ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх




История русской музыки

Экзаменационные требования 2012/2013 уч. год

I.

 

Примерный перечень вопросов по методике «устный реферат»

по Истории русской музыки (1 семестр)

(Выбирается самостоятельно студентом)

 

1. Первоистоки русской музыки и основные периоды ее развития.

2. Музыкальная культура Киевской Руси.

3. Роль Новгорода в развитии русской музыки.

4. Знаменное пение. Основные этапы его развития.

5. Ранние формы русского профессионального многоголосия.

6. XVII век в развитии русской музыки.

7. Скоморошество и его судьбы.

8. Музыкальная культура XVIII века. Периодизация, общая проблематика.

9. Национальная композиторская школа конца XVIII века, ее представители.

10. Творчество Е. Фомина.

11. Творчество Д. Бортнянского.

12.Жанр «российской песни», его характерные черты. Сочинения

Ф. Дубянского и О. Козловского.

13. Русская музыкальная культура первой половины Х1Х века (жанры,

тематика, стилевые тенденции).

14. Русский бытовой романс начала XIX века.

15. Творчество А. Алябьева.

16. Музыкально-театральная жизнь России в первой четверти Х1Х века

(до Глинки).

17. М.И. Глинка. Общая характеристика.

18. «Жизнь за царя» Глинки.

19. «Руслан и Людмила» Глинки.

20. Камерные жанры в творчестве Глинки.

21. Симфоническое наследие Глинки.

22. А. С. Даргомыжский. Общая характеристика.

23.«Каменный гость» Даргомыжского — «Unicum и больше ничего»

(Асафьев).

24. Камерно-вокальное наследие Даргомыжского.

25. Симфонические произведения Даргомыжского.

26. Русская музыкальная культура в 1860 – 70-е годы. Ведущие творческие

направления, музыкальное просвещение и образование, исполнительские школы, музыкальная критика.

27. А. Рубинштейн. Историческое значение его деятельности; общая

характеристика творчества.

28. А.Н. Серов – композитор и критик.

29.М.А. Балакирев. Историческое значение его деятельности. Черты творческого облика и стиля.

30. Симфоническое наследие М. Балакирева.

31. Камерно-вокальное творчество М. Балакирева.

32. М.П. Мусоргский. Общая характеристика.

ЗЗ. Незавершенные оперы Мусоргского.

34. Две авторские редакции «Бориса Годунова» Мусоргского.

35. «Хованщина» – «невиданный тип драматургии» (Э. Фрид).

36. Камерно-вокальное наследие Мусоргского.

37. А.П. Бородин. Черты творческого облика и стиля.

38. «Князь Игорь» – «известный и неизвестный» (А. Сохор).

39. Н.А. Римский-Корсаков. Формирование творческого облика и стиля в 1860 – 70-е годы.

40. Эволюция оперного жанра в творчестве Римского-Корсакова в 70-е годы (от «Псковитянки» к «Снегурочке»).

41. Симфоническое творчество Римского-Корсакова 1860-70-х гг.

42. Эволюция жанра оперы-сказки в творчестве Римского-Корсакова.

43. Значение «Сказания о невидимом граде Китеже и святой деве Февронии» в творчестве Римского-Корсакова.

44. Симфоническое творчество Римского-Корсакова в 1880-е годы.

_____________________________________________________________

 

Примерный перечень вопросов по методике «устный реферат»

по Истории русской музыки (II семестр).

(Выбирается самостоятельно студентом)

1. П.И. Чайковский. Общая характеристика.

2. Симфонизм Чайковского 1860-70-х гг.

3. Симфонизм Чайковского позднего периода.

4. Жанр балета в творчестве Чайковского.

5. Принципы оперной эстетики и драматургии Чайковского.

6. Оперное творчество Чайковского между «Евгением Онегиным» и «Пиковой Дамой».

7. Струнные квартеты Чайковского.

8. Русская музыка на рубеже XIX – ХХ века.

9. А.К. Глазунов. Общая характеристика.

10. Симфонизм Глазунова.

11. Балеты Глазунова.

12. Новые тенденции в творчестве Глазунова второй половины 1890—

начала 1900-х годов.

13. А.К. Лядов. Общая характеристика.

14. Симфоническое творчество Лядова.

15. Фортепианное творчество Лядова.

16. С.И. Танеев. Черты творческого облика и стиля. Музыкально-эстетические воззрения.

17. Кантатно-хоровое творчество Танеева.

18. Камерно-инструментальное творчество Танеева.

19. А.Н. Скрябин. Идейно-философская проблематика. Черты творческого

облика и стиля.

20. Фортепианное творчество Скрябина. Эволюция жанров и стиля.

21. Симфонизм Скрябина, его истоки, индивидуальные черты.

22. Последний период творчества Скрябина.

23. С.В. Рахманинов. Периодизация творчества, черты стиля, проблема

эволюции музыкального языка.

24. Фортепианное наследие Рахманинова.

25. Симфоническое творчество Рахманинова.

26. Вокальные жанры в творчестве Рахманинова.

27. Н.К. Метнер. Своеобразие творческого облика.

28. Творчество Стравинского русского периода.

___________________________________________________________

 

II.

 

Экзаменационные вопросы на 1семестр (Исполнительские факультеты)

 

Первые вопросы

1. Знаменное пение: характерные черты, основные тенденции развития.

2. Хоровое искусство XVII века: партесный стиль, псальмы, канты.

3. Хоровой концерт XVIII века в творчестве М. Березовского и Д. Бортнянского.

4. Музыкальный театр XVIII века: формирование русской оперы, первые

«вершины» в творчестве Пашкевича, Фомина, Березовского, Бортнянского. Значение творчества Верстовского.

5. Особенности стиля и характеристика творчества М. Глинки.

6. Особенности стиля и эволюция творчества А. Даргомыжского.

7. Камерная вокальная музыка 1-й половины XIX века на примере творчества Алябьева, Варламова, Гурилева.

8. Характеристика творчества М. Балакирева.

9. Особенности стиля и характеристика творчества М. Мусоргского.

10. Особенности стиля и характеристика творчества А. Бородина.

11. Эволюция жанра оперы-сказки в творчестве Римского-Корсакова.

12. Оперы-драмы в творчестве Римского-Корсакова.

Вторые вопросы:

1. М. Глинка «Иван Сусанин».

2. М. Глинка «Руслан и Людмила».

3. А. Даргомыжский «Русалка».

4. А. Рубинштейн «Демон».

5. М. Мусоргский «Борис Годунов».

6. М. Мусоргский «Хованщина».

7. М. Мусоргский романсы и вокальные циклы «Без солнца», «Песни и пляски смерти» и другие (на выбор).

8. Симфоническое наследие и Камерно-вокальное творчество М. Балакирева

9. А. Бородин «Князь Игорь».

10. А. Бородин Симфония № 2 «Богатырская».

11. «Царская невеста» Римского-Корсакова.

12. «Золотой петушок» Римского-Корсакова.

 

ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

Экзаменационные вопросы на 2 семестр (Исполнительские факультеты)

 

1. П.И. Чайковский. Общая характеристика творчества.

2. Симфонизм Чайковского (1860-70-х гг., позднего периода).

3. Жанр балета в творчестве Чайковского.

4. Принципы оперной эстетики и драматургии Чайковского.

5. Оперное творчество Чайковского между «Евгением Онегиным» и «Пиковой Дамой».

6. Русская музыка на рубеже XIX – ХХ века.

7. А.К. Глазунов. Общая характеристика. Симфонизм Глазунова.

Балеты Глазунова.

8. А.К. Лядов. Общая характеристика. Его Симфоническое и фортепианное творчество.

9. С.И. Танеев. Черты творческого облика и стиля. Музыкально-эстетические воззрения. Кантатно-хоровое творчество Танеева. Камерно-инструментальное творчество Танеева.

10. А.Н. Скрябин. Идейно-философская проблематика. Черты творческого

облика и стиля. Фортепианное творчество Скрябина. Эволюция жанров и стиля.

11. Симфонизм Скрябина, его истоки, индивидуальные черты.

12. С.В. Рахманинов. Периодизация творчества, черты стиля, проблема эволюции музыкального языка. Фортепианное наследие Рахманинова. Симфоническое творчество Рахманинова. Вокальные жанры в творчестве Рахманинова.

13. Н.К. Метнер. Своеобразие творческого облика.

14. Творчество И. Стравинского «русского периода».

_________________________________________________________

 

Вторые вопросы:

 

1. П. Чайковский. «Евгений Онегин» и (или) «Пиковая дама».

2. Балеты: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» (на выбор).

3. Симфонии: I – VI, «Манфред» (на выбор).

4. Концерты: для фортепиано с оркестром № 1, для скрипки с оркестром,

«Ромео и Джульетта», «Франческа да Римини», «Итальянское каприччио» Чайковского (на выбор).

5. Пятая (Восьмая) симфония и (или) «Раймонда» А. Глазунова.

6. «Восемь русских народных песен для оркестра» А. Лядова.

7. «Орестея», Симфония с-moll, «Иоанн Дамаскин» Танеева (на выбор).

8. Фортепианная соната в творчестве Скрябина (на примере Четвертой, Девятой, других).

9. «Поэма экстаза» и (или) «Прометей» Скрябина.

10. «Колокола» и (или) Третья симфония Рахманинова.

11. Романсы Рахманинова.

12. Третий фортепианный концерт Рахманинова.

13. Романсы и (или) Фортепианные сказки Метнера.

14. «Петрушка» и (или) «Весна священная» Стравинского.

 

 

Примечание: В соответствии с возможными уточнениями в Учебном плане и учебном процессе – возможна корректировка и конкретизация в соответствии со специализацией обозначенных тем.

 

 

Ст. преподаватель - К.В. Гузенко

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: