Крупные российские проекты (строящиеся)




 

Здесь собраны реализуемые в настоящее время крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1].

Содержание [убрать] · 1 Символы нации o 1.1 Реконструкция ВДНХ o 1.2 Программа-200 · 2 Космонавтика и ракетная техника o 2.1 Продолжение космической программы «Луна» (исследование приполярных районов Луны) o 2.2 Ракета-носитель «Союз-5» («Иртыш», «Сункар») o 2.3 Пилотируемый космический корабль «Орёл» o 2.4 Ракета космического назначения «Ангара-А5М» o 2.5 Космический ракетный комплекс «Амур» — строительство второй очереди космодрома «Восточный» o 2.6 Транспортная космическая система с ядерной силовой установкой o 2.7 Зенитно-ракетный комплекс С-500 o 2.8 Межконтинентальная баллистическая ракета «Сармат» o 2.9 Космический телескоп Миллиметрон (Спектр-М) o 2.10 Международный проект по исследованию Марса «ЭкзоМарс» o 2.11 Космический ракетный комплекс сверхтяжёлого класса с ракетой-носителем «Енисей» · 3 Авиация o 3.1 Ил-114-300 o 3.2 МС-21 o 3.3 Ил-96-400М o 3.4 Российско-китайский дальнемагистральный широкофюзеляжный пассажирский самолёт CR 929 o 3.5 Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) o 3.6 Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160М2 o 3.7 Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 «Премьер» o 3.8 Ил-112В o 3.9 Ил-276 o 3.10 ПД-35 o 3.11 «Изделие 30» · 4 Крупнейшие корабли и суда o 4.1 Атомный ледокол проекта 10510 «Лидер» o 4.2 Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» — модернизация o 4.3 Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» — глубокая модернизация o 4.4 Атомные двухосадочные ледоколы проекта 22220 (ЛК-60Я) o 4.5 Ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 955А «Борей-А» o 4.6 Многоцелевые атомные ракетные подводные крейсера проекта 8851 «Ясень-М» o 4.7 Исследовательская атомная подводная лодка проекта 09852 «Белгород» o 4.8 Атомная подводная лодка «Хабаровск» o 4.9 Фрегаты проекта 22350 o 4.10 Сторожевые корабли проекта 11356 o 4.11 Корвет «Меркурий» проекта 20386 o 4.12 Корветы проекта 20385 o 4.13 Корветы проекта 20380 o 4.14 Подводные лодки проекта 636.3 «Варшавянка» o 4.15 Подводные лодки проекта 677 «Лада» · 5 Бронетехника o 5.1 Семейство боевых машин на базе гусеничной платформы «Армата» o 5.2 Семейство боевых машин на базе гусеничной платформы «Курганец-25» o 5.3 Семейство боевых машин на базе колёсной платформы «Бумеранг» · 6 Морские порты o 6.1 Новороссийская военно-морская база o 6.2 Развитие порта Оля o 6.3 Зерновой терминал в порту Усть-Луга o 6.4 Многофункциональный терминальный комплекс Lugaport в порту Усть-Луга o 6.5 Угольный терминал «Лавна» o 6.6 Порт Вера · 7 Железные дороги o 7.1 Обновление парка пассажирских вагонов Египта o 7.2 Электрификация линии Гармсар — Инче Бурун, Иран o 7.3 Линия Западный Кутай — Баликпапан, о. Калимантан, Индонезия o 7.4 Линия Выходной — Лавна Октябрьской ж. д. o 7.5 Реконструкция сахалинских железных дорог с перешивкой на отечественную колею — завершение работ o 7.6 Реконструкция участка Мга — Гатчина — Веймарн — Ивангород и железнодорожных подходов к портам на Южном берегу Финского залива o 7.7 Комплексная реконструкция участка Волховстрой — Мурманск o 7.8 Комплексная реконструкция участка Максим Горький — Котельниково — Тихорецкая — Крымская с обходом Краснодарского узла o 7.9 Комплексная реконструкция участка Разъезд 9 км — Юровский — Анапа — Темрюк — Кавказ o 7.10 Развитие инфраструктуры участка Междуреченск — Тайшет o 7.11 Комплексная реконструкция участка Карымская — Забайкальск o 7.12 Комплексная реконструкция участка Трубная — В. Баскунчак — Аксарайская (строительство второго главного пути) o 7.13 Строительство и реконструкция железных дорог в Сербии o 7.14 Реконструкция БАМа и Транссиба (БАМ-2) · 8 Автомобильные дороги o 8.1 Северный дублёр Кутузовского проспекта в Москве o 8.2 Строительство и реконструкция автодороги Симферополь — Евпатория — Мирный o 8.3 Обход Аксая на федеральной трассе М4 «Дон» o 8.4 Автодорога Солнцево — Бутово — Видное o 8.5 Центральная кольцевая автомобильная дорога o 8.6 Федеральная трасса Колыма — Омсукчан — Омолон — Анадырь o 8.7 Надым — Салехард o 8.8 Коренная реконструкция автодороги Санкт-Петербург — Пряжа (А121 «Сортавала») o 8.9 Екатеринбургская кольцевая автодорога o 8.10 Реконструкция автомобильной дороги Южно-Сахалинск — Оха o 8.11 Реконструкция автомобильной дороги Улан-Удэ — Турунтаево — Курумкан — Новый Уоян o 8.12 Сыктывкар — Ухта — Печора — Усинск — Нарьян-Мар с подъездами к городам Воркута и Салехард o 8.13 Владивосток — Находка — порт Восточный o 8.14 Северо-Восточная хорда в Москве o 8.15 Южный обход Нижнего Новгорода o 8.16 Платная скоростная автомагистраль Шали (М7) — Бавлы (М5), республика Татарстан o 8.17 Автодорога Тюмень — Нижняя Тавда — Междуреченский — Урай — Нягань — Приобье o 8.18 Коренная реконструкция автодороги Комсомольск-на-Амуре — Могды — Чегдомын o 8.19 Коренная реконструкция федеральной трассы А181 «Скандинавия» o 8.20 Восточный обход Новосибирска o 8.21 Реконструкция федеральной трассы М52 «Чуйский тракт» o 8.22 Реконструкция развязок на Московской кольцевой автомобильной дороге o 8.23 Федеральная трасса «Таврида» o 8.24 Обход Лосево и Павловска на федеральной трассе М4 «Дон» o 8.25 Обход Вологды o 8.26 Платный обход Балашихи и Ногинска на трассе М7 «Волга» с новым выездом на МКАД o 8.27 Обход Хабаровска o 8.28 Обход Усолья-Сибирского и Тельмы на трассе Р255 «Сибирь» o 8.29 Обход Тольятти o 8.30 Калужская кольцевая автомобильная дорога · 9 Линии метрополитена o 9.1 Челябинский метрополитен o 9.2 Строительство Казанского метрополитена — вторая линия o 9.3 Строительство Петербургского метрополитена o 9.4 Московские центральные диаметры o 9.5 Строительство Московского метрополитена · 10 Крупнейшие мосты o 10.1 Второй мост через Зею в Благовещенске o 10.2 Климовский мост через Волгу, Самарская область o 10.3 Второй мост через Шексну в Череповце o 10.4 Волгоградский мост (вторая и третья очередь) o 10.5 Железнодорожный мост через Амур в Еврейской автономной области o 10.6 Центральный (Царский) мост через Обь в Новосибирске · 11 Крупнейшие тоннели o 11.1 Новый (Второй) Байкальский тоннель o 11.2 Второй Северомуйский тоннель · 12 Аэропорты и аэродромы o 12.1 Развитие аэропорта Домодедово (Москва) · 13 Трубопроводы и хранилища o 13.1 Международный газопровод «Северный поток-2» o 13.2 Сахалин — Хабаровск — Владивосток (вторая очередь) · 14 Крупнейшие линии электропередачи и подстанции o 14.1 ВЛ-220 Усть-Омчуг — Омчак (Новая) o 14.2 Вторая цепь «Северного транзита» ВЛ 330 кВ Кольская АЭС – Княжегубская ГЭС – ПС 330/110/35 кВ Лоухи – Путкинская ГЭС – ОРУ 330 кВ Ондской ГЭС o 14.3 ВЛ 750 кВ Ленинградская — Белозерская · 15 Гидроэнергетика o 15.1 Комплексная модернизация Саратовской ГЭС o 15.2 Усть-Среднеканская ГЭС имени А. Ф. Дьякова — достройка o 15.3 Загорская ГАЭС-2 · 16 Атомная энергетика o 16.1 Опытно-демонстрационный энергетический комплекс с реактором БРЕСТ-300 (проект «Прорыв»), г. Северск Томской обл. o 16.2 Ленинградская АЭС-2 — энергоблок № 2 o 16.3 3 и 4 энергоблоки АЭС Куданкулам, Индия o 16.4 Белорусская АЭС, Беларусь o 16.5 Вторая очередь АЭС Моховце, Словакия o 16.6 Курская АЭС-2, Курская область o 16.7 АЭС «Аккую», Турция o 16.8 АЭС «Эль-Дабаа», Египет o 16.9 АЭС «Ханхикиви-1», Финляндия o 16.10 АЭС «Руппур», Бангладеш o 16.11 Вторая очередь АЭС «Бушер», Иран o 16.12 АЭС «Пакш-2», Венгрия · 17 Тепловая энергетика o 17.1 Коренная реконструкция энергосистемы Калининградской области o 17.2 ТЭС «Лонг Фу 1» o 17.3 ПГУ-ТЭС завода «Нижнекамскнефтехим» o 17.4 Приморская ТЭС o 17.5 ТЭС «Сирик», Иран o 17.6 Совгаванская ТЭЦ (ТЭЦ в городе Советская Гавань Хабаровского края) o 17.7 Четыре энергоблока на Кубе · 18 Сельское хозяйство и пищевая промышленность o 18.1 Тепличный комплекс ООО «Агро-Инвест», Калужская область o 18.2 Птицеводческий кластер «Агросила», Набережные Челны o 18.3 Свинокомплексы «Агроэко» в Воронежской области o 18.4 Свинокомплексы ОАО «Ариант», Челябинская область o 18.5 Кластер «Биокомплекс», г. Омск o 18.6 Межрегиональный проект по расширению производства качественной говядины компании «Мираторг» — завершение работ o 18.7 Великолукский свиноводческий комплекс, Псковская область o 18.8 Птицекомплекс по производству мяса утки «Птицекомплекс Алексеевский», Оренбургская область o 18.9 Агропромышленный комплекс «Елецпром», г. Елец, Липецкая область o 18.10 Тепличный комплекс ООО «Зелёная линия», Краснодарский край o 18.11 Специализированный рыборазводный завод растительноядных рыб, Адыгея o 18.12 Агропарк «Ставрополье» o 18.13 Свинокомплексы ООО «Таврос», Башкирия o 18.14 Свинокомплексы «Тамбовский бекон» в Тамбовской области o 18.15 Свинокомплексы «Ариант-Сибирь» в Кемеровской области o 18.16 Свинокомплексы «Мерси-Трейд» в Приморском крае o 18.17 Тепличный комплекс «Тульский», Тульская область · 19 Угледобывающие предприятия o 19.1 Угольный разрез «Первомайский», Кузбасс o 19.2 Эльгинское угольное месторождение (достройка) o 19.3 Инаглинский угольный комплекс, Якутия o 19.4 Техническое перевооружение ОАО «Ургалуголь», Хабаровский край o 19.5 Строительство угледобывающего комплекса на Межегейском месторождении Улуг-Хемского угольного бассейна, Республика Тыва · 20 Нефтяные и газовые месторождения o 20.1 «Арктик СПГ 2» — освоение месторождений и строительство завода по сжижению газа на Гыданском полуострове o 20.2 Сахалин-3 o 20.3 Киринское газоконденсатное месторождение o 20.4 Южно-Киринское газоконденсатное месторождение o 20.5 Харасавэйское газовое месторождение · 21 Добыча негорючих полезных ископаемых o 21.1 Гремячинское месторождение калийных солей o 21.2 Талицкий участок Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей o 21.3 Вторая очередь горно-обогатительного комбината «Олений ручей» o 21.4 Подольское медно-цинковое месторождение o 21.5 Модернизация горно-обогатительного комбината «Апатит» o 21.6 Быстринский горно-обогатительный комбинат, Забайкальский край o 21.7 Освоение месторождений природного урана Хиагдинского рудного поля o 21.8 Урановый рудник № 6 Приаргунского производственного горно-химического объединения · 22 Промышленность строительных материалов · 23 Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность o 23.1 Дальневосточный центр глубокой переработки древесины o 23.2 Асиновский лесопромышленный парк, Томская обл. o 23.3 Деревообрабатывающий завод «Кроношпан Башкортостан», г. Уфа o 23.4 Завод по производству гофрокартона, г. Невинномысск · 24 Строительная промышленность o 24.1 Цементный завод «Михайловцемент» — комплексная модернизация, Рязанская обл. · 25 Металлургия o 25.1 Техническое перевооружение Выксунского металлургического завода o 25.2 Цех по выпуску бесшовных труб на АО «Выксунский металлургический завод» o 25.3 Расширение производства Волгореченского трубного завода o 25.4 Ковровский сталепрокатный завод o 25.5 Новый листопрокатный цех на Ашинском металлургическом заводе o 25.6 Богучанский алюминиевый завод — вторая очередь o 25.7 Тайшетский алюминиевый завод o 25.8 Арктик Палладий · 26 Нефтегазоперерабатывающая и нефтегазохимическая промышленность o 26.1 Амурский газоперерабатывающий завод o 26.2 Реконструкция производства Ангарской нефтехимической компании o 26.3 Третья очередь Антипинского нефтеперерабатывающего завода, г. Тюмень o 26.4 Будённовский газохимический комплекс o 26.5 Реконструкция производства «Газпром добыча Астрахань» o 26.6 Реконструкция завода «Газпромнефть-Омский НПЗ» — завершение работ o 26.7 Комплекс «ЗапСибНефтеХим», город Тобольск o 26.8 Кандымский газоперерабатывающий завод, Узбекистан — завершение строительства o 26.9 Новоуренгойский газохимический комплекс o 26.10 Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов «ТАНЕКО», Нижнекамск, республика Татарстан (пусковой комплекс 1б) o 26.11 Реконструкция Комсомольского нефтеперерабатывающего завода, Хабаровский край o 26.12 Реконструкция Московского нефтеперерабатывающего завода o 26.13 Реконструкция Новокуйбышевского нефтеперерабатывающего завода o 26.14 Реконструкция нефтеперерабатывающего завода компании «Нафтна индустрия Србие» в Панчево, Сербия o 26.15 Реконструкция Туапсинского нефтеперерабатывающего завода (вторая и третья очереди) o 26.16 Яйский нефтеперерабатывающий завод (вторая очередь) o 26.17 Завод Ямал СПГ — четвёртая технологическая линия o 26.18 Комплекс по производству, хранению и отгрузке сжиженного природного газа в районе КС «Портовая» · 27 Химическая промышленность o 27.1 Установки по производству метанола-ректификата М-500 предприятия «Щёкиноазот», Тульская область o 27.2 Комплекс по производству аммиака-карбамида-меламина завода «Метафракс», Пермский край o 27.3 Тольяттиазот — модернизация o 27.4 Химический парк «Тагил» o 27.5 Завод чистых полимеров «Этана», Кабардино-Балкария o 27.6 Уральский электрохимический комбинат — комплексная модернизация · 28 Фармацевтическая промышленность o 28.1 Биофармацевтический кластер Магнус-Грозный · 29 Машиностроение o 29.1 Модернизация «Ижорских заводов» o 29.2 Судостроительный комплекс «Звезда» — вторая очередь o 29.3 Калининградский автокластер o 29.4 Коломенский завод — техническое перевооружение o 29.5 Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений «Кольская верфь», Мурманская область o 29.6 Петербургские моторы o 29.7 Приморский автомобильный кластер o 29.8 Северо-Западный региональный центр концерна ПВО «Алмаз-Антей», Санкт-Петербург · 30 Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы o 30.1 Московский международный деловой центр «Москва-Сити» o 30.2 Екатеринбург-Сити o 30.3 Лахта-центр o 30.4 Ахмат-тауэр o 30.5 Район «Академический», г. Екатеринбург o 30.6 Жилой район имени Ю. А. Гагарина («Солнечный-2»), г. Саратов o 30.7 Волгоград-Сити o 30.8 Город Циолковский, Амурская область o 30.9 Национальный космический центр, г. Москва · 31 Торговые и логистические комплексы o 31.1 Обновление системы хранения материальных средств и вооружений Министерства обороны России o 31.2 Новосибирский оптово-распределительный центр · 32 Гидротехнические сооружения o 32.1 Реконструкция сухого дока 35 судоремонтного завода o 32.2 Сухой док судостроительного комплекса «Звезда» o 32.3 Реконструкция объектов инфраструктуры канала имени Москвы o 32.4 Восстановление полноценного судоходства на Оке o 32.5 Реконструкция и расширение оросительных систем в Ставрополье o 32.6 Багаевский низконапорный гидроузел · 33 Связь, телекоммуникации и обработка данных o 33.1 Сеть АСЦ Почты России o 33.2 Внедрение сетей 4G LTE · 34 Технопарки и особые экономические зоны промышленно-производственного типа o 34.1 Инновационный центр «Сколково» o 34.2 Технополис «Москва» o 34.3 Технополис GS (Калининградская обл.) o 34.4 Особая экономическая зона «Алабуга» (продолжение развития) o 34.5 Индустриальный парк «Ворсино» (продолжение развития) o 34.6 Особая экономическая зона «Дубна» o 34.7 Особая экономическая зона «Зеленоград» o 34.8 Особая экономическая зона «Липецк» o 34.9 Особая экономическая зона «Тольятти» o 34.10 Технопарк «Ингрия» o 34.11 Промышленная зона «Заволжье» o 34.12 Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр o 34.13 Промышленно-логистический парк Новосибирской области o 34.14 Логопарк «Толмачёво» o 34.15 Промышленный парк в ЗАТО г. Железногорск o 34.16 Индустриальный парк «Грабцево» o 34.17 Технопарк «Росва» o 34.18 Технопарк «Саров» o 34.19 Технопарк «Мордовия» o 34.20 Технополис «Химград» o 34.21 Индустриальный парк «Узловая», Тульская обл. · 35 Наука и образование o 35.1 Многоцелевой исследовательский реактор на быстрых нейтронах (МБИР) o 35.2 Лазерная установка УФЛ-2м в Сарове o 35.3 Международный экспериментальный термоядерный реактор o 35.4 Коллайдер NICA o 35.5 Ускоритель FAIR o 35.6 Проект исследования Марса «ЭкзоМарс» o 35.7 Реконструкция Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского o 35.8 Миллиметрон (Спектр-М) o 35.9 Супер чарм-тау фабрика · 36 Здравоохранение и социальная защита o 36.1 Федеральный центр медицинской радиологии в Димитровграде o 36.2 Медицинский центр «Новомосковский», г. Москва · 37 Экология o 37.1 Инфраструктура по переработке всего полезного мусора o 37.2 Сеть мусоросжигательных заводов в Московской области · 38 Спортивные, туристические объекты и особые экономические зоны туристско-рекреационного типа o 38.1 Спортивный комплекс «Олимпийский» в Москве — коренная реконструкция o 38.2 Реконструкция международного детского центра «Артек», Республика Крым · 39 Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий o 39.1 Мероприятия по борьбе с пандемией коронавируса COVID-19 o 39.2 «Северный широтный ход» — комплексный инфраструктурный проект развития Арктической зоны России o 39.3 Комплексное развитие Мурманского транспортного узла o 39.4 Социально-экономическое развитие Курильских островов o 39.5 Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла o 39.6 Освоение минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Забайкальского края o 39.7 Туристический кластер на Северном Кавказе o 39.8 Развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополь o 39.9 Программа «Моя улица», г. Москва — продолжение o 39.10 Летняя Универсиада 2023 в Екатеринбурге · 40 См. также · 41 Ссылки · 42 Примечания

[править]Символы нации

[править]Реконструкция ВДНХ

26 марта 2014 года Всероссийскому выставочному центру (ВВЦ) было возвращено историческое название — Выставка достижений народного хозяйства ВДНХ. Началась комплексная реконструкция существенно не обновлявшегося с начала 1950-х годов крупнейшего выставочного комплекса в Москве. Согласно оценкам, стоимость реконструкции составит около 13 млрд руб. только по объектам, находящимся в ведении города Москвы, всего же в реконструкцию выставки может быть вложено до 60 млрд рублей[1]. Ко дню 75-летия ВДНХ 1 августа 2014 года был завершён первый этап реконструкции выставки. За время работ территория ВДНХ увеличилась в два раза и превысила 520 га[2]См. фоторепортаж. Завершить реконструкцию планируется не ранее конца 2019 года.

[править]Программа-200

Проект[3], стартовавший в 2010 году, предусматривает строительство в ближайшие годы 200 православных храмов в Москве на средства благотворителей и добровольные пожертвования при организационной поддержке Правительства города Москвы. Программа призвана построить храмы в шаговой доступности для населения спальных районов столицы, где один храм приходится зачастую на более чем сотню тысяч человек и находится настолько далеко, что дойти до него пешком проблематично. В целом для достижения среднероссийской обеспеченности храмами — 11,2 тыс. человек на один храм — в Москве необходимо было бы построить почти 600 храмов[4], поэтому эта программа хоть и является большим шагом вперёд, но полностью проблему не решит. По состоянию на декабрь 2019 года по программе уже введены в строй 56 храмов, в целом завершено строительство 10 храмов и ещё 30 храмов строится[5].

Учитывая, что полная стоимость одного храмового комплекса составляет порядка 150…170 млн рублей[6], фактическая общая стоимость программы может достичь значения порядка 30 млрд рублей, из которых на начало 2014 года было собрано более 1 млрд рублей[7]. При этом, однако, надо учитывать, что в денежном выражении расходы могут получиться значительно меньше из-за широкого использования добровольного труда на строительстве, а также неденежных пожертвований материалами, услугами и т. п.

Проект подвергается[8] троллингу со стороны либеральной оппозиции, обычно путём простого «забывания» о благотворительных источниках финансирования.

Аналогичный проект строительства 100 храмов предпринимается в Санкт-Петербурге, но находится на более ранней стадии, при этом с 2015 года работа активизировалась[9].

[править]Космонавтика и ракетная техника

См. также Российский космос

[править]Продолжение космической программы «Луна» (исследование приполярных районов Луны)

Космическая программа «Луна» осуществлялась СССР в 1958—1976 годах.

Задачами возобновлённой программы в период 2020-х годов станут — тестирование универсальной посадочной платформы, составление подробной карты поверхности Луны, сбор образцов льда бурением и их анализ, сбор при помощи мини-лунохода образцов грунта и льда, добытых другими станциями, доставка образцов грунта на Землю[10]. Выполнение этих задач будет входить в подготовку к пилотируемым полётам и высадкам российских космонавтов на Луну, а также установлению мест для постоянно действующей российской научно-исследовательской базы на Луне.

Всего запланирована работа четырёх автоматических межпланетных станций. Полёт первой из них — «Луна-25» — запланирован на 2021 год[11]. Вторая — «Луна-26» — должна полететь в 2022 году, третья — «Луна-27» — в 2023 году[12], четвёртая — «Луна-28» — в 2027 году[13].

[править]Ракета-носитель «Союз-5» («Иртыш», «Сункар»)

Ракета космического назначения среднего класса, создаваемая на основе задела из российских комплектующих ракеты «Зенит», производство которой осталось на Украине. Проект, ранее известный как «Феникс» и «Сункар» и долго находившийся фактически на стадии ранних обсуждений, резко активизировался после принятого в мае 2017 года решения об использовании для запусков нового пилотируемого космического корабля «Федерация» именно этой ракеты вместо модернизированной «Ангары-А5», тогда же он и унаследовал название «Союз-5» от ранее разрабатывавшегося, также на ранних стадиях, семейства ракет на сжиженном природном газе и кислороде. Стоимость проекта, даже без учёта наземных комплексов и «Морского старта», которые могут быть отчасти унаследованы с модернизацией от «Зенита», составит не менее нескольких десятков миллиардов рублей. Первые пуски ракеты ожидаются не ранее 2021 года. В 2017 году началось активное эскизное проектирование, основной этап разработки ракеты начат с открытием бюджетного финансирования в 2018 году[14][15]. Стоимость проекта оценивалась в 61,198 млрд рублей[16]. Производство ракет началось весной 2019 года[17].

Предполагается, что ракета первоначально будет запускаться с существующего стартового комплекса ракеты «Зенит» на космодроме Байконур и с существующего же комплекса «Морской старт». В варианте для Байконура она, возможно, будет называться «Сункар».

[править]Пилотируемый космический корабль «Орёл»

Пилотируемый космический корабль нового поколения, значительно превосходящий по размерам «Союз», проектируется с 2009 года и должен начать полёты в начале 2020-х. Корабль, носивший также во время разработки названия ПТК НП (Пилотируемый транспортный корабль нового поколения) и «Федерация», будет отличать возможность использования также в лунных экспедициях для которых он и создается.

Стоимость проекта оценивалась не менее, чем в 57,5 млрд рублей[18].

[править]Ракета космического назначения «Ангара-А5М»

Начало летных испытаний новой модификации ракеты запланировано на 2024 год с космодрома «Восточный»[19], где для этого создается ракетный комплекс «Амур».

[править]Космический ракетный комплекс «Амур» — строительство второй очереди космодрома «Восточный»

Новый космодром, строящийся в настоящее время в Амурской области, включает стартовые площадки и город для обслуживающего персонала. Первая очередь космодрома, построенная ранее, позволила запускать ракеты-носители семейства «Союз» среднего и, видимо, лёгкого (Союз-2.1в) класса. В рамках второй очереди космодрома Восточный будет построен космический ракетный комплекс (КРК) «Амур»[20] для ракет семейства «Ангара», контракт подписан 3 октября 2018 года[21]. Подготовка к строительству началась в середине августа 2017 года — на космодром прибыли 48 вагонов технологического оборудования. Контракт на строительство второй очереди космодрома Восточный будет подписан в конце августа 2018 года, а сами работы планируется начать в сентябре 2018 года[22]. В конце 2019 года начался монтаж технологического оборудования.[23] Завершить возведение КРК «Ангара» планируется в 2023 году. На строительство второй очереди Восточного планируется выделить 238 млрд рублей[24][25][26].

Всего на космодроме планируется строительство более 400 сооружений, в том числе 120 сооружений технического и стартового комплексов, 11 объектов аэродромного комплекса со взлётно-посадочной полосой длиной 4500 м, инженерных коммуникаций протяжённостью 88 км, автомобильных и железнодорожных путей общей протяжённостью более 170 км, 30 объектов социально-культурного и бытового назначения и 42 жилых домов.

Предполагается, что после 2021 года Россия перестанет быть зависимой от использования, оставшегося на территории Казахстана Байконура во всех аспектах космических программ. Прежде всего, это касается пилотируемой космонавтики и запуска тяжёлых ракет-носителей[27]. Стоимость создания космодрома оценивается в 300 млрд рублей[28], из них стоимость первой очереди — около 120 млрд рублей, в том числе 111 млрд рублей — стоимость объектов пускового минимума[29].

Для 12 000 сотрудников космодрома рядом на площади 140 га строится город Циолковский, который станет первым в России населённым пунктом, названным в честь основоположника космонавтики Константина Циолковского.

До 2030 года на космодроме планируется дополнительно создать инфраструктуру для новой сверхтяжёлой ракеты, предназначенной для освоения дальнего Космоса и, в частности, Луны.

[править]Транспортная космическая система с ядерной силовой установкой

Система, предназначенная для работы на высоких орбитах и в дальнем космосе, имеет в 20 раз больший удельный импульс по сравнению с химическими двигателями и позволяет существенно (в разы) увеличить массу грузов поднимаемых с земли при экспедициях к Луне, Марсу и другим телам солнечной системы. На разработку в период с 2010 по 2018 выделяется 17 млрд рублей[30]. Реактор, разрабатываемый НИКИЭТ с 2009 года должен быть готов к концу 2014 года[31]. Центр Келдыша занимается разработкой ядерной энергодвигательной установки, а транспортно-энергетический модуль (межпланетный буксир) проектирует РКК «Энергия».

В июне 2014 года в НИКИЭТ им. Н. А. Доллежаля были завершены испытания системы управления реактором космической ядерной энергодвигательной установки[32].

В декабре 2015 года на базе НПО «Машиностроение» успешно завершились испытания защиты первой ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса для транспортно-энергетического модуля космического аппарата[33].

В марте 2016 года топливная компания Росатома МСЗ (ТВЭЛ «Машиностроительный завод») впервые в России произвела опытную партию уникального космического ядерного топлива, которое понадобится в будущем для ядерной энергодвигательной установки[34][35].

Космический аппарат с ядерной энергодвигательной установкой (ЯЭДУ) планируется создать к 2025 году[36].

Разработка российских приборов для проекта «ЭкзоМарс»

[править]Зенитно-ракетный комплекс С-500

В настоящее время разрабатывается «качественно новая» зенитно-ракетная система большой дальности С-500[37][38]. Находится в производстве с 2019 года, но на вооружение поступит, видимо, не ранее 2020-х годов.

[править]Межконтинентальная баллистическая ракета «Сармат»

Новая тяжёлая жидкостная межконтинентальная баллистическая ракета должна поступить в армию не позднее 2020 года. Ракета предназначена для замены вырабатывающих последний ресурс ракет РС-20В «Воевода», выпускавшихся в советское время в Днепропетровске[39][40].

[править]Космический телескоп Миллиметрон (Спектр-М)

Космическая обсерватория миллиметрового и инфракрасного диапазонов длин волн с криогенным телескопом диаметром 10 м.

См. раздел «Наука и образование».

[править]Международный проект по исследованию Марса «ЭкзоМарс»

Прототип марсохода программы «Экзомарс» (вариант 2015 года)

Из-за недостатка финансирования первоначально проект Европейского космического агентства (ЕКА), позднее совместный с США, а в итоге ставший совместным российско-европейским. В отличие от большинства совместных проектов прошлых лет, роль России не ограничивается предоставлением ракеты и/или пары приборов, а Российская академия наук в результате получит те же права на полученные данные, что и ЕКА. Финансирование проекта с российской стороны началось в конце 2012 года[41], соглашение с ЕКА подписано в апреле 2013 года[42].

Проект предусматривает отправку к Марсу в 2016 году орбитального аппарата и посадку на Марс стационарной платформы и марсохода в 2018 году, первый аппарат при этом, помимо выполнения исследований с орбиты будет служить ретранслятором для платформы и марсохода. Запуск космических кораблей планируется с помощью двух ракет «Протон», орбитальный аппарат и марсоход будут изготовлены ЕКА с использованием российских научных приборов, посадочную платформу (и вообще второй аппарат за исключением марсохода) будет изготавливать НПО им. Лавочкина. Стоимость только европейской части проекта составляет около 1 млрд евро[43].

[править]Космический ракетный комплекс сверхтяжёлого класса с ракетой-носителем «Енисей»

Президент Владимир Путин подписал указ о создании сверхтяжёлой ракеты в конце января—начале февраля 2018 года. Эскизное проектирование должно завершиться к ноябрю 2019 года, а первый пуск запланирован на 2028 год. Предполагается, что ракета отправит к Луне макет нового пилотируемого корабля «Федерация», он облетит её и вернется на Землю[44]. К 2027 году планируется завершить работу по проектированию и созданию ракеты. В 2028 году должен состояться первый пуск[45]. Стоимость создания ракеты сверхтяжёлого класса оценивается примерно в 700—750 млрд рублей[46]. Сверхтяжелая ракета-носитель создаётся по указу Президента России на базе задела по ракете «Союз-5» («Иртыш»)[47]. По проекту выполненная на базе пакета из доработанных первых ступеней разрабатываемого «Союза-5» ракета будет выводить на Низкую Опорную Орбиту (НОО) порядка 80 тонн полезного груза, а в перспективе до 160 тонн[48].

27 марта 2018 была размещена закупка «Роскосмосом» у единственного исполнителя «Разработка эскизного проекта космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса» (Шифр СЧ ОКР «Элементы СТК» (ЭП)) Максимальная стоимость закупки 1,6 млрд рублей. Срок окончания работ – 31 октября 2019 года.

Проведение летных испытаний сверхтяжёлой ракеты запланировано с 2028 года.

В соответствии с проектом технического задания КРК СТК должен обеспечить выведение полезных грузов массой до 80 тонн на низкую околоземную орбиту и не менее 20 тонн на окололунную полярную орбиту. При разработке должны быть предусмотрены возможности увеличения выводимой массы полезных грузов до 140 тонн на низкую околоземную и до 27 на окололунную орбиты. В состав космического ракетного комплекса должны входить: сверхтяжелая ракета-носитель, разгонный блок, межорбитальный буксир, стартовый и другие технические комплексы.

Создание КРК СТК позволит существенно расширить возможности реализации ряда перспективных космических программ — освоения Луны, исследования дальнего космоса, создания космических комплексов противоастероидной защиты и тому подобных[49].

[править]Авиация

Техническое усложнение современных самолётов, обусловленное во многом сложностью проектирования конструкций из композиционных материалов, привело к тому, что программы создания самолётов во всем мире становятся очень затратными. Не составляют исключения и российские проекты.

[править]Ил-114-300

Идут работы по модернизации и возобновлению производства регионального пассажирского самолёта вместимостью до 64 кресел. На начало 2019 года идет строительство опытного образца Ил-114-300, он должен подняться в воздух летом 2019 года. Начало серийного производства запланировано на 2021 год[50].

[править]МС-21

Первый полёт МС-21, 28 мая 2017 года

Создаваемое семейство ближне‑среднемагистральных самолётов МС-21, которые должны заменить Ту-134, Ту-154 и отчасти Ту-204. Производство первых опытных образцов началось в феврале 2014 года. Предполагается, что вместе с Суперджетом МС-21 может закрыть 80 % потребностей авиакомпаний России в новых самолётах. Объём инвестиций в проект — 164 млрд рублей [51][52][53].

Первый полёт новейшего российского пассажирского узкофюзеляжного ближне-среднемагистрального самолёта МС-21-300 состоялся на аэродроме Иркутского авиационного завода 28 мая 2017 года. Общая продолжительность полёта составила 30 минут, он проходил на высоте 1000 метров при скорости 300 км/час[54]. Сейчас самолёт прошёл все стадии первых лётных испытаний и началась стадия активного строительства. ОАК[55] анонсировало появление самолёта на авиасалоне в Малайзии осенью 2017 года[56][57][58].

В 2014 году в Иркутской области начались работы по созданию машиностроительного кластера в области авиастроения — основным звеном станет научно-производственная корпорация «Иркут», головной производитель авиалайнера МС-21[59]. Самолёт будет оснащаться новым турбовентиляторным авиадвигателем ПД-14, разработка которого также стала очень крупным проектом.

[править]Ил-96-400М

Идут работы по модернизации и возобновлению серийного производства аэробуса Ил-96 вместимостью до 435 кресел при дальности до 9000 км. Весной 2018 года на ВАСО началось изготовление первых деталей модернизированного Ил-96-400М. Согласно действующему контракту, изготовление опытного Ил-96-400М завершится в декабре 2019 года. Сертификационные испытания лайнера должны завершиться в 2020 году выдачей дополнения к сертификату типа[60]. Только в 2017—2019 годах на проект предполагалось выделить 17,2 млрд рублей[61].

[править]Российско-китайский дальнемагистральный широкофюзеляжный пассажирский самолёт CR 929

Меморандум о заинтересованности в создании широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта вместимостью до 320 кресел и дальностью до 14000 км был подписан в апреле 2014 года, а основополагающие документы — 25 июня 2016 года во время официального визита Владимира Путина в Китай. Облик самолёта был впервые представлен 2 ноября 2016 года на 20-м международном авиационно-космическом салоне China Airshow 2016. Интерес России при этом состоит как в импортозамещении, так и в получении доступа на крупный китайский рынок. Интерес Китая также состоит в импортозамещении, а также в использовании в проекте российских ключевых технологий[62]. В 2017 году учреждено совместное предприятие CRCAIC с равными долями российской и китайской сторон и в том же году самолёт получил название CR 929 [63].

На начало 2019 года идет эскизное проектирование машины и выбор поставщиков[64]. Первый полёт запланирован на 2025 год[65].

Параллельно проекту также разрабатывается авиадвигатель ПД-35, который планируется сделать также отчасти совместным.

[править]Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА)

Перспективный авиационный комплекс дальней авиации, то есть стратегический бомбардировщик-ракетоносец. Будет дозвуковым и сможет решать задачи, которыми сейчас заняты сразу три типа самолетов дальней авиации — Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3[66].

Контракт на создание был подписан в декабре 2013 года, фактически начали создавать с начала 2014 года, когда было открыто финансирование проекта, при этом исследования по этой теме проводились и ранее[67].

10 апреля 2014 года было заявлено о завершении проектирования ПАК ДА[68]. 1 марта 2017 года было объявлено, что в компании «Туполев» создан первый полноразмерный макет ПАК ДА[69]. В декабре 2019 года стало известно о начале производства деталей опытных экземпляров са<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: