В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ




ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ (АМБЛИОПИЯ И КОСОГЛАЗИЕ)

В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

 

Методические указания

к использованию «Программы воспитания в детском саду»

 

 

МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1978

Рекомендовано к изданию

Управлением по дошкольному воспитанию

Министерства просвещения СССР

 

 

Методические указания к использованию «Программы воспитания в детском саду» в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения (амблиопия и косоглазие) созданы впервые и предназначены для заведующих детскими садами, старших педагогов, тифлопедагогов, воспитателей, сестер-ортоптисток. Они могут быть также полезны для врачей-офтальмологов, обслуживающих детские сады данного типа.

 

Составители: Земцова М.И., Плаксина Л. И., Феоктистова Л.Ю.

 

 

© Министерство просвещения СССР (МП СССР), 1978 г.


 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Дошкольные учреждения специального назначения для де­тей с нарушениями зрения работают по «Программе воспитания в детском саду» с учетом своеобразия развития детей и формирования их познавательной деятельности. В нижеприве­денных рекомендациях показаны некоторые осо-бенности позна­вательной деятельности и развития указанной категории детей, гигиенические ус-ловия воспитания детей в дошкольных учреж­дениях данного типа; приведен режим их работы; описаны ор­ганизационные формы проведения коррекционно-воспитательной работы, а также осо-бенности проведения занятий.

 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

К детям с нарушениями зрения относят разнообразные груп­пы дошкольников с разной сте-пенью утраты зрения, многооб­разием клинических форм, этиологии, патогенеза, с разной струк-турой и составом нарушенных функций.

Наиболее распространенной формой детской глазной патологии в дошкольном возрасте явля-ются амблиопия и косогла­зие, характеризующиеся разной степенью нарушения остроты зрения, бинокулярного зрения, фиксации взора, цветоразличения и других функций зрительной системы. В зависимости от структуры дефекта и состава нарушенных функций центральной нервной сис-темы различают две основные группы детей с раз­ными формами аномального развития:

1) дети, у которых нарушение зрительной системы не отягощено другими недостатками разви-тия центральной нервной системы;

2) дети, у которых недоразвитие или нарушение зрения сочетается с другими формами ано-мального развития, обусловленного врожденными дефектами органа зрения, травмами мозга, антенатальной интоксикацией, последствиями перенесенных органических заболеваний. К их чис-лу относят детей с недоразвитием или нарушением интеллекта; с нарушением речи; с нарушением или недоразвитием слуха; с отклонениями в развитии двигательной сферы в связи с перенесен-ными органическими заболеваниями центральной нервной системы или внутриутроб­ным поражением плода; с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения; со стойкими задержками темпов развития, обусловленными разной этнологией.

Кроме этих основных групп аномалий развития, встречают­ся другие формы врожденных и приобретенных нарушений.

Большое разнообразие аномалий развития требует индиви­дуальной работы с каждым ребенком в процессе его воспитания и обучения, проведения лечебно-восстановительной и коррекционно-воспитательной работы. Особое внимание должно быть уделено медицинскому обслуживанию и организации комплекс­ной лечебно-профилактической работы в детских садах для детей с на-ру-шениями зрения. В связи с этим приобретает важное значение усовершенствование диагностики.

Характерными особенностями детей при разных формах ано­мального развития являются вто-ричные отклонения в психиче­ском и физическом развитии, в формировании двигательных функ-ций. Природа первичных нарушений и вторичных откло­нений в развитии весьма разнообразна и зависит от клиниче­ских форм и этиологии, структуры и состава нарушенных функ­ции, от патоге-неза, а также от потенциальных возможностей компенсаторного развития сохранных у ребенка функций.

Очень важно учитывать возраст, в котором утрачено зрение. Зрение играет ведущую роль в формировании образов и ма­нипуляции предметами, в их расположении в зрительном поле. Обра-зование зрительных системных связей оказывает положи­тельное влияние на формирование всех психических процессов: зрительного внимания, зрительной памяти и других функций.

С учетом зрения в процессе воспитания образуются слож­ные зрительно-слуховые, зрительно-тактильные, зрительно-двигательные и другие системные связи.

Нарушение зрительной системы, имеющее столь важное зна­чение для развития ребенка и его жизнедеятельности, наносит ущерб формированию психических процессов, двигательной сферы, физическому развитию ребенка.

У детей с нарушениями зрения различают внутрисистемные вторичные отклонения, обу-словленные нарушением функций в самой зрительной системе, и межсистемные отклонения, кото­рые затрагивают деятельность многих функций. Внутрисистем­ные и межсистемные отклонения в развитии наиболее выраже­ны при сложной структуре дефекта. Зрение тесно связано с ра­ботой сенсорных систем, с жизнедеятельностью всего организ­ма, со всеми психическими процессами эмоционально-волевой сферы, ориентацией человека в пространстве в широком смыс­ле слова. Для предупреждения возникновения вторичных от­клонений в развитии ребенка приобретает ис-ключительно важ­ное значение ранняя дифференциальная диагностика аномалий развития. В связи с этим особенно необходимо раннее медицин­ское вмешательство, позволяющее путем восстано-


вительного лечения коррегировать и исправлять первично нарушенные функции зрительной системы при обратимых зрительных де­фектах.

Нарушения зрения у детей дошкольного возраста, когда сформировались еще не все функции зрительной системы, от­рицательно сказываются, прежде всего, на остроте центрального зрения. Недоразвитие или нарушение остроты зрения нередко затрудняет формирование других функций зрительной системы: периферического зрения, бинокулярного зрения; обусловливает недоразви-тие или нарушение глазодвигательных функций, осо­бенно при косоглазии и других клинических формах зритель­ных дефектов; затрудняет фиксацию взора.

Среди детей с глубокими нарушениями зрения отмечаются аномалии развития цветовосприя-тия. Снижение остроты центрального зрения, как правило, более выражено на одном глазу. Это за-трудняет формирование бинокулярного зрения, глазомер­ной оценки, установление пространст-венных связей между пред­метами, что в свою очередь затрудняет фиксацию взора. Разви­тие про-слеживающих функций зрения нередко связано с суже­нием поля зрения, поля взора. Последнее в свою очередь затруд­няет развитие целостного зрительного восприятия, иногда обус­ловливает его фрагментарность. Недоразвитие остроты зрения и бинокулярного зрения замедляет восприятие предметов, про­цессов и явлений, отрицательно сказывается на развитии мак­ро- и микроориенти-ровки в пространстве.

Внутрисистемные нарушения могут быть весьма разнообразны. Они зависят от клинических форм, этиологии, течения заболевания, от содержания зрительных нагрузок, от условий зритель-ного восприятия, прежде всего от освещенности поме­щений.

При своевременном медицинском вмешательстве можно пре­дупредить возникновение внутри-системных нарушений. Однако этого можно достигнуть только при совместной медицинской и пе-дагогической работе.

При нарушении зрения, как было сказано выше, бывают не только внутрисистемные наруше-ния зрительного восприятия, но и межсистемные отклонения в развитии функций, близко свя­занных со зрением. Следует прежде всего отметить вторичные отклонения в двигательной сфере. Нарушение зрения обуслов­ливает отклонения в развитии чувства ритма, основанного на зритель-ном, слуховом, тактильном, кинестезическом восприя­тии. Отмечены отклонения при всех видах формирования рит­мической деятельности у детей дошкольного и школьного воз­раста с нарушением зрения. Своевременное педагогическое воздействие на занятиях ритмикой, хореогра-фией, музыкой, пе­нием, специально направленной игровой деятельностью может предупредить возникновение вторичных отклонений в формиро­вании ритмической деятельности у детей с нару-шениями зре­нии. При этом, чем раньше начата специально направленная коррекционно- педаго-гическая работа с детьми, тем успешнее идет психическое развитие ребенка.

При нарушении зрения сохраняются общие закономерности развития, свойственные нормаль-новидящим детям.

Как в норме, так и при патологии развития имеет место по­этапное формирование психических функций. Однако при зрительной неполноценности этапы формирования психических процессов могут быть растянуты во времени в связи с замедлен ностью развертывания анализирующего вос-приятия и ориентации в пространстве. Этим обусловлено также своеобразие развития процессов интереоризации, т.е. перехода внешних действий во внутренний план и, наоборот, из внутреннего мыслительного плана во внешний план действий.

Характерной особенностью детей при зрительной недостаточности является снижение двига-тельной активности. Послед­няя находится в прямой зависимости от степени нарушения остроты центрального зрения у детей. Однако решающее влияние на развитие движений оказывают усло-вия обучения, физическо­го воспитания, общение слабовидящих детей с нормальновидящими сверстниками. У детей дошкольного возраста с наруше­нием зрения, которые в процессе игровой деятельности разви­вают двигательную активность, выраженных вторичных откло­нений в разви-тии движений не отмечается. При поступлении в школу, в связи с повышением требований к ин-теллектуальным функциям и отсутствием специально направленного физическо­го воспитания и лечебной гимнастики двигательная активность детей снижается. Поэтому в процессе воспитания детей профи­лактическая и лечебная гимнастика приобретает важное зна­чение. Двигательные функции при глубоком нарушении зрения успешно развиваются на полисенсорной основе, когда в само­контроле и саморегуляции движений участвуют наряду со зре­нием слуховой, тактильный, мышечный, вибрационный и дру­гие виды чувствительности.

При формировании психической деятельности ведущую роль играют не столько элементарные сенсорные функции, сколько развивающиеся на их основе высшие психические процессы: ана-лизирующее восприятие, мышление, речь, логическая память, произвольное, внимание. При обу-чении и воспитании должно уделяться особое внимание развитию образного мыш­ления и речи детей.

Особенно важное значение приобретает умственное воспитание детей с нарушением зрения, которое подчиняется общим принципам формирования, умственных действий, правильных пред-ставлений о предметах и явлениях природы, общественной жизни людей.

Учитывая своеобразие структуры дефекта, характер первичных и вторичных отклонений раз-вития, учебно-воспитательное воздействие направлено на развитие восприятия, наблюдатель­нос-ти, речи, внимания, воображения, образного мышления. На специально подобранном материале у детей формируют умственные умения и навыки, воспитывают способы и приемы наблюдатель-ности при помощи остаточного зрения, слуха, осязательного восприятия. Воспитатель учит детей зрительно наблюдать предметы, процессы и явления действительности, сравнивать их меж-ду собой по строению, форме, величине, цвету, определять части и целое, взаимоположение пред-метов и их частей по отношению друг к другу. В связи с этим в воспита­тельной работе особенно важное значение имеет установление ребенком под руководством воспитателя причинно-след-ственных связей и взаимозависимостей.

В специализированном детском саду или группе недостаточно детям только зрительно наблюю-дать предметы. Знакомство с ними должно проходить с опорой на все виды чувствительно­сти (слух, зрение, осязание, обоняние и т. д.). Например, рисо­ванию с натуры может предшествовать лепка, конструирование, моделирование, предварительное ознакомление с данным пред­метом, яв-лением или процессом. При ознакомлении с окружаю­щим воспитатель учитывает остроту и поле зрения, бинокуляр­ный характер зрения, цветоразличение, причины и клинические формы зри-тельных нарушений (на основе рекомендаций врача-офтальмолога). Соответственно дети наряду с фронтальными заданиями выполняют индивидуальные задания. Особое внимание педагог уделяет детям, у которых амблиопия сочетается с разными формами нарушений зрения (сходящегося и расходящегося косоглазия) и возникающими в результате этого вторич­ными отклонениями в восприятии, развитии наблюдательности, ориентации в пространстве, в оценке направлений, расстояний между предметами и т.п. Умственное воспитание детей с на­рушением зрения, направ-ленное на формирование мыслительных операций и перцептивных действий, воспитатель осу-щест­вляет на занятиях по развитию речи, математике, в процессе трудовой и игровой деятель-ности, на занятиях по музыке и пению. Особенно важное коррекционно-воспитательное значение имеют занятия рисованием, лепкой, конструированием. Как было отмечено выше, у детей с нару-шением зрения сужены представления о предметах, процессах и явлениях природы. Поэтому очень важно расширять их кругозор. Детей знакомят с явлениями природы, с различными видами трудовой деятельности людей, их взаимоотношениями в трудовом коллективе, учат видеть и по-нимать прекрасное.

Так же как и в детском саду общего типа, задача умственного воспитания не сводится к овладе-нию определенной системой знаний и умений, а предполагает развитие умственных способностей путем формирования способов перцептивных дейст­вий, основанных не только на непосредствен-ном чувственном восприятии, но и на опосредованном речевом развитии, форми­ровании эмоцио-нально-волевых процессов, развитии любозна­тельности.

Важное развивающее значение имеет формирование уст­ной речи. Слово ребенка при наруше-нии зрения имеет домини­рующую роль для развития наблюдательности, произвольного внимания, словесно-логической памяти, регуляции поведения, общения со сверстниками и взрослыми людь-ми. Развитие речи идет в процессе самостоятельной практической деятельности детей (в игре, на занятиях по труду, в процессе изобразитель­ной деятельности, на занятиях ритмикой, музыкальных и физ­культурных занятиях и т.п.). У детей при зрительной неполноценности страдает понимание конкретного значения слов, что нередко отрицательно сказывается на смысловой стороне речи, на развитии образных представлений. В связи с этим речевое развитие должно базироваться на вос-приятии реальных пред­метов и процессов действительности, на основе практической деятельнос-ти с предметами. Такие методические приемы могут предупредить возможные нарушения в соот-ношении образа и слова, слова и практического действия. У многих детей заме­чены речевые нару-шения органического происхождения. В этих случаях необходимы занятия с логопедом для акти-визации словаря, развития фразовой речи, повседневной разговорной речи при общении с окру-жающими людьми, формирования правиль­ного звукопроизношения. Детей следует учить правиль-но и точ­но выражать свои мысли, соотносить слово с конкретным образом предметов, процессов и явлений, регулировать с помощью речи свое поведение. Следует обогащать речь детей образными выражениями на основе наблюдения природы, формирования эстетического отношения к дейст-вительности, воспитания любви к родной природе.

Особенно важное значение для развития познавательной деятельности имеет общение со взрос-лыми и сверстниками. Это помогает развивать социальные мотивы. Они способствуют ус­пешному овладению способами действий и получению знаний.

 

РЕЖИМ ДНЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ

Важнейшими условиями правильной организации жизни де­тей являются соответствие режима психофизиологическим осо­бенностям детей с нарушениями зрения, четкое выполнение ос­новных режимных моментов (питания, сна, игр, прогулок), а также чередование активной деятельности с отдыхом. Серьез­ное внимание в детских садах специального назначения следует уделять органи-зации оздоровительных мероприятий: пребыванию на воздухе, режиму подвижности, закаливаю-щим меро­приятиям и рациональному питанию.

За основу в организации режима дня следует взять распоря­док по каждой возрастной группе, указанный в «Программе воспитания в детском саду».

Однако в детских садах для детей с нарушениями зрения существует много дополнительных мероприятий, например: лечебные процедуры, логопедические занятия с детьми, имеющими ре-чевые нарушения, корригирующая гимнастика, коррекционные упражнения для зрения. Воспита-тели организуют таким образом распорядок дня, чтобы у детей не было перевозбуждения. Это воз-можно при четкой смене интенсивных занятий спокойными играми, а также при разнообразной и интересной жизни детей в коллективе.

В связи со зрительными нарушениями следует обращать серьезное внимание на организацию зрительных нагрузок в процессе различных видов детской деятельности. Во время занятий, осо-бенно там, где идет большая нагрузка на зрение, проводят физкультминутки для снятия напряже-ния, усталости, утомления и расслабления мышц глаз. Например, на занятиях по аппликации, кон-струированию, математике, рисованию, по озна­комлению с окружающим и развитию речи целесо-образно при­глашать детей к окну посмотреть на дальние и близкие предметы, понаблюдать пого-ду, движение транспорта, полет птиц и т.д. После физкультминутки работоспособность детей по-вы­шается.

Такие же упражнения на рассматривание предметов вдаль следует проводить и между заняти-ями. Необходимо продумать режим подвижности детей, обеспечив для этого соответствующие ус-ловия, особенно во время пребывания детей в помеще­нии. Дли этого следует выделить в групп-повой комнате место для физкультурного оборудования, где дети могли бы поиграть в мяч, кегли, покатать шары, побросать мешочки с песком в цель и др. Воспитатель должен постоянно побуж-дать детей к движениям, играм. Чтобы освободить больше времени в утренние часы для лечения, занятия по аппликации и конструирова­нию, музыкальное или физкультурное можно перенести на вторую половину дня.

В режиме дня следует определить время для лечения зрения и занятий с логопедом. Лечение де-тей начинается сразу после подъема детей. Кроме того, лечебные процедуры можно проводить после завтрака и во время прогулки. Не рекомендуется брать детей на лечение с общеобразова-тельных занятий. Индивидуальные коррекционные упражнения для развития зрения проводятся во время, отведенное на игры. При этом педагог должен учитывать характер деятельности детей перед нача­лом занятий с.ними. Если дети до этого были малоподвижны, с ними следует прово-дить различные игры и упражнения в движении, подвижные игры, где наряду с общепедагоги-ческими задачами решаются вопросы коррекции и компенсации нарушенных зрительных функ-ций. На прогулке с детьми младшей группы воспитатель может предложить, детям найти спрятан-ные игрушки, прокатить мячи или обруч в воротца, собрать шары, камешки, листочки деревьев и т.д. Если дети были перед этим очень подвижны, то им надо дать возможность успокоиться, Вос-питатель или тифлопедагог организуют спокойные игры и занятия с мозаикой, конструктором, разрезными картинками и др. В этих случаях можно также предложить детям нанизывать бусы, штриховать и раскрашивать картинки, обвести изображение по контуру, вышивать и т.д. В режиме дня следует определить время для индивидуальных занятий логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения. Свою работу логопед может проводить утром и после дневного сна, а также может брать детей с занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, так как на своих занятиях он решает аналогичные задачи.

В теплое время года обливание, обтирание проводят перед обедом, а в холодное время года закаливающие мероприятия: обтирание, обливание, воздушные процедуры - дети принимают пос-ле дневного сна. Если физкультурное занятие проводится во второй половине дня, то водные про-цедуры дают после занятия.

В вечерние часы воспитатели работают с детьми по индивидуальным заданиям тифлопедагога, врача-офтальмолога и логопеда. Нельзя привлекать на коррекционные упражнения всю группу, т.к. это утомляет детей, а педагогу трудно проследить за всеми сразу. Коррекционные упражнения следует про­водить индивидуально или с двумя-тремя детьми. Эти упражнения разрабатывают вос-питатели совместно с тифлопедагогом и врачом-офтальмологом при активном участии сестры-ор-топтистки. Коррекционные упражнения должны упражнять зрение, формировать у детей досто-верные представления о предметах и явлениях, развивать зрительное внимание, память, например: соединение разрезных картинок, накладывание на нарисованный контур вырезанной фигуры, подбор фигур по цвету, форме, величине. Такой тип упражнений развивает остроту зрения, фик-сацию взора, а упражнения по накладыванию одного контура на другой могут быть подготови-тельными к лечению на синоптофоре. В младшей группе наряду с лечением амблиопии прово-дится работа с детьми по подготовке их к аппаратному лечению.

Учитывая вышеизложенное, приводим примерные режимы дня для каждой возрастной группы. Они разработаны на базе специальных детских садов для детей с нарушением зрения Москвы и Риги. Режим дня составлен с учетом того, что в каждой группе работает сестра-ортоптистка и име-ется достаточное количество аппаратуры для лечения.


 

РЕЖИМ ДНЯ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

 

Подъем детей, утренний туалет, лечебные процедуры 7.30-8.00
Утренняя гимнастика 8.00-8.10
Офтальмологическое лечение, коррекционные упражнения по развитию зрения детей 7.30-8.30
Подготовка к завтраку, завтрак 8.10-8.50
Подготовка к занятию 8.50-9.00
Игры 9.00-9.15
Первое занятие 9.15-9.30
Игры, подготовка к прогулке, офтальмологическое лечение 9.30-10.00
Прогулка 10.00-11.50
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду, офтальмологическое лечение 11.50-12.30
Обед 12.30-12.55
Подготовка ко сну, сон 12.55-15.00
Постепенный подъем детей, закаливающие мероприятия 15.00-15.25
Второе занятие 15.30-15.45
Подготовка к полднику, полдник 15.45-16.25
Индивидуальная работа с детьми по развитию речи и зрения, игры 16.25-16.45
Подготовка к прогулке, прогулка 16.45-18.30
Подготовка к ужину 18.30-19.00
Ужин 19.00-19.30
Спокойные игры, индивидуальная работа по развитию речи и зрения 19.30-20.00
Подготовка ко сну, гигиенические и лечебные процедуры 20.00-20.30
Сон 20.30

 

РЕЖИМ ДНЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

 

Подъем детей, утренний туалет, лечебные процедуры, офтальмологи-ческое лечение с применением аппаратуры 7.30-7.50
У Утренняя гимнастика 7.50-8.00
Офтальмологическое лечение, игры, индивидуальная коррекционно-воспитательная работа   7.30-8.30
Подготовка к завтраку, завтрак 8.30-8.50
Занятия:  
Первое 9.00-9.20
Перерыв 9.20-9.30
Второе 9.30-9.45
Игры, подготовка к прогулке, прогулка, офтальмологическое лечение 9.45-11.50
Подготовка к обеду, обед 11.50-12.50
Подготовка ко сну, сон 12.50-15.00
Подъем детей, гигиенические и закаливающие процедуры 15.00-15.30
Индивидуальные занятия с детьми по развитию речи и зрения 15.30-16.00
Полдник 16.00-16.20
Игры, труд детей 16.20-16.45
Подготовка к прогулке, прогулка 16.45-18.30
Подготовка к ужину, дежурство 18.30-19.00
Ужин 19.00-19.20
Спокойные игры, индивидуальные занятия 19.20-20.00
Подготовка ко сну, гигиенические и лечебные процедуры 20.00-20.30
Сон 20.30

 

РЕЖИМ ДНЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

 

Подъем детей, утренний туалет, лечебные процедуры, офтальмологи-ческое лечение с применением аппаратуры   7.30-7.50
Утренняя гимнастика 7.50-8.00
Подготовка к завтраку, дежурство, офтальмологическое лечение 8.00-8.30
Завтрак 8.30-8.50
Офтальмологическое лечение, индивидуальные и групповые занятия детей с логопедом   8.50-13.00
Занятия:  
Первое 9.00-9.25
Перерыв 9.25-9.35
Второе 9.35-10.00
Подготовка к прогулке, прогулка, офтальмологическое лечение 10.00-12.50
Возвращение с прогулки 12.15-12.40
Подготовка к обеду, обед 12.40-13.10
Подготовка ко сну, сон 13.10-15.00
Подъем, закаливающие процедуры, игры 15.00-15.35
Подготовка к полднику, полдник 15.35-16.00
Третье занятие 16.00-16.25
Подготовка к прогулке, прогулка 16.10-18.00
Возвращение с прогулки, игры, труд, индивидуальная коррекционная работа с детьми по развитию речи и зрения   18.10-18.50
Подготовка к ужину, дежурство 18.50-19.00
Ужин 19.00-19.20
Спокойные игры 19.20-20.10
Подготовка ко сну, гигиенические и лечебные процедуры 20.00-20.30
Сон 20.30

 

РЕЖИМ ДНЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

Подъем детей, утренний туалет, лечебные и офтальмологические процедуры 7.30-7.45
Утренняя гимнастика 7.45-7.55
Подготовка к завтраку, дежурство по столовой, лечение на аппаратах 7.55-8.30
Завтрак 8.30-8.50
Лечение на аппаратах 8.50-13.00
Индивидуальные и групповые занятия с логопедом 8.50-13.00
Занятия:  
Первое 9.00-9.25
Перерыв 9.25-9.40
Второе 9.40-10.05
Подготовка к прогулке, прогулка, лечение на аппаратуре 10.05-12.30
Возвращение с прогулки, дежурство по столовой, лечение 12.30-13.00
Обед 13.00-13.20
Подготовка ко сну, сон 13.20-15.00
Подъем, закаливающие мероприятия, игры, индивидуальные занятия по развитию речи и зрения   15.00-16.00
Полдник 16.00-16.20
Третье занятие 16.25-16.50
Подготовка к прогулке, прогулка 16.50-18.30
Коллективный труд детей, игры, индивидуальные занятия с детьми 18.30-19.00
Подготовка к ужину, ужин 19.00-19.20
Спокойные игры 19.20-20.00
Подготовка ко сну, гигиенические процедуры 20.00-20.30
Сон 20.45

 

 

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

 

Дети с нарушениями зрения ограничены в непосредственном зрительном восприятии окружа-ющего мира; они плохо видят отдаленные объекты: высотные дома, движущиеся предметы, птиц на деревьях, самолет в небе и т.д. Поэтому, чтобы обеспечить детям благоприятные условия для обучения, необходимо:

1) создавать соответствующие условия для зрительного восприятия,

2) оптимально использовать наглядные пособия,

3) применять специальные методы обучения и вести коррекционно-педагогическую работу с учетом особенностей нарушения зрения каждого ребенка,

4) подходить к обучению индивидуально, учитывая психофизиологические особенности детей.

Для зрительного восприятия благоприятны такие условия: достаточная освещенность помеще-ния, удобное размещение детей за столами, расположение наглядного материала на уровне глаз детей и на доступном расстоянии, соответствующая длительность зрительных нагрузок, органи-зация во время занятия разнообразных коррекционных упражнений для зрения.

Помещение должно быть достаточно освещено. В понятие достаточной освещенности входит: яркость фона, равномерное распределение яркости в поле зрения, ограничение слепящего дейст-вия от источников света, устранение резких и глубоких теней, приближение спектра излучения ис-кусственных источников к спектру дневного света. Предпочтительнее всего иметь в детских садах светильники типа СК-300, в комнате размером 62м² размещается 6 светильников, общая электро-мощность составит 1800 Вт, а удельная мощность на 1м² - 30 Вт.

Правильное размещение светильников (в два ряда по три светильника, расстояние от стен до светильников 1,5м, между рядами 3м) обеспечивает равномерное освещение.

Для обеспечения достаточной освещенности рабочего места столы, за которыми сидят дети, ставят ближе к светонесущей стене на расстоянии 0,5м, так, чтобы свет падал слева. Не рекомен-дуется закрывать шторами верхнюю часть окна, занавески надо располагать по краям оконных проемов. Детей с низкой остротой зрения следует усаживать за первые столы, ближе к окнам.

Мебель должна быть подобрана по росту детей. Важно следить за правильной посадкой детей за столом в течение всего занятия. Воспитатель постоянно смотрит за тем, чтобы дети не снимали очки и не подглядывали из-за очков, т.к. это особенно наблюдается у детей младшего дошколь-ного возраста.

В обучении дошкольников чаще всего используется наглядный метод в сочетании со словес-ным. Так как у детей с нарушениями зрения страдают различные зрительные функции (острота зрения, бинокулярность, сужение или выпадение поля зрения, поля взора и цветоразличения и т.д.), к использованию наглядного материала и его демонстрации предъявляются специальные требования. Для знакомства с предметами и явлениями окружающей жизни следует использовать сами предметы или их реалистическое изображение. Предметы и объек­ты, которые демонстриру-ют фронтально, т.е. для всех детей одновременно, располагают на доступном для зрительного вос­приятия расстоянии. Во время рассматривания картины дети должны подходить к ней, видеть, что на ней изображено. Нельзя допускать ответов с места, пока воспитатель не убедится в том, что ре-бенок видит то, о чем его спрашивают.

Лучше давать ребенку возможность рассматривать и отве­чать на вопросы, стоя у картины, при этом воспитатель своими вопросами помогает выделять в картине главные и второстепенные объ-екты, побуждает детей к активному восприятию содержания.

Следует учитывать, что дети с нарушениями зрения значительно больше времени тратят на то, чтобы увидеть предметы, узнать их по характерным признакам. Зная особенности зри­тельного восприятия детей с нарушениями зрения, воспитатели должны способствовать полноценному по-знанию детьми окру­жающего мира. Все предметы, с которыми сталкиваются дети, должны быть доступны для всестороннего ознакомления. Надо, чтобы дети рассматривали индивидуальный ил-люстративный материал: игрушки, рисунки и другие предметы — на расстоя­нии не менее 30—35 см от глаз (расстояние от локтя до кончиков пальцев). На таком расстоянии глаза меньше напрягаются и устают.

Для рисования хорошо использовать мольберты, а для рас­сматривания иллюстраций на столе надо ставить подставку, ка­кую используют в библиотеках для демонстрации книг. Это позволяет ребенку работать, не наклоняясь над столом.

Доска должна быть покрашена в темно-зеленый цвет и не иметь бликов. Чтобы снять блеск, ее протирают сразу после покраски и просыхания нашатырным спиртом (столовая ложка на стакан воды). Мел должен быть мягким и хорошего качест­ва; хорошо использовать желтый мел. При по-казе практических действий (вырезывание, лепка, рисование, конструирование и др.) воспита-тель приглашает детей к себе, чтобы они видели, как выполнять работу. Однако не следует ис-пользовать образцы и показ постоянно, так как это может привести к снижению умственной ак-тивности и самостоятельности детей. Для улучше­ния зрительного восприятия и предупреждения быстрого утомления следует помнить о контрастности между фоном, на кото­ром идет демонстра-ция, и самим демонстрационным материа­лом. При демонстрации предметов и объектов надо убрать из поля зрения детей все лишнее: отвлекающие детей игрушки, картины и другие пред-меты.

При составлении сетки занятий на неделю воспитатели рас­пределяют их с учетом умственной и зрительной нагрузок, а также двигательной активности детей.

Приводим примерное сочетание занятий в старшей и подготовительной к школе группах, а так-же примерное количество занятий на неделю в каждой возрастной группе.

 

Понедельник 1.Развитие речи: беседа, чтение художественной литературы, работа по картине, обучение грамоте (утро) 2. Лепка. 3. Физкультурное занятие (вечер).
Вторник 1. Формирование элементарных математических представлений (утро). 2. Рисование (утро). 3. Музыкальное занятие (вечер).
Среда 1.Заучивание стихотворения, чтение художественной литературы, работа над звукопроизношением, обучение рассказыванию (утро). 2. Аппликация и конструирование (утро).
Четверг 1. Формирование элементарных математических представлений (утро). 2. Рисование (утро). 3. Физкультурное занятие (вечер).
Пятница 1. Ознакомление с окружающим: беседы, рассматривание картин, обучение рас-сказыванию, развитие грамматически правильной речи (утро). 2.Музыкальное занятие (утро или вечер) в зависимости от лечебных процедур, индивидуальной коррекционно-педагогической работы с детьми.

 

СЕТКА ЗАНЯТИЙ НА НЕДЕЛЮ

 

  Виды занятий Количество занятий
Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготови-тельная к школе группа
Ознакомление с окружающим, развитие речи………………………………………… Развитие элементарных математических представлений……………………………. Рисование………………………………… Лепка……………………………………… Аппликация и конструирование………… Музыкальные занятия…………………… Физкультура………….……………………                
Всего………………………………………        

 

 

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

 

Физическое воспитание строится на основе «Программы воспитания и детском саду», сообра-зуясь с особенностями развития и ориентации детей с нарушениями зрения в пространстве.

При нарушении зрения у детей отмечаются недостатки физического развития (в быстроте, лов-кости, координации, в статическом и динамическом равновесии, точности, силе, выносливости). У большинства детей со зрительной неполноценностью отмечены нарушения в микро- и макроори-ентировке в про-странстве.

Недостатки формирования двигательной сферы и ориентации в пространстве при низ<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: