РЕАЛИЗАЦИЯ РЫНОЧНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ: МАРКЕТИНГОВЫЙ КОМПЛЕКС 4 глава




Защитой прав потребителей и общества в целом от недобросо­вестной коммерческой и маркетинговой деятельности занимаются не только органы государственного управления и регулирования, но и общественные консьюмеристские организации. Консьюме-ризм как движение в защиту прав потребителей включает не толь­ко общества и союзы защиты прав потребителей, экологические и государственные организации, но и сам бизнес в лице професси­ональных ассоциаций.

Маркетинг и общество в целом

Система маркетинга может обвиняться в том, что искусствен­но формирует и усиливает интерес людей к материальным ценно­стям. Благодаря маркетингу о людях больше судят по тому, что они имеют в собственности, чем по тому, кто они есть. Для того чтобы считаться успешным, человек должен иметь собственное большое жилье, автомобиль и последнюю домашнюю электронику. Бизнес нанимает рекламные агентства для создания материалистических моделей хорошей жизни. Маркетинг обвиняется в создании искус­ственных потребностей в обществе, оттесняя на задний план базо­вые человеческие ценности.

Однако маркетеры более успешны в обращении к существую­щим потребностям, чем в создании новых. Люди не полагаются только на маркетинговые источники, делая важные покупки. По­вторная покупка совершается, только если первая оправдала ожи­дания покупателя. Нередкие провалы новых продуктов на рынке свидетельствуют о том, что маркетеры не контролируют спрос на рынке. Желания потребителей формируются не только маркетин­гом, но и культурой общества, референтными группами, семьей, образованием..


Раздел I. Маркетинг и организация

Бизнес также обвиняется в том, что он продает слишком мно­го для частного блага и недостаточно для общественного. Продажи частным пользователям нередко требуют роста общественных ус­луг. Так, например, рост продаж табачной продукции увеличивает нагрузку на здравоохранение, а алкоголя — и на правоохранитель­ную систему. Рост продаж автомобилей усиливает нагрузку на эко­логию. Решением этой проблемы может быть установление балан­са между частными и общественными затратами и выгодами. Так, например, покупатели и производители табачной продукции и алкоголя должны компенсировать обществу издержки, связанные с использованием этих продуктов. Потребители табака и алкоголя должны употреблять эти продукты в соответствии с общественны­ми нормами, не нарушая прав и интересов других людей. Платное здравоохранение в США являет собой значимый стимул для боль­шинства потребителей вести здоровый образ жизни как экономи­чески выгодный.

Рекламная деятельность обвиняется в культурном загрязнении среды. Частые рекламные паузы постоянно засоряют сознание лю­дей сообщениями с идеями материализма, секса и статуса.

Маркетинг обвиняется в том, что его ведет большой бизнес, скупающий СМИ, рекламное время и место в масс-медиа и ис­пользующий их в своих политических целях. Однако масс-медиа рекламируют много товаров многих производителей, что позволя­ет СМИ оставаться независимыми от одного или немногих рекла­модателей. Кроме того, реклама — доминирующий источники фи­нансирования независимых СМИ, а потому — важный экономи­ческий фактор свободы слова и демократии в обществе.

Обвинения в неэтичности получает практика платного разме­щения ссылок в бесплатных поисковых системах Интернет, в част­ности в Yahoo!. Получается, что результаты поиска в общедоступ­ной поисковой системе недостаточно объективны, потому что пользователь получает в.первую очередь ссылки на ресурсы, опла­ченные самим источником. Эта проблема находит решение в иден­тификации ссылок, размещенных на платной основе, а также в создании и использовании платных информационных услуг.

Решением социально-этических проблем маркетинга занима­ются профессиональные ассоциации, разрабатывающие кодексы профессионального и корпоративного поведения.

'.8


1. Потребитель, маркетинг и общество

Маркетинг и деловая среда

Маркетинг может обвиняться в сокращении конкуренции и нанесении вреда другим компаниям. Поглощение конкурентов вместо самостоятельного освоения новых продуктов якобы сокра­щает конкуренцию, а потому лишает потребителя возможности выбора. За последнее десятилетие мир стал свидетелем поглоще­ний в нефтедобывающей, автомобильной, телекоммуникацион­ной отраслях, в отраслях финансовых услуг, розничной торговли, развлечений. На самом деле поглощения позволяют выжить более сильным компаниям, обеспечивая выживание бизнеса. Слияние компаний дает возможность освоения новых продуктов и техноло­гий, расширения выпуска продукции и снижения цен за счет эко­номии на масштабах операций. Кроме того, поглощения регулиру­ются законодательством.

Маркетинговая практика обвиняется в создании барьеров вхо­да на рынок для других компаний. Большие компании действи­тельно могут позволить себе использовать патенты и дорогостоя­щее продвижение, привязывать к себе поставщиков и дилеров и тем самым мешать новичкам входить на рынок. На самом деле часть барьеров — следствие естественных экономических преимуществ ведения бизнеса в крупных масштабах, а новичкам никто не ме­шает использовать стратегии ниши на основе гибкости и высокой реактивности.

Маркетинг обвиняется также в стремлении к нечестной конку­рентной практике, в намерениях нанести ущерб или разрушить другие компании. Это и установление цен ниже затрат, давление на поставщиков и требование к посредникам не продавать товары конкурентов. Однако грабительская конкуренция — предмет для разрешения в цравовом поле; для регулирования отношений кон­курентов существует несколько законов. Нередко то, что кажется несправедливым поведением на рынке, является здоровой конку­ренцией более эффективной компании с менее эффективной.

Маркетинговая деятельность компаний и организаций во мно­гом определяется масштабом ее бизнеса и рынка. Реальность XXI в. такова, что рынок все большего числа российских компаний и отраслей необходимо рассматривать в глобальном, т. е. общемиро­вом, контексте.


Раздел I. Маркетинг и организация

2. ГЛОБАЛЬНАЯ МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА

2.1. Глобализация деловой среды

2.2. Макросреда маркетинга Международная торговая система Экономическая среда маркетинга

Научно-технологические факторы Политико-правовая среда маркетинга Социокультурные факторы

2.3. Микросреда маркетинга
Компания

Потребители

Конкуренты

Партнеры

2.4. Формы ведения бизнеса на международных рынках
Импорт / экспорт

Контрактные соглашения Международные прямые инвестиции

2.1. Глобализация деловой среды

В XXI в. среда ведения маркетинга для многих компаний стано­вится все более глобальной. Так, например, компания Procter & Gamble маркетирует более 250 видов своих продуктов для более чем пяти миллиардов своих потребителей в 130 странах мира (www.pg.com). Компьютерные программы компании Microsoft уста­новлены на 95% компьютеров всего мира. В тестировании и разра­ботке продуктов этой компании участвуют специалисты многих стран. Офисы компании расположены более чем в 50 городах мира, где работает около 40 тысяч сотрудников. Электронные изделия и компоненты компаний Dell, HP, Intel, IBM Sony, Siemens и многих других производятся и продаются в нескольких регионах земного шара. Крупнейшая компания мира по объему продаж в 2002 и 2001 гг. — сеть супермаркетов Wal-Mart — включает более 4000 торговых точек, расположенных во всех регионах мира, а ее владе­лец S. R. Walton был назван британской газетой Sunday Times са­мым богатым человеком мира [Коммерсантъ, 23.04.01, с. 7].

Взаимосвязь экономик разных стран и регионов постоянно ра­стет. В 2005 г. мировой экспорт товаров и услуг, предполагается,


2. Глобальная маркетинговая среда

достигнет 28% валового внутреннего продукта, тогда как 20 лет назад — всего 9% [Kotler et al., 2001, p. 709].

Многие компании — IBM, Coca-Cola, Sony — ведут междуна­родную активность в течение нескольких десятков лет. Более 80% продаж Coca-Cola осуществляется за пределами США. Три четвер­ти машиностроения этой страны сосредоточены в транснацио­нальных корпорациях [Коммерсантъ, 16.10.01, с. 8]. Под маркой лидера сети быстрого питания McDonald's работает более 23 тысяч ресторанов в 111 странах мира. Сеть закусочных Burger King зани­мает второе место в мире по числу торговых точек — ее 11 тысяч закусочных, расположенные в 58 странах, ежедневно обслужива­ют 15 миллионов посетителей. 219,4 тысячи сотрудников крупней­шего в Европе производителя электроники Philips Electronics рабо­тают в 60 странах мира. Четверть продаж этой* корпорации со штаб-квартирой в Нидерландах приходится на США [Коммерсантъ, 12.05.01, с. 5].

Многие российские компании также интегрированы в глобаль­ные отрасли производства товаров и услуг. Так, например, Рус­ский алюминий — один из крупнейших на мировом рынке по­ставщиков первичного алюминия (www.expert.ru). Более половины продукции черной металлургии России отправляется на экспорт. В основном это продукция крупнейших металлургических комби­натов: Северсталь, Новолипецкого и Магнитогорского. Более поло­вины продаж авиабилетов компании Аэрофлот — крупнейшего рос­сийского авиаперевозчика— приходится на западные рынки. Ком­пания Российская электроника производит более половины всех чипов для калькуляторов в мире и более трети всех чипов мира для часов [PC Week/RE, 5.06.01, с. 20].

Сегодня конкуренция обостряется, и внутренние национальные рынки испытывают сильное давление иностранных производите­лей товаров и услуг. Многие российские компании, не думавшие об иностранных конкурентах всерьез, в последнее десятиле­тие XX в., после падения «железного занавеса» обнаружили их на своих собственных внутренних рынках. В эпоху, когда информа­ция, деньги, человеческие и другие ресурсы стали глобальными, значительная часть российских компаний не застрахована от про­блем глобальной конкуренции на своих российских рынках. Сегод­ня в России работает только американских компаний более 600. Для того чтобы конкурировать с иностранным бизнесом, необхо­димо постоянно улучшать свои продукты, продаваемые в своей стране, с тем чтобы они могли выводиться на зарубежные рынки.


Раздел I. Маркетинг и организация

Чем дольше компания откладывает свои программы интернацио­нализации, тем больше она рискует уступить свои рынки более активным конкурентам других стран и регионов мира.

Ряд отраслей сегодня уже глобальны. Это производство про­дуктов питания, одежды, автомобилей, программных средств, компьютеров и компонентов, а также аэрокосмическая, фарма­цевтическая, металлургическая отрасли, гостинично-туристичес-кий бизнес, топливно-энергетический бизнес, бизнес-образова­ние, финансовые услуги и многие другие. Глобальная отрасль — та, в которой конкурентная позиция компании на локальном или национальном рынке зависит от ее глобальной позиции. Компа­нии, занятые в этих и смежных отраслях, уже не имеют возмож­ности выбора, на каком рынке работать — на локальном или на международном. Они вынуждены интернационализировать свои операции, чтобы оставаться конкурентоспособными.

Глобальная компания ведет операции в нескольких странах, получая преимущества в маркетинге, производстве, исследовани­ях и разработках, в финансах, недоступные для конкурентов на­ционального внутреннего рынка. Глобальная компания видит мир как один рынок и работает на нем с дальней перспективой. Более 65% объема продаж компания Intel получает за пределами США. Еще осенью 2000 г. портфель инвестиций компании Intel охваты­вал 450 технологических компаний всех регионов мира и достиг 8 миллиардов долларов. Прямые инвестиции в 40 европейских ком­паний 15 стран превысили миллиард долларов [PC Week/RE, 5.09.01, с. 20]. На конец 2001 г. Intel планировала открыть и исполь­зовать 20 лабораторий электронного бизнеса во Франции, Герма­нии, Италии, России, Испании, Швеции и Великобритании, позволяющих разрабатывать, тестировать и отлаживать системы электронного бизнеса своих европейских клиентов.

Глобальные масштабы отрасли требуют глобального маркетинга. Бюджет глобального маркетинга процессора Pentium 4 корпорации Intel составил 300 миллионов долларов [PC Week/RE, 19.06.01, с. 1, 8]. На рекламу и маркетинг своего пакета Office XP компания Microsoft потратила 70 миллионов долларов, а на операционную си­стему Windows ХР — около 400 миллионов долларов (www.adage.com).

Для успеха на глобализующихся рынках средние и малые компа­нии не обязательно должны вести операции в десятках стран. Они могут использовать глобальные ниши. Например, компании, марке-тирующие свои продукты через Интернет (книги, компьютерные 42


2. Глобальная маркетинговая среда

программы, сувениры), могут обнаружить, что выходят на глобаль­ный рынок вне зависимости от своих намерений.

Разработка маркетинговых решений опирается на анализ сре­ды маркетинговой деятельности. Традиционно маркетологи рас-' сматривали среду своей деятельности на макро- и микроуровнях. Макросреду составляют факторы, наименее подконтрольные ком­пании. Микросреда — среда повседневной деятельности компа­нии, находящаяся в зоне ее ближайшего влияния и контроля. По­скольку Интернет и глобальные телекоммуникации размывают гра­ницы между макро- и микросредой маркетинга, будем считать это деление относительным и достаточно условным, прежде всего для глобальных и глобализующихся отраслей.

2.2. Макросреда маркетинга

Макросреда маркетинга — факторы наиболее общего воздей­ствия, оказывающие влияние на каждую организацию, ведущую маркетинг. Макросреда маркетинга большинства компаний в эпо­ху глобализации экономики, политики, культуры может рассмат­риваться в составе следующих основных компонент: экономичес­кая среда, политико-правовая среда, культурная среда.

Международная торговая система

Принятие решений' о масштабе бизнеса многих компаний пред­полагает знание международной торговой системы. Пытаясь про­давать за рубеж, российские компании сталкиваются с различны-■ ми торговыми ограничениями. Наиболее типичным является по­шлина, или тариф (tariff), — налог, взимаемый иностранным правительством с конкретных импортируемых им продуктов. Та­риф используется либо для получения дохода, либо для защиты собственных национальных компаний. Так, например, импортная пошлина на капролактам (сырье для получения полиамидных пласт­масс, пленок, волокон) в Китай с 1 января 2003 г. составляла 9% [Коммерсантъ, 10.01.03]. Россия обеспечивает более 40% потреб­ностей Китая в этом сырье.

Экспортеры могут столкнуться с таким ограничением, как кво­та (quota). Квота — предельный объем импорта страной продуктной категории. Целью квоты является защита местной промышленности и занятости. Так, например, квота на импорт российской стали в


Раздел I. Маркетинг и организация

Евросоюз в 2002 г. составила 1,282 млн тонн [Коммерсантъ, 11.07.02, с. 9]. Самой строгой формой квоты является эмбарго (embargo), или бойкот (boycott), — полный запрет импорта некоторых продукт-ных категорий.

Компании-экспортеры могут столкнуться с мерами валютного контроля (exchange controls), ограничивающими обмен и курс ва­лют. Возможны также нетарифные торговые барьеры (nontariff trade barriers) — ограничительные продуктные стандарты, например. Правительство страны может предъявлять требования доли учас­тия отечественных производителей в поставках товаров для госу­дарственных нужд.

Ряд международных организаций облегчают торговлю между странами. Например, Генеральное соглашение по тарифам и тор­говле (General Agreement on Tariffs and Trade, GATT), а также ре­гиональные соглашения о свободных торговых зонах. GATT было заключено в 1948 г. и теперь включает более 120 членов. GATT -форум для ведения переговоров по тарифным барьерам на много­сторонней основе. Результатом переговоров членов этой организа­ции явилось снижение средних тарифов на товары промышленно­го производства с 45 до 5%. Уругвайский раунд GATT учредил Все­мирную торговую организацию (World Trade Organization), основными целями которой сегодня являются надзор за GATT, за Генеральным соглашением по торговле услугами и соглашением по вопросам интеллектуальной собственности. Кроме того, WT0 является посредником в международных диспутах, а также накла­дывает торговые санкции.

Некоторые страны сформировали свободные торговые зоны, или экономические сообщества, регулирующие международную торговлю. Европейский Союз (European Union) создан в 1957 г. для сокращения барьеров на пути свободного потока товаров, услуг, финансов и трудовых ресурсов среди стран-членов и разработки политики торговли с другими странами. ЕС — один из крупнейших мировых рынков, его 15 стран-членов представляют 370 милли­онов потребителей и составляют 20% мирового экспорта. Рост чис­ла членов ЕС до 28 способен увеличить численность населения общего рынка до 450 миллионов [Kotleret al., 2001, p. 715]. В январе 2002 г. введение новой единой валюты - евро - охватило 11 стран ЕС с общей численностью населения 290 миллионов.

Североамериканское соглашение о свободной торговле (North American Free Trade Agreement, NAFTA), заключенное в 1994 г. между США, Канадой и Мексикой, установило общий рынок для 44


2. Глобальная маркетинговая среда

360 миллионов людей. В течение 15 лет Соглашение должно убрать торговые барьеры и инвестиционные ограничения между тремя странами.

Экономическая среда маркетинга

Маркетинг многих товаров сегодня требует знания экономи­ческих характеристик нескольких стран. В числе таких характерис­тик —* размер экономики, индустриальная структура страны, рас­пределение дохода. Индустриальная структура страны предопреде­ляет потребности страны в продуктах и услугах, уровень доходов и уровень занятости. Можно определить следующие четыре основ­ных типа индустриальных структур [Kotler et al., 2001, p. 717].

Экономика существования (subsistence economy). Большинство людей стран экономики этого типа вовлечено в простое сельское хозяйство. Они потребляют основную часть своей продукции и об­менивают по бартеру остальное на простые товары и услуги. Насе­ление экономики такого типа представляет очень скромные воз­можности для маркетера из развитых стран.

Экономика, экспортирующая сырьевые материалы (row material exporting economy). Этот тип экономики располагает богатыми при­родными ресурсами одного или более видов (нефть, газ, руда, кофе), однако беден другими ресурсами. Основная часть доходов экономики обеспечивается экспортом природных ресурсов. Эти страны представляют собой хорошие рынки для оборудования, инструментов, грузовиков. Если в стране есть богатый высший класс и пребывает много обеспеченных иностранных граждан, то она также представляет собой рынок предметов роскоши. К этой груп­пе относится Саудовская Аравия — крупнейший в мире экспортер нефти.

Российская экономика имеет черты экономики этого типа -экспорт сырья составляет более трети валового внутреннего про­дукта (ВВП) страны. Экспорт нефти и газа, по данным экспертов международного рейтингового агентства Standard & Poor's, состав­ляет 22% ВВП и свыше 50% всего экспорта России [Коммерсантъ, 20.12.01, с. 4]. Продукция ТЭК и металлургии составила три чет­верти экспорта России в 2000 г. [Коммерсантъ, 28.12.2000, с. 8], а сам экспорт — 43% ВВП (www.worldbank.org). Машинно-техничес­кая продукция составила в 2002 г. лишь 9,5% экспорта РФ. Зато в импорте РФ машины и оборудование занимают 34% [Коммерсантъ, 30.01.03, с. 26]. Согласно данным президента Путина от 24 декабря


Раздел I. Маркетинг и организация

2001 г. (www.ortrtr.ru), реализация энергоресурсов на внешнем рынке дает 30-40% валютных поступлений в бюджет страны.

Индустриализующаяся экономика (industrializing economy). Про­мышленное производство составляет от 10 до 20% экономики стра­ны. Это Индия, Египет, Бразилия. Рост производства обеспечивает спрос на импорт сырьевых материалов и продукции тяжелого ма­шиностроения, сокращая импорт готовой продукции. Индустриа­лизация формирует новый класс богатых людей, а также неболь­шой, но растущий средний класс, создающие спрос на импорт потребительских товаров.

Индустриальная экономика (industrial economy). Страны этого типа — основные экспортеры товаров промышленного производ­ства и инвестиций. Они торгуют этими товарами между собой, а также экспортируют их в страны других типов экономики в обмен на сырьевые материалы и полуфабрикаты. Разнообразная произ­водственная активность индустриальных стран и их большой сред­ний класс делают их богатым рынком для товаров всех видов.

Экономику страны можно оценить показателем валового на­ционального дохода (GNI), или валового национального продук­та (GNP). Это суммарная рыночная стоимость всех товаров и ус­луг, произведенных компаниями и гражданами страны, независи­мо от месторасположения. Используется также показатель валового внутреннего продукта (GDP). Это общий объем товаров и услуг, произведенный в стране как отечественными компаниями и граж­данами, так и иностранными. Так, доходы по зарубежным опера­циям отечественных компаний включаются в GNP, но не включа­ются в GDP. Различие между показателями — то, что производит­ся внутри страны ичто — за пределами. Значим для маркетеров и показатель валового национального дохода (ВНД) на душу насе­ления. Так, например, по данным Мирового банка, в 2001 г. эта величина составила в России 1750 американских долларов, в США - 34 280, а в Китае - 890 (www.worldbank.org).

По размеру ВНД на душу населения эксперты Мирового бан­ка разделили 216 стран мира на четыре группы. Группа стран низ­кого дохода — до 755 долларов США включает 63 страны, в том числе Афганистан, Бангладеш, Азербайджан, Армению и Гру­зию, Монголию, Индию. Группа стран с ВНД на душу населения 756-2995 долларов включила 54 страны, в том числе Алжир, Ки­тай, Россию, Египет, Таиланд. ВНД на душу населения в диапа­зоне 2996-9265 долларов имеют 38 стран, в том числе Аргентина, Бразилия, Южная Корея, Саудовская Аравия, Турция, Мексика. 46


2. Глобальная маркетинговая среда

Свыше 9266 долларов ВНД на душу населения имеют 52 страны, в том числе США и Канада, Западная Европа, Объединенные Араб­ские Эмираты.

Для развития интернет-маркетинга и электронной коммерции в стране важны показатели обеспеченности компьютерами и чис­ленности пользователей Интернет. Эту и другую информацию по странам и регионам мира, значимую для маркетинга продуктов глобальных отраслей, можно найти на указанном интернет-сайте Мирового банка. В табл. 2.2.1 показаны экономические и техноло­гические характеристики нескольких стран за 2001 г. (данные на апрель 2003 г. по материалам www.worldbank.org).

Значимой характеристикой рынков для маркетологов является наличие информации о реальных экономических процессах. Так, например, теневая экономика в РФ составляет более 40% от ВВП [Коммерсантъ, 6.02.01, с. 2]. В странах Западной Европы и Север­ной Америки эта цифра в несколько раз меньше.

Экономика страны или региона может находиться в одной из стадий бизнес-цикла. Бизнес-цикл отражает повторяющиеся ко­лебания в общей экономической активности. Подъем и спад эко­номики влияют на уровень безработицы, инфляции, потребитель­ских трат и сбережений, что влияет на маркетинг. Бизнес-цикл имеет 4 стадии: процветание/prosperity), рецессия, спад (recession), депрессия (depression) и выздоровление, подъем (recovery). Рост глобализации экономики обусловил рост взаимозависимости со­стояний экономики регионов мира.

Значимым фактором маркетинга в глобальных отраслях явля­ется конкурентная структура рынка. Эта структура определяется числом конкурирующих фирм в сегменте экономики и долями рынка каждого из конкурентов. Основными типами конкурентных структур рынка являются: чистая конкуренция, монополистиче­ская конкуренция, олигополия, монополия. Конкурентная струк­тура рынка влияет' на ценовые стратегии и создает барьеры для конкурентов, стремящихся выйти на рынок.

Чистая конкуренция (pure competition) предполагает отсутствие барьеров для конкуренции. Рынок состоит из множества — сотен, тысяч — малых конкурирующих фирм и многих покупателей. Это значит, что есть постоянные поставки продукта и устойчивый спрос на него. Продукт гомогенный, стандартизованный, например рис, т. е. предложение одного продавца идентично всем остальным пред­ложениям. Таким образом, цена не может контролироваться ни продавцами, ни потребителями; ни один из них не может оказы-


Таблица 2.2.1

Показатели экономического развития стран мира, 2001 г.

(www.worldbank.org, апрель 2003 гу)_______

 

Показатели экономического развития О а m а s S a о (Я s ж га ь- о. ID О Я (О «к ж га о, к К a X га а. © к S X о с к S о о о Си я н К к S ч X К  
Население, млн чел.   285,3 58,8 82,2 59,2   44,6     66,2
Плотность насе­ления (на кв.км)             8,6      
Продолжитель­ность жизни 66,6   77,4 77,6 79,2 81,1 65,6 70,5   70 75,3
Доля городского населения, % 46,8 77,2 89,5 87,5 75,6 78,8 77,7 32,1 28,4
Потребление электроэнергии на человека, квт/ч                    
Валовой нацио­нальный доход, GNI, трлн долл. США 31,4 9,8 1,5 1,9 1,4 4,5 0,253 1,1 0,477 0,167
Валовой нацио­нальный доход на душу населе­ния, тек. долл. США                    
Валовой внутрен­ний продукт, трлн долл.США 31,1 10,1 1,4 1,8 1,3 4,1 3,310 1,2 0,477 0,148
Валовой внутрен­ний продукт, рост годовой. % Ы 0,3 2,2 0,6 1,8 -0,6   7,3 5,4 -7,4
Инфляция, дефлятор ВВП, годовая, %   2,3 2,4 1,3 1,4 -1,4 17,9   3,5 57,2
Прямые ино­странные инве­стиции, млрд долл. США 747,5 130,8 63,1 31,5 52,5 6,2 2,5 44,2 3,4 3,3
Количество пер­сональных компьютеров на 1000 человек                    
Число пользова­телей Интернет             4,3     2,5

2. Глобальная маркетинговая среда

вать значимое влияние на уровень цен. Маркетинговые усилия минимальны.

Монополистическая конкуренция (monopolistic competition) — это большое количество продавцов (25, или 50, или 70), предлагаю­щих сходные продукты, кофе, чай, например. Продукты диффе­ренцированы по минимальным характеристикам — например, в дизайне продукта, стиле или технологии производства. Товары имеют диапазон качества, цен, варианты сопутствующих услуг (упа­ковка, доставка). Соответственно, есть выбор для покупателей, готовых платить за товар различные цены. Продавцы, чтобы при­влечь различные покупательские группы, стремятся по-разному работать с сегментами рынка, используя рекламу, создание ма­рочных продуктов, личные продажи. На рынке монополистиче­ской конкуренции на долю четырех крупнейших фирм приходится не более 25% поставок, а на долю крупнейших восьми — не более 50%. Каждая фирма на монополистическом рынке имеет относи­тельно небольшую долю, поэтому имеет ограниченный контроль над ценой. Сравнительно большое число фирм гарантирует, что тайный сговор, согласованные действия фирм с целью ограниче­ния объема производства и искусственного завышения цен почти невозможны. Каждая фирма определяет свою политику, не учиты­вая возможную реакцию со стороны конкурентов, потому что их относительно много — двадцать, сорок, шестьдесят. Поскольку фирм много, нет значимой зависимости их поведения друг от дру­га. При этом фирмы, вовлеченные в монополистическую конку­ренцию, имеют достаточно влияния на рынке для того, чтобы управлять своими собственными ценами. Отрасль быстрого пита­ния в США — пример монополистической конкуренции. Проме­жуточное положение между чистой и монополистической конку­ренцией занимает рынок услуг web-дизайна в России.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: