Проблема обучения и развития в классической и современной психологии.




Маринковская и лекции Беежковской

Существует несколько вариантов соотношения понятий «обучение» и «развитие»:

1. Развитие ведет за собой обучение. Пиаже: отрицал возможность обучения в широком смысле слова, т.е. развивающего обучения, так как взрослые никак не могут помочь ребенку изменить схему, перейти на новый этап мышления, пока он сам не будет готов к этому. При этом дети, в зависимости от своих способностей, приходят к открытию новых схем быстрее или медленнее (вертикальный декаляж) независимо от качества обучения. Но возможно обучение в узком смысле слова: помогающее ребенку распространить открытые им новые знания на различные стороны своей деятельности (горизонтальный декаляж). Пиаже недооценивал роль среды и влияние взрослого. Позднейшие исследования (Гальперина, Давыдова, Брунера) показали, что уже в дошкольном возрасте при правильном обучении у детей могут быть сформированы общие понятия, понимание сохранения числа, массы и объема и т.д.

Биогенетическая концепция (теория рекапитуляции Холла) исходила из того, что обучение должно надстраиваться над определенным этапом психического развития, так как созревание организма подготавливает основу для обучения. Т.е. развитие ведет за собой обучение.

В современном обществе детей начинают обучать с 2-х лет. Появилась вариативность, разнообразность образования, различные авторские школы и программы.

 

2. Обучение различно от развития. Они никак не соотносятся. Все зависит от того, сколько времени у ребенка занято обучением. Существует родительская доктрина, что обучением нужно занять все свободное время ребенка, чтобы он не занялся чем-нибудь «лишним». Здесь нет места развитию, однако развитие само «пролезает» и реализуется вопреки обучению. Развитие начинает вытеснять обучение. Поэтому не имеет смысла обучать вне зависимости от развития. В наше время довольно часто школьное обучение не зависит от развития (очень часто, особенно мальчики – подростки конфликтуют с учителями, у них возникают трудности с учебой). Намного лучше, когда развитие ориентируется на обучение – ребенок в процессе такого обучения косвенно чему-то учится.

Гештальтпсихология – Выделявшая в процессе психического развития две стороны – созревание и обучение, обучение может опережать созревание, а может и отставать от него, хотя чаще они идут параллельно друг другу, создавая иллюзию взаимозависимости. Обучение не может ускорить процесс созревания и дифференциации гештальтов, так же как и сам процесс созревания не ускоряет обучение.

 

3. обучение = развитие. Считается, что это 2 стороны одного процесса: обучение – внешняя, развитие – внутренняя. Спонтанность обучения так и устроена. Человек сам запрашивает информацию и развивается, появляются новые способности. Но в данном случае нельзя судить о том, ведет за собой обучение развитие или нет (ех: научиться держать равновесие на велосипеде – сначала учишься, потом развивается координация). Бихевиоризмотождествляли обучение (научение) и психическое развитие, доказывая ведущую роль функциональной периодизации становления разнообразных форм поведения.

 

4. обучение опирается на ЗБР. Развивающее обучение.

Предложил обучение, которое опирается на зону ближайшего развития (ЗБР). ЗБР существует вокруг зоны актуального развития ребенка (ЗАР). Открытие Л.С. легло на состояние общественного сознания (не было бума развития, как сейчас): появились учителя новаторы (70-80г).

Выготский: если посадить ученика из 2-го класса в 1 – ничего развиваться и ничему обучаться не будет, если посадить его в 5 класс - тоже ничего, так как программа в 5 классе выходит за пределы ЗБР ребенка. Развивающее обучение происходит в 2-х направлениях: что-то теряет свою актуальность, сто-то опять переходит в ЗБР – механизм познавательной деятельности человека. Если знание проходит в ЗАР, минуя ЗБР – плохо.

Развивающее обучение – работа на внешней границе ЗБР: внеклассная работа в школе, конференция в ВУЗе – т.о. происходит расширение ЗБР, у которого есть оптимальный объем. Его нельзя расширять бесконечно.

Выготский: Выдвинул положение о ЗБР, которая располагается между уровнем актуального (задание, которое ребенок способен выполнить сам) и потенциального развития психики (задание, которое он выполнит с помощью взрослого). Обучение может быть развивающим, активизирующим развитие интеллекта детей, если оно адекватно для данного ребенка по форме и содержанию. По содержанию обучение должно быть выше уровня актуального развития, так как иначе оно не будет давать ничего нового для интеллекта, но и не должно выходить за пределы зоны ближайшего развития, так как в этом случае ребенок просто не усвоит нужный материал. По форме обучение может быть:

- реактивным (основывающимся на строгой программе),

- спонтанный (ребенок учится только тому, что ему нравится)

- спонтанно-реактивным (программа основана на интересах ребенка).

Уровень потенциального развития соответствует способностям ребенка, в то время как актуального развитие показывает его обученность.

 

Величина ЗБР у отдельных детей различается, и определение ее глубины имеет практическое прогностическое значение.

P.S

Эльконин, Давыдов: Источник развития – ведущая деятельность данного возрастного этапа, прежде всего младшего школьного возраста. Организуя деятельность детей в соответствии с принципами построения учебной деятельности, они смогли проследить связь между реальными действиями детей и ходом их развития, его результатами.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: