Введение
Развитие гражданского общества, федеративных отношений в России привело к пониманию того, что в условиях обширного пространства Российского государства сохранение единства страны и обеспечение эффективного государственного управления возможно при постоянной заботе о пространственной организации хозяйства страны. И с этой точки зрения в рамках национальных приоритетов развития целесообразным является выработка индивидуальных траекторий движения для каждой пространственной единицы государства или территории на основе планирования и программирования ее развития.
Методы государственного планирования и программирования развития и связанные с этими процессами теоретические и организационные подходы эволюционируют вместе с развитием государств и систем государственного управления.
Теоретическая основа воссоздаваемой системы планирования в новом, адаптированном к рыночным условиям виде заложена в работах Л.И. Абалкина, П.Г. Бунича, A.Г. Гранберга, Л.В. Канторовича, В.В. Кулешова, Д.С. Львова, Ю.В. Яременко, А.Н. Яковлева.
В странах с развитой рыночной экономикой концепция использования плановых подходов к управлению развитием нашла отражение в трудах и разработках таких ученых, как И. Ансофф, П. Друкер, Л. Клейн, Ф. Котлер, А. Коул, Г. Саймон, Г. Стивенсон, К. Эрроу.
Вопросам стратегического планирования в отечественной научной литературе посвящены работы А.Н. Алисова, О.С. Виханского, В.К. Воронцова, А.И. Гаврилова, А.Л. Гапоненко, М.В. Глазырина, Н.И. Захарова, Ю.А. Евдокимова, А.П. Егоршина, Б.З. Мильнера.
Глава 1 Программирование в системе стратегического планирования: сущность, функции
Существует множество подходов к пониманию сущности стратегического планирования и программирования.
|
По мнению Кучукова Р.А., общегосударственное планирование, как ведущий элемент системы управления, базируется на научно обоснованном прогнозировании и представлено бюджетным планированием, государственными социально-экономическими программами, государственными заказами, целевыми комплексными программами, а также планированием развития государственного сектора экономики.
Современной формой планирования является программирование. Программы представляют собой плановые документы, с определенной степенью директивности, разрабатываемые на основе программно-целевого метода планирования для решения наиболее важных проблем государства, отдельных регионов, а также межотраслевых комплексов. Сущность этого метода заключается в выборе целей социально-экономического развития объекта, определении задач для каждого этапа и конкретных мероприятий по их достижению [1, стр. 105].
По мнению Попова Р.А. программно-целевой подход выступает элементом единого плана экономического и социального развития, страны и ее регионов, суть которого состоит в увязывании целей развития с ресурсами с помощью специальных программ [2, стр. 194].
Шапкин И.Н., Блинов А.О., Кестер Я.М. считают программирование одним из элементов регионального стратегического управления наряду со стратегическим анализом, концептуированием, стратегированием и мониторингом. С их точки зрения программирование означает построение и обоснование комплекса конкретных механизмов и тактических средств достижения стратегических целей, конкретизацию и корректировку стратегических направлений социально-экономического развития региона. На данном этапе выявляются и анализируются проблемы развития региональных хозяйств, формулируются конкретные задачи и механизмы их решения [3, стр. 336].
|
Согласно точки зрения Харченко Е.В. и Вертакова Ю.В целевые программы это так называемые предплановые документы по решению важнейших проблем социально-экономического развития региона. Составляя план социально-экономического развития, необходимо обращаться к соответствующей целевой программе. Разработка целевой программы должна предшествовать плану, а ее реализация осуществляется путем включения в план соответствующих показателей и заданий программ [3, стр. 336]. Т.е. согласно такому подходу план детализирует программу, что по нашему мнению, является спорным, учитывая детальность составления современных программ.
Кистанов В.В. и Копылов Н.В. в свою очередь определяют план как общую форму программы, а программа – детализированный план, отвечающий на вопрос не только, что делать, но и как делать, в какие сроки, в какой последовательности и т.д. То есть, по их мнению, не программа предшествует плану, а, наоборот, план – программе. При этом и программа и план, базируются на одних и тех же предпрограммных, предплановых разработках (схемы развития регионов) [4, стр. 115].
Наиболее детально раскрывает сущностные характеристики программирования Райзберг Б.А. По его мнению, программно-целевой метод есть способ решения крупных и сложных социально-экономических проблем посредством выработки и проведения органами управления (с привлечением участников, исполнителей) системы взаимоувязанных программных мер, направленных на достижение целей устранения, подавления, смягчения возникшей проблемы.
|
| |
|
Глава 2 Программирование социально-экономического развития Ростовской области
Цель разработки стратегии развития региона состоит в поиске источников эффективности и повышения социально-экономического развития региона на основе роста материального благосостояния и всестороннего развития личности граждан.
В Ростовской области реализуется комплексный подход в сфере государственного управления регионом, в основе которого лежит многоуровневая система документов стратегического планирования. Она включает в себя Стратегию социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, Программу социально-экономического развития Ростовской области на среднесрочный период, отраслевые стратегические документы, областные целевые программы.
Основной целью стратегического планирования социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года является создание для органов исполнительной власти Ростовской области системы управления долгосрочным развитием региона. Реализация Стратеги СЭР РО-2020 направлена на формирование и развитие экономических и институциональных условий для устойчивого и динамичного развития региона. Основные идеи ее базируются на эффективном использовании ресурсного и рыночного потенциала региона в целях обеспечения достойного качества жизни населения РО.
В Стратегии СЭР РО дается анализ текущего социально-экономического положения региона, оценка сложившимся тенденциям и трендам социально-экономического развития, определяется место и роль Ростовской области в системе межрегиональных социально-экономических связей и отношений. Также в стратегическом плане обозначаются долгосрочные экономические и социальные приоритеты Ростовской области, достижение которых важно для решения текущих проблем, минимизации перспективных рисков и угроз, преодоления ограничений, обеспечения устойчивого развития региона. Для достижения обозначенных целей определены целевые индикаторы и разработан механизм реализации долгосрочных целей и задач, а также механизм управления процессом стратегирования в регионе на период до 2020 года.
Действия органов государственной власти Ростовской области, направленные на достижение стратегических целей, определенных стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года описываются в Программе социально-экономического развития Ростовской области на 2013-2016 гг.
Данная Программа представляет собой систему целевых ориентиров социально-экономического развития Ростовской области, а также увязанный по целям, задачам, ресурсам и срокам реализации комплекс мероприятий, обеспечивающий эффективное решение основных проблем и реализацию ключевых направлений развития.
К важным документам стратегического развития Ростовской области также относятся:
1) Стратегия инвестиционного развития Ростовской области до 2020 г.;
2) Стратегия привлечения инвестиций Ростовской области;
3) Стратегия развития жилищного строительства в Ростовской области на период до 2020 г.;
4) Стратегия развития транспортного комплекса Ростовской области до 2030 г.;
5) Стратегия сохранения окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области на период до 2020 г.;
6) Стратегия развития физической культуры и спорта в Ростовской области на период до 2020 г. и др.
Программирование социально-экономического развития региона представляет собой разработку и реализацию специальных документов, описывающих цели, процедуру, мероприятия и средства решения наиболее актуальных проблем регионального развития.
Распоряжением Правительства Ростовской области от 31.07.2013 №297 утвержден перечень государственных программ Ростовской области, который включает в себя следующие программы:
1) «Развитие здравоохранения»;
2) «Развитие образования»;
3) «Молодежь Ростовской области»;
4) «Социальная поддержка граждан»;
5) «Доступная среда»;
6) «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ростовской области»
7) «Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами населения Ростовской области»;
8) «Содействие занятости населения»;
9) «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»;
10) «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектов»;
11) «Развитие культуры и туризма»;
12) «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование»;
13) «Развитие физической культуры и спорта»
14) «Экономическое развитие и инновационная экономика»;
15) «Информационное общество»;
16) «Развитие транспортной системы»;
17) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»;
18) «Энергоэффективность и развитие энергетики»;
19) «Региональная политика»;
20) «Поддержка казачьих обществ Ростовской области»;
21) «Управление государственными финансами и создание условий для эффективного управления муниципальными финансами».
Кроме того, Ростовская область принимает участие в государственных программах РФ. Перечень государственных программ РФ, мероприятия которых реализуются на территории Ростовской области в 2016 году, включает в себя:
ü Государственная программа РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;
ü Государственная программа РФ «Содействие занятости населения»;
ü Государственная программа РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика»»;
ü Государственная программа РФ «Энергоэффективность и развитие энергетики»;
ü Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы;
ü Государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011-2020 годы;
ü Государственная программа РФ «Социальная поддержка граждан»;
ü Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы»
ü ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса РФ в 2012-2020 годах»;
ü Государственная программа РФ «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы;
ü Государственная программа РФ «Развитие здравоохранения» и другие.
Заключение
Таким образом, процесс стратегического программирования – это, по сути, цикличный процесс разработки и реализации стратегических приоритетов развития территории в условиях внезапности и непредсказуемости изменений внешней и внутренней сред, обеспечивающий в режиме реального времени управление развитием территории в рамках избранной стратегии и включающий в себя все этапы стратегического управления: стратегический анализ, стратегический выбор, реализацию стратегии.
Особенностью программирования является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов. Программно-целевой метод позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что отличает его от других методов. Также он является одним из основных инструментов формирования бюджета, ориентированного на результат, и наиболее ярко выражает его основные принципы.
На примере Ростовской области можно сделать вывод о том, что органы власти стремятся к непрерывному, комплексному решению существующих проблем экономики региона и совершенствованию системы управления им. Об этом свидетельствует ряд принятых документов стратегического планирования, государственных программ, документов территориального планирования. Кроме того, Ростовская область принимает участие во многих программах федерального значения.