КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ




Вам необходимо спроектировать педагогическую систему по следующим темам «Подсолнух», «9 мая», «Сказка «Заюшкина избушка», «Аквариум».

БЛАНК ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:

Тема:_________________________

Цель:_________________________

Обучающая задача:_____________

Воспитательная задача:__________

Развивающая задача:____________

Содержание:___________________

Методы:______________________

Средства:______________________

Условия:_______________________

Результат:______________________

 

НИЖЕ ЕЩЕ РАЗ ПРОПИСАН ТЕКСТ ЛЕКЦИИ. ТАК ЖЕ ПО ТЕОРИИ БУДЕТ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА, ПОСЛЕ ОБСУЖДЕНИЯ И СДАЧИ РАБОТЫ. НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОДГОТОВИТЬСЯ!!!

 

Педагогическая система представляет собой структуру педагогического процесса, исходя из определений, которые вы написали ранее можно увидеть, что педагогический процесс представляет собой «целенаправленное, специально организованное взаимодействие педагога и детей направленное на решение образовательных задач». Педагогический процесс состоит из компонентов педагогической системы (взаимосвязанных, последовательных):

Целевой компонент – формулировка целей и задач, целеполагание.

Содержательный компонент предполагает отбор или разработку содержания образования. Чаще воспитатель производит отбор, поскольку основное содержание дошкольного образования находится в программах.

Далее это компонент процессуальный или операционно-деятельностный, предполагает использование конкретных действий, отбор методов, средств, форм организации, создание условий для качественного решения поставленных задач.

Результативный – конкретный, диагностируемый результат.

Каждый компонент состоит из частных элементов:

1.Цель – предвосхищаемый результат, формулируется с окончанием –ое-, -уе-. Формирование, обобщение, обогащение, уточнение и т.д. Прежде чем, сформулировать цель нужно посмотреть, что должен знать ребенок. Т.е нужно четко понимать, что впоследствии ребенок должен знать/уметь и пользуясь шаблоном по формулировке целей и задач, сформулировать цель.

Шаблонные фразы для формулировки ЦЕЛИ (выписка из шаблона)

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ОКОНЧАНИЕ!!!!!!

-Формирован ие знаний
- Обобщен ие знаний
-Закреплен ие знаний
-Совершенствован ие умение примерять
-Создан ие условий для развития
-Активизац ия

Первое слово, в некотором смысле показывает какой процесс мы организуем, формируем знания, закрепляем умения и т.д.

Например, перед нами стоит задача, что после нашей работы, дети должны знать правила дорожного движения. Это и будет результат, к которому мы стремимся и должны получить. Исходя из этого, формулируем цель: формирование знаний детей о правилах дорожного движения. Или ознакомление детей с правилами дорожного движения.

Так же первое слово в формулировке цели, отражает этап обучения:

-формирование новых знаний/умений;

-закрепление или совершенствование полученных знаний/умений;

-творческое применение знаний/умений.

В шаблоне Вы найдете пример, на каждый этап.

После того, как сформулирована ЦЕЛЬ, формулируем ЗАДАЧИ, и это следующий компонент.

2.Задачи – это по сути шаги по достижению цели. Они разбивают цель на частные шаги и формулируются с окончание –ать-, -ять-. В соответствии со стандартизацией дошкольного образования так же как и на других ступенях образования формулируется три единая цель: задачи делятся на три группы обучающие, воспитательные, развивающие.

Т.е задачи как бы представляют собой, своеобразный план по достижению цели, и поэтому задачи должны раскрыть цель на более «мелкие» частные составляющие. Опираясь на знания из предыдущего задания № 6, мы делим задачи на 3 группы. Поскольку в детском саду, дети получают образование, а образование – это единство процессов «обучения», «воспитания» и «развития», и делим задачи на группы в зависимости от определения указанного процесса (в шаблоне есть пример). Смотрим ЦЕЛЬ: формирование знаний детей о правилах дорожного движения. Спрашиваем себя, что нужно рассказать детям, чтобы они знали правила дорожного движения, что входит в освоение правил? Если возникает затруднение, то берем любую программу ДО, и по возрастной группе смотрим, что именно дети должны знать, отсюда и формулируем задачу.

Формулируем обучающую задачу, соотносим с процессом «Обучение», вспоминаем, что результат обучения, знания, умения и навыки. В ПДД входит: дорожные знаки, понятие проезжая часть и тротуар, светофор и его цвета и т.д. Таким образом, формулируем, опираясь на ШАБЛОН!!! Познакомить с понятием тротуар, проезжая часть; формировать знания о дорожных знаках, закрепить знания о светофоре, познакомить со значением цветов светофора.

Формулируем воспитательную задачу, действуем по тому же принципу, вспоминаем результат процесса «воспитания», смотрим шаблон. Какие качества нужно воспитывать в рамках предложенной темы? Какое отношение и к чему? Например, воспитывать ответственное отношение к соблюдению правил, формировать уважительное отношение к другим участникам дорожного движения и т.д

Формулируем развивающую задачу, принцип тот же самый, в данном случае больше поможет шаблон, плюс методы работы, для того, чтобы развитие происходило, ребенок должен быть активен, а не только слушать и запоминать. Пример, способствовать развитию мышления, через анализ ситуаций, создавать условия для развития внимания через упражнение «Найди ошибку»

Таким образом, после формулировки задач, становиться понятно, что именно рассказывать, показывать, какие темы раскрывать.

СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ, ЧТО ОБУЧАЮЩАЯ ЗАДАЧА МОЖЕТ БЫТЬ ДОСТИГНУТА ЗА ОДНО ИЛИ НЕСКОЛЬКО ЗАНЯТИЙ, А ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ НАХОДЯТСЯ В ПОСТОЯННОМ ФОРМИРОВАНИИ, ПОЭТОМУ ПРОВЕРИТЬ ИХ МОЖНО ТОЛЬКО ПРИ ПОМОЩИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИАГНОСТИК, КОТОРЫЕ ПРОВОДЯТСЯ 2-3 РАЗА В ГОД, ЛИБО ПО НЕОБХОДИМОСТИ.

3.Содержание – это специально адаптированная система информации и способов творческой деятельности, которые уже заложены в программы детского сада. Данный компонент это конкретная информация, которую мы «даем» детям, решая задачи и достигая цель. В рамках выполнения ЗАДАНИЯ, данный компонент, пропишите как ТЕМЫ, опираясь на ОБУЧАЮЩУЮ ЗАДАЧУ. Например, 1.Дорожные знаки; 2.Тротуар и проезжая часть; 3.Светофор и его цвета.

4.Методы – способы взаимодействия педагога и детей с целью решения задач, т.е. то, как выдается информация. Методы традиционно делят на три группы в соответствии с источником восприятия информации: словесные, наглядные и практические. При этом, нужно понимать, что это группы методов, в каждую группу можно отнести свои методы. Каждая задачи, решается при помощи метода! В дошкольном возрасте обязательно использовать методы из каждой группы, особенно наглядные, это связано с особенностями мышления.

Словесные методы – рассказ, беседа, указание, словесная инструкция (часто используем при объяснении заданий), дискуссия, чтение литературы или выборочное чтение, отдельные вопросы, прослушивание аудио записей.

Наглядные методы – показ, рассматривание, наблюдение, демонстрация (картинки, предметы, репродукции, модели и т.д)

Практические методы – упражнение (любое задание), экспериментирование, моделирование (создание объекта или ситуации или процесса), игры, тренажеры (цикл заданий для отработки отдельных умений/знаний)

Смотрим задачи и к каждой задаче подбираем метод, при помощи, которого, мы можем задачу решить. ГЛАВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ – ЭТО КОНКРЕТИКА, ПОЭТОМУ НЕ ЗАБУДЬТЕ ПРИВОДИТЬ ПРИМЕР.

Например, ОБУЧАЮЩАЯ ЗАДАЧА Познакомить с понятием тротуар, проезжая часть; формировать знания о дорожных знаках, закрепить знания о светофоре, познакомить со значением цветов светофора.

Метод словесный – рассказ о проезжей части и тротуаре, Наглядный показ иллюстраций, беседа по картинке (на картинке ситуации где дети соблюдают правила и нарушают). Рассматривание изображения дорожных знаков, объяснение изображений на знаке, УПРАЖНЕНИЕ раскрашивание знаков, собирание пазлов дорожных знаков. Рассматривание светофора, беседа с детьми, объяснение значения цветов, ИГРЫсветофор.

Воспитательная задача: воспитывать ответственное отношение к соблюдению правил, формировать уважительное отношение к другим участникам дорожного движения МЕТОД объяснение последствий при не соблюдении правил, беседа как мы зависим друг от друга на дороге.

Развивающая задача: способствовать развитию мышления, через анализ ситуаций, создавать условия для развития внимания через упражнение «Найди ошибку». МЕТОД упражнение рассматривание картинок и обсуждение ситуации, где правила соблюдаются и нарушаются, объясняя почему. Игра найди отличие, например два светофора, на одном цвета другие или расположены по-другому.

Таким образом, определяя метод, мы намечаем для себя работу на конкретное образовательное мероприятие, и понимаем, что конкретно будем делать.

5.Средства – материальные или идеальные объекты культуры, использующиеся в качестве наглядности, делают материал более доступным. Простыми словами, это могут быть любые картинки, игрушки, предметы и т.д Главное это их безопасность и соответствие общедидактическим принципам. Так же важно знать, что средства обучения в соответствии с двух частной моделью образовательного процесса, делятся на две группы.

Первая часть – совместная деятельность воспитателя и детей, и здесь используется ДЕМОНТСРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ. Вторая часть – самостоятельная деятельность детей, используется – РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ. Оба вида обязательны на каждом занятии. Материал, или оборудование к занятию подбирается к методам, чтобы сделать работу более наглядной и доступной. Подробно про материалы, в методических рекомендациях «Как составить занятие».

Пример, к рассматриваемой теме, опираемся на методы

Демонстрационный материал: картинки с изображением проезжей части и тротуара. Картинки дорожных знаков, модель «светофор». Картинки с изображением ситуаций нарушения и соблюдения правил.

Раздаточный материал: карточки с дорожными знаками для сравнения, дорожные знаки раскраски, цветные круги по цветам светофора, пазлы и т.д

6.Формы организации – способ организации деятельности детей в зависимости от вида деятельности, направления развития и поставленных задача. Или конкретное мероприятие. По количеству детей формы организации бывают: индивидуальные – один или несколько детей; подгрупповые – пол группы или от 4 до 8 человек; фронтальные – вся группа. По ведущему способу организации деятельности, можно выделить: занятие, игра, прогулка, экскурсия, праздник, развлечение.

Смотрим цель, задачи, методы, которые мы определили и понимаем, что нашем случае, подходит больше всего ФРОНТАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ.

7.Условия – создание атмосферы для благоприятного процесса образования. В ФГОС ДО прописано, что необходимо создавать положительный микроклимат в группе и организовывать предметно-развивающею среду. Условия наиболее сложный компонент, поскольку включает в себя много компонентов. Что конкретно входит в условия на уровне дошкольного образования, прописано в 3 главе настоящего ФГОС. Условия создаются в группе, в частности и для того, чтобы дети могли самостоятельно организовать свою деятельность в группе, при этом продолжали изучать нужную тему.

В детском саду каждая неделя имеет свою тему, это принцип комплексно-тематического планирования. В группе пространство делиться на развивающие центры, в которые для детей выкладывается материалы, которыми они могут пользоваться самостоятельно. Материалы должны соответствовать теме недели. Какие именно должны быть центры в группе, прописывается в программе, по которой работает детский сад. Для выполнения задания, попробуем выделить основные, и приведем пример, материалов, которые можно выложить по теме ПДД.

Центр познавательного развития – игры «собери знак», «найди ошибки», раскрась светофор, обведи детей, которые не правильно переходят дорогу, расставь знаки на макете и т.д. Алгоритмы игр (алгоритм делается в картинках, чтобы ребенок мог сам понять, как играть).

Центр игровой деятельности – макет дороги, дорожных знаков, жезлы регулировщиков, яркие жилетки, игрушечные рули и т.д Картинки ситуаций на дорогах, изображение профессий связанных с ПДД.

Центр социального развития – фотографии города со знаками и сюжетами дорожного движения, памятка правил в картинках, макет улицы, где можно расставлять дома, знаки, машинки и играть мелкими игрушками.

Центр художественной деятельности – принадлежности для продуктивных видов деятельности, раскраски по теме (знаки, светофор, улица, машины, регулировщики и т.д), схемы для рисования и поделок (например, схема как сделать жезл регулировщика, или как сделать руль для машины)

Центр физической активности – макет светофора, цветные кружки для подвижной игры. Жезлы, кегли, дорожка, раскрашенная под дорогу, которую можно сложить в перекресток и т.д.

8.Результат – это достигнутая цель. Как уже говорилось ранее, за более короткий срок мы можем достичь только обучающую задачу. Поскольку знания/умения детей легко проверить при помощи методов педагогической диагностики и оценки, например, беседа, игра, упражнение, наблюдение, анализ продуктов деятельности. Используя данные методы, мы можем сделать вывод, кто из детей освоил, изучаемую тему хорошо, кто не очень и кто совсем плохо, с кем нужна дополнительная работа. Воспитание и развитие процессы «вечные», поэтому их промежуточные результаты или процесс формирования, отслеживается через использование специальных психологических методик диагностики. Делать это каждую неделю не обязательно.

Для выполнения задания мы переводим обучающую задачу из задачной формулировки в достигнутый результат.

Например, знают отличие тротуара и проезжей части, знают дорожные знаки, закреплены знания о светофоре, знают значение и последовательность цветов светофора.

 

3.Прочитайте конспект прогулки для детей дошкольного возраста и определите какой вид деятельности по ФГОС дошкольного образования реализуется на каждом этапе прогулки.

Виды деятельности по ФГОС: познавательная, игровая, коммуникативная, продуктивная, трудовая, музыкально-ритмическая, чтение и восприятие художественной литературы, двигательная.

Определите возрастную группу, объясните свое решение, пользуясь информацией таблицы из задания 1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: