Тема: Современные подходы и концепции менеджмента
Лукашева Алена.
Введение
Начиная с середины 80-х годов прошлого столетия, российское общество вышло на путь преобразований. В политической сфере эти преобразования направлены на демократизацию отношений в стране. В экономической области на место государственной централизации экономики пришли смешанная экономика, частная собственность, денежно-кредитная система, возглавляемая центральным банком страны, компании, коммерческие банки. Управление народным хозяйством строится на основе инструментов, принятых в экономиках промышленно-развитых стран. Новая макроэкономическая среда заставляет перестраивать управленческую работу предприятий, фирм, компаний и других организационно-правовых форм собственности. Коммерческие организации, целью которых является увеличение их стоимости в интересах владельцев, действуют теперь в конкурентной среде.
Наука управления коммерческими организациями пришла к нам с Запада, и если мы хотим занять достойное место среди западных стран, нам придется овладеть этой отраслью науки и практики. В этом состоит актуальность тематики курсовой работы.
Цель работы состоит в изучении теоретических основ современных подходов и концепций менеджмента. Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. выявить основные концепции менеджмента;
2. изучить процессный подход в менеджменте;
3. рассмотреть системный и ситуационный подходы менеджмента;
4. познакомиться с современными стратегиями управления;
5. дать анализ организационной структуре предприятия на примере некоторой организации;
6. сделать соответствующие выводы.
|
АКТУАЛЬНОСТЬ?????????????????????
Основные управленческие концепции менеджмента ЭТО ГЛАВА????????????
Правильный прогноз тенденций рынка позволяет разрабатывать стратегии, предвидеть возможные барьеры на пути к успеху и оперативно находить способы их преодоления. Очень важно уметь мобилизовать все ресурсы в случаях трудностей и неудач, четко расставлять приоритеты анализировать различные альтернативы и находить оптимальные варианты решений. Эффективность бизнеса в первую очередь определяется управленческой компетенцией руководителей. Управленческая (должностная) компетенция – это набор знаний, практического опыта, навыков и личностных качеств руководителя, позволяющий ему качественно решать определенные задачи для достижения определенных результатов. ИСТОЧНИК!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!Квалифицированное управление осуществляется на основе знаний, полученных при обучении и практического опыта. Основой управления являются знания, полезный опыт других компаний, собственный опыт руководителя, опробованные инструменты и навыки пользования ими. Практические знания в менеджменте имеют большую ценность, чем теоретические; полезный опыт скрупулезно изучается и передается дальше, а удачно разработанный инструмент для решения задач приносит гораздо больше пользы, чем научные теории.
Исходя из понимания сущности менеджмента, можно говорить о том, что наиболее востребованными управленческими компетенциями топ-менеджера являются: ИСТОЧНИК!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
1. Стратегическое мышление (системность, планомерность, умение предвидеть «картинку» – результат)
2. Знание базовых основ маркетинга для управления позицией компании на рынке.
3. Умение управлять финансовыми потоками в т.ч. использовать механизмы инвестирования в новые проекты.
4. Знание производства и операционной деятельности (закупок, логистики, складирования).
5. Понимание законов рынка, умение организовать маркетинг и процессы продаж.
6. Умение развивать новые продукты или услуги.
7. Понимание информационных технологий и подходов к автоматизации процессов.
8. Осуществление делового администрирования.
9. Знание профильного законодательства, регулирующего бизнес.
10. Навыки управления персоналом
11. Обеспечение безопасности – коммерческой, информационной, экономической, кадровой.
12. Поддержание связей с общественностью (формирование репутации и имиджа компании в обществе, в бизнес-сообществе или на рынке – на выбор).
В то же время любой руководитель выполняет определенное количество административных функций, таких как:ИСТОЧНИК!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
- сбор и анализ информации;
- принятие решений;
- планирование;
- организация;
- координация;
- контроль;
- мотивация;
- коммуникации.
|
Хороший менеджер должен быть и организатором, и товарищем, и наставником, и экспертом в постановке задач, и лидером, и человеком, умеющим слушать других. Он должен хорошо понимать возможности своих прямых подчиненных, их способности для выполнения конкретной поручаемой им работы. Менеджер должен знать принципы взаимодействия руководителей подразделений и работников внутри компании, развивать командную работу с целью удержания единства и правильности функционирования фирмы. Невозможно совместить в одном человеке перечисленное выше многообразие навыков и качеств топ-руководителя, но можно четко определить перечень требований к конкретной должности руководителя с учетом специфики отрасли, особенностей системы управления и корпоративной культуры конкретной компании и целей ее развития. Метод компетенций становится все более популярным в динамично развивающихся компаниях, так как предполагает использование единого языка в бизнес-процессе.
|
В отечественной практике используются две основные группы компетенций, необходимых руководителю: ИСТОЧНИК!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
1. Специальные компетенции – те умения и навыки, которые связаны с областью профессиональной деятельности. Например, финансовый директор должен уметь анализировать балансовый отчет, а руководитель группы программистов должен владеть важнейшими языками программирования.
2. Базовые компетенции – группа компетенций, которая основывается на интеллектуальных, коммуникативных, эмоциональных и волевых качествах человека.
Модель компетенций описывает должность руководителя в трех плоскостях:
видение (vision) – умение мыслить на стратегическом и тактическом уровнях, способность прогнозировать будущее и предвидеть появление проблем;
действие (action) – способность динамично и поступательно двигаться к достижению нужного результата (например, четкое планирование действий, настойчивость в стремлении к цели);
взаимодействие (interaction) – способность выстраивать такие отношения с окружающими, которые помогают добиваться наилучшего результата в работе (например, умение мотивировать подчиненных, способность работать в команде).
Процессный подход ЭТО ЧТО???????????????????????
Процессный подход это одна из концепций управления, которая окончательно сформировалась в 80-х годах прошлого века. В соответствии с этой концепцией вся деятельность организации рассматривается как набор процессов. Для того чтобы управлять, необходимо управлять процессами. Он стал одним из ключевых элементов улучшения качества.
Главное понятие, которое использует процессный подход – это понятие процесса. Существуют различные определения, но наиболее часто используется определение стандарта ISO 9001. МОЖЕТ СТОИТ НЕМНОГО ДОБАВИТЬ МАТЕРИАЛА ОБ ЭТОМ СТАНДАРТЕ??????? СОДЕРЖАНИЕ ЕГО И ЦЕЛИ, ДЛЯ ЧЕГО ОН!!!!!!!!!!!!!!!!!ИСТОЧНИК?????????????????????
Процесс - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, которые преобразуют входы в выходы. Важной составляющей процесса, которая не отражена в этом определении, является систематичность действий. Действия процесса должны быть повторяющимися, а не случайными.
Цель процессного подхода
Процессный подход был разработан и применяется с целью создания горизонтальных связей в организациях. КЕМ РАЗРАБОТАН?????????????????ИСТОЧНИК!!!!!!!!!!!!!! Подразделения и сотрудники, задействованные в одном процессе, могут самостоятельно координировать работу в рамках процесса и решать возникающие проблемы без участия вышестоящего руководства. Процессный подход к управлению позволяет более оперативно решать возникающие вопросы и воздействовать на результат.
В отличие от функционального подхода, управление процессами позволяет концентрироваться не на работе каждого из подразделений, а на результатах работы организации в целом. Процессный подход меняет понятие структуры организации. Основным элементом становится процесс. В соответствии с одним из принципов процессного подхода организация состоит не из подразделений, а из процессов.
Принципы процессного подхода
Процессный подход основывается на нескольких принципах. ИСТОЧНИК!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!Внедрение этих принципов позволяет значительно повысить эффективность работы, однако вместе с тем, требует и высокой корпоративной культуры. Переход от функционального управления к процессному требует от сотрудников постоянной совместной работы, несмотря на то, что они могут относиться к различным подразделениям. От того, насколько удастся обеспечить эту совместную работу, будет зависеть «работоспособность» принципов, заложенных в процессный подход.
При внедрении управления по процессам важно придерживаться следующих принципов:
Принцип взаимосвязи процессов. Организация представляет собой сеть процессов. Процессом является любая деятельность, где имеет место выполнение работ. Все процессы организации взаимосвязаны между собой;
Принцип востребованности процесса. Каждый процесс должен иметь цель, а его результаты должны быть востребованы. У результатов процесса должен быть свой потребитель внутренний или внешний.
Принцип документирования процессов. Деятельность по процессу необходимо документировать. Это позволяет стандартизовать процесс и получить базу для изменения и дальнейшего совершенствования процесса;
Принцип контроля процесса. Каждый процесс имеет начало и конец, которые определяют границы процесса. Для каждого процесса в рамках заданных границ должны быть определены показатели, характеризующие процесс и его результаты;
Принцип ответственности за процесс. В выполнении процесса могут быть задействованы различные специалисты и сотрудники, но отвечать за процесс и его результаты должен один человек.
Преимущества процессного подхода
За счет того, что процессный подход создает горизонтальные связи в работе организации, он позволяет получить ряд преимуществ, в сравнении с функциональным подходом.
Основными преимуществами процессного подхода являются:ИСТОЧНИК!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
- Координация действий различных подразделений в рамках процесса;
- Ориентация на результат процесса;
- Повышение результативности и эффективности работы организации;
- Прозрачность действий по достижению результата;
- Повышение предсказуемости результатов;
- Выявление возможностей для целенаправленного улучшения процессов;
- Устранение барьеров между функциональными подразделениями;
- Сокращение лишних вертикальных взаимодействий;
- Исключение невостребованных процессов;
- Сокращение временных и материальных затрат.
Совершенствование деятельности на основе процессного подхода
Процессный подход лежит в основе нескольких популярных и достаточно эффективных концепций по совершенствованию работы организаций. На сегодняшний день можно выделить четыре направления, которые используют процессный подход в качестве главного подхода по повышению эффективности деятельности.
К таким направлениям относятся:
Всеобщий менеджмент качества (TQM). Это концепция, которая предусматривает непрерывное повышение качества продукции, процессов и системы управления организацией. В основу работы организации ставится удовлетворение потребителя;
Постоянное улучшение процессов (Continuous Improvement Process). Это концепция, которая предусматривает незначительные, но постоянные улучшения процесса, по всем его составляющим. Наиболее известным подходом, в основе которого лежит постоянное улучшение процессов является японский подход кайдзен (kaizen);
Совершенствование бизнес-процессов (Business Process Improvement) или управление бизнес процессами(Business Process Management). Это подход, направленный на то, чтобы помочь организациям оптимизировать бизнес процессы с целью повышения их эффективности. Изменения процессов осуществляются постепенно, но обязательно на систематической основе;
Реинжиниринг бизнес-процессов (Business Process Reengineering). Этот подход возник в начале 90-х годов 20-го века. В его основе лежит переосмысление существующих процессов и их радикальное изменение (перепроектирование). В отличие от трех вышеуказанных подходов реинжиниринг предусматривает быстрое изменение процессов. Также в этом подходе значительный упор делается на применение информационных технологий. АЛЕНА!!!!!!!!!!!!!!!!!!! ИСТОЧНИКИ ВЕЗДЕ ДОЛЖНЫБЫТЬ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!