Прорыв в бессознательное




Позже, в работе «Психопатология обыденной жизни» (1901), Фрейд укажет и на другие способы прорыва Бессознательного в жизнедеятельность человека: в основе психической деятельности лежит либидо – психическая (у Фрейда почти везде - сексуальная) энергия (влечения, желания), которая может быть измерена; она создает перенапряжение, может перетекать или изменять форму (сублимироваться), чтобы найти доступ в систему Предсознание – Сознание. Возникает догадка об определяющей роли детской сексуальности в психической жизни человека. Постепенно вырисовывается и содержание Бессознательного – Эдипов комплекс, каннибализм, комплекс кастрации, зависть к пенису, объединенные неким первомифом о взаимоотношениях в первобытной семье между отцом и его детьми в («Тотем и табу», 1912).

Меняется фрейдовское понимание Бессознательного: помимо вытесненного содержания, которому ученый первоначально сводил Бессознательное, появляется представление о филогенетическом (не индивидуальном, а унаследованном от предков) его компоненте – первофантазмах (внутриутробная жизнь, первосцена, соблазнение, отходящая в эту область кастрация).

Заключение

Культурологическое понимание учения Фрейда связано прежде всего с выявлением последовательности перехода ученого от узконаучного знания к формированию комплекса идей, которые относятся к философии, эстетике, этике, религии, шире – теории и истории всей человеческой культуры.

Фрейд – атеист. Он склонялся к выводу о врожденном характере религиозной потребности, рассматривая религию как «коллективный невроз навязчивости», как «массовую иллюзию». Религия – спасительное средство от индивидуальных форм невротизации.

Помимо обращения к мировым культурным вершинам, Фрейд не обходит вниманием и низовые сферы культуры (например, опыт создания различных сонников), и факты, связанные с обыденным сознанием.
Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное признание, а многие его положения на сегодняшний день кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологической науке, невозможно не признать, что его идеи повлияли на развитие мировой культуры, не только психологии, но и искусства, медицины, социологии. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания и в этом его огромная заслуга перед человечеством.

Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии, а может быть и направил ее по определенному пути развития.

Приложение

О художественном гении. Проводя аналогию между процессами, характерными для сновидения, и художественным творчеством, Фрейд, объясняя свой подход к вопросам психологии, приводит письмо Шиллера от 1 декабря 1788г., в котором тот, в частности, пишет Кернеру, жаловавшемуся на недостаточную писательскую продуктивность: «Причина твоих жалоб объясняется, как мне кажется, тем принуждением, которое мой разум оказывает на твое воображение. Мне представляется вредным, если разум чрезвычайно резко критикует появляющиеся мысли, как бы сторожа и самый порыв их.

В творческой голове, напротив того, разум снимает с ворот свою стражу, идеи льются в беспорядке, и лишь затем он окидывает их взглядом, рассматривает целое скопление их. Вы, господа критики, стыдитесь или боитесь мгновенного преходящего безумия, которое наблюдается у всякого творческого разума и продолжительность которого отличает мыслящего художника от мечтателя».

Определения. Психоанализ (от греч. душа и разложение) – направление в психологии, основанное австрийским психиатром и психологом З.Фрейдом в конце XIX в. – первой трети XXв.
Психоанализ распространился во многие страны в виде системы взглядов на природу человеческой психики, явления морали, религии, культуры, искусства, науки, общественной жизни. В основе этих взглядов – теория бессознательного и полового влечения. Неосознаваемое проявляется в поведении и психике человека– в обмолвках, описках, сновидениях и т. д. Центральное положение психоанализа – существование извечной тайной войны между скрытым в глубинах индивида неосознаваемым (главное из которых сексуальное влечение - либидо) и необходимостью выжить во враждебной этому индивиду социальной среде. Личность в структурном отношении в психоанализе состоит из «Я», «Оно» и «Сверх-Я».

Трансфер (от лат. Переносить, переводить) – перенос на психотерапевта отношения пациента к значимым для него людям, прежнего опыта их восприятия (как любимых, уважаемых или неприятных, отвратительных и т.п.)

Либидо - жизненная сила, имеющая сексуальную окраску.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: