ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ. Жертвы современного «передела мира»: Карандышев, Робинзон и д




30.11

Домашняя работа

Жертвы современного «передела мира»: Карандышев, Робинзон и др. Нравственная проблематика пьесы

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Дворянин Юлий Капитоныч Карандышев – молодой «небогатый чиновник». У него небольшой достаток: «…вы капиталу не проживете, потому что его нет…».

Юлий хочет понравиться Ларисе Огудаловой, «…в доме вертится года три».

Интересно отношение к возможному претенденту на руку младшей дочери: «Гнать не гнали, а почета большого не было». Карандышева не выгоняли, он был нужен во времена «перемежки», «никого из богатых женихов ввиду не было, так и его придерживали». Чувствуется в словах автора насмешка: «чтобы не совсем пусто было в доме». Завистливый и глуповатый, он высокомерно относится к Ларисе Огудаловой, считает себя выше ее.

Почему вдруг Юлий стал достойным руки Ларисы? Последний претендент на место мужа был арестован в доме Огудаловых. Девушка устала от состояния невесты без приданного, поэтому соглашается выйти за первого, кто предложит. Им и оказался Юлий Капитоныч. «Теперь для меня и этот хорош…», - говорит девушка. Жених помнит, сколько унижения он вытерпел, «уколов для самолюбия», он считает, что сам добился своего нового положения. Карандышев не понимает, что он не пара девушке, его терпению нашлось вознаграждение. Настоящие обстоятельства создавшейся ситуации мужчина не анализирует, Юлий рад и несказанно счастлив. Хочет на ней жениться из меркантильных соображений, таким путем мечтает уравняться с богатыми людьми города. Его мелкие и ничтожные поступки вызывают презрение, он жалок и смешон.

Решение Ларисы преображает мужчину. Он начинает меняться в поведении: «…Еще как рад-то, сияет, как апельсин…». Карандышев «таскает Ларису на бульвар». Мелкий чиновник поднял голову, стал гордо ходить под руку с завидной красавицей городка, «…того гляди наткнется на кого-нибудь».

Чтобы стать более заметным, мужчина покупает лошадь. Привезли клячу или верблюда, разношерстную и смешную. Маленький кучер в большом кафтане управляет повозкой. Карандышев восседает так, как будто управляет дорогими рысаками. Юлий Капитоныч для солидности «…очки надел зачем-то, а никогда их не носил». Карандышев стал гордо нести себя. В речи стали чаще звучать слова: «я да я, я хочу, я желаю».

Вместо прежних низких поклонов при встрече со знакомыми, «едва кивает; тон какой взял; прежде и не слыхать было…». Человек изменился, ему хочется «погордиться и повеличаться». Удивительно наблюдать, как меняется юноша, простоявший в углу в ожидании малейшего знака внимания. Мелкий чиновник уже видит себя зятем известной в городе женщины, просчитывает все выгоды для себя, надеется на новые полезные знакомства. Мелочность души отталкивает от персонажа. Эгоистичный и самовлюбленный тип, из чувства оскорбленной гордости, убивает Ларису.

 

Робинзон – второстепенный герой пьесы А.Н.Островского «Бесприданница». Данный образ не является героем, определяющим сюжетную линию, однако он помогает раскрыть образы Паратова и Вожеватова, а также показать комичность и абсурдность всего общества.

Настоящее имя Робинзона – Аркадий Счастливцев. Свою кличку он получил из-за того, что Паратов его забрал с необитаемого острова, где он оказался после того, как, путешествуя на пароходе, напился вместе со своим другом — Непутёвым, дебоширил на пароходе, и капитан выбросил их на остров. Впервые Робинзон появляется в самом начале драмы вместе с Паратовым. На нём: «… плащ, правая пола закинута на левое плечо, мягкая высокая шляпа…». Паратову наплевать на Робинзона, тот нужен ему только для развлечения, чтобы Робинзон, так как он актёр — играл свою роль — заботливого друга.

Робинзон — простой человек, любящий иногда «выпить», не очень следит за собой. Он не очень разговорчив и во всём слушается Паратова, у которого есть деньги. Робинзона, также как и Ларису можно назвать «жертвой» Паратова, как ни преувеличенно это будет сказано, так как они оба полностью или хотя бы в большей степени зависят от него, полагаются на него, доверяют ему.

Образ Робинзона важен для характеристики Паратова, а затем – и Вожеватова. Он становится своеобразным шутом Паратова, полностью завися от него. Паратов подбирает Робинзона не из жалости, ведь он оставляет на необитаемом острове товарища Аркадия Непутевого, а ради собственного развлечения. Робинзон становится игрушкой в руках Паратова, у него нет ни документов, ни денег для дальнейшего существования. Поэтому он льстит своему хозяину и делает все, что тот скажет.

Робинзон – любитель выпить. Ради этого он готов на многое. Не зря автор упоминает профессию Аркадия Счастливцева – актер. Он одновременно играет роль клоуна и шута, но в то же время – искренен с Паратовым. Именно Робинзон спаивает Карандышева на его обеде. Герой отличается от описанного А.Н. Островским общества. Если для Паратова, Кнурова, Вожеватова главным были деньги, то для Робинзона – веселье и выпивка. Герой живет одним днем, не задумываясь о своей дальнейшей судьбе.

Фактически находясь внизу социальной лестницы, Робинзон все же ценит жизнь. Когда он от слуги узнает, что по улице ходит с пистолетом Карандышев, Робинзон пугается. Герой боится того, что Карандышев ищет именно его. Он прячется в комнате, потому что боится быть убитым. Робинзон говорит Карандышеву, что он человек семейный, а Паратов – всего лишь его знакомый.

Шутовское поведение Робинзона выполняет особую функцию в повествовании. Оно переплетается с трагичными обстоятельствами жизни Ларисы Огудаловой. Образ Робинзона помогает показать комичность современного А.Н. Островскому общества, его нелогичность и безрассудность. Сама кличка «Робинзон» отводит внимание читателей на прошлые времена, на необитаемый остров, где людям приходится выживать в одиночку. Каждый сам за себя – вот что характерно для общества «дельцов».

Паратов не ценит человеческие жизни, поэтому отдает Робинзона в пользование Вожеватову. Образ Робинзона помогает показать общие черты между Паратовым и молодым купцом. Равнодушие и жестокость – вот как относятся оба персонажа к Робинзону. Вожеватов обещает Робинзону, что они вместе поедут в Париж, однако после Робинзон узнает, что «Париж» – это обычный трактир.

Робинзон и Лариса Огудалова выделяются на фоне всего общества. Однако если главная героиня не может терпеть отношение к ней как к кукле, то Робинзона все устраивает: благодаря своему шутовскому поведению он получает жилье, пищу и, главное, выпивку. Он постоянно льстит Паратову, даже без причины, ему это просто нравится, его это также развлекает, как и Паратова. Паратов и другие жители уплывают за Волгу, делая так, чтобы Робинзон не отправился с ними. Его не задевает то, что над ним смеются, что его используют. Желание выпить подавляет в нем чувство гордости и собственного достоинства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: