры,
- применить темы.
Шаблоны Visio
Создать новую или реконструировать существующую базу данных в модель можно с помощью шаблона "Схема модели базы данных" (рис.1), воспользоваться его набором элементов:
- "Сущность-связь" - для баз на основе SQL92 и более ранних версий стандарта,
- "Объектно-реляционная схема" - для баз на основе SQL99 и более поздних версий стандарта.
Увеличить рисунок
|
Рисунок 1. Создание документов
Анализ предметной области
В качестве примера можно использовать список всех сущностей, информацию о которых, потребуется сохранять в базе данных, причем, для каждой сущности определен необходимый список атрибутов и список всех связей, которые потребуются, в формате, указанном в таблице 1.
Таблица 1
Номер | Сущность | Атрибуты |
Меры | дата/время, адрес, базовая станция, попыток установки соединений, успешно установленных соединений, исполнитель | |
ДатаВремяИзмерения | дата/время измерения | |
Адрес | город, улица, дом | |
Станция | номер | |
Исполнитель | фамилия, имя, отчество, отдел, должность |
Примечание 1: информацию о дате и времени всегда лучше выносить за пределы таблицы фактов (главной таблицы) по нескольким причинам:
размерность числового ключа обычно меньше, чем размерность типа данных для даты/времени - экономится место в главной таблице;
в этом случае удобно использовать дополнительные флаги, например, рабочие/нерабочие дни, сезонности и т.п.
Примечание 2: разбиение значения адреса на более мелкие удобно, если, например, потребуется поднять результаты измерений для определенного города
Номер связи | Первая сущность | Вторая сущность | Тип связи (один-к-одному, один-ко-многим, многие-к-одному, многие-ко-многим) |
Меры | ДатаВремяИзмерения | Многие-к-одному | |
Меры | Адрес | Многие-к-одному | |
Меры | Станция | Многие-к-одному | |
Меры | Исполнитель | Многие-к-одному |
Создание новой схемы модели базы данных
Если существующая база данных, которую требуется использовать в качестве основы, отсутствует, можно начать с пустой модели базы данных и добавить собственные таблицы и связи.
|
Параметры документа базы данных
- Откройте вкладку Файл.
- Выберите команду Создать и пункт Программное обеспечение и базы данных, а затем дважды щелкните элемент Схема модели базы данных.
- На вкладке База данных в группе Управление нажмите кнопку Параметры отображения.
- В диалоговом окне Параметры документа базы данных выберите нужный набор символов и другие параметры таблицы и связи (рис.2), а затем нажмите кнопку ОК.
Увеличить рисунок
Рисунок 2. Параметры документа базы данных
Создание таблиц
- Установите удобный вам размер схемы (например, 100 %), а затем из контейнера Объекты реляционной базы данных перетащите на диаграмму элемент Сущность.
- В списке Категории убедитесь, что выбрана строка Определение и введите следующие значения (табл.1):
Физическое имя – Меры,
Концептуальное имя – Меры,
- Перейдите на строку Столбцы, убедитесь, что переключатель стоит в положении Физический тип данных Microsoft Access, введите имя и выберите тип данных, как показано на рисунке 3. Чтобы изменить тип данных для столбца, щелкните его поле Тип данных, а затем из списка выберите тип данных или введите тип данных в список. Поле Заметки заполнять не обязательно, значения в нем генерируются автоматически.
- Установите флажок Обязательное для столбцов, которые не могут иметь значения NULL.
- Установите флажок PK (первичный ключ) для столбцов, однозначно определяющих каждую строку таблицы базы данных.
- В группе Категории выберите вариант Индексы, Триггеры, Проверка или Дополнительные, чтобы создать эти дополнительные элементы.
- На вкладке Конструктор в группе Темы можно выбрать стиль оформления таблиц, например, Цветов Яркая, эффект Простая тень (рис.3)
Увеличить рисунок
|
Рисунок 3. Проектирование сущности Меры
Точно также создайте еще сущности Адрес, Станция, Исполнитель и ДатаВремяИзмерения со столбцами, как показано на рисунке 4.
Увеличить рисунок а)
Увеличить рисунок б)
Увеличить рисунок в)
Увеличить рисунок г)
Рисунок 4. Проектирование сущностей: а) Адрес, б) Станция, в) Исполнитель, г) ДатаВремяИзмерения
Создание связей
После того, как создание всех объектов сущностей завершено, необходимо создать отношения между таблицами. Эта операция производится так:
- Убедитесь, что в схеме отображены все таблицы.
- Нажмите на кнопку Соединительная линия на вкладке Главная в группе Сервис (соседняя кнопка с указателем мыши не должна быть нажата).
- Наведите указатель мыши на таблицу (родительскую) с первичным ключом (например, ДатаВремяИзмерения). Таблица будет выделена красным.
- Перетащите таблицу (родительскую) с первичным ключом ДатаВремяИзмерения на таблицу (дочернюю) с внешним ключом Меры. Если все сделано правильно, то на схеме появится стрелка с красными квадратами на конце и вначале.
- Если размерность связи не устраивает, то дважды щелкните связь. В окне Свойства базы данных в группе Категории выберите вариант Прочее. В группе Мощность выберите размерность, наиболее подходящую к связи. Для отношения «один-ко-многим» наилучшим вариантом будет 0 или более или 1 или более (Для отношения «один-к-одному» — 0 или 1 или ровно 1).
Создание связей в первый раз получается не всегда. Обратите внимание, что в Visio для столбцов, между которыми создаются отношения, должен совпадать тип данных и название (с учетом регистра). Иначе будет создано дополнительное поле с внешним ключом FK 5 Код даты (рис.5), а поле FK 2 Код дата останется без соединения. В СУБД (например, Access) такое условие не является обязательным. В итоге схема может выглядеть так, как показано на рисунке 5.
Увеличить рисунок
Рисунок 5. Схема Отношения между таблицами в Visio
Создание индексов
Использование индексов повышает производительность или скорость работы базы данных при выполнении запроса.
- Дважды щелкните таблицу (Меры), к которой требуется добавить индекс, а затем в окне Свойства базы данных в списке Категории выберите вариант Основной идентификатор и включите флажок Создать индекс.
- Затем в окне Свойства базы данных в списке Категории выберите вариант Индексы и нажмите кнопку Создать.
- В диалоговом окне Создать индекс введите имя для индекса (Меры), а затем нажмите кнопку ОК.
- В списке Тип индекса выберите тип создаваемого индекса — Только неуникальный.
- В списке Доступные столбцы выберите имя столбца Код даты, который требуется включить в этот индекс, а затем нажмите кнопку Добавить.
- В списке Индексированные столбцы снимите флажок Убывание, чтобы создать индекс с возрастающим порядком сортировки (рис.6).
Увеличить рисунок
Рисунок 6. Создание индексов
Создание проверки
Использование проверки позволяет контролировать работу базы данных при выполнении запроса.
Применение предложений проверки гарантирует, что данные, введенные в столбец, находятся в пределах конкретного диапазона значений. Например, можно создать предложение проверки того, что значения столбца «Возраст» превышают 65.
- Дважды щелкните таблицу, чтобы открыть окно Свойства базы данных.
- В группе Категории выберите вариант Столбцы, а затем выберите столбец Соединение, которому требуется добавить предложение проверки.
- Нажмите кнопку Изменить.
- На вкладке Проверка диалогового окна Свойства столбца введите ограничения, указанные на рисунке 7.
Увеличить рисунок
Рисунок 7. Создание диапазонов проверки