Чтобы учитывать материалы и сырье для целей налогообложения прибыли, предприятие может использовать налоговые регистры:
· регистр-расчет стоимости списанных сырья и (или) материалов по методу ФИФО (ЛИФО);
· регистр-расчет стоимости сырья (материалов), списанных в отчетном периоде;
· регистр информации о приобретенных партиях сырья (материалов), учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО);
· регистр информации о приобретенных партиях сырья / материалов, учитываемых по методу средней себестоимости.
Кроме того, предприятие должно вести регистр учета операций приобретения имущества, работ, услуг, прав.
* Пример *
В 2002 году ООО "Пассив" ведет налоговый учет методом начисления. "Пассив" приобрел пальтовую ткань для пошива женских пальто. 5 и 6 января 2002 года по договорам № 235 от 1 декабря 2001 года, заключенного с ЗАО "Актив", и № 453 от 5 декабря 2001 года, заключенного с ЗАО "Баланс". В первый день партия составила 1000 м по цене 100 руб. за метр (без учета НДС). Во второй день – 500 м по цене 60 руб. за метр (без учета НДС). Получая материалы, "Пассиву" выдали накладные № 13 и 19. 15 января 2002 года 200 м ткани предприятие списало в производство.
Учетная политика предприятия для оценки материально-производственных запасов – ЛИФО. Чтобы оприходовать материалы, в налоговом учете необходимо заполнить регистр учета операций приобретения имущества, работ, услуг, прав.
Регистр учета операций приобретения имущества, работ, услуг, прав
Налогоплательщик: ООО "Пассив"
Идентификационный номер налогоплательщика: 7701028561
Период с 01.01.2002 по 31.01.2002
Дата операции | Условия получения имущества, работ, услуг | Основания получения имущества, работ, услуг, прав | Вид расхода | Наименование операции | Сумма | Количество (в натуральном измерении) | Наименование объекта учета, с приобретением которого связано несение расходов (получение доходов) | Дата признания объекта учета | Основание для признания объекта учета |
05.01.02 | С последующей оплатой | Договор № 235 с ЗАО "Актив" | Приобретение сырья и материалов | Поступление пальтовой ткани | 100000-00 | Ткань пальтовая | 05.01.02 | Накладная № 13 от 05.01.02 | |
06.01.02 | С последующей оплатой | Договор № 453 с ЗАО "Баланс" | Приобретение сырья и материалов | Поступление пальтовой ткани | 30000-00 | Ткань пальтовая | 06.01.02 | Накладная № 19 от 06.01.02 | |
Итого по регистру: | 130000-00 | х | х | х |
|
Ответственный за составление регистра: Амосов А.И. Амосов
(подпись) (расшифровка подписи)
Оприходовав материалы, нужно заполнить регистр информации о приобретенных партиях сырья (материалов), учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО)
Регистр информации о приобретенных партиях сырья (материалов), учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО)
Налогоплательщик: ООО "Пассив"
Идентификационный номер налогоплательщика: 7701028561
Период с 01.01.2002 по 31.01.2002
Дата приобретения партии | Номер партии | Наименование единицы учета сырья/материалов | Приход (в натуральных измерителях) | Приход (в стоимостных измерителях) | Цена единицы товара данной партии | Дата списания | Наименование, дата и номер документа на списание | Списание (в на туральных измерителях) | Списание (в стоимостных измерителях) | Остаток текущий (в натуральных измерителях) | Остаток текущий (в стоимостных измерителях) |
05.01.02 | Ткань пальтовая | 100000-00 | 100-00 | 100000-00 | |||||||
06.01.02 | Ткань пальтовая | 30000-00 | 60-00 | 15.01.02 | Накладная № 15 от 15.01.02 | 12000-00 | 18000-00 | ||||
Итого по регистру: | 130000-00 | # | # | # | 12000-00 | 118000-00 |
|
Ответственный за составление регистра: Амосов А.И. Амосов
(подпись) (расшифровка подписи)
Для определения стоимости материалов, списанных в производство, предприятию нужно заполнить Регистр-расчет стоимости списанных партий сырья (материалов) по методу ФИФО (ЛИФО).
Регистр-расчет стоимости списанных партий сырья (материалов) по методу ФИФО (ЛИФО)
Налогоплательщик: ООО "Пассив"
Идентификационный номер налогоплательщика: 7701028561
Период с 01.01.2002 по 31.01.2002
Наименование объекта | Дата списания по документу | Наименование, дата и номер документа, являющегося основанием для данного списания | Общее количество, списываемое по документу | Дата поступления списываемой партии | Номер партии | Количество, списываемое из партии | Стоимость списания из партии | Общая стоимость списания |
Ткань пальтовая | 15.01.02 | Требование на списание материалов в производство № 1 от 14.01.02 | 15.01.01 | 60-00 | 12000-00 | |||
Итого по регистру: | # | 12000-00 |
Ответственный за составление регистра: Амосов А.И. Амосов
(подпись) (расшифровка подписи)
Чтобы обобщить информацию о списанных в производство материалах, заполняется следующий регистр:
|
Регистр-расчет стоимости партий сырья (материалов), списанных в отчетном периоде
Налогоплательщик: ООО "Пассив"
Идентификационный номер налогоплательщика: 7701028561
Период с 01.01.2002 по 31.01.2002
Дата операции | Наименование, дата и номер документа, являющегося основанием для списания | Направление использования | Объект учета | Количество (в натуральном измерении) | Цена единицы | Стоимость | Общая стоимость |
15.01.02 | Требование на списание материалов в производство № 1 от 14.01.02 | При производстве товаров | Пальто женское | 60-00 | 12000-00 | 12000-00 | |
Итого по регистру: | # | 12000-00 | 12000-00 |
Ответственный за составление регистра: Амосов А.И. Амосов
(подпись) (расшифровка подписи)
Как видно из примера, регистры по учету сырья и материалов для целей налогообложения, разработанные МНС, во многом дублируют друг друга.
Все регистры носят рекомендательный характер. Организации могут не использовать лишние, на их взгляд, регистры или составить свои регистры в удобной для них форме.
Налогоплательщик самостоятельно определяет порядок документооборота и формы представления, данных налогового учета. Главное – организовать учет таким образом, чтобы обеспечить непрерывное отражение хозяйственных операций, которые влияют на размер налоговой базы. [6, с. 297]
Заключение
Среди особенно часто встречающихся современных проблем предприятий - необходимость организации и ведения плательщиком налога на прибыль новой системы учета - "налогового учета". Предусмотрено, что система налогового учета организуется каждым налогоплательщиком самостоятельно, а порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, а не в учетной политике организации, формируемой в соответствии с ПБУ 1/98 "Учетная политика организации".
Таким образом, организация должна исходя из утвержденных законодательных норм вести две системы учета:
♦ систему бухгалтерского учета в соответствии с федеральными законами об организациях определенной организационно-правовой формы и Федеральным законом "О бухгалтерском учете";
♦ систему налогового учета в соответствии с гл.25 Налогового кодекса Российской Федерации.
По мнению разработчиков данной главы, указанные системы должны быть как можно меньше увязаны между собой. Кроме того, следует формировать две учетные политики: одну для целей бухгалтерского учета, другую для целей налогообложения.
Следует отметить, что налоговый учет, описанный в гл.25, это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных особым порядком. Данная система налогового учета не должна использоваться для исчисления других налогов, уплачиваемых организациями (НДС, акцизы, налог на имущество, подоходный налог и др.). Создание отдельного налогового учета для исчисления только налога на прибыль противоречит ст.54 Налогового кодекса РФ, установившей, что налогоплательщики исчисляют налоговую базу на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на иных, документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Подтверждением данных налогового учета являются: первичные учетные документы (включая справку бухгалтера); аналитические регистры налогового учета; расчет налоговой базы.
Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы. Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях или в электронном виде.
Формы аналитических регистров налогового учета в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты: наименование регистра; период составления; измерители операции в натуральном (если возможно) и в денежном выражении; наименование хозяйственной операции; подпись лица, ответственного за составление указанного регистра.
МНС РФ в рекомендациях "Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" установило методологические принципы ведения налогового учета и формирования показателей регистров налогового учета.
Согласно этому документу предусмотрено ведение 51 регистра налогового учета с группировкой их по 5 разделам:
I. Регистры промежуточных расчетов - 16 форм;
II. Регистры состояния единицы налогового учета - 13 форм;
III. Регистры учета хозяйственных операций - 7 форм;
IV. Регистры формирования отчетных данных - 12 форм;
V. Регистры учета целевых средств некоммерческими организациями - 3 формы. [4, с.97]