Модель пресс-агента (конец 19 века)
Появилась в эпоху становления PR и базируется на пропаганде, в процессе которой общество или индивидуума убеждают в конкретном мнении, при этом часть правды (или вся достоверная информация) удерживается от получения адресатом. Представляет примитивную систему, которая работает в одностороннем порядке, что противоречит принципам современного PR.
Модель общественной информации (США, начало 20 века)
Базируется на принципе распространения определенной информации, без необходимости убеждения. К ключевому мнению, адресат приходит самостоятельно. Положительная сторона модели в правдивости информации.
Одним из инструментов, является наем работника СМИ или PR сферы, для описания новостных событий в организации. Отрицательная сторона в одностороннем канале информации, достигается только цель донести новость к аудитории, без изучения реакции аудитории.
Двухсторонняя ассиметричная модель (20-е годы 20 века)
В отличие от предыдущей модели, работает с двухсторонней передачей информации или обратной связью. Асимметрия возникает от приоритетного канала коммуникаций от организации. Мнения аудитории исследуется, но учитывается только в интересах организации.
Двухсторонняя симметричная модель (60-70-е года 20 века)
Баланс отношений между получателем и отправителем уравненный, информация из вида монолога превращается в диалог. Исследуются реакция общества на информационное воздействие, степень покрытия и приема информационного сообщения
Модели коммуникации выбираются в зависимости о поставленных целей и задач, поэтому сложно определить какую либо модель как основу деятельности PR. В реальности, специалист PR выбирает модель не только по ситуации, но и учитывая предпочтения руководства PR компании.
1.Модель манипулятивная - ПРЕСС-ПОСРЕДНИЧЕСТВО ИЛИ "ПАБЛИСИТИ"
Модель пресс-агента возникла в конце 19 века. Это односторонняя модель, имеющая чисто пропагандистские цели. Получателя убеждают, но при этом достижение полной правды не входит в задачи коммуникации.
Аналогом ее является первый этап становления PR в США, когда главной целью PR-специалистов была пропаганда той или иной организации, ее продукции и услуг всеми возможными способами. 25 лет назад термин «пресс-агент» правильно описывал суть деятельности PR-практиков, как связующего звена или посредника между клиентами и СМИ.
PR-активность ограничивается односторонней коммуникацией и направлена на оказание помощи организации в контролировании тех групп общественности (в данном случае потребителей, клиентов), от которых зависит ее работа.
Первая модель получила в научной литературе название «манипуляция», «пропаганда», «паблисити». Основные характеристики данной модели:
· Используются любые средства для привлечения внимания общественности, для оказания давления на нее, влияния на принятие решения
· Правдивость и объективность информации не являются обязательным условием, этические аспекты деятельности игнорируются
· Потребитель (целевая аудитория) рассматривается как пассивный получатель информации.
· Главным «проводником» сообщений являются СМИ, отношения с иными группами общественности минимальны
· Задача PR – привлечь внимание общественности, а не устанавливать взаимопонимание
· Понимание не является ключевым понятием, и успех будет измеряться размером колонки или протяженностью эфира
2.МОДЕЛЬ ИНФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ
Модель общественной информации возникает в США в начале 20 века. Здесь речь идет о распространении информации, а не об убеждении, причем правдивость информации начинается выступать в роли одной из целей этой модели.
Примером реализации этой модели служит нанятый журналист, который правдиво освещает то, что происходит в компании или фирме. Но коммуникативный поток все равно носит односторонний характер. Исследователи в этой области заняты тем, чтобы установить, достигли ли сообщения цели и как были поняты аудиторией.
Сам Дж. Грюниг называет ее «журналистской».
Ее суть в следующем:
· PR на данном этапе реализуется как «журналист на фирме», который пишет об организации, старается учитывать интересы как организации, так и общественности
· Распространение информации является главной задачей PR – работы, подразумевается регулярная работа со средствами массовой информации, при этом информация должна быть точной и правдивой
· В модели фиксируется необходимость правдивого, но позитивного информирования целевых аудиторий - правительства, общественных организаций и общественности для получения их поддержки, соответственно негативные факты и события замалчиваются
· Как и первая модель, «информирование общественности» относится к односторонним моделям, необходимость исследования отношения общественности и обратной связи с ней не предполагается