ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА




 

Речевой анамнез

1. Развитие предречевых функций: а) гуление с_______________ месяцев; б) лепет с__________________ месяцев.

2. Первые слова

А) до года______________________________________________________

Б) в 1-2 года_____________________________________________________

В) в 2-3 года_____________________________________________________

3. Фразовая речь

До 2-х лет с 1г.1м.________________________________________________

В 2-3 года_______________________________________________________

После 3-х лет____________________________________________________

Необычные первые слова________________________________________________________________________________________________________________________________

Фразовая речь без этапа слова_________________________________________

Развитие фразовой речи раньше ходьбы, одновременно______________________________________________________

Отказы от пользования речью после 2-х лет_____________________________

Полностью некоммуникативная речь___________________________________

Недостаточность коммуникативной речи______________________________________________________________

Отсутствие звукоизобразительных слов______________________________________________________________

«Взрослая речь»____________________________________________________

Эхолалии непосредственные. Повторяет последние слова, фразы взрослого__________________________________________________________

Нарушение интонирования и модулирования. Речь монотонна_________________________________________________________

«Попугайная» речь, неадекватная ситуации__________________________________________________________

Избирательное отношение к словам____________________________________

Отсутствие личного местоимения «Я» к 3-5 годам______________________

Отсутствие личного местоимения «Я» после 5-ти лет____________________

Когда стал узнавать близких__________________________________________

Когда стал реагировать на звук, на своё имя_____________________________

Когда и как протекал период лепета____________________________________

Был ли он?_________________________________________________________

Когда стал понимать обращенные просьбы (до года, после года)__________

Что понимает из речи взрослых в настоящее время_____________________________________________________________

Задаёт ли вопросы?__________________________________________________

Где воспитывался ребёнок____________________________________________הּКаково речевое окружение: двуязычная среда, недостатки речи в семье_____________________________________________________________

Получал ли логопедическую помощь (какую, в течение какого времени, каковы были результаты)____________________________________________

Имели ли место тяжёлые соматические заболевания в период раннего речевого развития___________________________________________________

Не находился ли длительное время в больнице?_________________________________________________________

ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

(импрессивная речь)

1.ВЫЯСНЕНИЕ НАЛИЧИЯ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

Реакция ребёнка на обращенную к нему речь____________________________

(если ребёнок с сохранным слухом не понимает обращенную к нему речь, не реагирует на своё имя- уровень «нулевой»)

 

2. ВЫЯСНЕНИЕ УРОВНЯ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

1. Исследование наличия номинативной функции слова

Установить, может ли ребёнок узнавать знакомые предметы, изображённые на картинках; знает ли ребёнок части своего тела, части лица, названия пальцев; установить, названия каких действий знакомы ребёнку;

А) на картинке одно и тоже лицо совершает разные действия

Б) понимание действий, выраженных возвратными глаголами (девочка моет куклу – девочка умывается)

В) установить, названия каких признаков предметов знакомы ребёнку:

ПО ВЕЛИЧИНЕ: (большой-маленький, толстый- тонкий, ширႣкий-узкий, высокий-низкий и т.д.)____________________________________________

ПО ФОРМЕ:

ПО ЦВЕТУ:

Г) установить, узнаёт ли ребёнок предметы по их назначению (по картинкам с изображением предметов, о которых пойдёт речь)

Из чего ты пьёшь?

Что ты надеваешь на ножки?

Что нужно маме, чтобы расчесать тебе волосы?

2. Выяснение понимания грамматических форм слова.

А) различение единственного и множественного числа имён существительных___________________________________________________

Б) различение единственного и множественного числа глаголов___________________________________________________________

В) понимание значения уменьшительно- ласкательных суффиксов_________________________________________________________

Г) понимание предлогов, выражающих пространственные взаимоотношения двух предметов_____________________________________________________

3. Исследование понимания атрибутивных конструкций (типа: дочкина мама- мамина дочка; Девочка в красном платье бежала за мамой. Девочка бежала за мамой в красном платье).

4. Исследование широты обобщений, скрывающейся за значением слова (подобрать группу предметов, соответствующую значению предъявленного слова)

5.Понимание развёрнутых грамматических конструкций

(например: Отец и мать ушли в театр. Дома остались бабушка и дети. Кто ушёл? Кто остался дома? и т.д.)

ДЛЯ АНАЛИЗА. УРОВНИ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

«Нулевой»- ребёнок с сохранным слухом не воспринимает речи окружающих, иногда реагирует на своё имя, реже на интонации запрещения или поощрения.

«Ситуативный»- понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Знает имена близких и названия своих игрушек, может показать части тела у себя, у родителей, у куклы, но не различает по словесной просьбе изображений предметов, игрушек, хорошо известных ему в быту.

«Номинативный»- хорошо ориентируется в названиях предметов изображённых на отдельных картинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, изображённых на сюжетных картинках(идёт, сидит, читает). Совершенно не понимает вопросов косвенных падежей (чем? кому? с чем? и т.д.).

«Расчленённый»- различает изменения значений, вносимых отдельными частями слова (суффиксами, приставками).

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ СТОРОНЫРЕЧИ

1.ИССЛЕДОВАНИЕ НОМИНАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ

а)Называние предъявленных предметов (на картинках): части тела человека, части лица, предметы одежды, обуви, мебели, названия животных и т.д.

б) Нахождение названий по описанию. Из чего пьют? Чем режут хлеб?

В) Нахождение категориальных названий (общее название для группы предметов, обобщающие слова).

2. ВЫЯВЛЕНИЕ АКТИВНОГО ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ

а) названия действий предметов (по картинкам)

б) согласование глаголов с существительными (в числе, роде).

3. ВЫЯВЛЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕЧИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ обозначающих: величину предметов; форму; цвет; вкус; оценку предметов (чистый-грязный, хороший-плохой и т.д.). Согласование прилагательных с существительными.

4. ВЫЯВЛЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕЧИ ДРУГИХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

(местоимений, наречий, числительных и т.д.) в беседе и по сюжетной картинке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: