Исследование влияния методики Мастер КИТ на физиологическую, психологическую и социальную сферу клиентов.




Этапы исследования:

1. Этап оценка степени влияния методики на здоровых испытуемых.

2. Этап изучение механизмов влияния методики

3. Этап изучение сферы применимости методики

4. Этап изучение эффективности методики при различных нозологиях

План первого этапа исследования:

1. Введение (актуальность, новизна, цели, задачи, гипотезы, объект и предмет исследования)

2. Глава 1. Теоретические основы исследования

3. Глава 2. Материалы и методы исследования (схема исследования,характеристика исследуемой группы, методы исследования)

4. Глава 3. Результаты исследования.

5. 3.1 Результаты исследования влияния на физиологическую сферу клиентов

6. 3.2 Результаты исследования влияния на психологическую сферу клиентов

7. 3.3 Результаты исследования влияния на социальную сферу клиентов

8. Обсуждение результатов

9. Выводы и практическая значимость.

10. Заключение

11. Список литературы

12. Приложения


Введение.

Мастер КИТ – это информационный компьютерный продукт, направленный на приобретение пользователями продукта навыков и возможностей для решения актуальных для них целей и задач. Несмотря на обширную базу клиентов, активно пользующихся продуктом, более 13.000 человек, остается актуальными вопросы объективной оценки степени влияния, оказываемого использованием методики на физическое и психологическое состояние клиентов, их социальное благополучие. Подобные вопросы требуют применения методов научного познания.Полученные данные помогут при последующей трактовке возможностей применения методики, формирования рекомендаций и улучшения процедуры использования. Научное исследование будет способствовать решению практических задач, направленных на оптимизацию программного продукта, расширения доступных функций продукта, а так же имеет теоретическую значимость в изучении механизмов влияния методики на человека. Изучение взаимодействия психологической, физиологической и социальной систем дополнит существующие данные о связи этих систем, а так же их системных изменений при использовании методик, относящихся к группе методов психологического воздействия. Такого рода исследований в сфере применимости методики Мастер КИТ ранее не проводилось.

Таким образом, цель исследования – изучить степень влияния методики Мастер КИТ на физиологическую, психологическую и социальную сферу клиентов.

Задачи исследование:

1. Провести теоретический обзор методов оценки влияния сходных методик.

2. Провести физиологическое исследование испытуемых (ЭЭГ и ВРС)

3. Провести экспериментально-психологическое тестирование испытуемых

4. Провести социологическое исследование социальной сферы испытуемых

Гипотезы исследования:

1. Использование методики «Мастер КИТ» влияет на изменения в психологических особенностях личности пользователей, что отражается в психологических различиях между группами опытных пользователей и не использующих методику.

2. Методика «Мастер КИТ» направлена на повышение уровня взаимодействия между осознанными и неосознанными мыслительными схемами, что может влиять на проявление интуитивности.

3. Методика «Мастер КИТ» направлена на помощь в решении запросов клиентов, что позволяет ожидать сравнительное уменьшение степени невротизации.

Объект исследования: пользователи программного продукта Мастер КИТ.

Предмет исследования: физиологические, психологические и социальные особенности пользователей.
Раздел 1. Теоретические основания методики Мастер КИТ.

В рамках данного раздела мы попытаемся ответить на несколько вопросов: 1. можно относить Мастер КИТ к разделам психотерапии. 2. Если можно, то к какому из существующих направлений методика наиболее близка 3. Какие теоретические основания лежат в основе предполагаемого воздействия Мастер КИТ. Так же введем дефиниции, применяемые нами в качестве уместных, для проведения научного исследования данной темы.

Согласно определению, приведенному Зейг Дж. и соавт. психотерапия является процессом, цель которого — вызвать изменения в психических сферах клиента. «Этот процесс происходит в рамках профессиональных отношений, характеризующихся наличием договорных обязательств между участвующими сторонами, доверительностью и эмпатией. В ходе этого процесса в центре внимания эксплицитно или имплицитно оказываются личность клиента, техника психотерапии или и то, и другое. В результате происходят устойчивые изменения в многочисленных сферах жизни клиента.»

Исходя из этого определения, чтобы рассматривать Мастер кит в дискурсе психотерапии необходимо отметить цели, которые преследует пользователь данной методики:

Основные цели клиентов:

1. Увеличение доходов

2. Улучшение или создание новыхотношений

3. Улучшение физического самочувствия

4. Определение собственного предназначения, постановка цели жизни

5. Улучшение навыков компенсации обиды, страхов

6. Повышение уровня самооценки, лидерских качеств.

Разные техники психотерапии по-разному фокусируют внимание на эксплицитных и имплицитных сторонах психической жизни клиента. С точки зрения автора методики наибольший эффект, который сказывается на клиенте, является комплексным влиянием как на доступные осознанию сферы, так и скрытые от него. Важным аспектом здесь является рассмотрение вопроса мышления. Мышление — надчувственная форма отражения объективной реальности в виде целенаправленного, опосредованного и обобщенного познания связей и отношений вещей. Современное представление о когнитивных процессах находит отражение в так называемых дуальных теориях мышления. Развитие этих теорий началось в 70-х годах прошлого столетия параллельно в зарубежной (Эпштейн, Хаммонд, Хоггарт и др.) и отечественной науке(Я.А. Пономарев, Е.А. Умрюхин и др.). Суть этих теорий состоит в том, что идет различение двух типов информационных процессов: осознанного, подчиняющегося законам логики, вербального и намеренного, а так же не контролируемого сознанием, зависящим от опыта, непреднамеренного и не требующего вербального выражения.[кармин, dual, македжи] Данные типы получили разные имена, в зависимости от теоретических построений их авторов. Например, Эпштейн различал эмпирический, основанный на опыте, и рациональный типы; Хаммонд – интуитивная и аналитическая системы; Я.А. Пономарев – интуитивный и логический типы. Автор методики «Мастер КИТ» рассматривает психику в том же контексте выделения осознаваемого и неосознаваемого уровней, и в дальнейшем мы будем использовать данную терминологию при описании теоретических конструкций, лежащих в основе «Мастер КИТ».

Существуют так же разные взгляды на соотношение и взаимосвязи этих систем. «Одни исследователи считают, что они взаимосвязаны и являются противоположными полюсами единого измерения: если сильно выражен один из них, то другой выражен слабо. Другие полагают, что они независимы друг от друга и существуют в параллельных системах переработки информации: рациональной – аналитической и опытной – интуитивной. Поэтому человек может иметь одинаково выраженный (высоко или низко) тот и другой стиль.»

Однако, Я.А. Пономарев все же, предлагал рассматривать центральное звено интеллекта в виде двух проникающих одна в другую сфер. Внешние границы этих сфер можно представить как абстрактные пределы (асимптоты) мышления. Снизу таким пределом окажется интуитивное мышление (за ним простирается сфера строго интуитивного мышления животных). Сверху – логическое (за ним простирается сфера строго логического мышления – современных электронных вычислительных машин) Данная модель характеризует взаимодействие систем 1 и 2 не как взаимоисключающих, а взаимодополняющих. Все поведение личности определяется результатами их интерактивной комбинации, вклад в которую - каждой из них - варьируется от минимума к максимуму.

Отдельно отметим взгляд З. Ваханиа на взаимоотношения интуиции и мышления. Согласно автору, последователю теории установки Узнадзе, интуиция - вид комплексной познавательной способности, наряду с восприятием, представлением, мышлением, причем З. Ваханиа называет ее «высшим уровнем», надмыслительным видом познания. Интуицию, по мнению автора невозможно привести к умозаключению, в том числе свернутому. Согласно автору, такой подход позволяет описать и объяснить выдающиеся случаи проявления способностей, гениальность, профессиональную и творческую интуицию.

Таким образом, разделение психических сфер на эксплицитные и имплицитные компоненты играет важную роль в понимании уровня психотерапевтического воздействия, оказываемого на клиента. А так же позволяет задать необходимые рамки для научного исследования.

Психика – это особое свойство высокоорганизованной материи, субъективно отражать объективную реальность, необходимое человеку (и животным) для ориентировки и активного взаимодействия с окружающей средой, а на уровне человека необходима для управления своим поведением. Это отражение происходит не только на осознаваемом, но и не неосознаваемом уровне, интегративно затрагивает все психические сферы. В теоретическом плане такое разделение близко психодинамическим подходам: психоанализу и его дальнейшим развитиям, аналитической психологии, гештальт-терапии и др. но так же и когнитивной психологии и когнитивно-поведенческому подходу.

Когнитивно-поведенческий подход берет свои истоки из классических работ И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, дополненных и частично переосмысленных в рамках бихевиоризма Дж. Уотсона, Э.Торндайка, Б.Ф. Скиннера[прашко С. 23, С. 28-31], а так же теории социального научения А. Бандуры. Классическое обусловливание, затем контекстное и оперантноеобусловливание, и наконец, научение путем подражания и наблюдения заложили основу для понимания приницпов работы психики с точки зрения когнитивных процессов. Это дало толкочк к развитию в конце 60-70-х годов когнитивной психологии и возможностей ее применения для терапии психических расстройств. Большое значение в рамках когнитивно-поведенческого подхода придается взаимосвязи между стимулом, его мыслительной обработкой и конечной реакцией в форме эмоционального и поведенческого реагирования. Остановимся на подходах трех ведущих теоретиков когнитивной психологии и когнитивно-поведенческой терапии: Дж. Келли, А. Элисе и А. Беке.

Конструктивный альтернативизм Дж. Келли. В теории личностных конструктов автор смотрит на личность через сравнение с ученым, выдвигающим гипотезу, ищущим подтверждение данной теории, а затем формулирующим теорию. Согласно этому подходу, каждый человека по своему интерпритирует объективную реальность и тем самым создает для себя пространоство с понятными правилами, наполнинным конструктами. Эти конструкты – части теоретической реальности, содеражт альтернативы: «плохой-хороший», «злой-добрый» и более сложный «рациональность-иррациональность, «свобода-детерминзм» и т.д. Примеряя конкретный конструкт под содержания опыта, личность ищет подтверждения или опровержения ему, либо включает, либо заменяет альтернативным в рамках своей личной «теории». Интересна взаимосвязь между личностными конструктами и эмоциями, которую предлагал Дж. Келли. Согласно его точке зрения тревога вознакает тогда, когда имеющиеся конструкты не применимы к тем ситуациям, с которыми сталкивается индивидуум. При невозможности применения конструкта возникает неспособность ориентироваться в окружающей среде, прогнозировать события и, следовательно, эффективно совладать с неимеющими аналогов в личном опыте ситауциями. Это-то ощущение небезопасности и порождает, по мнению Дж. Келли тревогу. Это находит отражение не только в функционировании здоровый личности, но и при психических расстройствах. Дж. Келли полагал, что психическое расстройство является личностным конструктом, который повторяется, продолжает использоваться, несмотря на свою неполноценность. Он не позволяет эффективно прогнозировать события для достижения актуальных целей. Из-за этого, в конечном счете, человек терпит неудачу в познании мира и адаптации к нему.

Когнитивно-поведенческая терапия. Изначальный стимул-реакционный подход бихевиористов выражался формулой S (стимул) – R (реакция) и ортодосальный смысл ее заключался в том, что определенные стимулы приводят к определенным поведенческим реакциям. Позднее она было модифицирована при слиянии когнитивного подхода с бихевиоризмом в S(стимул) – O (организм)- R (реакция), где помимо стимула большое значение приобретает организм, его личностные особенности и мыслительная обработка поступающего внешнего или внутреннего стимула. В рамках когнитивно-поведенческой терапии наибольшее распространение получила по-иному обозначенная формула А (событие) – В(установки\убеждения) – С(последствия\реакция). Согласно данному подходу некое событие, имевшее место в реальности, по особому обрабатывается когнитивной сферой. Большую роль при этом имеют не только непосредственные факты и ощущения, но и те мыслительные схемы, которыми индивидууму привычно пользоваться при обработке поступающей информации. Э. Элисс и А. Бек выделяют несколько таких мыслительных уровней: произвольные мысли, непосредственно появляющиеся в ответ на событие, поддающиеся сознательному контролю, автоматические мысли, идущие вслед за произвольными, менее осознанные, установки / убеждения, практически неосознаваемый, и наконец «схемы», наиболее глубокий неосознаваемый слой заложенный в детстве. Вслед за этой мыслительной обработкой идет реакция, выражающаяся в эмоциональном, телесном и поведенческом реагировании.

Рационально-эмотивно-поведенческая терапия Альберта Эллиса, а так же школа Ааорона и Джудит Бек в рамках когнитивно-поведенческой психотерапии основной причиной невротических и других психических расстройств, а так же сложностей, возникающих в жизни человека, интерпретированные им, как проблемы, видят в когнитивных искажениях. Когнитивные искажения представляют собой неадаптивные ошибки восприятия реальности (иррациональные установки, по А. Эллису или дисфункциональные отношения/иррациональные убеждения, по А. Беку). Их несоответствие реальности, иррациональность искажает восприятие и оценку себя, других людей и окружающего мира и тем самым влияет на другие сферы психического и компоненты системы отношений личности (эмоциональный, поведенческий), провоцируя возникновение расстройств.

A. Бек в своих монографиях использует ряд когнитивных искажений, которые были указаны им как встречающиеся для депрессий, но впоследствии расширено их наличие и при тревожных, поведенческих и личностных расстройствах, а кроме того у клиентов, без выраженных признаков расстройства. Приведем некоторые из них.

1. «Персонализация» — склонность интерпретировать события в контексте связей с самой личностью и все они «привязываются» к ней.

2. «Поляризованное мышление» (дихотомическое, биполярное) — склонность мыслить крайностями по типу «или, или», без учета промежуточных возможностей.

3.Катастрофичность — предсказание крайних вариантов негативных результатов.

4. Сверхобощение – склонность к выводу на основании единичных встреч.

5. Долженствование – нереалистичные без достаточной основательности требования, предъявляемые к себе, другим людям, миру в целом.

Принцип когнитивно-поведенческого подхода строится на том, что дисфункциональные отношения (иррациональные установки) поддаются постепенному изменению посредством активного наблюдения за собственными мыслями и самоанализа, повышения уровня осознанности ограничивающих мыслительных схем. Таким путем достигается понижение выраженности эмоционального дистресса, коррекция нарушений поведения, а субъективно-решение внутренних противоречий и проблем.

Автор методики «Мастер КИТ», так же рассматривает влияние неосознаваемых компонентов мышления на проявление личностных особенностей клиентов. Ключевыми понятиями, используемыми автором, являются: желаемое, установка, трансформация, ответственность, осознанность.

Желаемое – цель, то, чего хочет субъект, чтобы это появилось в жизни, случилось с ним. Желаемое может быть как на осознаваемом, так и неосознаваемом уровне. Желаемое фиксирует внимание субъекта на определенных компонентах реальности, определяет прогнозируемые события в жизни клиента. Субъективная реальность клиента, таким образом, является результатом его желаний.

Установка – это связь между желаемым и последствием от исполнения желания. Они могут осознанными или неосознанными. С точки зрения автора существуют два вида установок: позитивные и негативные. Позитивные установки выражают благоприятный, с точки зрения субъекта, результат исполнения его желания. Например: Желание – я хочу 1 миллион рублей. Установка: если у меня будет 1 миллион рублей, моя жизнь станет счастливее. Позитивные установки способствуют достижению поставленной цели, достижению желаемого. Негативные установки выражают, в свою очередь, неблагоприятный с точки зрения субъекта, результат исполнения его желания. Например: Желание – я хочу 1 миллион рублей. Установка: если у меня будет 1 миллион рублей, я не смогу сохранить ценные для меня отношения с друзьями. Негативные установки становятся преградой для достижения желаемого. Установки в определенной степени формируют субъективную реальность, сужают границы субъективной картины мира. С точки зрения автора, существующие установки, могут вносить ограничения в деятельность и общее функционирование психики.

В процессе прохождения методики «Мастер КИТ» происходит выявление неосознанных негативных установок и их последующая трансформация. Трансформация - разрыв связи между установкой и желаемым. Процесс трансформации позволяет расширить границы субъективной реальности клиента, что приводит к определению возможностей достижения желаемого, нивелирования негативной установки, формирования новых, позитивных установок.

Результатом трансформации могут быть ответственность и осознанность. Ответственность – принятие роли собственных желаний на формирование субъективной реальности, события, происходящие в жизни клиента. Осознанность – принятие ответственности без переживания чувства вины, понимание ограничивающих установок и собственных желаний. Основной целью методики «Мастер КИТ» является достижение состояния осознанности.

Описание процедуры прохождения курса методики «Мастер КИТ».

Мастер Кит включает в себя 3 раздела.

Первый раздел «Обучение» состоит из 34 шагов и 50 обучающих видео. Они выстроены в формате автотренинга. Обучение идет поэтапно, можно приступить к следующему шагу только если пройден текущий. Это позволяет детально и максимально просто освоить теоретическую часть работы с установками.

Второй раздел это «Тренажер». Тренажер это программное обеспечение, которое поможет клиенту разрешить любую ситуацию и быстрее достичь целей. Использовать его можно в любом месте, в любое время. На работе, дома, в машине. Тренажер включает в себя 12 уникальных шаблонов проработки целей, проблем, неразрешенных ситуаций, задач. Начать можно как с целей, так и с проблем.

Как работает тренажер: клиент вписывает в него свою проблему или цель, а тренажер проговаривает текст, который генерируется специальной программой исходя из потребностей клиента. Тут срабатывает закон дуальности. Когда внешний голос проговаривает текст - значительно проще совершить трансформацию. Так тренажер буквально становится карманным психологом. Имея тренажер, смартфон и наушники, клиент может сократить время достижения результата до очень коротких сроков.

Третий раздел это Мастер Кит Лайв - сопровождение от автора методики - Дарьи Трутневой. Он нужен клиенту для поддержки изменений и диагностики верности проработки. Здесь клиент может в реальном времени задать свои вопросы и получить на них ответы. Принять участие в сопровождении можно вживую и онлайн.

Особенность методики «Мастер КИТ» состоит в том, что непосредственного взаимодействия клиент-терапевт не происходит. Обучение методики и сопровождение пользователя происходит с участием автора методики. Однако основная «работа» ведется самим клиентом с помощью компьютерной программы. С этой точки зрения «Мастер КИТ» выходит за рамки классического понимания психотерапии и позволяет рассматривать методику, как вариант саморегулятивной практики с элементами психотерапии. В то же время используемые понятия установки и осознанности в своей основе находятся в русле когнитивно-поведенческой парадигмы.При построении дизайна научного исследования допустимо рассматривать близость данной методики к теоретической платформе когнитивной психологии и когнитивно - поведенческой психотерапии, а следовательно, формулировать гипотезы и избирать методы исследования в рамках этого подхода.

 


Раздел 2. Материалы и методы исследования (схема исследования,характеристика исследуемой группы, методы исследования)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: