Способ получения информации в результате количественного и качественного анализа документальных источников (письма, автобиографии, средства СМИ, картин, литературных произведений и т.п.).
Архивный метод (праксиметрический или анализ продуктов деятельности) здесь психолог не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует дневниковые записи и заметки самого испытуемого.
Документы могут быть:
личные (биография, дневники, фото);
групповые (радиопередачи, газеты, реклама);
продукты деятельности людей.
Контент-анализ – более или менее формализованный метод анализа документов, при котором на основе гипотезы исследователя в документальных материалах выделяются специальные единицы информации и подсчитывается частота их употребления. Контент-анализ представляет собой один из наиболее разработанных и строгих методов анализа документов, в ходе которого исследователь выделяет единицы содержания и квантифицирует полученные данные. Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются:
1) слово термин, символ,
2) суждение или законченная мысль,
3) тема,
4) персонаж,
5) автор,
6) целостное сообщение.
Каждая единица рассматривается в контексте более общей структуры.
Контент-анализ применяется в 2-х случаях:
когда документов много;
документ большой.
Контент-анализ может использоваться в 3-х качествах:
как основной метод;
как параллельный метод, применяемый в комплексе с другими;
как вспомогательный метод или процедура обработки данных, полученных при других исследованиях.
Эксперимент
4 особенности по Рубинштейну:
в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое явление;
экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса;
возможно попеременное исключение отдельных условий;
эксперимент позволяет варьировать количественные соотношения условий, допускает математическую обработку данных.
Эксперимент может быть:
1) лабораторный: обычно берется изучаемый процесс изолированно, внутри одной определённой системы условий. Лабораторный эксперимент в психологии проводится обычно в условиях, далеких от тех, в которых протекает практическая деятельность человека.
Против лабораторного эксперимента выдвигались три соображения:
искусственность эксперимента,
аналитичность и абстрактность эксперимента
осложняющую роль воздействия экспериментатора.
Однако здесь выключаются некоторые осложняющие условия, встречающиеся в жизненных ситуациях.;
2) естественный: стараются учесть влияние и подобрать естественные условия, соответствующие целям исследования. В этих условиях, подлежащие изучению, процессы наблюдаются в их естественном протекании, без всякого вмешательства со стороны экспериментатора;
3) психолого-педагогический, или формирующий: мы вводим элементы педагогического воздействия в сам эксперимент, строя изучение по типу экспериментального урока.
4) вспомогательный метод – физиологический эксперимент в его основной модификации (метод условных рефлексов).
Проективные техники
Данные методики начали развиваться с теории бессознательного (психоанализ) и теории ассоцианизма (мышление, воображение, фантазии).
Термин «проекция» был введен З.Ф. – это приписывание другим людям социально неприемлемых желаний, в которых человек отказывает себе сам. Существует 4 точки зрения на проекцию:
классическая: механизмы защиты (сублимация, вытеснение, рационализация, подавление, реактивное обучение, отрицание);
атрибутивная – приписывание другим своих личностных черт в зависимости от субъективного оценивания мира, своей самооценке;
рационалистическая – человек понимает свои неприемлемые способы поведения, но всегда их оправдывает;
созерцательная (аутистическая) – снижение порога узнавания различных объектов, каждый видит то, что хочет увидеть.
Теория ассоцианизма была задействована при таких методиках, как закончить предложения, рассказ, историю. Гальтон ввел ассоцианизм и выделил 75 слов-ассоциаций.
Термин «проективные техники» был введен Франком в 1939. он разработал классификацию методик:
методики структурирования – беспорядочный стимульный материал, который испытуемый должен структурировать, придать смысл (чернильные пятна Роршеха);
конструирования – создание из деталей нечто целое, которое создается в соответствии со своим опытом, чувствами, желаниями (по фрагментам рассказа составить целое);
интерпретации – нужно истолковать какое-либо событие (ТАТ);
катарсиса – освобождение при игровой деят-ти в специально организованных условиях (Игры в школе и дома, Самоукина);
экспрессии – рисование на свободную тему или заданную (рисунок семьи, ДДЧ, несуществующее животное);
изучения импрессии – предпочтение одних стимулов как наиболее желательных (Люшер);
дополнения – н. завершить рассказ, историю (Когда я думаю о школе, то…);
рефрактивные – описание личности человека, который схож по полу, возрасту с испытуемым. Характеристика на другого обычно является естественней самого испытуемого.
Плюсы:
изучение личности глобально (сознательное и бессознательное);
чем менее методика структурирована и не определены стимулы, тем более вероятность того, что сработают защитные механизмы;
результаты не оцениваются как правильные или нет, все ценные;
не ограничено во времени;
индивидуальны;
обеспечивают более тесный эмоциональный контакт с испытуемым, к-ый чувствует себя непринужденно и доверяет психологу;
психотерапевтический эффект;
опосредованно изучением личности.
Минусы:
не ограничено во времени;
нельзя оценивать большую группу, т.к. индивидуальны;
не совсем надежны и валидны;
интерпретация делается на основе жизненного опыта;
основано на интуиции психолога;
опосредованы изучением личности.
Тесты
Это стандартизированное, чаще всего ограниченное во времени испытание, проверка. Различаются:
индивидуальные/групповые;
устные/письменные;
бланковые/карандаш и бумага;
предметные;
аппаратурные;
компьютерные;
вербальные /невербальные
Терапия
Консультирование
Коррекция
Преподавание