Языкознание как наука о языке. Связь языкознания с другими науками.
Языкознание подобно языковедению,подобно лингвистике,но друг друга эти науки полностью не дублируют.
Задачи языкознания:
Еще в 19 веке русский ученый Иван Александрович Бодуэн де Куртанэ определил Языкознание как систематическое научное исследование языка в его причинной связи.
-Языкознание изучает:
· Сущность языка
· Отношения языка и других сфер жизни
· Язык как часть семиотики (комплекс знаний,изучающий разные языки)
· Структуру языка и ее компоненты
· Закономерности развития языка
· Ставит перед собой задачу классификации языков мира
-Языкознание может быть общим и частным(ориентировано на национальные языки)
Связь языкознания с другими науками:
С языкознанием наиболее тесно связаны гуманитарные дисциплины, изучающие человека и человеческое общество:
• филология — языкознание как часть филологии наряду с литературоведением изучает структуру и функционирование языка;
• философия — в проблемах «сущность языка», «язык и общество», «язык и культура», «соотношение понятия и значения в слове»;
• логика — соотношение логических форм мышления с языковыми формами их выражения;
• история — влияние различных социальных изменений на развитие языка, культуры, литературы и искусства;
• археология — изучение вымерших языков, определение локализации и миграции их носителей;
• антропология — происхождение речи у первобытных людей;
• социология — соотношение языка и общества, языка и нации, языковая политика, общественные функции языка, двуязычие и многоязычие;
• психология — отражение духовной, психической, эмоциональной и умственной деятельности человека языковыми формами, изучение особенностей процессов порождения, восприятия и понимания речи;
|
• семиотика — изучает язык как одну из знаковых систем.
Естественные науки, связанные с языкознанием:
• биология — сходство генетического кода и естественного языка;
• география — территориальное распространение языков и диалектов, отдельных языковых явлений; изучение географических факторов на численность носителей языков и на широту языковых контактов, а также географических названий;
• физиология — образование звуков речи в речевом аппарате, восприятие речевого потока органами слуха;
• медицина — при изучении зоны и функций центральной нервной системы;
• неврология — языковое поведение человека не только в норме, но и в патологии; изучение всевозможных речевых расстройств, афазий;
• психиатрия — анализ бессознательных речевых ошибок, речевых нарушений и отклонений.
Математические и технические науки, имеющие связи с языкознанием:
• акустика — технические задачи экспериментальной фонетики при изучении звуков речи на акустической основе;
• математика — проведение количественных исследований различных языковых явлений, их классификация, создание частотных словарей, изучение формальной сочетаемости языковых единиц, моделирование процессов порождения и восприятия речи, применение математических идей в осмыслении языка как системы;
• информатика — создание и работа информационно-поисковых систем и автоматизированных систем управления;
|
• кибернетика — изучение языка в его отношении к компьютерам, к возможностям машинной обработки текстов, к возможностям создания анализаторов и синтезаторов человеческого голоса.
Язык как общественное явление. Функции языка.
Язык явление социальное. Язык-средство общения человеческого коллектива, складывающееся и сохраняющееся в течение веков. Язык создается и развивается обществом. Язык отдельного человека зависит от окружающей среды и находится под влиянием речи коллектива. Если маленькие дети попадают в условия жизни зверей, то они приобретают навыки животной жизни и утрачивают безвозвратно все человеческое. Язык человеческой речи - неисчерпаемый запас разнообразных сокровищ. Язык неотделим от человека и следует за ним во всех его действиях. Язык - инструмент, посредством которого человек формирует мысль и чувства, настроения, желания, волю и деятельность. Язык инструмент, посредством которого человек влияет на людей, а другие влияют на него. Он глубоко связан с человеческим разумом.
- Отношения языка и общества изучаются специальной наукой- Социолингвистикой
- Разные лингвистические школы по-разному смотрят на язык,но ни одна из них не отрицает связь человека и общества
- Человек овладевает языком только через интеграцию в человеческом обществе
Функции языка:
-!Коммуникативная (Язык-средство общения)
-Информативная (любое высказывание содержит в себе информацию)
-Регулятивная (пустая) (Язык выступает в качестве средства установления контакта)
-Когнитивная (познавательная) (язык-инструмент мыслительной деятельности)
|
-Аккумулятивная (Накопительная) (язык-сундук,вбирающий в себя,а затем отображающий знания народа о действительности) -подтверждается сложностью перевода с языка на язык
-Экспрессивная (язык выступает как средство выражения внутреннего мира человека,его чувств и мыслей)
-Эстетическая (язык выступает как средство выражения творческих возможностей)
-Метаязыковая (язык выступает как инструмент и как объект описания)
Язык и мышление.
Сочетание языка и мышления – проблема проблема многих наук.Все они считают,что они связаны неразрывно,что язык- средство человеческой деятельности,язык и мышление взаимно влияют друг на друга и понимают,что язык и мышление не тождественны.
Если говорить о нетождественности,то язык связан со словестно-логическим (вербальным) мышлением.
Мышление | ||
Вербальное | Невербальное | |
Словесно-логическое | образное | кинетическое |
Все типы мышления в человеке присутствуют и между собой контактируют.
Несоответствие языковой логике:
-есть слова,не выражающие понятий (междометия,служебные слова и фразеологизмы,имена собственные,личные местоимения)
-слово может выражать много понятий (многозначное)
Язык и речь.
-Неразрывно связаны друг с другом, но родные по сущности
Язык – это общее, коллективное, не зависящее от индивидуальных особенностей явление
Речь – конкретное проявление языка
Язык как бы над индивидом, а речь свойственна индивиду.
И язык,и речь имеют свои единицы,соотносящиеся между собой как реализуемое и реализующее.
Речь влияет на язык. Все изменения языка сначала были в речи.
Язык подчиняется не всем изменениям. Устойчивая структура обеспечивает преемственность поколений.
Ф. де Соссюр понимал, что язык и речь разные явления, и это привело к мысли, что язык и речь должны изучаться отдельно.
Это привело к тому, что появилось несколько новых лингвистических направлений.