АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ НЕДЕЛИМЫХ ГРУЗОВ




 

Крупногабаритный груз - груз, который с учетом габаритов транспортного средства превышает установленные на территории Российской Федерации габариты для движения транспортных средств по автомобильным дорогам;

тяжеловесный груз - груз, вес которого с учетом массы транс­портного средства превышает установленные на территории Рос­сийской Федерации максимальные весовые нагрузки транспортно­го средства или нагрузку на ось транспортного средства.

 

Номенклатура рассматриваемых грузов чрезвычайно многообразна. Это грузы, необходимые для нужд строительства, комму­нального хозяйства энергетики, транспорта, нефтяной, газовой, хи­мической и других видов промышленности: строительно-дорожная техника (краны, экскаваторы, бульдозеры и другие машины и агре­гаты); бытовые помещения для строительства (строительные ва­гончики); неделимые строительные блоки и конструкции: транс­форматоры; железнодорожные и трамвайные пассажирские наго­ны; корпуса судов; кабины лифтов; автомобили; гурбо-. гидро- и парогенераторы; конденсаторы; абсорберы; атомные реакторы; станки; узлы и агрегаты современных прессов; различные плат­формы; редукторы; элементы обжиговых печей и т. п.

Масса перечисленных выше грузов может колебаться от 30 до 200 и более тонн, длина достигать 40-50 м, ширина 5-7 м, высота 4-6 м.

Все перечисленные грузы перевозят на специализированных полуприцепах- и прицепах-тяжеловозах, отличительными чертами которых являются:

• повышенная грузоподъемность; большие габаритно массовые размеры;

• низко расположенная прочная рама и шины малой размер­ности, что обеспечивает небольшую погрузочную высоту и повышает удобство погрузки-разгрузки тяжеловесных грузов, а также устойчивость прицепного автопоезда;

• большое число осей и колес, что уменьшает давление на доро­гу и повышает грузоподъемность;

• часть колес - управляемая, что способствует маневренности автопоезда;

• наличие на ряде прицепов съемных или откидных помостов (аппарелей), что упрощает погрузку самоходных машин;

• наличие собственных механизмов и устройств, предназначенных для облегчения погрузо-разгрузочных работ (например, меха­низмы для опускания грузоподъемной части рамы на землю, на­клона рамы, оттаскивания или раздвижения колес прицепа, преобразования ступенчатой части рамы в наклонный трап и другие устройства).

Прицепы- тяжеловозы классифицируются:

По грузоподъемности прицепы-тяжеловозы делят на три группы: грузоподъемностью до 30 т; свыше 30 до 100 т и свыше 100 т. Существуют прицепы-тяжеловозы, грузоподъемность которых достигает 500, 1000 и даже 2000 т. Грузоподъемность полу­прицепов-тяжеловозов обычно не превышает 60 т. В нашей стране выпускаются прицепы-тяжеловозы грузоподъемностью от 40 до 300 т, а полуприцепы-тяжеловозы - от 25 до 52 т.

 

 

Рисунок 6.8- Низкорамный полуприцеп-тяжеловоз ПНТ-20Б, грузоподъемностью 20 т, предназначенный для перевозки строительной техники

 

Рисунок 6.9 - Полуприцеп-платформа с откидывающейся аппарелью, грузоподъемностью 39 т, предназначенный для перевозки строительной техники

 

Габаритно-массовые параметры прицепов-тяжеловозов первой группы незначительно отличается от обычных прицепов, поэтому для их транспортирования используются универсальные автомоби­ли-тягачи. Вторую группу прицепов-тяжеловозов составляют АТС с увеличенными габаритно-массовыми размерами и осевыми на­грузками, а также большим числом осей и колес. Третья группа прицепов-тяжеловозов отличается особо большой грузоподъемностью и служит для перевозки сверхтяжелых грузов. Для второй и третьей групп требуется один или несколько специальных автомобилей-тягачей

По составу автотранспортные средства -тяжеловозы бывают прицепнымии седельными.

по назначению - универсальными и узкоспециализированными

по условиям эксплуатации - для дорог общей сети и для внутрихозяйственных дорог.

Основным конструктивным требованием, которое предъявля­ется к прицепам и полуприцепам-тяжеловозам, является их мини­мальная погрузочная высота, равная у прицепов 500-1200 мм, а у полуприцепов - 1200... 1400 мм.

Это требование вызвано не столько габаритными ограниче­ниями по высоте перевозимого груза, сколько необходимостью обеспечения достаточной устойчивости движения автопоезда с гру­зами, имеющими высоко расположенный центр тяжести. Кроме то­го, минимальная погрузочная высота облегчает погрузку и разгрузку тяжелых крупногабаритных грузов.

Некоторые конструкции тяжеловозов для изменения высоты платформы (в определенных пределах) оборудуются механически­ми домкратами или гидравлическими подъемными механизмами, которые устанавливаются между платформой и тележками осей прицепов или полуприцепов. частности, у прицепа-тяжеловоза ЧМЗАП-5530 для погрузки тяжелого неделимого груза платфор­ма может быть опущена при помощи гидросистемы в течение 2-5 мин. Погрузочная высота при опущенной платформе равна 500 мм, при поднятой платформе без нагрузки - 900 мм, под на­грузкой - 850 мм

Большинство прицепов и полуприцепов-тяжеловозов имеют безбортовую грузовую платформу, которая при необходимости может быть дополнительно оборудована бортами.

Прицепы-тяжеловозы достаточно часто выпускают с подкатными (отделяемыми) тележками что позволяет при не­обходимости превращать их в полуприцепы-тяжеловозы. Для раз­мещения подкатной тележки в передней (если подкатных тележек две, то в передней и задней) части рамы делается выгиб, разность уровней между полками рамы составляет 350-550 мм. Подкатная тележка снабжается типовым опорно-сцепным устройством, а связь ее с прицепным звеном осуществляется шкворнем.

 

Тележки, в зависимости от грузоподъемности, изготавливают­ся одно-, двух- или многоосными. Оси многоосных тележек могут быть поворотными и неповоротными, а также иметь управляемые колеса. Прицепы-тяжеловозы имеют, как правило, от 3 до 12 осей, а полуприцепы-тяжеловозы - от 2 до 3. Общее количество колес на этих осях у прицепов 12-96, а полуприцепов 8-12.

Для изготовления рам прицепов и полуприцепов-тяжеловозов используется низколегированная сталь. Чаще всего рама - это свя­занные между поперечинами два внутренних и два наружных про­дольных лонжерона. Внутренние лонжероны обычно изготавлива­ют из двутавровых балок, наружные — из швеллеров. К нижним полкам лонжеронов в передней (гнутой) части рамы приваривается стальная опорная плита, несущая сцепной шкворень.

Пол платформы прицепов и полуприцепов-тяжеловозов изготавливается из досок толщиной 60-100 мм или из стальных листов толщиной 5-10 мм с более тонким деревянным настилом. У прице­пов и полуприцепов-тяжеловозов грузоподъемностью 10-25 т под­веска колес — рессорная. Прицепы грузоподъемностью больше 25 до 40 т имеют полужесткую подвеску подкатных тележек и жест­кую балансирную подвеску остальных осей, обеспечивающую хо­рошую приспособляемость колес к неровностям дороги и равно­мерное распределение нагрузки по осям и колесам. Прицепы гру­зоподъемностью свыше 40 т снабжены балансирной подвеской всех колес, а сверхтяжелые прицепы - гидробалансирной свечной.

Для буксировки прицепов-тяжеловозов применяют седельные и буксирные тягачи и толкатели. С увеличением общей массы бук­сируемого прицепа или полуприцепа с грузом используются тягачи с большей тяговой мощностью или одновременно несколько тягачей. Сверхтяжелые грузы перевозят на активных прицепах, оборудованных управляемыми и ведущими колесами с электро- или гидроприводом от двигателя автомобиля-тягача. Они обору­дованы также силовыми установками с механизированным приво­дом.

В связи с тем, что доля тяжелых неделимых грузов в общем объеме перевозок относительно невелика, отечественные и зару­бежные производители тяжеловозов идут по пути создания мо­дульных многоцелевых унифицированных АТС, обладающих ши­роким диапазоном грузоподъемности и размеров. При таком подходе АТС собирается из модулей грузоподъемностью 25-150 т, которые могут соединяться между собой различными способами (последовательно, параллельно, комбинацией из этих способов). При этом каждый модуль может работать и как само­стоятельное транспортное средство. Колеса этого самоходного транспортного средства управляемые и поворачиваются на 90°, по­этому платформа может перемещаться как в продольном, так и в поперечном направлениях.

Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только по специальному разрешению, выдаваемо­му только органами ГИБДД при наличии согласований маршрута движения с управлениями автомобильных дорог, а также комму­нальными органами, дистанциями пути и другими организациями. При этом определяются необходимость и вид сопровождения.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Какие грузы относят к категории длинномерных и тяжеловесных?
2. Каким техническим требованиям должен соответствовать подвижной состав для перевозки металла?
3. По каким схемам производится доставка труб автомобильным транспортом?
4. Что представляют собой трубоплетевозы?
5. На какие группы можно разделить железобетонные изделия, чем обусловлена целесообразность использования специализированных АТС при их перевозке?
6. По каким признакам можно классифицировать специализированные полуприцепы для перевозки железобетонных конструкций?
7. Охарактеризуйте автомобили панелевозы, фермовозы и плитовозы.
8. Как классифицируются прицепы- тяжеловозы?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: