Лидерство — это тип управленческого взаимодействия (в данномслучае между лидером и последователями), основанный на наиболееэффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.
Лидер (от англ. leader — ведущий, руководитель) — символ общности и образец поведения группы, человек, чье право на постановку задач, принятие решений и делегирование признано группой.
Существуют понятия
«формальный лидер» — руководитель, обладающий официальными полномочиями по управлению и проявляющий лидерские качества,
«неформальный лидер» — сотрудник организации, не наделенный властными полномочиями, но демонстрирующий лидерское поведение по отношению к своим коллегам по работе.
Типы отношений управления менеджмента и лидерства различаются по содержанию. Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях. Различия функций лидера и менеджера отражает табл. 5.3.
Сравнительный анализ функций менеджера и лидера
|
3.Стиль руководства.
Форма выражения власти руководителя отражает его стиль руководства, проявляющийся в устойчивых приемах и методах, используемых в процессе управления организацией.
|
Авторитарный стиль имеет следующие отличия: единоличноепринятие решений руководителем (минимум демократии); жесткий контроль со стороны руководителя за выполнением решений с угрозой наказания (максимум контроля); отсутствие интереса к работнику как личности. В критических ситуациях авторитарный стиль оказывается более эффективным по производственным критериям.
Авторитарный стиль лидерства — характеризуется жесткостью, требовательностью, единоначалием, превалированием властных функций, строгим контролем и дисциплиной, ориентацией на результат, игнорированием социально-психологических факторов;
Демократический стиль руководства предполагает принятие управленческих решений на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников (максимум демократии), опирается на коллегиальность, доверие, информирование подчиненных, инициативу, творчество, самодисциплину, сознательность, ответственность, поощрение, гласность, ориентацию не только на результаты, но и на способы их достижения;
Либеральный стиль лидерства — отличается низкой требовательностью, попустительством, отсутствием дисциплины и требовательности, пассивностью руководителя и потерей контроля над подчиненными, предоставлением им полной свободы действий.
Классификация стилей Роберта Блейка и Джона Мутона, предложенная ими в 1964 г., основывалась на ином подходе. Они создали систему ГРИД, представляющую собой двухмерную классификацию, в которой стили управления оцениваются по девятибалльной шкале и по двум показателям:
|
❖ забота о производстве;
❖ забота о персонале.
В рамках этой классификации выделены следующие основные стили руководства:
❖ 1,1 — нищета управления: руководитель проявляет минимальный интерес к производству и подчиненным; занимая позицию стороннего наблюдателя, он не форсирует события, не проявляет инициативы и не ждет этого от подчиненных, начинает проявлять активность только при возникновении угрозы собственному положению;
❖ 9,1 — власть руководителя: высокие требования по достижению результатов производственной деятельности сочетаются у менеджера с низким уровнем заботы о персонале; такой руководитель строг и требователен к подчиненным, принимает единоличные решения, болезненно относится к критике со стороны подчиненных;
❖ 1,9 — организация как «загородный клуб»: минимальный интерес к производственной деятельности сочетается у руководителя с максимально возможной заботой о подчиненных; такой руководитель основное внимание уделяет поддержанию дружеских отношений между сотрудниками, пусть даже в ущерб потребностям производства, он внимателен к людям, приятен в общении, легко получают поддержку и одобрение подчиненных, но далеко не всегда находит понимание со стороны руководства;
❖ 5,5 — «золотая середина»: у менеджера сочетаются равномерная забота о производстве и о людях, причем ни то, ни другое не делается с полной отдачей; такой руководитель ориентируется либо на общепринятое мнение, либо на мнение руководства, поэтому проявляет только одобряемую инициативу, в работе с подчиненными легко сочетает похвалу и критику;
|
❖ 9,9 — работа командой: у руководителя сочетаются максимально возможная забота о производстве и о людях; такой руководитель стремится заинтересовать сотрудников в достижении целей организации, поощряет их участие в ее делах, что обеспечивает хороший морально-психологический климат и высокую эффективность работы, сам он уверен в себе и всегда стремится к нововведениям.
Помимо названных основных стилей в системе ГРИД выделяют следующие дополнительные стили руководства:
❖ патернализм, то есть создание чувства единой семьи (или стиль 9+9): руководитель создает морально-психологический климат организации таким, что подчиненные сами заботятся о себе, о производстве и о руководителе, а сам руководитель — это непогрешимый «отец семейства», которого необходимо почитать и невозможно ослушаться;
❖ оппортунизм: своей первостепенной задачей руководитель считет укрепление собственного положения и влияния, используя для этого все доступные ему средства и методы;
❖ фасадизм: действительные желания руководителя обладать властью и использовать других для собственных целей маскируются демонстрируемым стремлением быть своим среди подчиненных, разделяя их нужды и проблемы.