Язык как общественное явление. Функции языка.




Языкознание как наука о языке. Связь языкознания с другими науками.

Языкознание подобно языковедению,подобно лингвистике,но друг друга эти науки полностью не дублируют.

Задачи языкознания:

Еще в 19 веке русский ученый Иван Александрович Бодуэн де Куртанэ определил Языкознание как систематическое научное исследование языка в его причинной связи.

-Языкознание изучает:

· Сущность языка

· Отношения языка и других сфер жизни

· Язык как часть семиотики (комплекс знаний,изучающий разные языки)

· Структуру языка и ее компоненты

· Закономерности развития языка

· Ставит перед собой задачу классификации языков мира

 

-Языкознание может быть общим и частным(ориентировано на национальные языки)

 

Связь языкознания с другими науками:

С языкознанием наиболее тесно связаны гуманитарные дисциплины, изучающие человека и человеческое общество:

• филология — языкознание как часть филологии наряду с литературоведением изучает структуру и функционирование языка;

• философия — в проблемах «сущность языка», «язык и общество», «язык и культура», «соотношение понятия и значения в слове»;

• логика — соотношение логических форм мышления с языковыми формами их выражения;

• история — влияние различных социальных изменений на развитие языка, культуры, литературы и искусства;

• археология — изучение вымерших языков, определение локализации и миграции их носителей;

• антропология — происхождение речи у первобытных людей;

• социология — соотношение языка и общества, языка и нации, языковая политика, общественные функции языка, двуязычие и многоязычие;

• психология — отражение духовной, психической, эмоциональной и умственной деятельности человека языковыми формами, изучение особенностей процессов порождения, восприятия и понимания речи;

• семиотика — изучает язык как одну из знаковых систем.

 

Естественные науки, связанные с языкознанием:

• биология — сходство генетического кода и естественного языка;

• география — территориальное распространение языков и диалектов, отдельных языковых явлений; изучение географических факторов на численность носителей языков и на широту языковых контактов, а также географических названий;

• физиология — образование звуков речи в речевом аппарате, восприятие речевого потока органами слуха;

• медицина — при изучении зоны и функций центральной нервной системы;

• неврология — языковое поведение человека не только в норме, но и в патологии; изучение всевозможных речевых расстройств, афазий;

• психиатрия — анализ бессознательных речевых ошибок, речевых нарушений и отклонений.

Математические и технические науки, имеющие связи с языкознанием:

• акустика — технические задачи экспериментальной фонетики при изучении звуков речи на акустической основе;

• математика — проведение количественных исследований различных языковых явлений, их классификация, создание частотных словарей, изучение формальной сочетаемости языковых единиц, моделирование процессов порождения и восприятия речи, применение математических идей в осмыслении языка как системы;

• информатика — создание и работа информационно-поисковых систем и автоматизированных систем управления;

• кибернетика — изучение языка в его отношении к компьютерам, к возможностям машинной обработки текстов, к возможностям создания анализаторов и синтезаторов человеческого голоса.

Язык как общественное явление. Функции языка.

Язык явление социальное. Язык-средство общения человеческого коллектива, складывающееся и сохраняющееся в течение веков. Язык создается и развивается обществом. Язык отдельного человека зависит от окружающей среды и находится под влиянием речи коллектива. Если маленькие дети попадают в условия жизни зверей, то они приобретают навыки животной жизни и утрачивают безвозвратно все человеческое. Язык человеческой речи - неисчерпаемый запас разнообразных сокровищ. Язык неотделим от человека и следует за ним во всех его действиях. Язык - инструмент, посредством которого человек формирует мысль и чувства, настроения, желания, волю и деятельность. Язык инструмент, посредством которого человек влияет на людей, а другие влияют на него. Он глубоко связан с человеческим разумом.

- Отношения языка и общества изучаются специальной наукой- Социолингвистикой

- Разные лингвистические школы по-разному смотрят на язык,но ни одна из них не отрицает связь человека и общества

- Человек овладевает языком только через интеграцию в человеческом обществе

Функции языка:

-!Коммуникативная (Язык-средство общения)

-Информативная (любое высказывание содержит в себе информацию)
-Регулятивная (пустая) (Язык выступает в качестве средства установления контакта)

-Когнитивная (познавательная) (язык-инструмент мыслительной деятельности)

-Аккумулятивная (Накопительная) (язык-сундук,вбирающий в себя,а затем отображающий знания народа о действительности) -подтверждается сложностью перевода с языка на язык

-Экспрессивная (язык выступает как средство выражения внутреннего мира человека,его чувств и мыслей)

-Эстетическая (язык выступает как средство выражения творческих возможностей)

-Метаязыковая (язык выступает как инструмент и как объект описания)

 

Язык и мышление.

Сочетание языка и мышления – проблема проблема многих наук.Все они считают,что они связаны неразрывно,что язык- средство человеческой деятельности,язык и мышление взаимно влияют друг на друга и понимают,что язык и мышление не тождественны.

Если говорить о нетождественности,то язык связан со словестно-логическим (вербальным) мышлением.

 

Мышление
Вербальное Невербальное
Словесно-логическое образное кинетическое

 

Все типы мышления в человеке присутствуют и между собой контактируют.

Несоответствие языковой логике:

-есть слова,не выражающие понятий (междометия,служебные слова и фразеологизмы,имена собственные,личные местоимения)

-слово может выражать много понятий (многозначное)

Язык и речь.

 

-Неразрывно связаны друг с другом, но родные по сущности

 

Язык – это общее, коллективное, не зависящее от индивидуальных особенностей явление

Речь – конкретное проявление языка

 

Язык как бы над индивидом, а речь свойственна индивиду.

И язык,и речь имеют свои единицы,соотносящиеся между собой как реализуемое и реализующее.

Речь влияет на язык. Все изменения языка сначала были в речи.

Язык подчиняется не всем изменениям. Устойчивая структура обеспечивает преемственность поколений.

 

Ф. де Соссюр понимал, что язык и речь разные явления, и это привело к мысли, что язык и речь должны изучаться отдельно.

Это привело к тому, что появилось несколько новых лингвистических направлений.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: