ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить строение и функции сердца. Определить его топографию. Дать характеристику фаз сердечного цикла и тонов сердца. Познакомиться с методом электрокардиографии.
Сердечно-сосудистая система — система органов, которые обеспечивают циркуляцию крови и лимфы по организму человека.
В состав сердечно-сосудистой системы входят кровеносные сосуды, лимфатические сосуды и главный орган кровообращения — сердце. Кровеносные сосуды делятся на: артерии, артериолы, капилляры, венулы, вены.
Артерии — это цилиндрические трубки, по которым кровь течёт от сердца.
Вены несут кровь к сердцу. Стенки тоньше и слабее артериальных, оболочки те же. Стенки могут спадаться, мелкие вены имеют клапаны — препятствующие обратному току крови в тех местах, где кровь течет вверх по организму.
РАБОТА 1. Топография и строение сердца.
Используя атлас, рассмотрите строение сердечно-сосудистой системы. Определите положение сердца, найдите основные сосуды впадающие и выходящие из сердца. Обозначьте камеры, клапаны и сосуды сердца
![]() |
Рис. 1. Строение сердца
Заполните схему «Строение стенки сердца», отметив особенности строения и функции каждого слоя.

Рис. 2. Проводящая система сердца
Рассмотрите рис. 2, запишите, что из себя представляет проводящая система сердца, ее состав и значение:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РАБОТА 2. Фазы сердечного цикла
Воспользовавшись атласом, дайте характеристику фаз сердечного цикла. Заполните таблицу.
Таблица 1.
Фазы сердечного цикла
| Фаза сердечного цикла | Состояние | Клапаны | Длительность, с | ||
| Предсердия | Желудочки | Створчатые | Полулунные | ||
| Систола предсердий | |||||
| Систола желудочков | |||||
| Общая диастола |
Ознакомьтесь с основными показателями деятельности сердечно-сосудистой системы (Табл. 2.)
Таблица 2.
Показатели сердечной деятельности
| Показатели | Числовые значения |
| Частота сердечных сокращений (ЧСС) | 60 – 80 уд/мин |
| Брадикардия | Менее 60 уд/мин |
| Тахикардия | Более 90 уд/мин |
| Оптимальная частота при мах нагрузке | 170 уд/мин |
| Систолический объем крови в покое | 60 – 80 мл |
| Систолический объем при нагрузке | До 100 – 150 мл |
| Минутный объем кровообращения | 4 – 6 л/мин |
| Время круговорота крови | 20 – 25 с |
| Линейная скорость кровотока в крупных сосудах | 300 – 600 мм/с |
| Линейная скорость кровотока в капиллярах | 1 – 3 мм/с |
| Систолическое артериальное давление | 100 – 140 мм рт.ст |
| Диастолическое артериальное давление | 60 – 90 мм рт.ст |
РАБОТА 3. Тоны сердца. Сердечный толчок
Во время работы сердца возникают звуки — тоны. Рассмотрите рис. 3., прослушайте аудиофайлы с записью систолического и диастолического тона, используя дополнительную литературу, заполните таблицу «Внешние проявления деятельности сердца».
![]() |
Рис. 3. Места прослушивания тонов сердца и определения сердечного толчка
Таблица 3.
Внешние проявления деятельности сердца
| Проявления | Характеристика | Где можно прослушать или определить |
| Систолический тон | ||
| Диастолический тон | ||
| Сердечный толчок |
Сердце сокращается ритмично в условиях покоя с частотой — 60-70 ударов в минуту. Частота ниже 60 — брадикардия, выше 90 — тахикардия.
У практически здоровых детей школьного возраста при отсутствии поражений клапанного аппарата нередко прослушиваются функциональные систолические шумы. Они лучше прослушиваются в горизонтальном положении и усиливаются после нагрузки. До 4 лет они относительно редки и наблюдаются у детей с плохим питанием и с повышенной возбудимостью. В дошкольном возрасте частота случаев таких шумов составляет 10 – 12%. С помощью фонендоскопа прослушайте тоны сердца, определите область сердечного толчка.
РАБОТА 4. Электрокардиография.
Электрокардиография - методика регистрации и исследования электрических полей, образующихся при работе сердца.
Для регистрации используется электрокардиограф, запись представляется в виде кривой – электрокардиограмм (ЭКГ).
Запись электрокардиограммы проводят лежа или сидя в состоянии покоя с помощью электродов согласно стандартным отведениям (рис. 4).

Рис. 4. Стандартные отведения при снятии ЭКГ
Обычно на ЭКГ можно выделить 5 зубцов: P, Q, R, S, T. Зубец P отображает работу предсердий, комплекс QRS — систолу желудочков, а сегмент ST и зубец T — процесс реполяризации миокарда.
Зарисуйте ЭКГ и запишите характеристику зубцов и интервалов.
Рис. 4. Электрокардиограмма
Таблица 4.
Характеристика интервалов и зубцов ЭКГ
| Интервал, зубец | Характеристика |
| Интервалы | |
| P –Q | |
| QRST | |
| T-P | |
| Зубцы | |
| P | |
| R | |
| T |
РАБОТА 5. Измерение артериального давления
Ознакомьтесь с методикой измерения артериального давления по методу Короткова, рассмотрите рисунок.
Артериальное давление измеряют в плечевой артерии с помощью прибора тонометра. Манжета прибора обертывается вокруг обнаженного плеча в средней его трети. В области локтевой ямки на лучевой артерии устанавливают датчик фонендоскопа. С помощью насоса - резиновой груши - нагнетают воздух в манжету до полного исчезновения пульса (140 - 160 мм рт. ст.). Затем, повернув кран, медленно выпускают воздух из манжеты. При появлении первого пульсового удара в артерии запишите показания манометра. Эта величина соответствует систолическому давлению.
Продолжая выпускать воздух, внимательно прислушивайтесь к пульсовым ударам. Они постепенно затухают. В момент их исчезновения отметьте показания манометра. Эта величина соответствует диастолическому давлению.

Рис. 5. Измерение артериального давления по методу Короткова
РАБОТА 6. Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы
Используя дополнительную литературу, запишите возрастные особенности сердечно-сосудистой системы.

