Глава 2 Программирование социально-экономического развития Ростовской области




Введение

Развитие гражданского общества, федеративных отношений в России привело к пониманию того, что в условиях обширного пространства Российского государства сохранение единства страны и обеспечение эффективного государственного управления возможно при постоянной заботе о пространственной организации хозяйства страны. И с этой точки зрения в рамках национальных приоритетов развития целесообразным является выработка индивидуальных траекторий движения для каждой пространственной единицы государства или территории на основе планирования и программирования ее развития.

Методы государственного планирования и программирования развития и связанные с этими процессами теоретические и организационные подходы эволюционируют вместе с развитием государств и систем государственного управления.

Теоретическая основа воссоздаваемой системы планирования в новом, адаптированном к рыночным условиям виде заложена в работах Л.И. Абалкина, П.Г. Бунича, A.Г. Гранберга, Л.В. Канторовича, В.В. Кулешова, Д.С. Львова, Ю.В. Яременко, А.Н. Яковлева.

В странах с развитой рыночной экономикой концепция использования плановых подходов к управлению развитием нашла отражение в трудах и разработках таких ученых, как И. Ансофф, П. Друкер, Л. Клейн, Ф. Котлер, А. Коул, Г. Саймон, Г. Стивенсон, К. Эрроу.

Вопросам стратегического планирования в отечественной научной литературе посвящены работы А.Н. Алисова, О.С. Виханского, В.К. Воронцова, А.И. Гаврилова, А.Л. Гапоненко, М.В. Глазырина, Н.И. Захарова, Ю.А. Евдокимова, А.П. Егоршина, Б.З. Мильнера.

 

 

Глава 1 Программирование в системе стратегического планирования: сущность, функции

Существует множество подходов к пониманию сущности стратегического планирования и программирования.

По мнению Кучукова Р.А., общегосударственное планирование, как ведущий элемент системы управления, базируется на научно обоснованном прогнозировании и представлено бюджетным планированием, государственными социально-экономическими программами, государственными заказами, целевыми комплексными программами, а также планированием развития государственного сектора экономики.

Современной формой планирования является программирование. Программы представляют собой плановые документы, с определенной степенью директивности, разрабатываемые на основе программно-целевого метода планирования для решения наиболее важных проблем государства, отдельных регионов, а также межотраслевых комплексов. Сущность этого метода заключается в выборе целей социально-экономического развития объекта, определении задач для каждого этапа и конкретных мероприятий по их достижению [1, стр. 105].

По мнению Попова Р.А. программно-целевой подход выступает элементом единого плана экономического и социального развития, страны и ее регионов, суть которого состоит в увязывании целей развития с ресурсами с помощью специальных программ [2, стр. 194].

Шапкин И.Н., Блинов А.О., Кестер Я.М. считают программирование одним из элементов регионального стратегического управления наряду со стратегическим анализом, концептуированием, стратегированием и мониторингом. С их точки зрения программирование означает построение и обоснование комплекса конкретных механизмов и тактических средств достижения стратегических целей, конкретизацию и корректировку стратегических направлений социально-экономического развития региона. На данном этапе выявляются и анализируются проблемы развития региональных хозяйств, формулируются конкретные задачи и механизмы их решения [3, стр. 336].

Согласно точки зрения Харченко Е.В. и Вертакова Ю.В целевые программы это так называемые предплановые документы по решению важнейших проблем социально-экономического развития региона. Составляя план социально-экономического развития, необходимо обращаться к соответствующей целевой программе. Разработка целевой программы должна предшествовать плану, а ее реализация осуществляется путем включения в план соответствующих показателей и заданий программ [3, стр. 336]. Т.е. согласно такому подходу план детализирует программу, что по нашему мнению, является спорным, учитывая детальность составления современных программ.

Кистанов В.В. и Копылов Н.В. в свою очередь определяют план как общую форму программы, а программа – детализированный план, отвечающий на вопрос не только, что делать, но и как делать, в какие сроки, в какой последовательности и т.д. То есть, по их мнению, не программа предшествует плану, а, наоборот, план – программе. При этом и программа и план, базируются на одних и тех же предпрограммных, предплановых разработках (схемы развития регионов) [4, стр. 115].

Наиболее детально раскрывает сущностные характеристики программирования Райзберг Б.А. По его мнению, программно-целевой метод есть способ решения крупных и сложных социально-экономических проблем посредством выработки и проведения органами управления (с привлечением участников, исполнителей) системы взаимоувязанных программных мер, направленных на достижение целей устранения, подавления, смягчения возникшей проблемы.

Программирование является второй ступенью в процедуре стратегического планирования. Оно базируется на прогнозных разработках и имеет своей целью составление проектов целевых комплексных программ решения важнейших проблем развития национальной экономики страны, межотраслевых, отраслевых, региональных и локальных (на уровне хозяйствующих субъектов) проблем.
Программы, разрабатываемые на любом уровне управленческой иерархии, должны содержать: а) перечень основных решаемых задач; б) совокупность и последовательность мероприятий, с помощью которых она реализуется; в) расчет прямых и косвенных (сопряженных) затрат всех основных видов используемых при осуществлении этих мероприятий ресурсов; г) распределение заданий по срокам и исполнителям. Особое место в системе программ, разрабатываемых в рамках стратегического планирования, занимают целевые (стратегические) комплексы. Стратегические программы — это адресный, различной степени директивности документ, содержащий систему согласованных по срокам, ресурсам и исполнителям социально-экономических, производственных, финансовых, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих достижение поставленной цели, решение задач наиболее эффективными путями и в установленные сроки [5]. В процессе своей реализации стратегические программы выполняют следующие функции. 1. В полном соответствии с философией маркетинга осуществляют ориентацию программ не на выпускаемую продукцию, а на удовлетворение определенных общественных потребностей. 2. Усиление целевой направленности плановых расчетов, создание возможности перехода в процессе стратегического планирования от языка целей к языку ресурсов. 3. Формирование стратегии для комплексного решения определенных проблем, обеспечение возможности формирования комплекса мероприятий не по отдельным признакам (отраслевым, региональным), а по признаку решаемой проблемы. 4. Резкое изменение сложившихся темпов и пропорций развития (обеспечение структурных сдвигов), не осуществимое в рамках ранее сформулированной системы экономической политики. Комплексные целевые программы федерального уровня разрабатываются, прежде всего, как программы, имеющие важное значение для решения проблем развития национальной экономики. С их помощью осуществляется: во-первых, глубокое и всестороннее обоснование стратегических решений по глобальным проблемам развития национальной экономики; во-вторых, планомерная концентрация ресурсов, необходимых для решения важнейших задач перспективного развития; в-третьих, повышение уровня сбалансированности мероприятий, обеспечивающих решение основных задач программы; в-четвертых, координация и обеспечение своевременности решения задач всего цикла работ по осуществлению программы; в-пятых, согласование деятельности хозяйствующих субъектов, субъектов федерации и центральных органов власти в решении поставленных задач. Таким образом, программно-целевой принцип означает определение приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, разработку взаимоувязанных по целям, срокам реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ и определение объемов и источников их финансирования.

 

 

Глава 2 Программирование социально-экономического развития Ростовской области

Цель разработки стратегии развития региона состоит в поиске источников эффективности и повышения социально-экономического развития региона на основе роста материального благосостояния и всестороннего развития личности граждан.

В Ростовской области реализуется комплексный подход в сфере государственного управления регионом, в основе которого лежит многоуровневая система документов стратегического планирования. Она включает в себя Стратегию социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, Программу социально-экономического развития Ростовской области на среднесрочный период, отраслевые стратегические документы, областные целевые программы.

Основной целью стратегического планирования социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года является создание для органов исполнительной власти Ростовской области системы управления долгосрочным развитием региона. Реализация Стратеги СЭР РО-2020 направлена на формирование и развитие экономических и институциональных условий для устойчивого и динамичного развития региона. Основные идеи ее базируются на эффективном использовании ресурсного и рыночного потенциала региона в целях обеспечения достойного качества жизни населения РО.

В Стратегии СЭР РО дается анализ текущего социально-экономического положения региона, оценка сложившимся тенденциям и трендам социально-экономического развития, определяется место и роль Ростовской области в системе межрегиональных социально-экономических связей и отношений. Также в стратегическом плане обозначаются долгосрочные экономические и социальные приоритеты Ростовской области, достижение которых важно для решения текущих проблем, минимизации перспективных рисков и угроз, преодоления ограничений, обеспечения устойчивого развития региона. Для достижения обозначенных целей определены целевые индикаторы и разработан механизм реализации долгосрочных целей и задач, а также механизм управления процессом стратегирования в регионе на период до 2020 года.

Действия органов государственной власти Ростовской области, направленные на достижение стратегических целей, определенных стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года описываются в Программе социально-экономического развития Ростовской области на 2013-2016 гг.

Данная Программа представляет собой систему целевых ориентиров социаль­но-экономического развития Ростовской области, а также увязанный по целям, задачам, ресурсам и срокам реализации комплекс мероприятий, обес­печивающий эффективное решение основных проблем и реализацию ключе­вых направлений развития.

К важным документам стратегического развития Ростовской области также относятся:

1) Стратегия инвестиционного развития Ростовской области до 2020 г.;

2) Стратегия привлечения инвестиций Ростовской области;

3) Стратегия развития жилищного строительства в Ростовской области на период до 2020 г.;

4) Стратегия развития транспортного комплекса Ростовской области до 2030 г.;

5) Стратегия сохранения окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области на период до 2020 г.;

6) Стратегия развития физической культуры и спорта в Ростовской области на период до 2020 г. и др.

Программирование социально-экономического развития региона представляет собой разработку и реализацию специальных документов, описывающих цели, процедуру, мероприятия и средства решения наиболее актуальных проблем регионального развития.

Распоряжением Правительства Ростовской области от 31.07.2013 №297 утвержден перечень государственных программ Ростовской области, который включает в себя следующие программы:

1) «Развитие здравоохранения»;

2) «Развитие образования»;

3) «Молодежь Ростовской области»;

4) «Социальная поддержка граждан»;

5) «Доступная среда»;

6) «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ростовской области»

7) «Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами населения Ростовской области»;

8) «Содействие занятости населения»;

9) «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»;

10) «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектов»;

11) «Развитие культуры и туризма»;

12) «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование»;

13) «Развитие физической культуры и спорта»

14) «Экономическое развитие и инновационная экономика»;

15) «Информационное общество»;

16) «Развитие транспортной системы»;

17) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»;

18) «Энергоэффективность и развитие энергетики»;

19) «Региональная политика»;

20) «Поддержка казачьих обществ Ростовской области»;

21) «Управление государственными финансами и создание условий для эффективного управления муниципальными финансами».

Кроме того, Ростовская область принимает участие в государственных программах РФ. Перечень государственных программ РФ, мероприятия которых реализуются на территории Ростовской области в 2016 году, включает в себя:

ü Государственная программа РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;

ü Государственная программа РФ «Содействие занятости населения»;

ü Государственная программа РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика»»;

ü Государственная программа РФ «Энергоэффективность и развитие энергетики»;

ü Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы;

ü Государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011-2020 годы;

ü Государственная программа РФ «Социальная поддержка граждан»;

ü Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы»

ü ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса РФ в 2012-2020 годах»;

ü Государственная программа РФ «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы;

ü Государственная программа РФ «Развитие здравоохранения» и другие.

 

Заключение

Таким образом, процесс стратегического программирования – это, по сути, цикличный процесс разработки и реализации стратегических приоритетов развития территории в условиях внезапности и непредсказуемости изменений внешней и внутренней сред, обеспечивающий в режиме реального времени управление развитием территории в рамках избранной стратегии и включающий в себя все этапы стратегического управления: стратегический анализ, стратегический выбор, реализацию стратегии.

Особенностью программирования является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов. Программно-целевой метод позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что отличает его от других методов. Также он является одним из основных инструментов формирования бюджета, ориентированного на результат, и наиболее ярко выражает его основные принципы.

На примере Ростовской области можно сделать вывод о том, что органы власти стремятся к непрерывному, комплексному решению существующих проблем экономики региона и совершенствованию системы управления им. Об этом свидетельствует ряд принятых документов стратегического планирования, государственных программ, документов территориального планирования. Кроме того, Ростовская область принимает участие во многих программах федерального значения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: