Название озер | Глубина, м | Происхождение котловины | Название озер | Глубина, м | Происхождение котловины |
Каспийское Верхнее Виктория Гурон Сарезское | Мичиган Байкал Танганьика Ладожское Ньяса Аральское |
Задание 11. Вычертить схему зарастания озера с пологими берегами. На схеме дать зоны растительности (экологические ряды), зависимость их от изменения глубин и типы возникающих торфяных отложений. Указать, как происходит зарастание озер с крутыми берегами.
.
Схема зарастания мелководных озер.
1 — осоковый торф, 2 — тростниковый и камышовый торф, 3 — сапропелевый торф, 4 — сапропелит.
Заболачивание озера чаще всего происходит путем зарастания. При пологих берегах и постепенном нарастании глубин водная растительность располагается в виде поясов в следующей последовательности: 1) на самых глубоких местах выделяется пояс зеленых водорослей (на глубине свыше 6 м); 2) пояс цветковых растений, погруженных в воду (роголистик, рдесты); 3) пояс широколиственных рдестов, имеющих на поверхности воды широкие плавающие листья и соцветия (на глубине 4— 5 м); 4) пояс водяных лилий на глубине 2—3 м (кувшинка); 5) пояс камышей до 2 м (камыш, тростник, хвощ); 6) пояс крупных осок на глубине до 0,7 м; 7) пояс мелких осок (рис. 80).
Каждый из отмеченных поясов не является долговечным и сменяется соседним — менее глубоководным. Это объясняется тем, что отлагающиеся растительные остатки способствуют обмелению водоема. Так последовательно происходит смещение ассоциаций от периферии к центру. Последней его стадией является превращение озера в осоковое болото.
Схема зарастания глубокого озера путем образования сплавин.
1 — торф сплавины; 2 — мутта, или пелоген; 3 — сапропелевый торф; 4 — сапропелит.
сплавины — островки растительности, оторванные от берегов или непосредственно примыкающие к минеральному берегу. Сначала эти сплавины образуют небольшие площади, затем по мере дальнейшего обмеления озера они разрастаются, соединяются с другими и покрывают озеро сплошным покровом болотной растительности из травяного и мохового ярусов. Эти образования известны под названием зыбуна.
Задание 12. Построить график высоты снеговой линии на разных широтах по данным таблицы.
Объяснить причину различного высотного положения снеговой линии по широтам в Северном и Южном полушариях.
Таблица. Высота снеговой линии на разных широтах земного шара
Широта, град | Высота снеговой линии, м | Широта, град | Высота снеговой линии, м | ||
Северное полушарие | Южное полушарие | Северное полушарие | Южное полушарие | ||
90-80 80-70 70-60 60-50 50-40 | 40-30 30-20 20-10 10-0 |
П р и м е ч а н и е. На оси ординат откладывают высоту снеговой линии, на оси абсцисс – географическую широту.
Масштабы: горизонтальный – в 1см 5º; вертикальный – в 1см 300 м.
Задание 13. Нарисовать схему горно-долинного ледника, отметив: область абляции, ригель, ледопад, область аккумуляции, моренные отложения, фирн, поверхность коренных пород, границу между областью питания и абляции, лед.
Пособия
1. Миллиметровая бумага.
2. Цветные карандаши.
Самостоятельная работа №4.
Биосфера. Географическая оболочка
Задание 1. На основании данных табл. 16 выяснить (вычислив %): а) где больше биомасса – в океане или на суше, и во сколько раз? б) каково сочетание биомассы растений и биомассы животных на суше и в океане? Полученные выводы объяснить.
Таблица. Распределение биомассы Земли между сушей и