Есаков Е. С.
Мазманян М. А.
ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ “ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ” В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ
Пропорция (лат. proportio) – соразмерность, определенное соотношение частей между собой. Золотое сечение - это деление отрезка так, чтобы большая его часть была средней пропорциональной между всем отрезком меньшей частью.
Языческий Храм Гарни в Армении, в основе которого лежат принципы золотого сечения. Не исключением является дом купца Игнатьева на улице Почтовой в Рязани. Здание было построено в конце XVIII века, а позже перестроено архитектором С.А. Щеткиным в стиле необарокко. На примере этого здания можно проследить несколько рядов золотого сечения.
Ключевые слова: архитектура, золотое сечение, пропорции.
Понятие пропорций
Одним из главных приемов построения выразительной и единство архитектурной формы является пропорционирование.
Пропорция (лат. proportio) – соразмерность, определенное соотношение частей между собой. Пропорции в архитектуре служат средством упорядочения и установления закономерных взаимосвязей между частями сооружения.
Частые случаи понятия пропорции:
1. Первое понятие соразмерности – является соотношением основных параметров формы (длина, ширина, высота).
2. Во втором под понятием пропорцией архитектуры подразумевается равенство двух отношений (a /b = c/d).
3. В третьем случае пропорцией в архитектуре является любая закономерность величин объекта, которая соединяет отдельные части сооружения в одно целое.
Золотое сечение
Термин “Золотое сечение” был выявлен Леонардо да Винчи для описанного Эвклидом деления отрезка так, чтобы большая его часть была средней пропорциональной между всем отрезком меньшей частью [1]. Также “Золотое сечение” является обычным числом 1,618 или обратным ему 0,618.
Рисунок 1 – деление отрезка
Золотой прямоугольник
Золотой прямоугольник может быть получен построением квадрата [2]. Если учитывать, что квадрат является частью прямоугольника, то остальные стороны оставшейся фигуры будут соотноситься в золотом сечении.
Рисунок 2 –Золотой прямоугольник
Золотая спираль
Золотая спираль или спираль Фибоначчи — логарифмическая спираль, коэффициент роста которой равен φ4, где φ — золотое сечение[3].
Рисунок 3 – Золотая спираль
Золотое сечение в архитектуре
Языческий Храм Гарни в Армении был построен в I в. н.э.[4]. Маленький, поражающий своей красотой храм в ионическом ордере, выполненный из базальта, является единственным памятником эпохи эллинизма в Армении[4]. Как и в основе планировки древнегреческих храмов, в основе этого лежат принципы золотого сечения. Так, отношение высоты постройки от верхней ступени стереобата до антаблемента к ее ширине равно числу фи. Отношение длины целлы к ее ширине и отношение размеров целлы к размеру храма в целом, так же равны числу фи.
Рисунок 4 - Пропорции храма Гарни
Помимо таких известных произведений архитектуры, как древнегреческий Парфенон, храм Василия Блаженного, Эйфелевой башни и многих других, принцип “золотого сечения” применялся и в практически любом другом здании, к какой бы эпохе мы ни обратились и в какой бы регион ни заглянули.
Не исключением является дом купца Игнатьева на улице Почтовой в Рязани. Здание было построено в конце XVIII века, а позже перестроено архитектором С.А. Щеткиным в стиле необарокко [5]. На примере этого здания можно проследить несколько рядов золотого сечения.
Если визуально разделить фасад на три равные части, то окажется, что ширина центрального ризалита будет соответствовать одной третьей ширины фасада здания и окажется во второй трети фасада. Если рассматривать пропорции ризалита, то окажется, что отношение его ширины к высоте (красная спираль на рисунке) будет равно числу фи. Отношение расстояния между карнизами к ширине ризалита, как и отношение расстояния между второй колонной и ближним к ней краю ризалита к расстоянию между карнизами (синяя спираль), так же будут равны числу фи.
Рисунок 5 - Золотое сечение в пропорции фасада дома Игнатьева
Использование принципов золотого сечения можно заметить не только в уникальной архитектуре. Они использовались даже при проектировании типовых советских многоэтажек. Например, если посмотреть на поэтажный план жилого дома серии 1-464, архитектором которого был Н.П. Розанов [6], можно проследить, что отношение длины к ширине рядовой секции будет равно числу фи. В большинстве типовых пятиэтажных домов, - а именно такая этажность была самой распространенной в 1950-х - 1970-х годах, - отношение ширины к высоте было равно числу фи, таким образом, пропорции золотой спирали совпадают с пропорциями поперечного разреза здания.
Рисунок 6 - План жилого дома серии 1-464
Рисунок 4 - Разрез жилого дома серии 1-447
ЛИТЕРАТУРА
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Гарни_(храм)
2. https://or.kapital62.ru/14-objects-gosudarstvenniy-bank-jiloy-dom-n-n-ignateva
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/1-464_(серия_домов)
4. Объемно-пространственная композиция. 2007 (Степанов А.В. (ред.), Малыгин В.И., Иванова Г.И.)
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C
Сведения об авторах:
Есаков Егор Сергеевич – студент 1 курса, Рязанский институт (филиал)
Московского политехнического университета, Рязань, Россия;
Мазманян Мариам Андраниковна – студентка 1 курса, Рязанский институт (филиал) Московского политехнического университета, Рязань, Россия;
Правдолюбова Светлана Станиславовна – доцент, кафедры “Архитектура и градостроительство ”, Рязанский институт (филиал)
Московского политехнического университета, Рязань, Россия.