Выразительность является важным качеством речи. Её развитие проходит длинный путь. Речь маленького ребёнка часто обладает яркой выразительностью. Нередко в ней преобладают итерации (усиливающиеся повторения), инверсии (нарушения обычного порядка слов), восклицательные обороты и т.д., - всеми стилистическими формами, которые выражают эмоциональность.
У маленького ребёнка выразительные моменты не являются сознательно избираемыми и используемыми стилистическими средствами или приёмами для того, чтобы произвести определённое эмоциональное впечатление. В них совершенно непроизвольно прорывается импульсивная эмоциональность ребёнка, поскольку у него ещё нет твёрдо установившихся правил связного построения, которые ограничивали бы её выражение.
В дальнейшем, по мере того как импульсивность детской эмоциональности уменьшается, а речь детей, подчиняясь принятому в данном языке нормальному построению, становится более регламентированной, непроизвольная выразительность ее снижается. В результате, когда первоначальная непроизвольная выразительность, часто встречающаяся в речи маленьких дошкольников, спадает, речь детей может стать крайне маловыразительной (если над развитием её выразительности специально не работать).
Развитие речи, способной выразить эмоциональное отношение к тому, о чём идёт речь, и оказать на другого человека эмоциональное воздействие, сознательно пользуясь выразительными средствами, требует большой культуры.
Сознательная выразительность присуща художественной речи. Выразительные средства художественной речи складываются из разных элементов: выбор слов (лексика), сочетаемость слов и предложений (фразеология и контекст), структура речи и порядок слов. Придавая слову эмоциональную окраску, эти элементы позволяют речи передать предметное содержание мысли, а так же выразить отношение говорящего к предмету мысли и к собеседнику.
|
Понимание и переживание эмоционального подтекста требует вдумчивого воспитания. Основные трудности для понимания эмоциональный подтекст представляет в тех случаях, когда он отклоняется от открытого текста. Зачастую так дело обстоит с ироническими оборотами речи. Экспериментальная работа, выполненная В.Е. Сыркиной, показала ряд различных ступеней в развитии понимания. На первой ступени эмоциональный подтекст ускользает от школьника, слово берётся исключительно в его прямом значении. На более высокой ступени ученик уже чувствует расхождение между открытым текстом и эмоциональным подтекстом, но ещё не улавливает правильного соотношения между ними. При дальнейшем продвижении ученик постепенно учится улавливать сущность эмоционального подтекста и благодаря этому более глубоко проникает в основную мысль художественного произведения.
Весь ход развития понимания эмоционального подтекста с большой яркостью показал диалектическое единство между моментами переживания и понимания. Для того, чтобы понять подтекст речи, надо его "сопережить". А чтобы по-настоящему сопережить текст, надо его глубоко осмыслить. Так в плане конкретного эксперимента вновь подтвердилось и по-новому раскрылось одно из основных положений о единстве переживания и сознания.
Заключение
|
Обобщая, классифицируя, речь является по существу первой элементарной формой знания. Язык – общественная форма познания. Посредством языка общественное познание формирует мышление ребёнка и определяет структуру его сознания. Сама формулировка мысли в слове приводит к тому, что ребёнок в результате лучше понимает, чем понимал до словесной формулировки своей мысли: формулируясь, мысль формируется. Таким образом, речь не только сообщает уже готовую мысль, она включена в процесс формирования мышления. В этом её значение для умственного развития.
В речи человека обычно весь психологический облик личности. Такая существенная сторона, как степень и особенность общительности, которая лежит в основе многих классификаций характеров, непосредственно проявляется в речи. Показательно обычно уже то, как человек завязывает разговор и как он его заканчивает; в темпах речи выступает его темперамент, в её интонационном, ритмическом рисунке – его эмоциональность, а в её содержании просматриваются его духовный мир, его интересы их направленность.
Список литературы
1. Рубинштейн С.Л. – Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 713 с.: - (Серия "Мастера психологии").
2. Развитие речи у детей дошкольного возраста. / Под ред. Сохина Ф.А. - М.: Просвещение, 1984.
3. Общая психология. / Под ред. Петровского А.В. - М.: Просвещение, 1976.
4. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М.: Просвещение, 1967.
5. Запорожец А.В. Психология. - М.: Просвещение, 1965.