Введение.
Новая Зеландия всегда была обособлена от остального мира. Как с географической и биологической, так и с исторической и культурной точек зрения.
Она расположена в юго-западной части Тихого океана в полинезийском треугольнике. Основная территория – два острова, разделенных проливом Кука, остров Южный и Северный. Помимо этих двух островов Новой Зеландии принадлежит около 700 островов меньшей площади, большинство из которых необитаемы. Западное побережье островов омывается Тасмановым морем, остальные берега страны — Тихим океаном.
В связи с продолжительной изоляцией природный мир Новой Зеландии очень отличается от остального мира. Он богат эндемиками, одним из которых является птица киви, ставшая символом страны.
Первыми людьми, начавшими освоение Новой Зеландии, стали выходцы из Восточной Полинезии, прибывшие туда предположительно в XI-XIV веках. В XVIII веке начали прибывать европейцы. Новая Зеландия, оставаясь достаточно обособленной, начала обрастать историей и культурой, на которую почти не влияли тенденции остального мира. Литература, кинематограф, наука и медицина развивались скорее параллельно миру, чем вместе с ним.
Очень интересна как традиционная медицина маори, так и развитие медицины после прихода европейцев вплоть до современного этапа.
Маори
Культура маори во многом основана на культуре Полинезийцев, но подверглась большим изменениям в связи с другим природным окружением.
Маори прибыли в Новую Зеландию приблизительно 700 лет назад. Существует легенда о том, как они пришли на 7 каноэ со своей прародины, Гаваики. Предания сохранили не только названия лодок, но и имена вождей и рулевых.
|
Новой Зеландией эти острова назвал Абель Тасман. Сами маори называют свою страну «Ао Теа Роа» (Белое Длинное Облако). Северный остров — Те ика а Мауи (Рыба Мауи), Южный — Те Вака а Мауи (Лодка Мауи).
На языке маори слово māori обозначает «нормальные», «естественные» или «обычные», что в приданиях отличает обычного человека от божества или духа (wairua, вайруа) (А например wai māori (вай маори) означает обычную, пресную воду).
Ритуалам отводилась и отводится огромная роль и придается большое значение. Существует «тапу» - закон природы, и «ноа» - ритуал, позволявший обойти или искупить нарушение тапу.
Религия маори обладает разветвленным семейным древом богов. О верховном боге Ио знали только посвященные, проходившие испытания и постигавшие мудрость в отдалении от своей общины.
Очень интересной культурной традицией является особая татуировка маори, Та-Моко. Она наносится на кожу с помощью специального зубила, «у́хи» (маори uhi), а не посредством игл. В результате кожа теряет свою гладкость, и на ней появляются углубления.
После 19 века ухи сменили на иглы и татуировка стала менее опасна для здоровья.
Раньше же Та-Моко считалась важным испытанием на жизненном пути каждого маори.
Татуировка может означать род, положение в обществе, работу, брак и т.п.
Медицина маори
«Мощная смесь психологии и фармакологии».
Rongoa Māori.
Ронгоа – название растительных медикаментов, произведенных маори, первых жителей Новой Зеландии. Эти медикаменты помогали при многих заболеваниях и улучшали состояние больных.
|
Медицина маори направлена скорее на поддержание здоровья, чем на лечение уже развившегося заболевания,
В традиционном лечении Маори при постановке диагноза придерживаются целостного подхода, включающего в себя разум, тело и дух:
Маури (mauri – искра жизненной силы), вайруа (wairua - дух) и тапу (tapu – закон природы).
Учитывалась генеалогия, условия жизни, история болезни.
Медицинское знание маори передавали из поколения в поколение. Врачевателей они называли Тохунга (Tohunga), и современные маори до сих пор используют многие из приемов предков.
Тапу и ноа.
Тапу считалось важнейшей силой действующей на жизнь маори. По тапу выстраивались правила поведения относительно священных объектов, людей, мест, обрядов и обычаев. Места и объекты тапу должны были быть оставлены в покое, требовали аккуратного обращения или же о них вообще было запрещено говорить. Отступление от тапу могло привести к болезни, безумию или смерти.
Ноа же было дополнительным действием, благословлением (разрешением) на отступление от тапу при определенных обстоятельствах. В качестве ноа использовались растения, молитвы и ритуалы.
Рисунок Готтфрида Линдауэра.
(Gottfried Lindauer).
Некоторые Тохунга считались настолько тапу (священными), что по поверьям еда могла очернить их, и они не могли питаться самостоятельно.
Врачеватели маори (Тохунга)
Тохунга-врачеватели использовали целебные растения, варили на их основе тоники, делали различные препараты (rakau rongoā, ракау ронгоа). Применяли массажи (mirimiri, миримири), целебные молитвы (karakia, каракиа) и различные водные процедуры.
|
Примером медицинской процедуры может быть использование сока «Ака», его выдували на рану или кровоизлияние с помощью бамбуковой трубочки в качестве кровоостанавливающего.
Так же часто использовалась акупунктура, скарификация, поколачивание маленькими палочками для лечения невралгии, болях и ревматизме.
Прибытие европейцев познакомило врачевателей с огнестрельными ранениями, и хирурги маори научились извлекать снаряды-шарики из ран. Если же им не получалось удалять пули, они замазывали входное отверстие мокрой глиной и стягивали листьями «карака».
В 18 веке ученый Джозеф Бэнкс, путешествовавший с капитаном Джеймсом Куком, заметил, что все маори обладают отличным здоровьем и не страдают ни от каких болезней.
Сейчас ронгоа, искусство медицины, не забыто и ему обучают в общинах маори через серию курсов.
Самым сложным в для студентов становится недостаток знаний о лекарственных растениях. Так же они должны знать порядок их сбора, который позволяет не навредить флоре, и только потом их обучают собственно подготовке препаратов. Все это проходит в контексте обычаев и культуры маори, свойственной ронгоа.