Элементы системы качества




3.1 Требования к документации

Система качества - это целостная система, состоящая из организационно самостоятельных, но взаимосвязанных элементов. [10]

Документация СМК предприятия включает документы четырех уровней в соответствии с прилагаемой иерархией:

К документам первого уровня относятся Политика предприятия в области качества и Руководство по качеству, определяющее систему менеджмента качества предприятия и описывающее основные принципы организации и функционирования процессов, процедур, элементов системы менеджмента качества.

К документам второго уровня относятся документированные процедуры СМК предприятия, оформленные в виде стандартов предприятия СМК.

К документам третьего уровня относятся все документы, необходимые предприятию для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими – нормативная, техническая и организационно-распорядительная и прочая документация.

К документам четвертого уровня относится учетно-отчетная документация – журналы, акты, протоколы, отчеты и прочее.

Документация СМК предприятия разработана, утверждена, внедрена и поддерживается в рабочем состоянии.

 

Ответственность руководства

3.2.1 Планирование

 

Планирование создания и развития СМК осуществляется на основе результатов анализа и оценки СМК со стороны руководства.

В качестве планов развития СМК предприятия могут рассматриваться любые запланированные действия, направленные на улучшения СМК, используемых в ней процессов и их взаимосвязи; улучшение технологических процессов и характеристик продукции; обеспечение функционирования СМК необходимыми ресурсами и другие вопросы обеспечения качества, включая планы, корректирующих и предупреждающих мероприятий, планы организационно-технических мероприятий, проекты по разработке и внедрению новых продуктов и другие. Планирование необходимых средств, включая человеческие ресурсы для достижения целей качества, осуществляет руководство предприятия и руководители структурных подразделений.

 

3.2.2 Внутренний обмен информацией.

 

Для осуществления на предприятии процессов эффективного обмена информацией, в том числе по вопросам Политики в области качества и результативности СМК, используются внутренняя переписка производственные совещания; использование информационных стендов.

Активно поощряются обратная связь и получение информации от работников.

 

 

Анализ со стороны руководства

Руководство предприятия периодически проводит анализ состояния СМК с целью обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности и результативности реализации заявленной Политики в области качества.

Анализ со стороны руководства включает оценку возможностей улучшения и потребности в изменениях в СМК предприятия, в том числе в Политике и целях в области качества.

 

Менеджмент ресурсов

Менеджмент ресурсов относится к основным элементам менеджмента качества и является необходимым условием успешной реализации процессного подхода, как в рамках менеджмента качества, так и в масштабе всей системы менеджмента организации. [6]

Организация должна определить, создать и поддерживать среду, необходимую для функционирования ее процессов и достижения соответствия требованиям к продукции и услугам.[8]

Предприятие определяет, обеспечивает, поддерживает в рабочем состоянии и в необходимом объеме ресурсы для внедрения и функционирования СМК, а также постоянного повышения ее результативности и повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.

На предприятии имеются человеческие ресурсы (персонал подразделений, подобранный и подготовленный в соответствии с требуемой квалификацией); инфраструктура (здания, рабочее пространство и связанные с ним средства труда, оборудование для производственных процессов, службы обеспечения); производственная среда.

 

 

3.4.1 Человеческие ресурсы

 

Работники всех уровней составляют основу предприятия, и их полное вовлечение дает возможность предприятию с выгодой использовать их способности.

Человеческие ресурсы относятся к наиболее важным ресурсам предприятия. Предприятие заинтересовано в компетентности своего персонала, соответствующей полученному образованию, профессиональной подготовке, навыкам и опыту при выполнении работ, влияющих на качество.

На предприятии разработана и поддерживается в рабочем состоянии процедура подготовки и обучения персонала. Отдел по работе с персоналам ведёт соответствующие записи об образовании, подготовке, навыках и опыте персонала.

3.4.2 Инфраструктура

 

Руководство предприятия определяет, обеспечивает и поддерживает в рабочем состоянии инфраструктуру, необходимую для результативного функционирования производства по выпуску продукции, соответствующей требованиям потребителей.

Инфраструктура включает здания, рабочее пространство и связанные с ним средства труда; оборудование для производственных процессов (технические и программные средства); службы обеспечения (транспорт и связь).

Управление инфраструктурой в общем виде включает:

-определение составляющих инфраструктуры, необходимых для достижения эффективного жизненного цикла

-разработку, создание, внедрение составляющих инфраструктуры с необходимыми функциональными и эксплуатационными характеристиками;

-поддержание составляющих инфраструктуры в функционально пригодном состоянии за счёт технического обслуживания, ремонта, возобновления.

 

3.4.3 Производственная среда

 

Руководство предприятия обеспечивает условия для создания поддержания в рабочем состоянии производственной среды, необходимой для выпуска продукции надлежащего качества и удовлетворения требований потребителей.

Производственная среда – это совокупность условий осуществления производственной деятельности, включающая условия безопасности труда, гигиенические, социальные, психологические, экологические и другие условия. Производственная среда обеспечивает позитивное влияние на мотивацию, удовлетворенность и работу персонала и улучшение деятельности предприятия.

Управление производственной средой в общем виде включает:

-определение составляющих производственной среды, необходимых для достижения эффективного жизненного цикла продукции;

-разработку, создание, внедрение составляющих производственной среды с необходимыми функциональными и эксплуатационными характеристиками;

-поддержание составляющих производственной среды в функционально пригодном состоянии за счет технического обслуживания, ремонта, возобновления и проверку функционирования и оценку составляющих производственной среды.

 

3.5 Процессы жизненного цикла продукции

 

Планирование процессов жизненного цикла продукции обеспечивается выполнением следующих задач:

-исследование рынка, тенденций его изменения, выявления спроса;

-изучение возможностей и ресурсов (производственных, финансовых, сбытовых) в текущей ситуации и в перспективе;

-прогноз соответствия между ассортиментной структурой спроса и товарного предложения;

-совершенствование ассортимента (анализ матрицы рентаблельности);

-проведение расчетов по оценке эффективности выпуска новых и «старых» изделий и действия по продвижению их на рынке;

-своевременная подготовка производства новых изделий;

-координация работы подразделений фирмы по обеспечению выпуска новых изделий.

На предприятии осуществляется планирование следующих процессов, необходимые для обеспечения жизненного цикла продукции:

-разработки и внедрения новых видов продукции;

-закупок сырья, тароупаковочных материалов и других материально-технических ресурсов;

-производства и сбыта продукции.

Входные данные для планирования производства продукции включают планируемые объемы продаж (план сбыта); рецептуры и нормы расхода сырья и материалов для конкретных видов продукции с учётом производительности оборудования и графика его работы; свойства сырья и материалов; текущее состояние запасов сырья и материалов; информация о клиентах и поставщиках.

 

3.5.1 Процессы, связанные с потребителями

 

Определение требований, относящихся к продукции, заключается в выявлении потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон от продукта, производимого предприятияем.

Определение потребностей и ожиданий потребителей от продукции предприятия включает выявление законодательных требований, относящихся к продукции; потенциальных групп потребителей для каждого вида продукции; требований, заданных потребителями и дополнительных требований к продукции.

Анализ требований потребителей проводится до принятия предприятием обязательства поставлять продукцию потребителю.

На предприятии определены и осуществляются эффективные меры по поддержанию связи с потребителями. Связь с потребителями осуществляется путём продвижения продукции к потребителю и поддержанию обратной связи с потребителями.

 

3.5.2 Проектирование и разработка

 

Разработка новых видов продукции. В ходе планирования осуществляются определение этапов разработки нового продукта; определение критериев и методов анализа, верификации и валидации каждого этапа разработки; установление ответственности и полномочий в области разработки нового продукта.

На предприятии осуществляется управление всеми видами организационного и технического взаимодействия между подразделениями на каждом этапе разработки новых видов продукции.

На этапах подготовки о обоснования Проекта разработки и внедрения нового продукта данные, относящиеся к требованиям к продукции определяются, анализируются и актуализируются.

На предприятии систематически проводится анализ Проекта разработки и внедрения нового продукта в соответствии с мероприятиями, выработанными на этапе его подготовки и обоснования.

Целью такого анализа является:

-оценка способности результатов разработки удовлетворять требованиям, предъявляемым к продукции;

-выявление несоответствий в процессах и документации в ходе разработки;

-внесение предложений по необходимым действиям.

В состав участников анализа Проекта разработки и внедрения нового продукта осуществляется с целью установления соответствия входных данных разработки нового продукта выходным данным, а так же разработки продукции в целом. Верификация проводится посредством анализа и оценки как самого процесса разработки продукции, так и его конечного результата.

Валидация Проекта разработки и внедрения нового продукта осуществляется на этапах реализации и завершения Проекта разработки и внедрения нового продукта.

 

3.5.3 Закупки

Предприятие и его поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

Качество производственных процессов, их непрерывность и стабильность обеспечиваются приобретением, доставкой и использованием материально-технических ресурсов (сырья, тароупаковочных материалов, технологического оборудования, средств измерений и контроля), необходимых производству и отвечающих по количеству и качеству установленным требованиям.

Процедура управления процессом их закупок, включает определение требований к закупаемым материально-техническим ресурсам; определение необходимых объёмов и сроков поставки по каждому виду закупаемых материальных ресурсов; проведение контроля закупаемых материальных ресурсов; регистрацию и анализ данных по качеству закупаемой продукции; оценку и выбор поставщиков; обеспечение порядка приемка, идентификации, учета, хранения и выдачи закупаемых материальных ресурсов.

При выборе поставщиков материальных ресурсов учитываются наличие у поставщика разрешительных документов и полноту комплекта документации на поставляемую продукцию; возможность обеспечить необходимые объёмы поставок; осуществление поставок в заданные сроки с соблюдением договорных обязательств; стоимость продукции; условия оплаты и доставки; наличие близко расположенного склада; способность поставщики обеспечить выполнение гарантийных обязательств; оперативность устранения выявленных в процессе входного контроля несоответствий поставленной продукции; наличие сертификационной системы менеджмента качества, соответствующей отечественным или международным стандартам; способность оперативно реагировать на требованиям предприятия по изменению объёма поставок и характеристик продукции.

При этом предприятие осуществляет общее управление процессом закупок сырья и тароупаковочных материалов, включая:

-определение потребностей в сырье и тароупаковочных материалах;

-установление требований к закупаемому сырью и тароупаковочным материалам;

-проведение контроля соответствия закупаемой продукции установленным требованиям;

-организацию и планирование закупок;

-сбор и анализ предложений поставщиков продукции;

-оценку и выбор поставщиков продукции;

-оценку качества поставок и периодическую оценку поставщиков;

-ведение договор (контрагентов) на закупку.

Контроль соответствия закупаемых сырья и тароупаковочных материалов установленным требованиям осуществляется в производственно-испытательной лаборатории предприятия.

 

3.5.4 Производство и обслуживание организации производства в управляемых условиях.

 

Планирование и организация производства на предприятии осуществляются в управляемых условиях, которые включают:

-планирование сбыта продукции, ее производства и снабжения сырьём и материалами, необходимыми для производства;

-наличие нормативной и технической документации, регламентирующей требования к выпускаемой продукции;

-наличие документов (нормативных, технических, организационно-распорядительных), устанавливающих способ производства продукции, планы контроля, используемые средства измерений, квалификацию персонала, требования безопасности при выполнении операций, требования к инфраструктуре и производственной среде;

-применение подходящего технологического оборудования, соответствующего требованиям технологической документации и находящегося в исправном состоянии;

-проведение мониторинга и измерений производственных процессов и продукции в контрольных точках;

-наличие и применение контрольных и измерительных приборов для мониторинга и измерений;

-осуществление выпуска и реализации готовой продукции.

Организация производства продукции в управляемых условиях охватывает все стадии изготовления продукции. Все производственные процессы на предприятии осуществляются с соблюдением технологических инструкций, санитарных правил и норм, должностных, рабочих инструкций и инструкций по охране труда.

С целью проверки соблюдения требований к продукции и процессам ее производства, установленных в нормативных и технических документах, на предприятии осуществляются мониторинг и измерения на соответствующих стадиях жизненного цикла продукции.

На предприятии осуществляется производственный контроль за соблюдением санитарных правил и норм, выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий в соответствии с утвержденными и согласованными с органами Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ программами производственного контроля.

Управление процессом производства включает следующие элементы:

-процесс производства продукции непосредственно влияет на качество. Этот процесс описан в технологических и рабочих инструкциях;

-процесс контролируется и управляется путем сравнения с установленными в технических условиях, рецептурах и технологических инструкциях требованиями;

-процесс и задействованные в нём средства (ресурсы, оборудование) соответствующим образом утверждены;

-установлены в письменной форме требования к квалификации работников;

-используются соответствующие сырье и материалы, продукция, технологическое и вспомогательное оборудование, эксплуатирующееся при допустимых условиях рабочей окружающей среды;

-обеспечивается эксплуатация оборудования в допустимом режиме для гарантии возможности продолжения процесса.

Выполнение запланированных параметров, оказывающих влияние на качество продукции, при управлении процессами производства контролируется с определенной периодичностью и обеспечивается с помощью технологической документации и технологического оборудованиям.

Предприятие определяет потребности с статистических методах, необходимых для установления, поддержания и анализа возможности процесса и характеристик продукции в производственных подразделениях, производственно-испытательной лаборатории. Помимо обычных измерений в ходе технологического процесса, где характеристики процесса измеряются и регистрируются с установленной периодичностью, статистические методы используются для совершенствования процесса, определения потерь (брак), ведение производственной статистики учета рабочего времени и производительности.

 

3.5.5.1 Идентификация и прослеживаемость

 

Идентификация сырья, тароупаковочных материалов, полуфабрикатов, готовой продукции и относящихся к ним документов проводится на предприятии в целях:

-обозначения статуса контроля продукции;

-обеспечения прослеживаемости продукции в случае ее возврата или необходимости проведения специальной проверки;

-доведения до потребителей информации о продукции.

Идентификация статуса продукции по отношению к требованиям мониторинга и измерений осуществляется на всех этапах производства продукции, включает входный контроль сырья и материалов, их хранения на складе и запуск в производство; производственные операции и контроль продукции в процессе производства и приемочный контроль готовой продукции и хранения на складе.

Идентификация статуса контроля продукции производится с помощью:

-соответствующей маркировки упаковочных единиц партии продукции с использованием бирок, этикеток, наклеек или других средств, несущих информацию о результатах контроля;

-перемещение продукции в специально отведенные места (стеллажи, площадки) для хранения несоответствующей продукции;

-оформление сопроводительных документов на партию (протоколы, заключения, акты, качественные удостоверения и прочие).

Основным средством обеспечения прослеживаемости продукции в случае ее возврата или необходимости проведения специальной проверки является дата изготовления продукции, наносимая на транспортную и потребительскую тару в соответствии с требованиями нормативной и технической документации на продукцию.

Для идентификации потребителями продукции, выпускаемой предприятием, на потребительскую тару наносится соответствующая информация согласно требованиям технических условия и национальных стандартов на продукцию.

 

3.5.5.2 Собственность потребителей

 

Предприятие проявляет особую заботу о собственности потребителей. Собственность потребителей подлежит идентификации всеми доступными средствами за счет маркировки продукции, использования сопроводительных документов, регистрации данных об объектах идентификации; контролю; управлению в случае обнаружения несоответствия установленным требованиям; защите и сохранению при погрузочно-разгрузочных работах, упаковке, хранении.

На предприятии обеспечивается сохранение соответствия продукции установленным требованиям на всех этапах ее жизненного цикла. Метрологическая служба предприятия ведёт и поддерживает в рабочем состоянии записи результатов поверки и калибровки устройств для мониторинга и измерений.

 

 

3.6 Измерение, анализ и улучшение

 

На предприятии планируются и применяются процессы мониторинга, измерения, анализа и улучшения, необходимые для демонстрации соответствия продукции требованиям национальных стандартов и технических условий и постоянного повышения результативности СМК.

Методы, применяемые для мониторинга, измерения и анализа результатов процессов могут включать:

- инструментальные методы технического контроля (испытания, измерения, анализ);

-опросные методы (опросы, анкетирование и т.п.);

-наблюдательные методы;

-методы основанные на экспертных оценках, включая методы органолептической оценки пищевых продуктов;

-графоаналитические методы (диаграмма Парето, гистограмма, контрольные листы и другие).

 

3.6.1 Мониторинг и измерение

3.6.1.1 Удовлетворенность потребителей.

 

Мониторинг информации, касающейся удовлетворенности потребителей осуществляется путем оценки выполнения требований и ожиданий потребителей от продукции, выпускаемой предприятием.

 

 

3.6.1.2 Внутренние аудиты (проверки).

 

На предприятии через запланированные промежутки времени проводятся аудиты (проверки) СМК с целью установления того, что система менеджмента качества предприятия соответствует документам СМК и запланированным мероприятиям, является результативной и поддерживается в рабочем состоянии.

Документированная процедура проведения внутренних аудитов (проверок) СМК предприятия устанавливает:

-критерии, область применения, частоту и методы внутренних аудитов (проверок) СМК;

-правила и порядок проведения работ по планированию и проведению внутренних аудитов (проверок) СМК;

-формы записей, образующихся в процессе внутренного аудита (проверки) СМК;

-требования к внутренним аудиторам СМК.

На предприятии с определенной периодичностью отслеживаются и измеряются на соответствие планируемым результатам процессы СМК.

В зависимости от специфики процесса СМК для оценки его результативности используется непосредственное наблюдение за процессом (отслеживание) или измерение (оценка) его конечного результата.

 

3.6.1.3 Мониторинг и измерение процессов

 

Оценка результативности производственных процессов осуществляется в результате мониторинга и измерений, как в ходе технологического процесса, так и в ходе приемки готовой продукции в соответствии с действующими технологическими инструкциями по производству конкретных видов продукции.

Сбор данных для анализа результативности процессов осуществляется по результатам анализа со стороны руководства; результатам внутренних и внешних аудитов (проверок) СМК; результатам измерения удовлетворенности потребителей и мониторинга продукции.

 

3.6.1.4 Мониторинг и измерение продукции

 

На предприятии осуществляются мониторинг и измерение характеристик продукции с целью проверки соответствия продукции требованиям нормативной и технической документации или договор (контрактов) на поставку продукции и своевременного выявления и предупреждения выпуска несоответствующей продукции.

 

3.6.2 Управление несоответствующей продукцией

 

Управление несоответствующей продукцией включает выполнение следующих работ:

-своевременное выявление продукции не соответствующей установленным требованиям, ее идентификации, регистрация и изоляция;

-определение причин появление несоответствующей продукции, принятие решения и оформление документации по дальнейшему использованию;

-устранение исправимых несоответствий продукции и предъявление на контроль продукции с устраненными несоответствиями;

-анализ причин несоответствий и разработка мер по предупреждению повторного возникновения несоответствий.

 

3.6.3 Анализ данных

 

Эффективные решения основываются на анализе данных информации. На предприятии осуществляются сбор и анализ данных по:

-удовлетворенности потребителей;

-соответствию продукции установленным требованиям;

-характеристикам и тенденциям процессов и продукции, включая возможности проведения предупреждающих действий;

-поставщикам продукции и услуг;

-результатам внутренних и внешних аудитов (проверок) СМК;

Анализ данных осуществляется с целью демонстрации пригодности и результативности СМК, а также оценивания возможных областей для улучшения деятельности предприятия и функционирования СМК в целом и ее отдельных процессов. Источниками информации для анализа данных могут быть результаты мониторинга и измерения процессов и продукции; результаты внутренних и внешних аудитов (проверок) СМК; отчеты о выполнении мероприятий по совершенствованию СМК и других планов предприятия; результаты анализа удовлетворенности потребителей; результаты анализа поставщиков и другие данные.

Основными методами анализа являются статистические методы, включая графоаналитические методы и методы логического анализа информации.

 

3.6.4 Улучшения

 

Постоянное улучшение направлено на постоянное повышение результативности СМК посредством использованиям Политики и целей в области качества, результатов внутренних аудитов (проверок) СМК, анализа данных, корректирующих и предупреждающих действий, а также анализа со стороны руководства.

В СМК предусмотрено два типа улучшения результативности системы:

1) Постоянные улучшения, регулярно реализуемых в процессах СМК на основе процедур корректирующих и предупреждающих действий;

2) Стратегические проекты прорыва в сфере улучшения, реализуемые в процессе стратегического планирования и анализа развития предприятия.

 

3.6.4.1 Корректирующие действия

 

На предприятии разработана и поддерживается в рабочем состоянии документированная процедура проведения корректирующих действий, направленных на устранение причин несоответствий продукции и процессов, а так же СМК в целом для исключения их повторного возникновения.

Порядок разработки и реализации корректирующих действий включает выявление и регистрацию несоответствий; анализ причин несоответствий; оценивание необходимости действий, чтобы избежать повторения несоответствий; разработку и осуществление необходимых корректирующих действий для устранения выявленных несоответствий, и исключения случаев их повторного возникновения; контроль проведения корректирующих действий в установленный срок; анализ результативности предпринятых корректирующих мер; регистрацию результатов корректирующих действий и анализа их результативности.

 

3.6.4.2 Предупреждающие действия

 

На предприятии разработана и поддерживается в рабочем состоянии документированная процедура проведения предупреждающих действий, направленных на устранение причин потенциальных несоответствий продукции и процессов и управление любыми обнаруженными рисками – источниками потенциального вреда или ситуациями, которые могут привести к убыткам, а также снижению пригодности, адекватности и результативности СМК.

В целом же о правильном курсе в области управления качеством можно судить по заслугам и достижениям ПП «Пермский хладокомбинат «Созвездие». Продукция пермского хладокомбината «Созвездие» получает признание не только у конечных потребителей, но и в профессиональной среде. Более 100 различных степеней и наград являются тому подтверждением.

 


Список литературы

 

1. Александров, С.Л. ГОСТ Р ИСО 9001 – 2015: аудиты переходного периода / С.Л. Александров, Ю.В. Зорин, В.А. Новиков // Стандарты и качество.- 2016. – № 6. С. – 32 – 35.

2. Горбашко, Е.А. Управление качеством: / Е.А.Горбашко. – Москва: Юрайт, 2015, - 463 с.

3. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования» [электронный ресурс]: введен 01.11.2015 // СПС Стандартинформ. Законодательство.

4. Дубовицкая, Л. Внутренний аудит проектов: хорошо поставленный спектакль или действенный инструмент контроля качества? / Л. Дубовицкая // Менеджмент качества. – 2016. – №1. - С. – 42-46.

5. Дунченко, Н.И. Управление качеством продукции. Пищевая промышленность. Для бакалавров [Электронный ресурс]: учебник / Н.И. Дунченко, В.С. Янковская. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, 2018. — 304 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/106881.

6. Егоренков, Г.А. Менеджмент ресурсов от общего к конкретному / Г.А. Егоренков, С.В. Егоренкова // Проблемы экономики и менеджмента. – 2014. - № 3. - С. – 35 – 38.

7. Зекунов, А.Г. Управление качеством: учебник для бакалавров / А. Г. Зекунов. – Москва: Юрайт, 2015. – 475с

8. Магомедов, Ш.Ш. Управление качеством продукции / Ш.Ш. Магомедов, Г.Е. Беспалова. - М.: Дашков и К, 2013. - 336 c.

9. Селиверстов, А.С. [и др.] Элементы системы менеджмента качества на предприятии по ISO 9001 [Электронный ресурс]: / А.С. Селиверстов [и др].- Режим доступа: https://moluch.ru/archive/141/39549/ (дата обращения 08.11.2018).

10. Соловьев, В.И. Нужны ли нам системы менеджмента? / В.И. Соловьев // Стандарты и качество. – 2015. – № 5. – С. 24-28;

11. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.komos.ru/

12. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.milkom-komos.ru/

 

 


 

Приложение

Приложение А



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: