Крупногабаритный груз - груз, который с учетом габаритов транспортного средства превышает установленные на территории Российской Федерации габариты для движения транспортных средств по автомобильным дорогам;
тяжеловесный груз - груз, вес которого с учетом массы транспортного средства превышает установленные на территории Российской Федерации максимальные весовые нагрузки транспортного средства или нагрузку на ось транспортного средства.
Номенклатура рассматриваемых грузов чрезвычайно многообразна. Это грузы, необходимые для нужд строительства, коммунального хозяйства энергетики, транспорта, нефтяной, газовой, химической и других видов промышленности: строительно-дорожная техника (краны, экскаваторы, бульдозеры и другие машины и агрегаты); бытовые помещения для строительства (строительные вагончики); неделимые строительные блоки и конструкции: трансформаторы; железнодорожные и трамвайные пассажирские нагоны; корпуса судов; кабины лифтов; автомобили; гурбо-. гидро- и парогенераторы; конденсаторы; абсорберы; атомные реакторы; станки; узлы и агрегаты современных прессов; различные платформы; редукторы; элементы обжиговых печей и т. п.
Масса перечисленных выше грузов может колебаться от 30 до 200 и более тонн, длина достигать 40-50 м, ширина 5-7 м, высота 4-6 м.
Все перечисленные грузы перевозят на специализированных полуприцепах- и прицепах-тяжеловозах, отличительными чертами которых являются:
• повышенная грузоподъемность; большие габаритно массовые размеры;
• низко расположенная прочная рама и шины малой размерности, что обеспечивает небольшую погрузочную высоту и повышает удобство погрузки-разгрузки тяжеловесных грузов, а также устойчивость прицепного автопоезда;
• большое число осей и колес, что уменьшает давление на дорогу и повышает грузоподъемность;
• часть колес - управляемая, что способствует маневренности автопоезда;
• наличие на ряде прицепов съемных или откидных помостов (аппарелей), что упрощает погрузку самоходных машин;
• наличие собственных механизмов и устройств, предназначенных для облегчения погрузо-разгрузочных работ (например, механизмы для опускания грузоподъемной части рамы на землю, наклона рамы, оттаскивания или раздвижения колес прицепа, преобразования ступенчатой части рамы в наклонный трап и другие устройства).
Прицепы- тяжеловозы классифицируются:
По грузоподъемности прицепы-тяжеловозы делят на три группы: грузоподъемностью до 30 т; свыше 30 до 100 т и свыше 100 т. Существуют прицепы-тяжеловозы, грузоподъемность которых достигает 500, 1000 и даже 2000 т. Грузоподъемность полуприцепов-тяжеловозов обычно не превышает 60 т. В нашей стране выпускаются прицепы-тяжеловозы грузоподъемностью от 40 до 300 т, а полуприцепы-тяжеловозы - от 25 до 52 т.
![]() |
Рисунок 6.9 - Полуприцеп-платформа с откидывающейся аппарелью, грузоподъемностью 39 т, предназначенный для перевозки строительной техники
Габаритно-массовые параметры прицепов-тяжеловозов первой группы незначительно отличается от обычных прицепов, поэтому для их транспортирования используются универсальные автомобили-тягачи. Вторую группу прицепов-тяжеловозов составляют АТС с увеличенными габаритно-массовыми размерами и осевыми нагрузками, а также большим числом осей и колес. Третья группа прицепов-тяжеловозов отличается особо большой грузоподъемностью и служит для перевозки сверхтяжелых грузов. Для второй и третьей групп требуется один или несколько специальных автомобилей-тягачей
По составу автотранспортные средства -тяжеловозы бывают прицепнымии седельными.
по назначению - универсальными и узкоспециализированными
по условиям эксплуатации - для дорог общей сети и для внутрихозяйственных дорог.
Основным конструктивным требованием, которое предъявляется к прицепам и полуприцепам-тяжеловозам, является их минимальная погрузочная высота, равная у прицепов 500-1200 мм, а у полуприцепов - 1200... 1400 мм.
Это требование вызвано не столько габаритными ограничениями по высоте перевозимого груза, сколько необходимостью обеспечения достаточной устойчивости движения автопоезда с грузами, имеющими высоко расположенный центр тяжести. Кроме того, минимальная погрузочная высота облегчает погрузку и разгрузку тяжелых крупногабаритных грузов.
Некоторые конструкции тяжеловозов для изменения высоты платформы (в определенных пределах) оборудуются механическими домкратами или гидравлическими подъемными механизмами, которые устанавливаются между платформой и тележками осей прицепов или полуприцепов. частности, у прицепа-тяжеловоза ЧМЗАП-5530 для погрузки тяжелого неделимого груза платформа может быть опущена при помощи гидросистемы в течение 2-5 мин. Погрузочная высота при опущенной платформе равна 500 мм, при поднятой платформе без нагрузки - 900 мм, под нагрузкой - 850 мм
Большинство прицепов и полуприцепов-тяжеловозов имеют безбортовую грузовую платформу, которая при необходимости может быть дополнительно оборудована бортами.
Прицепы-тяжеловозы достаточно часто выпускают с подкатными (отделяемыми) тележками что позволяет при необходимости превращать их в полуприцепы-тяжеловозы. Для размещения подкатной тележки в передней (если подкатных тележек две, то в передней и задней) части рамы делается выгиб, разность уровней между полками рамы составляет 350-550 мм. Подкатная тележка снабжается типовым опорно-сцепным устройством, а связь ее с прицепным звеном осуществляется шкворнем.
Тележки, в зависимости от грузоподъемности, изготавливаются одно-, двух- или многоосными. Оси многоосных тележек могут быть поворотными и неповоротными, а также иметь управляемые колеса. Прицепы-тяжеловозы имеют, как правило, от 3 до 12 осей, а полуприцепы-тяжеловозы - от 2 до 3. Общее количество колес на этих осях у прицепов 12-96, а полуприцепов 8-12.
Для изготовления рам прицепов и полуприцепов-тяжеловозов используется низколегированная сталь. Чаще всего рама - это связанные между поперечинами два внутренних и два наружных продольных лонжерона. Внутренние лонжероны обычно изготавливают из двутавровых балок, наружные — из швеллеров. К нижним полкам лонжеронов в передней (гнутой) части рамы приваривается стальная опорная плита, несущая сцепной шкворень.
Пол платформы прицепов и полуприцепов-тяжеловозов изготавливается из досок толщиной 60-100 мм или из стальных листов толщиной 5-10 мм с более тонким деревянным настилом. У прицепов и полуприцепов-тяжеловозов грузоподъемностью 10-25 т подвеска колес — рессорная. Прицепы грузоподъемностью больше 25 до 40 т имеют полужесткую подвеску подкатных тележек и жесткую балансирную подвеску остальных осей, обеспечивающую хорошую приспособляемость колес к неровностям дороги и равномерное распределение нагрузки по осям и колесам. Прицепы грузоподъемностью свыше 40 т снабжены балансирной подвеской всех колес, а сверхтяжелые прицепы - гидробалансирной свечной.
Для буксировки прицепов-тяжеловозов применяют седельные и буксирные тягачи и толкатели. С увеличением общей массы буксируемого прицепа или полуприцепа с грузом используются тягачи с большей тяговой мощностью или одновременно несколько тягачей. Сверхтяжелые грузы перевозят на активных прицепах, оборудованных управляемыми и ведущими колесами с электро- или гидроприводом от двигателя автомобиля-тягача. Они оборудованы также силовыми установками с механизированным приводом.
В связи с тем, что доля тяжелых неделимых грузов в общем объеме перевозок относительно невелика, отечественные и зарубежные производители тяжеловозов идут по пути создания модульных многоцелевых унифицированных АТС, обладающих широким диапазоном грузоподъемности и размеров. При таком подходе АТС собирается из модулей грузоподъемностью 25-150 т, которые могут соединяться между собой различными способами (последовательно, параллельно, комбинацией из этих способов). При этом каждый модуль может работать и как самостоятельное транспортное средство. Колеса этого самоходного транспортного средства управляемые и поворачиваются на 90°, поэтому платформа может перемещаться как в продольном, так и в поперечном направлениях.
Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только по специальному разрешению, выдаваемому только органами ГИБДД при наличии согласований маршрута движения с управлениями автомобильных дорог, а также коммунальными органами, дистанциями пути и другими организациями. При этом определяются необходимость и вид сопровождения.
Вопросы для самопроверки
1. | Какие грузы относят к категории длинномерных и тяжеловесных? |
2. | Каким техническим требованиям должен соответствовать подвижной состав для перевозки металла? |
3. | По каким схемам производится доставка труб автомобильным транспортом? |
4. | Что представляют собой трубоплетевозы? |
5. | На какие группы можно разделить железобетонные изделия, чем обусловлена целесообразность использования специализированных АТС при их перевозке? |
6. | По каким признакам можно классифицировать специализированные полуприцепы для перевозки железобетонных конструкций? |
7. | Охарактеризуйте автомобили панелевозы, фермовозы и плитовозы. |
8. | Как классифицируются прицепы- тяжеловозы? |