Социальная структура общества




Ключи

 

 

А1

Социальные группы выделяются

1) с учётом генетических особенностей организма

2) с учётом индивидуальных психологических особенностей людей

3) в зависимости от развития способностей

4) по профессиональному признаку

 

А2

Какой признак свойственен современному западному обществу?

1) неразвитость институтов частной собственности

2) аграрный тип общества

3) высокая социальная мобильность

4) преобладание коллективистских форм сознания

 

А3

К малой социальной группе можно отнести

1) верующих России

2) женщин Москвы

3) бригаду рабочих

4) сторонников определенной политической партии

 

А4

Социальная группа, поведение членов которой регламентируется официальными документами, называется

1) референтной группой 2) формальной группой

3) устойчивой группой 4) большой группой

 

А5

К восходящей социальной мобильности относится

1) переезд из удаленного района в центр города

2) переход из мелкой фирмы в более крупную

3) смена гражданства

4) брак с представителем высшего класса

 

А6 Т4.43..1

Переезд девушки, вышедшей замуж, в семью мужа иллюстрирует

1) социальную мобильность 2) социальную стратификацию

3) социальное неравенство 4) социальную адаптацию

 

 

А7 ДВ12.А10

К критериям социальной стратификации относится(-ятся)

1) размер дохода 2) форма проведения досуга

3) черты характера 4) политические убеждения

 

А8

К. и Л. вступили в брак, образовали свою семью, стали жить отдельно от

родителей. Этот факт – пример

1) социальной санкции 2) социальной мобильности

3) социального контроля 4) социального конфликта

 

А9 Т4.43.2

Воспитание матерью в детях навыков чтения и письма иллюстрирует

1) социальную мобильность 2) процесс социализации

3) социальное неравенство 4) социальную адаптацию

 

А11 Т4.43. 3

Деление общества на классы является примером

1) социальной мобильности

2) социальной стратификации

3) социализации

4) социальной адаптации

А12 Т4.43. 6

Получение водительских прав является примером

1) социальной мобильности

2) социальной стратификации

3) социального неравенства

4) социальной адаптации

 

А13

Что является примером вертикальной социальной мобильности?

1) получение рабочим водительских прав

2) выплата премии продавцу магазина

3) переход банковского служащего на ту же должность в другой банк

4) получение титула барона мелкопоместным дворянином

 

А14

Верны ли следующие суждения о социальных группах?

А. Принадлежность к определенной социальной группе помогает человеку осознать свою принадлежность к обществу в целом.

Б. Принадлежность к различным группам определяет статус и престиж человека в обществе.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

А15

Верны ли следующие суждения о социальной стратификации общества?

А. Индивидуально-психологические особенности людей составляют основу социальной стратификации общества.

Б. Одним из критериев социальной стратификации является обладание властью.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

А16

Верны ли следующие суждения о социальном статусе человека?

А. В традиционном обществе многие статусы даны человеку от рождения.

Б. В традиционном обществе большинство статусов достигается человеком в процессе жизни.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

А17

Верны ли следующие суждения о социальной группе?

А. Деятельность любой социальной группы официально регламентирована.

Б. В социальной группе некоторые члены могут иметь большее влияние, чем другие.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

А18 ДВ12.А12

Верны ли следующие суждения об особенностях социальной мобильности? А. Войны и революции усиливают социальную мобильность индивидов и групп.

Б. Образование, личные качества помогают индивиду продвигаться вверх по социальной лестнице.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

А19

Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. Социальная мобильность – это разделение общества на группы, занимающие разное положение.

Б. Вертикальная социальная мобильность предполагает изменение социального статуса человека.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А20

Верны ли следующие суждения о видах социальной мобильности?

А. К горизонтальному виду мобильности относится повышение человека по

службе.

Б. К вертикальному виду мобильности относится переход человека в более

высокий социальный слой.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

А21

Верны ли следующие суждения о психологических особенностях молодежи?

А. Для подростка важны в первую очередь внешние события, поступки, друзья.

Б. В юношеском возрасте большее значение приобретает внут­ренний мир человека, открытие собственного «Я».

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

А22

Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. Социальные революции способствуют усилению социальной мобильности.

Б. Социальная мобильность индивида всегда приводит к изменению его социального статуса.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

 

В1-1 136-10. В1.

Запишите слово, пропущенное в таблице «Социальные группы»

 

Социальные группы примеры групп
  горожане, сельчане
демографические пенсионеры, дети

Ответ: территориальные

 

В1-2 552-10.В1.

Вставьте слово, пропущенное в таблице «Социальные группы»

 

группы примеры групп
демографические молодежь, пенсионеры, дети
артисты, инженеры, учителя

Ответ: профессиональные

 

В2

Ниже приведен перечень терминов, характеризующих социальные статусы

мужчины. Все из них, за исключением одного, относятся к достигаемым.

Ученый, отец семейства, член партии, сын академика, мастер спорта.

Найдите и укажите социальный статус, «выпадающий» из общего ряда.

Ответ: сын академика

 

В3-1 999-10.В3

Установите соответствие между примером социальной мобильности и его видом: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

ПРИМЕР СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

A) расторжение брака

Б) повышение в должности

В) понижение в должности

Г) рождение ребенка

Д) переход из одной школы в другую

ВИД СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

1) горизонтальная

2) вертикальная

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А Б В Г Д
         

 

 

В3-2

Установите соответствие между видом статуса и отде­льным статусом личности: к каждой позиции, данной в пер­вом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВИДЫСТАТУС0В

1) достигаемый

2) предписанный

ОТДЕЛЬНЫЕ СТАТУСЫЛИЧНОСТИ

A) русский

Б) люмпен

B) командир полка

Г) мужчина

Д) профессор вуза

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившую­ся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А Б В Г Д
         

В5-1

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)В наиболее развитых странах Запада средний класс составляет большинство населения – от 60 до 80%. (2) К нему принято относить врачей, преподавателей, служащих, предпринимателей, руководителей (менеджеров). (3) В российском обществе доля среднего класса составляет по разным оценкам от 12 до 25%. (4) Предполагаем, что по мере развития промышленности и подъема экономики нашей страны удельный вес среднего класса будет возрастать, а его состав – приближаться к обычному для стран Запада.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

 

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

       
А А А Б
 

С1-С4 ДВ12.С1-С4

Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм.

Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права означают возможность совершать определённые действия, обусловленные статусом. Чем выше статус, тем бoльшими правами наделяется его обладатель и тем бoльший круг обязанностей на него возлагается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение.

Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры поведения, досуг. (Р.Т. Мухаев)

1. Что, на взгляд автора, связывает социальный статус и социальную роль? В чём выражается эта связь?

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) указано связующее звено между статусом и ролью: ожидания людей;

2) раскрыт характер связи статуса и роли, например: занятие определённого положения (статуса) предполагает определённое поведение (человек ведёт себя должным образом).

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

 

2. Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм?

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) два условия закрепления ожидаемого ролевого поведения в качестве социальной нормы:

ожидания формально выражены;

− они зафиксированы в каких-либо актах, обычаях, традициях, ритуалах;

2) механизм поддержания ролевого поведения, например: за правильное выполнение своей роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.

 

3. Какие три основные функции одежды как социального символа выделяет автор? Используя обществоведческие и исторические знания, проиллюстрируйте любые две из них примерами.

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1 ) три функции одежды как социального символа:

обеспечение комфорта;

− соблюдение приличий;

− демонстративное выражение.

Функции могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

2) два примера, допустим:

переход, по соображениям комфорта, от одежды из синтетических тканей к вещам из натурального материала; сейчас одежда из хлопка или льна воспринимается как символ достатка, тогда как полвека назад таким символом была одежда из синтетики;

− одежда многих женщин-мусульманок призвана продемонстрировать образ женщины, следующей строгим нормам шариата, выполняющей все принятые в обществе правила приличия;

− демонстрационную функцию выполняет любая форменная одежда: военных, милиции и др. Она позволяет выделять людей данной группы, а также в ряде случаев отражает социальное положение (форма майора отличается от формы генерала).

Могут быть приведены другие уместные примеры

 

4. Приведите положение текста, отражающее соотношение статуса личности, с одной стороны, и круга и объёма прав и обязанностей, которыми она обладает, – с другой. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающих это положение.

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) положение текста: чем выше статус, тем бoльшими правами наделяется его обладатель и тем бoльший круг обязанностей на него возлагается;

Положение текста может быть приведено в иной, близкой по смыслу форме.

2) аргументы, например:

человек, занимающий высокий социальный статус, обладает правом принимать решения, касающиеся других людей (принимать на работу и уволить с нее, предложить на рассмотрение законопроект или наложить вето на имеющийся проект и т. п.);

− на людей высокого социального статуса, возлагается, как правило, широкий круг обязанностей с учётом их прав и возможностей (в случае чрезвычайной ситуации именно глава предприятия должен принять решения и организовать работу по устранению отрицательных последствий; капитан судна в случае угрозы гибели корабля должен покинуть его последним).

Могут быть приведены другие аргументы.

С5 134-10.С5

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная роль»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение должно содержать информацию о ролевом наборе, другое предложение должно содержать информацию о факторах, определяющих процесс реализации социальных ролей.

1) Модель, образец поведения, ориентированная на данный, конкретный ста­тус; ИЛИ поведенческая сторона статуса.

2) Сово­купность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом принято называть ролевым набором.

ИЛИ Каждая роль в ролевом наборе требует особой ма­неры поведения и общения с людьми.

ИЛИ В роле­вом наборе можно выделить: основные (типичные) социальные роли (семейно-бытовые, профессиональные, общественно-политические роли) и ситуационные роли (роли пассажира, пе­шехода, покупателя).

 

С6-1 133-10. С6.

Назовите любые три основания (признака) социальной стратификации и проиллюстрируйте примером каждый из них.

Ответ: могут быть названы любые основания из сл. перечня: по уровню и источникам доходов; по уровню образования; по профессиям; по бытовым условиям; по месту жительства; по качеству жизни; по включенности во властные структуры; по отношению к собственности; по расовой или национальной принадлежности; по религиозной принадлежности; по возрасту; по полу; по правовому статусу и др.

С6-2 999-10.С6

Назовите любые два условия (фактора), влияющие на процессы социальной мобильности, и проиллюстрируйте примером каждое из них.

Ответ: могут быть названы любые два фактора (канала, лифта) социальной мобильности из сл. перечня: изменение социального статуса (семьи), физические и умственные способности, получение образования, военная служба, вступление в брак, смена места жительства, (гражданская) война, иностранная интервенция, военный переворот, стихийные бедствия.

 

С7-1 553-10.С7

Владелец магазина решил сменить род занятий и уехал в деревню, где завел свое хозяйство. В свободное время он занялся любимым делом – стал писать акварели. Через некоторое время он устроил выставку своих картин, которая имела успех, что сделало его знаменитым, а продажа произведений с аукциона принесла немалый доход.

О каком социальном процессе свидетельствуют приведенные факты? Какие два вида этого процесса нашли здесь отражение? Проиллюстрируйте каждый из них приведенными в условии задания фактами.

Ответы:

1) социальный процесс: социальная мобильность

2) два вида мобильности и факты:

- горизонтальная мобильность (сменил род занятий и место жительства),

- вертикальная мобильность (стал знаменитым и богатым).

С7-2 301-10.С7

Театральная актриса эмигрировала в другую страну. Там она не смогла найти работу по специальности и вынуждена была стать официанткой в кафе. Здесь ее заметил известный режиссер и пригласил на главную роль в своем новом фильме, ставшем впоследствии очень популярным.

О каком социальном процессе свидетельствуют приведенные факты? Какие два вида этого процесса нашли здесь отражение? Проиллюстрируйте каждый из них приведенными в условии задания фактами.

Ответ: 1) социальный процесс: социальная мобильность.

2) два вида мобильности:

- нисходящая вертикальная мобильность (была актрисой, стала официанткой).

- восходящая вертикальная мобильность (была официанткой, стала известной актрисой).

 

С7-3

Проанализируйте ситуацию.

После окончания института молодой человек Н. устроился менеджером в коммерческий банк. Спустя некоторое время он закончил курсы повышения квалификации, после чего был назначен исполнительным директором банка. Изменения произошли и в личной жизни Н.: он женился на дочери вла­дельца банка.

Иллюстрацией какого социального процесса может служить данная ситуация? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?

Ответ: 1) социальный процесс: вертикальная восходящая социальная мобильность. 2) Факторы: - получение образования, выгодная работа в банке, курсы повышения квалификации, повышение по службе, выгодный брак. 3) Эти факторы называются каналами мобильности ИЛИ социальными лифтами.

 

С8

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальная мобильность». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

План (примерный)

1. Что такое социальная мобильность?

2. Виды социальной мобильности:

а) вертикальная и горизонтальная,

б) индивидуальная и групповая.

3. Каналы социальной мобильности:

а) изменение социального статуса (семьи),

б) физические и умственные способности,

в) получение образования,

г) военная служба,

д) вступление в брак,

е) смена места жительства,

ж) (гражданская) война, иностранная интервенция, военный переворот,

з) стихийные бедствия.

4. Маргинальность как следствие социальной мобильности.

 

 

С9 Т4..127.С9

«Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами»

(А.Фардж)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: