Метафора как средство создания экспрессивности в стихотворениях М. Цветаевой.




Тяготение писателя и поэта к метафоре Ортега-и-Гассет объясняет двумя причинами. Во-первых, литератор отталкивает от обыденного понимания предметов, обычного или общего взгляда на мир, не мысля его в терминах повсеместного распространения. Во-вторых, метафора сама по себе подобна поэзии. Метафора отвергает принадлежность объекта к тому классу, в который он на самом деле входит, и утверждает включенность его в категорию, в которую он не может быть отнесен на рациональном основании.

Поэзия М. И. Цветаевой насыщена метафорами настолько, что метафоры могут составить фактуру цветаевского стиха. Для М. И. Цветаевой одного образа мало, он создавал цепочку метафор, как бы останавливая и обозревая явление в его многообразии. При этом для ее поэзии характерна непроизвольность ассоциаций, образов, рожденных иногда простым созвучием, иногда рифмой, иногда случайным поводом.

Семантика метафоры

Русская природа для М. Цветаевой -- источник творчества. В связи с ней она видит начало своей самобытности, непохожести на других:

Другие - с очами и с личиком светлым,

А я-то ночами беседую с ветром.

Не с тем - итальянским

Зефиром младым,-

С хорошим, с широким,

Российским, сквозным!

В связи с этим можно выделить определенные темы, ключевые слова-образы, явления природы (которые к тому же являются и действующими лицами в стихотворениях). К числу таких ключевых слов относятся слова: ветер, широкая степь, леса, поля, звезды, луна, костры и другие.

Ключевые образы выявляются в процессе анализа метафор, распределения их по группам - денотативным множествам (денотат - мысленный образ предмета), формируемый на основе отнесенности метафор к определенному отрезку внеязыковой действительности. Эти групп получают наименования в форме конструкции с предлогом «о» (например, о ветре, о звезде и т.д.). Предлог в данном случае необходим. Его наличие указывает, что наименование не всегда прямо называет предмет или явление, а часто лишь отсылает к внеязыковой действительности, условно обозначая некоторый ее отрезок - «о том-то».

Денотативные множества помогают также воссоздать цветаевскую картину мира, позволяют понять, каким видела М. И. Цветаева то или иное явление.

Ниже приведены некоторые денотативные множества. Они содержат перечень образных парадигм, характеризующихся семантической связью опорных образных слов. Внутри парадигм находятся образные ряды, каждый из которых скреплен единым образным словом.

О ветре:

1. Иду вдоль генуэзских стен,

Встречая ветра поцелуи,

И платья шелковые струи

Колеблются вокруг колен.

2. Уж ветер стелется, уже земля в росе.

Уж скоро звездная в небе застынет вьюга,

И под землею скоро уснем мы все,

Кто на земле не давали уснуть друг другу.

3. Далеко - в ночи - по асфальту - трость,

Двери - настежь - в ночь - под ударом ветра.

- Заходи - гряди! - нежеланный гость,

В мой покой пресветлый.

4. Июльский ветер мне метет - путь,

И где-то музыка в окне - чуть.

Ах, нынче ветру до зари - дуть

Сквозь стенки тонкие груди - в грудь.

5. Помнишь бешенный день в порту,

Южных ветров угрозы,

Рев Каспия - и во рту

Крылышко розы.

6. Голуби в окно стучат,-

Скучно с голубями!

Мне ветра привет кричат,-

Бог с ними, с ветрами!

7. Пурпуровое поветрие,

Первый вестник мятежу,-

Ветер - висельник и ветреник,-

В кулачке тебя держу!

8. За твои дела острожные,-

Расквитаемся с тобой,-

Ветер, ветер в куртке кожаной,

С красной - да во лбу - звездой!

О заре:

1. Когда хотим мы в мотыльках-скиальцах

Видеть не грезу, а земную быль -

Где их наряд? От них на наших пальцах

Одна зарей раскрашенная пыль.

1. Но моя река - да с твоей рекой,

Но моя рука - да с твоей рукой

Не сойдутся, Радость моя, доколь

Не догонит заря - зари.

3. Ах, я счастлива! Никогда заря

Не сгорала - чище.

Ах, я счастлива, что, тебя даря,

Удаляюсь - нищей.

4. Час ученичества! Но зрим и ведом

Другой нам свет,- еще заря зажглась.

Благословен ему грядущий следом

Ты - одиночества верховный час!

О дне и ночи:

1. День, отвернув задумчивые очи,

Продолжал заоблачный свой путь.

Тебя пою, родоначальник ночи,

Моим ночам и мне сказавший: будь.

2. Нежно светлеют губы, и тень золоче

Возле запавших глаз. Это ночь зажгла

Этот светлейший лик,- и от темной ночи

Только одно темнеет у нас - глаза.

3. Черная, как зрачок, как зрачок, сосущая

Свет - люблю тебя, зоркая ночь.

4. Ночь! Я уже нагляделась в зрачки человека!

Испепели меня, черное солнце - ночь!

5. Бессонница! Друг мой!

Опять твою руку

С протянутым кубком

Встречаю в беззвучно-

Звенящей ночи.

О лесе и поле:

1. Я вижу: мачты корабля,

И вы - на палубе…

Вы - в дыме поезда…Поля

В вечерней жалобе.

2. Голову сжав,

Слушать, как тяжкий шаг

Где-то легчает,

Как ветер качает

Сонный, бессонный

Лес.

3. Нынче я гость небесный

В стране твоей.

Я видела бессонницу леса

И сон полей.

4. Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,

Оттого, что лес - моя колыбель, и могила - лес.

5. Ах, на цыганской, на райской, на ранней заре -

Помните утренний ветер и степь в серебре?

О звезде, месяце, луне, солнце:

1. День был невинен, и ветер был свеж,

Темные звезды погасли.

2. Не удержали вас, спутники чудной поры,

Нищие неги и нищие наши пиры.

Жарко пылали костры,

Падали к нам на ковры -

Звезды.

3. Мы спим - и вот, сквозь каменные плиты,

Небесный гость в четыре лепестка.

О мир, пойми! Певцом - во сне - открыты

Закон звезды и формула цветка.

4. И о сердцах, которых - слишком юный -

Вы не имели времени прочесть,

В те времена, когда всходили луны

И гасли в Вашу честь.

5. И так же будут таять луны

И таять снег,

Когда промчится этот юный,

Прелестный век.

6. Юный месяц идет к полуночи:

Час монахов - и зорких птиц,

Заговорщиков час - и юношей,

Час любовников и убийц.

7. Два солнца стынут, - о Господи, пощади! -

Одно - на небе, другое - в моей груди.

О состоянии души:

1. Месяц склоняется чистый

В души поэтов и книг,

Сыплется снег на пушистый

Твой воротник.

2. Я здесь одна. К стволу каштана

Прильнуть так сладко голове!

И в сердце плачет стих Ростана,

Как там, в покинутой Москве.

3. Захлебываясь от тоски,

Иду одна, без всякой мысли,

И опустились и повисли

Две тоненьких мои руки.

4. Вздымаются не волосы - а мех,

И душный ветер прямо в душу дует.

5. Так у сосенки у красной

Каплет жаркая смола.

Так в ночи моей прекрасной

Ходит по сердцу пила.

6. А этот колокол, что кремлевских тяжеле,

Безостановочно ходит и ходит в груди.

М. И. Цветаева усиливает, заостряет грани, дает развернутую метафорическую систему. Сложно «вырвать» метафору из контекста, иногда просто невозможно. Мало того, характерным для поэзии Цветаевой явлением называется наложение метафоры на другие образные средства, например, на сравнение:

Черная, как зрачок, как зрачок, сосущая

Свет - люблю тебя, зоркая ночь.

Если изъять сравнение, то метафора потеряет всякий смысл. Также очень распространено у Цветаевой (в связи с одухотворением природы) наличие олицетворений. Одухотворяющая сила поэзии М.И. Цветаевой заставляет думать и чувствовать - действия, движения, отвлеченные понятия. В этом секрет ее трудности для понимания. Поэзия делает невероятное и поэтому кажется непонятной.

Кроме того, у М. И. Цветаевой есть и такие слова-образы, принадлежащие к разным разрядам (денотативным множествам), но способные дублировать друг друга, выражая одно и то же содержание: серебро - снег, иней:

Ах, на цыганской, на райской, на ранней заре -

Помните утренний ветер и степь в серебре?

Синий дымок на горе

И о цыганском царе -

Песню…

(«Милые спутники, делившие с нами ночлег!»)

Глаза - факелы, бездна, обугленные прошлогодние круги, фонари:

И проходишь ты над своей Невой

О ту пору, как над рекой-Москвой

Я стою с опущенной головой,

И слипаются фонари.

Всей бессонницей я тебя люблю,

Всей бессонницей я тебе внемлю -

О ту пору, как по всему Кремлю

Просыпаются звонари.

(У меня в Москве - купола горят…)

Благодаря этому они используются как своего рода синонимы и могут варьировать одну и ту же мысль в разных стихотворениях.

Ее метафоры многочлены, способны подчинять себе весь контекст, в котором отдельные слова утрачивают свою обособленность и создают единый эмоционально окрашенный образ. Из таких стихотворений невозможно «выхватить» метафору. Образы следуют один за другим, неразрывно связаны между собой. Например:

Полновесным, благосклонным

Яблоком своим имперским,

Как дитя, играешь, август.

Как ладонью гладишь сердце

Именем своим имперским:

Август! - Сердце!

Месяц поздних поцелуев,

Поздних роз и молний поздних!

Ливней звездных -

Август! - Месяц

Ливней звездных!

В лирике Цветаевой преобладают сложные, многочленные метафоры. Природа - это один из синонимов жизни. «Образность М. И. Цветаевой - не связь конкретного с абстрактным, чувственного со сверхчувственным; это связь явлений между собой, взаимное истолкование вещей, где все отражается во всем, любая вещь может стать отражением и подобием другой вещи, все они превращаются друг в друга, и превращения эти ничем не ограничены». Выделение ключевых слов (явлений природы, состояний души) позволило приобщиться к необычным образам, создаваемым автором и определить семантику метафор М. И. Цветаевой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: