Процессы коммуникации, влияния и принятия решений (4ч)
Процесс коммуникации
1. Понятие коммуникации
2. Процесс коммуникации
3. Коммуникационные сети.
4. Коммуникационные стили.
Понятие коммуникации
Термин «коммуникация» происходит от английского communicate, что означает передавать, сообщать.
Отсюда коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов.
Коммуникация- это процесс обмена информацией между двумяи более людьми, группами и организациями. это процесс обмена информацией между двумя.
Эффективная межличностная коммуникация в силу ряда причин очень важна для успеха в управлении.
1.Во-первых, решениемногих управленческих задач строится на непосредственном взаимодействии людей (начальник с подчиненным, подчиненные другс другом) в рамках различных событий.
2.Во-вторых, межличностная коммуникация, возможно, является лучшим способом обсуждения и решения вопросов, характеризующихся неопределенностью и двусмысленностью.
Вербальная коммуникация - устная передача сообщения во время телефон разговора, личной беседы и во время встреч на собраниях. Достоинства устных коммуникаций: быстрота, спонтанность и возможность широкого использования невербальных сигналов.
Невербальная коммуникация
Информация, посланная отправителем без использования речевыхили письменных знаков как системы кодирования, образует невербальное послание, лежащее в основе невербальной коммуникации,составляющей 80% от всей межличностной коммуникации. В последнее время эта сфера межличностной коммуникации все больше привлекает внимание ученых и специалистов. Дело в том, чтоэффект большинства посланий создается невербальной информацией: 37% — тональностью голоса и 55% — выражением лица.
|
ТаблицаНевербальная коммуникация
Основные типы невербальнойкоммуникации | Примеры |
Движения тела | Жесты, выражения лица, движения глаз, прикосновения, позы |
Личные физические качества | Строение тела, вес, рост, цвет волос и кожи,запах тела, мускулатура |
Речь | Качества голоса, грамотность, частота речи,засоренность речи, смех, зевание и т.п. |
Использование среды | Способ использования и ощущения внешнегоокружения, манеры помещения себя в среде,дистанционная близость в общении, чувство«своей» и «чужой» территории |
Физическая среда | Дизайн помещения, мебели и других объектов,декорации, чистота и опрятность, освещенность, шум |
Время | Опоздания, ранний приход, склонность заставлять ждать себя, культура времени, соотношение времени и статуса |
Процесс коммуникации
В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта к другому. Основная цель коммуникационного процесса сводится к обеспечению понимания информации, которая является предметом обмена.
Коммуникационный процесс – обмен информацией между двумя и более людьми.
Процесс (этапы) коммуникации включает четыре базовых элемента:
1. Отправитель — лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию, выбирает канал для передачи, кодирует сообщение и передает.
2. Сообщение — это информация, которую передает отправитель получателю. При этом сообщение может передаваться в вербальной, т.е. словесной, форме, невербальной (жесты, мимика или графические изображения), а также может быть закодировано, т.е. преобразовано в систему знаков, импульсов.
|
3. Канал — это средство передачи информации. Обычно в их качестве выступают средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение) и межличностные каналы — непосредственно личностный обмен сообщениями между отправителем и получателем информации.
4. Получатель— лицо, которому предназначена информация.
Факторы, вызывающие помехи в процессе коммуникации из-за явлений, протекающих во внешней среде, обозначаются термином шумы
Перевод, преобразование смысла идеи сообщения в символы — это кодирование
Коммуникационные сети.
Коммуникационная сеть — это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков.
Создаваемая руководителем сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей.
Вертикальные связи строятсяпо линии руководства от начальника к подчиненным.
Горизонтальные связи осуществляются между равными по уровням индивидамиили частями организации: между заместителями, между начальниками отделов, между подчиненными.
Диагональные связи — это связи с другими начальниками и с другими подчиненными.
Сеть этихсвязей создает реальную структуру организации. Задача формальной организационной структуры заключается в том, чтобы придатькоммуникационным потокам правильное направление. Размерыподразделений в организации ограничивают возможности развития коммуникационной сети. Если размер группы увеличивается варифметической прогрессии, то количество возможных коммуникационных отношений возрастает по экспоненте. Отсюда коммуникационная сеть в группе из 12 человек более разнообразная исложная, чем в группе из трех человек. В зависимости от того, какпостроены коммуникационные сети, деятельность группы можетотличаться большей или меньшей эффективностью.
|
Существуют устоявшиеся образцы коммуникационных сетейдля групп одной и той же или разной численности (рис. 11.3).
В сетях типа «кружок» члены группы могут коммуницировать только стеми, кто расположен рядом с ними. В сетях типа «колесо» представлена формальная, централизованная иерархия власти, при которой подчиненные коммуницируют друг с другом через своего начальника. Объективной основой такой ситуации является то, чтолицо, находящееся в центре «колеса», имеет больше коммуникационных связей, чем другие члены группы. Он получает больше посланий, чаще признается другими членами группы как лицо, выполняющее лидерские функции, больше оказывает социальноговлияния на других членов группы, обычно несет большую ответственность за передачу информации, от него больше, чем от других,ожидается окончательное решение проблемы
Аналогичная картина наблюдается в сетях типа «Y». Такие сетиназываются централизованными и могут быть эффективны, еслирешаются простые проблемы. Другой тип властной иерархии представляют сети типа «цепочка», в которых появляются горизонтальные связи — элемент децентрализации. «Всеканальные» сети представляют полностью децентрализованные группы. Обычно это требуется, когда необходимо участие всех в решении сложных проблем.Такой подход называют еще открытыми коммуникациями.
Коммуникационные стили.
Коммуникационный стиль — это способ, с помощью которого индивид предпочитает строить коммуникационное взаимодействие с другими.
Выделяют 5 стилей: 1) «открытие себя». 2) «реализация себя». 3) «замыкание в себе». 4) «защита себя». 5) «торговля за себя»
Коммуникационный стиль как «открытие себя». Этот стиль характеризуется высокой степенью открытости себя другим, но низким уровнем обратной связи со стороны индивида, использующего этот стиль. Открытие себя в этом случае измеряется в диапазоне от среднего до максимального. Индивид идет на это, концентрируя тем самым внимание на себе, чтобы вызвать реакцию других на свое поведение. К сожалению, данный стиль страдает тем, что реакция других нередко остается без адекватного ответа или обратной связи со стороны вызывающего его индивида.
Коммуникационный стиль «реализация себя» и характеризуется как максимальной открытостью, так и максимальной обратной связью. В идеальных условиях этот стиль является желательным, но ситуационные факторы (политика организации, разница в статусе и т.п.) могут побудить индивида, владеющего этим стилем, отказаться от него.
Коммуникационный стиль «замыканием в себе» характеризуется одновременно низким уровнем открытости и низким уровнем обратной связи. Индивид в этом случае как бы изолирует себя, не давая другим познать его. Этот стиль часто используют «интроверты» — люди с тенденцией больше обращать свой разум вовнутрь себя. Крайность в проявлении этого стиля связана со скрытием своих идей, мнений, расположений и чувств к другим.
Коммуникационный стиль «защита себя» и характеризуется низким уровнем открытости, но высоким уровнем обратной связи. Он широко используется для того, чтобы лучше узнать других или более правильно оценить их. Обычно индивиды, использующие данный стиль, мало открыты для других, но любят обсуждать других. Они любят слушать о себе, но не любят обсуждать свои качества, особенно плохие, с другими.
В середине матрицы располагаются индивиды, «продающие» себя, если другие делают то же самое. Такой стиль называется «торговля за себя» и характеризуется умеренными открытостью и обратной связью, обмениваемыми в процессе межличностной коммуникации.
Власть и влияние
1.Понятие власти.Источники власти.Авторитет.
3. Лидерство. Отношения управления менеджера и лидера
4.Стиль руководства
1.Понятие власти.Источники власти. Авторитет.
Понятие «власть» в управленческой литературе означает способность того или иного лица оказывать влияние на поведение людей с целью подчинения их своей воле.
Она может иметь отношение к отдельному человеку, группе людей и организации в целом, но существует только в том случае, если имеется зависимость человека или группы от другого человека или группы. Чем значительнее зависимость, тем больше власти у того, от кого зависят. Власть пронизывает всю жизнь организации и поддерживает ее структуру.
Власть может приобретать разнообразные формы, но все они основаны на вере исполнителя, что от влияющего зависит удовлетворение или неудовлетворение его потребностей. В связи с этим можно выделить 5 основных форм.
Власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность его наказать, лишить чего- либо, создать неприятности.
Этот вид власти не является достаточно эффективным, так как ограничивает инициативу, творчество, самостоятельность подчиненных. Организации, где данный вид власти используется очень часто, возможно, не смогут долго существовать в условиях частного предпринимательства. По словам современного специалиста в области организационного поведения Ф. Лутанса, «хотя принуждение и может привести к временной покорности подчиненного, оно производит нежелательные побочные эффекты — скованность, страх, месть и отчуждение. Это в свою очередь может привести к более низкой производительности труда, неудовлетворенности работой и большой текучести кадров».
Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий оценит его действия и удовлетворит его потребность или вознаградит его. Это наиболее распространенная форма власти, которая достаточно эффективна и используется для подкрепления права на власть. Сила этой власти может быть ослаблена невыполнением обещаний руководителем или поощрением подчиненных, не заслуживших его. Недостатком власти, основанной на вознаграждении, является ее ограниченное воздействие, определяемое оценкой ценности вознаграждения подчиненными.
Экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые удовлетворят его потребности. Сегодня, когда производственная и хозяйственная жизнь чрезвычайно усложнилась, такая власть приобретает все большее распространение, так как активизирует использование руководителем своего образования, опыта, таланта, усилий и навыков. Однако экспертная власть не связана жестко с определенной должностью. Иногда при решении конкретных проблем становится очевидным, что кто-то из членов группы обладает большим объемом знаний, поэтому для решения таких проблем управление может перейти к этому сотруднику. Таким образом, данная формула власти позволяет временно изменять баланс власти в сторону ее увеличения у подчиненного.
Эталонная (референтная) власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает особо привлекательными качествами, и стремится быть таким же. Такое влияние явления целиком личное, поэтому его называют харизмой. Желание сотрудников быть похожими на такого руководителя наделяет последнего определенной дополнительной властью над ними.
Харизма в переводе с греческого означает — «милость», «божественный дар». Харизматичный руководитель — это человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности. Подчинение харизме основано на том, что исполнитель на уровне подсознания ждет, что выполнение распоряжений сделает его похожим на руководителя или, по крайней мере, вызовет к нему уважение.
Понятие харизмы известно со времен Древней Греции и упоминается в Библии. Более поздние исследования расширили понятие о харизматическом руководителе, включив в него и лидеров бизнеса.
Законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, а его долг — подчиняться им. Власть дана человеку определенными определяющими силами, все понимают, что человек имеет право требовать чего-либо и ожидать согласия и послушания. Люди, обладающие формальной, официальной властью, принадлежат к этому сословию
Источники власти. По основе происхождения власти судят о ее источнике.
Принято различать две группы источников:
а) имеющие личностную основу;
б) сформированные на организационной, или структурно-ситуационной основе. Источниками власти на личностной основе являются:
1.Экспертная власть — это способность руководителя влиять на поведение подчиненных в силу своей подготовки и уровня образования, опыта и таланта, умений и навыков, а также наличия специализированных знаний. Потенциал экспертной власти определяется уровнем, на котором руководитель демонстрирует свою компетентность в вопросах анализа, оценки и контроля работы подчиненных. Специализация в знаниях ограничивает применение экспертной власти.
2.Власть примера рассматривается как способность руководителя влиять на поведение подчиненных, используя свою харизму, т.е. привлекательность и обаяние личности. Данный источник власти нередко формируется посредством отождествления подчиненными себя со своим руководителем и подражания ему. Чем больше людей видят в руководителе идеал и объект подражания, тем сильнее уважение к нему и надежнее основа его личной власти.
3.Право на власть предоставляется занимаемой должностью и имеет более четкие границы, чем другие источники. Оно включено в группу, основывающуюся наличностной власти, поскольку при равных должностных полномочиях разные руководители пользуются своим правом власти не одинаково, а в зависимости от личных способностей, ивозможность реализации этого права обусловлена степенью признания подчиненными права руководителя на власть.
4.Власть информации базируется на возможности доступа к нужной и важной информации и умении использовать предоставление информации для влияния на подчиненных. Координация информационных потоков и контроль за коммуникационной сетью дают власть. Содержание информации влияет на принимаемые решения, следовательно, обладатель информации имеет определенную власть над тем, кому он ее предоставляет. Власть информации способна стать источником влияния как руководителя на подчиненных, так и подчиненных на руководителя. Ее следует отличатьот экспертной власти.
5.Потребность во власти — это желание иметь влияние на других (мотивационная теория Мак-Клелланда). Она может проявляться в стремлении давать настойчивые советы, предлагать помощь, вызывать эмоции у других, укреплять свою репутацию.
Источниками власти, имеющими организационную основу, являются: 1.Принятие решения как источник власти обусловлено степенью, в которой субъект может влиять на конкретное решение в ходе его принятия. Данный источник связан со всеми участниками процесса принятия решения, а не только с теми, от кого зависит окончательное решение. В современной практике в выработке вариантов решений задействуются специалисты, облеченные определенным влиянием на выбор альтернатив, следовательно, обладающие в некоторой степени этим источником власти.
2.Вознаграждения могут влиять на результаты деятельности исполнителя. В зависимости от ожидаемогоуровня компенсации, по решению руководителя получаемой в форме благодарности, карьерного продвижения, премии, дополнительного отпуска и т.п., подчиненный прилагает те или иные усилия для выполнения указания или распоряжения. Данный источник власти является одним из самых эффективных способов влияния на людей. Власть вознаграждения способствует укреплению формального права на власть, которое, не будучи подкреплено властью вознаграждения, как правило, неэффективно. Невыполнение обещаний по вознаграждению за выполненную работу или поощрение подчиненных, не выполнивших порученную работу, ослабляет силу власти вознаграждения. Этот источник способствует усилению права на власть, если инициатива, творчество, качество и другие положительные результаты труда исполнителей обязательно вознаграждаются.
4.Принуждение как источник власти — это влияние на поведение подчиненных посредством выговоров, штрафов, понижения в должности, увольнения и т.п.В этом случае подчинение основано на боязни быть наказанными. Современная практика показывает, что страх парализует инициативу и творчество. Тем не менее, в целях формирования привычки соблюдать установленные в организации нормы и правила система управления должна устраиваться таким образом, чтобы ни одно нарушение не проходило бесследно для исполнителя. Система управления работает эффективно, если достигается разумный баланс между вознаграждением и принуждением.
5.Власть над ресурсами позволяет воздействовать на результаты труда исполнителей, так как всякая работа и любая организация нуждаются в ресурсах — сырье, материалах, рабочей силе, финансах, оборудовании, инструментах и т.д. Регулирование доступа к ресурсам не всегда способствует выполнению работы или решению задачи. Контроль за ресурсами укрепляет право на власть, а отдельные лица, заинтересованные в усилении личного влияния, могут искусственно и сознательно создавать дефицит ресурсов, а это негативно отражается на результатах деятельности организации.
6.Власть связей возникает, если окружение ассоциирует какого-либо человека с влиятельными людьми в организацииили вне ее, и он получает возможность воздействовать на других благодаря чужому влиянию. Характерно, что подобная ассоциация может возникнуть на основе как реально существующих связей, так и намеков и слухов о якобы имеющихся отношениях, придумываемых с целью приобретения влияния на людей.
Исследования свидетельствуют, что в группах с большим объемом физического труда право на власть является наиболее веской причиной для подчинения, а в организациях с малой долей физического труда более весома экспертная власть. По силе влияния в порядке убывания располагаются: право на власть и экспертная власть (они могут уступать место друг другу), вознаграждение, власть примера и, наконец, принуждение. Право на власть зависит от результатов работы коллектива, в то же время последние влияют на экспертную власть, а также власть вознаграждения и принуждения. Интересно, что в группах с высоким уровнем власти вознаграждения результаты работы бывают ниже, а степень неудовлетворенности подчиненных выше. Право на власть и власть принуждения чаще вызывают недовольство, они слабо связаны с результатами работы. Экспертная власть и власть примера зависят от личностных качеств руководителя и, следовательно, крайне индивидуальны. Для руководителей одного уровня управления полномочия по праву на власть, вознаграждению и принуждению устанавливаются равными.
В целом результаты исследований показывают, что сила источников власти ситуационно обусловлена. Подчиненным более импонирует руководитель, который использует источники власти, основанные не только на его позиции (должности) в организации.
Влияние — это поведение одного индивида, которое вносит изменение в поведение другого. То есть влияние — это процесс, в ходе которого одна из сторон, мобилизуя имеющиеся в ее распоряжении властные ресурсы, стремится изменить поведение другой стороны (сторон).
Конкретные способы влияния весьма разнообразны, но их можно разделить на две большие группы: эмоциональные и рассудочные.
В группе эмоциональных средств влияния основное место занимает «заражение» и подражание.
Заражение » — это, пожалуй, самый древний способ влияния на людей. Он характеризуется практически автоматической, неосознанной передачей эмоционального состояния одного человека другому. Используя механизмзаражения, менеджер может значительно повысить сплоченность коллектива, мобилизовать его на выполнение целей организации.
Подражание — это усвоение действий, поступков, манеры поведения и даже способа мышления других лиц. Если «заражение» характеризуется передачей эмоционального состояния, то осознанное подражание представляет собой способ заимствования того лучшего, что есть у других.
Подражанию легко поддаются впечатлительные и слабовольные люди, а также лица с недостаточно развитым самостоятельным мышлением. Зная это, важно выяснить, кто служит для них «эталоном» для подражания и в соответствии с этим осуществлять управленческие действия.
В группу способов рассудочного влияния входят: внушение, убеждение, просьба, угроза, подкуп, приказ.
Внушение — это воздействие, основанное на некритическом восприятии того, что говорит и делает менеджер. Внушение как способ влияния на подчиненных является бездоказательным и неаргументированным, поэтому эффект воздействия достигается за счет личностных качеств менеджера: его признание, авторитет, престиж и т.п. Чем они выше, тем эффективнее внушение.
Внушение является односторонним воздействием: активен, как правило, внушающий, а тот, кому внушают, — пассивен. Многие менеджеры успешно влияют на людей с помощью внушения. Особенно большой эффект внушения достигается, если подчиненный возбужден и срочно ищет выход из создавшегося положения. В этот момент онготов следовать любому совету руководителя. В данном случае внушение проявляется как убеждение.
Убеждение — эффективная передача своей точки зрения. Руководитель, который влияет путем убеждения, не говорит исполнителю, что надо делать, — он «продает» подчиненному то, что нужно сделать. Для эффективного убеждения используются различные приемы1.
Просьба — способ влияния на подчиненного, основанный на добровольных, побуждающих, непринудительных мотивах. Прибегая к просьбе, менеджер пытается взывать к лучшим сторонам натуры другого человека. Положительный результат достигается в случае, если между руководителем и подчиненным существуют хорошие отношения.
Угроза — запугивание, обещание причинить подчиненному зло. Она основана на том допущении, что страх иногда является достаточным мотивом, чтобы побудить человека выполнять поручения, с которыми он внутренне не согласен. Как правило, угрозы срабатывают на короткое время (пока подчиненный находится в «зоне страха», т.е. боится руководителя). Угроза вызывает борьбу между двумя личностями, и здесь проигравшим всегда будет тот, кто вынашивает мысль победить в будущем (никому не хочется быть постоянно проигравшим).
Подкуп — склонение на свою сторону, расположение в свою пользу подчиненного любыми средствами. То есть руководитель может предоставить своему подчиненному какие-либо преимущества, если он определенным образом изменит свое поведение. В некоторых случаях подкуп — это честный подход, предоставляющий подчиненному дополнительные вознаграждения за дополнительные усилия, например: «Поработай сегодня сверх нормы и завтра можно будет уйти с работы пораньше».
Приказ — официальное распоряжение властных органов. Исключается альтернатива, поскольку приказ не обсуждают, а выполняют. И если приказ не выполнен, за этим, как правило, следуют негативные последствия.
Авторитет — заслуженное доверие, которым пользуется руководитель у подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе.
Авторитет руководителя, связанный с выполнением его основных функций согласно занимаемой должности, должен подкрепляться личным примером и высокими моральными качествами. В этом смысле следует различать два источника авторитета:
❖ официальный, определяемый занимаемой должностью в организации;
❖ реальный авторитет — фактическое влияние, реальное доверие и уважение.
Укрепляя авторитет, менеджеру необходимо следить за тем, чтобы он не подавлял, не сковывал инициативу подчиненных. Приемы создания (формирования) авторитета должны отвечать действующим в обществе нормам морали и этики. Искусственные приемы формирования авторитета не приводят к успеху; в результате появляется мнимый, или ложный, авторитет (псевдоавторитет). А.С. Макаренко выделял следующие разновидности псевдоавторитета:
1. авторитет расстояния — руководитель считает, что его авторитет возрастает, если он «дальше» от подчиненных и держится с ними официально;держание отношений с подчиненными на определенном расстоянии, как можно реже общаться и более официальном тоне. Ведет искусственному созданию бюрократических барьеров.
2. авторитет доброты — «всегда быть добрым» — таков девиз данного руководителя. Такая доброта снижает требовательность. Бывает, добрый руководитель оказывает подчиненному «медвежью» услугу;
3. авторитет педантизма — в этом случае менеджер прибегает к мелочной опеке и жестко определяет все стадии выполнения задания подчиненным, тем самым сковывая их творчество и инициативу;создание на рабочем месте целой системы ненужных условностей, исключительных мелочных требований, требовательность к их соблюдению (инструкций, предписаний), без которых можно обойтись, но начальник требует обязательного исполнения.
4. авторитет чванства — руководитель высокомерен, гордится и старается всюду подчеркнуть свои бывшие или мнимые нынешние заслуги. Такому руководителю кажется, что эти «заслуги» обеспечивают ему высокий авторитет;подчеркнутая снисходительность, игнорировании нужд и запросов подчиненных (исключительность своей персоны), нетерпимое отношение к критике. Вызывает очень сильное негативное отношение у подчиненных и попытки решения своих проблем без ведома начальства.
5. авторитет подавления — менеджер прибегает к угрозам, сеет страх среди подчиненных. Он ошибочно полагает, что такие приемы укрепят его авторитет, на самом же деле они лишают людей уверенности, инициативы, рождают перестраховку и даже нечестность.стремление руководителя путем демонстрации преимущества в правах перед подчиненными, держать подчиненных в напряжении перед возможным наказанием.
Для создания положительной атмосферы и укрепления дисциплины в вашей компании, следует избегать такого ведения управленческой деятельности.