1.Через пять лет после окончания ПТУ работник Н. повысил свою квалификацию и стал бригадиром. Это пример
|
| 1)
| социальной стратификации 3) социальной роли
|
| 2)
| социальной мобильности 4) социализации
| |
2. Т. родился в Париже, его бабушка уехала из России еще до революции 1917 г. Т. хорошо знает русский язык и русскую культуру. Он гордится тем, что он русский. Признаки какой общности проявляются в этом примере?
|
| 1)
| Демографической 2) территориальной 3) этносоциальной 4) конфессиональной
| |
3. Какой признак лежит в основе объединения людей и их групп в такую социальную общность, как горожане?
|
| 1)
| Политический 2) территориальный 3) профессиональный 4) социально-классовый
| |
4. Для определения социальной структуры общества значимыми признаками является(-ются)
|
| 1)
| физические данные 3) умственные способности
|
| 2)
| особенности темперамента 4) профессия
| |
5. Социальное неравенство выражается в
|
| 1)
| изменении социального статуса человека 3) многообразии социальных норм
|
| 2)
| разном доступе к социальным благам 4) особенностях поведения людей
| |
6. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А.
| Получение образования является средством социальной мобильности.
| Б.
| Вертикальная мобильность может осуществляться вопреки желанию человека.
| |
| 1)
| верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
| |
7. Степень признания обществом достоинств личности конкретного человека – это
|
| 1)
| Престиж 2) статус 3) авторитет 4) роль
| |
8. Установите соответствие между определениями и понятиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
|
| ОПРЕДЕЛЕНИЯ
|
| ПОНЯТИЯ
| А)
| поведение человека, соответствующее его социальному положению
| Б)
| предписание, определяющее рамки поведения
| В)
| перемещение из одной социальной группы в другую
| Г)
| разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение
| |
| 1)
| социальная мобильность
| 2)
| социальная стратификация
| 3)
| социальная роль
| 4)
| социальная норма
| | |
9. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1)Социологи определяют социальную роль как поведение субъекта, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей. (2)Принято считать, что социальная роль – это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения. (3)Социальную роль человек реализует в рамках того или иного статуса. (4)По нашему мнению, именно социальная роль позволяет человеку легко и безболезненно интегрироваться в любую социальную систему.
Определите, какие положения текста носят
|
| А)
| фактический характер Б) характер оценочных суждений
| |
10. Что является примером вертикальной социальной мобильности?
|
|
| 1)
| переезд на новое место жительства
|
| 2)
| получение титула баронета мелкопоместным дворянином
|
| 3)
| получение рабочим водительских прав
|
| 4)
| переход банковского служащего на ту же должность в другой банк
| |
|
| | |
11. Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по политико-идеологическому признаку. Найдите и выпишите термин, выпадающий из этого ряда.
Коммунисты, социал-демократы, либералы, католики, консерваторы.
11. Найдите в приведенном перечне группы, образованные по единому критерию, и запишите цифры, под которыми они указаны.
|
| 1)
| Богатые 2) бедные 3) холостые 4) женщины 5) зажиточные
| |
12. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой __________ (1). Это явление получило название социальной __________ (2). Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют __________ (3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е. __________ (4). __________ (5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и т.п. Каналами мобильности выступают социальные __________ (6): семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п.»
Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.
Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
|
| А)
| Миграция Г) институт Ж) группа
| Б)
| Мобильность Д) статус З) стратификация
| В)
| Горизонтальная Е) вертикальная И) маргинализация
| |
13.Установите соответствие между примерами и видами социальной мобильности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
| ПРИМЕРЫ
|
| ВИДЫСОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
| А)
| ученый-историк начал преподавать в университете
| Б)
| старший преподаватель получил должность доцента
| В)
| офицер получил внеочередное звание
| Г)
| девушка-католичка накануне бракосочетания перешла в протестантскую веру
| |
| 1)
| вертикальная
| 2)
| горизонтальная
| | |
14. Тех, кто оказался на социальном дне, называют
|
|
| 1)
| Кастами 2) стратами 3) маргиналами 4) люмпенами
| |
|
| | |