Золотое сечение в архитектуре




Есаков Е. С.

Мазманян М. А.

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ “ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ” В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ

Пропорция (лат. proportio) – соразмерность, определенное соотношение частей между собой. Золотое сечение - это деление отрезка так, чтобы большая его часть была средней пропорциональной между всем отрезком меньшей частью.

Языческий Храм Гарни в Армении, в основе которого лежат принципы золотого сечения. Не исключением является дом купца Игнатьева на улице Почтовой в Рязани. Здание было построено в конце XVIII века, а позже перестроено архитектором С.А. Щеткиным в стиле необарокко. На примере этого здания можно проследить несколько рядов золотого сечения.

Ключевые слова: архитектура, золотое сечение, пропорции.

Понятие пропорций

Одним из главных приемов построения выразительной и единство архитектурной формы является пропорционирование.

Пропорция (лат. proportio) – соразмерность, определенное соотношение частей между собой. Пропорции в архитектуре служат средством упорядочения и установления закономерных взаимосвязей между частями сооружения.

Частые случаи понятия пропорции:

1. Первое понятие соразмерности – является соотношением основных параметров формы (длина, ширина, высота).

2. Во втором под понятием пропорцией архитектуры подразумевается равенство двух отношений (a /b = c/d).

3. В третьем случае пропорцией в архитектуре является любая закономерность величин объекта, которая соединяет отдельные части сооружения в одно целое.

 

Золотое сечение

Термин “Золотое сечение” был выявлен Леонардо да Винчи для описанного Эвклидом деления отрезка так, чтобы большая его часть была средней пропорциональной между всем отрезком меньшей частью [1]. Также “Золотое сечение” является обычным числом 1,618 или обратным ему 0,618.

 

Рисунок 1 – деление отрезка

 

Золотой прямоугольник

Золотой прямоугольник может быть получен построением квадрата [2]. Если учитывать, что квадрат является частью прямоугольника, то остальные стороны оставшейся фигуры будут соотноситься в золотом сечении.

 

Рисунок 2 –Золотой прямоугольник

 

Золотая спираль

Золотая спираль или спираль Фибоначчи — логарифмическая спираль, коэффициент роста которой равен φ4, где φ — золотое сечение[3].

 

Рисунок 3 – Золотая спираль

Золотое сечение в архитектуре

Языческий Храм Гарни в Армении был построен в I в. н.э.[4]. Маленький, поражающий своей красотой храм в ионическом ордере, выполненный из базальта, является единственным памятником эпохи эллинизма в Армении[4]. Как и в основе планировки древнегреческих храмов, в основе этого лежат принципы золотого сечения. Так, отношение высоты постройки от верхней ступени стереобата до антаблемента к ее ширине равно числу фи. Отношение длины целлы к ее ширине и отношение размеров целлы к размеру храма в целом, так же равны числу фи.

 

Рисунок 4 - Пропорции храма Гарни

 

Помимо таких известных произведений архитектуры, как древнегреческий Парфенон, храм Василия Блаженного, Эйфелевой башни и многих других, принцип “золотого сечения” применялся и в практически любом другом здании, к какой бы эпохе мы ни обратились и в какой бы регион ни заглянули.

Не исключением является дом купца Игнатьева на улице Почтовой в Рязани. Здание было построено в конце XVIII века, а позже перестроено архитектором С.А. Щеткиным в стиле необарокко [5]. На примере этого здания можно проследить несколько рядов золотого сечения.

Если визуально разделить фасад на три равные части, то окажется, что ширина центрального ризалита будет соответствовать одной третьей ширины фасада здания и окажется во второй трети фасада. Если рассматривать пропорции ризалита, то окажется, что отношение его ширины к высоте (красная спираль на рисунке) будет равно числу фи. Отношение расстояния между карнизами к ширине ризалита, как и отношение расстояния между второй колонной и ближним к ней краю ризалита к расстоянию между карнизами (синяя спираль), так же будут равны числу фи.

 

Рисунок 5 - Золотое сечение в пропорции фасада дома Игнатьева

Использование принципов золотого сечения можно заметить не только в уникальной архитектуре. Они использовались даже при проектировании типовых советских многоэтажек. Например, если посмотреть на поэтажный план жилого дома серии 1-464, архитектором которого был Н.П. Розанов [6], можно проследить, что отношение длины к ширине рядовой секции будет равно числу фи. В большинстве типовых пятиэтажных домов, - а именно такая этажность была самой распространенной в 1950-х - 1970-х годах, - отношение ширины к высоте было равно числу фи, таким образом, пропорции золотой спирали совпадают с пропорциями поперечного разреза здания.

 

Рисунок 6 - План жилого дома серии 1-464

 

Рисунок 4 - Разрез жилого дома серии 1-447

ЛИТЕРАТУРА

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Гарни_(храм)

2. https://or.kapital62.ru/14-objects-gosudarstvenniy-bank-jiloy-dom-n-n-ignateva

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/1-464_(серия_домов)

4. Объемно-пространственная композиция. 2007 (Степанов А.В. (ред.), Малыгин В.И., Иванова Г.И.)

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C

 

Сведения об авторах:

Есаков Егор Сергеевич – студент 1 курса, Рязанский институт (филиал)

Московского политехнического университета, Рязань, Россия;

Мазманян Мариам Андраниковна – студентка 1 курса, Рязанский институт (филиал) Московского политехнического университета, Рязань, Россия;

Правдолюбова Светлана Станиславовна – доцент, кафедры “Архитектура и градостроительство ”, Рязанский институт (филиал)

Московского политехнического университета, Рязань, Россия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: