Парадигма
Различия между принципиальными теоретическими подходами определяют стратегии и направляют ход социологического исследования, т.е. дают ответы на вопросы: что, как и чем исследуются.
Основы существования и развития в социологии различных научных направления составляют приверженность социологов различным парадигмам.
Парадигма (от греч. paradigma- пример, образец) - это принятый в данном научном сообществе способ поставки и решения исследовательских проблем.
Понятие «парадигма» в социологию было введено американским историком и социологом Томасом Куном (1922-1994). В ставшей знаменитой книге «Структура научной революции» (1962) Кун назвал парадигмами научные концепции, достаточные беспрецедентные, чтобы привлечь на длительное время группу сторонников, и в тоже время достаточно открытые, чтобы новое поколение ученых могли в их рамках найти для себя нерешенные проблемы любого вида. В истории физики, например, Кун выделяет в качестве парадигм классические труды Аристотеля и Ньютона. Труды Аристотеля служили в Античности и Средневековье непререкаемым образом постановки и решения проблем при изучении природных явлений, а в Новое время их заменили в качестве образа труда Ньютона. Переход научного сообщества от одной парадигмы к другой лежит в основе революций. Увлеченной новой парадигмой, ученые получают новые средства исследования и изучают новые события.
Ситуация в современной социологии несколько отличается от модели развития науки, предложенной Куном. Руководствуясь данным им определением, модно выделить три главных признака существования парадигмы:
1. наличие оригинальной концепции, которая служит универсальным инструментом описания и объяснения исследуемых явлений;
|
2. наличие классиков, труды которых служат образом разработки концепции и ее применения в исследовании конкретных явлений;
3. наличие научного сообщества, которое использует концепцию и опирается на труды классиков при формулировки и решения новых исследовательских проблем.
В любой современной науке нет общей (универсальной) теории, но есть концептуальный порядок – система теоретических моделей, каждая из которых служит адекватным средством описания и объяснения явлений и процессов в области, определяемой граничными условиями.
Примером такого рода систематизации теоретических моделей (парадигм) может служить ситуация в современной физике.
Классическая механика, основывающаяся на принципах, заложенные еще Исааком Ньютоном, квантовая механика, разработанная Альбертом Эйнштейном, представляют собой различные парадигмы. Но каждая из этих теоретических моделей физических явлений применяется в четко определенных границах. Граничные условия – скорость и размер объектов. Квантовая механика применяется только к описанию и объяснению физических явлений, возникающие на уровне микрочастиц. Таким образом, новые парадигмы не исключают утвердившиеся ранее, а ограничивают их применение и дополняют систему теоретических моделей.
В современной социологии нет столь же строго заданных (в виде количественных) граничных условий. Но они существуют, и современные исследователи на практике их придерживаются.
Социологи располагают не просто совокупностью парадигм, а системой теоретических моделей (рис.1)
|
0888887777Объективизм 088777887788 Активизм | ||
=0,3cm=1 –Стректурной Функционализм (Парсон, Мертон) | =0,3cm=1 – Исторический материализм (Маркс) | |
=0,3cm=1 – Теория коммуникативного действия (Хабермас) | =0,3cm=1 – Критическая теория общества (Хоркхаймер, Маркузе, Адорно) | |
«Реализм» (макросоциология) | =0,3cm=1 – Теория структурации (Гиденс) | |
=0,3cm=1 – Стректуалистский конструктивизм (Бурдье) | ||
=0,3cm=1 – Теория самореферетных систем (Луман) | ||
=0,3cm=1 – Теория социального обмена (Хоманс, Блау) | =0,3cm=1 – Социальный акционализм (Турен) | |
«Номинализм» (макросоциология) | =0,3cm=1 – Теория рационального выбора (Коулмен) | |
=0,3cm=1 – Символический интеракционизм (Мид, Блумер) | ||
=0,3cm=1 – Феноменологическая социология (Шюц, Бергер, Лукмен, Грифинкель) |
Рис.1. Модель систематизации социологических парадигм
В этой системе граничные условия устанавливают, во-первых, предметную область, в которой теоретическая модель может быть адекватным инструментом исследования, и, во-вторых, круг задач, для решения которых подходит данная теоретическая модель.
Если предметами исследования является общая тенденция развития образования (с точки зрения того, как строится процесс обучения, как распределяются необходимые ресурсы, какого типа люди дают и получают образование и т.п.) или характер взаимосвязей между процессами обучения, подготовке специалистов и процессами экономическими, политическими и т.д., то адекватными предметами будут макросоциологические парадигмы: структурный функционализм, исторических материализм, критическая теория.
|
Макросоциологические парадигмы дают необходимые концептуальные средства, если исследователь должен ответить на вопрос, как строится образование в стране (или даже в мире). Однако полученный с помощью макросоциологического подхода ответ не может служить ответом на вопрос, как организуется процесс образования в классе/аудитории.
Макросоциологическая модель
Макросоциологическая модель выявляет общую тенденцию, т.е. определяет, что происходит в среднем в большинстве ситуаций, но такая модель не может точно определить, что происходит в каждой конкретной ситуации.
Если предметом исследования являются межиндивидуальные взаимодействия в процессе образования, на характер которых влияет не только то, по каким правилам строится процесс обучения, как распределяются необходимые ресурсы, какого типа люди дают и получают образование и т.п., но и то, как складывается конкретная ситуация взаимодействия, как она воспринимается и оценивается участниками взаимодействия (преподавателями, администраторами, учащимися, членами их семей и пр.), то адекватными предмету будут микросоциологические парадигмы: теория социального обмена, теория рационального выбора, символический акционализм. Микросоциологические парадигмы дают необходимые концептуальные средства, если исследователь должен ответить на вопрос, что происходит в классе/аудитории. Но полученные в рамках микросоциологического подхода ответ не может служить ответом на вопрос, что происходит в стране (и тем более в мире).
Микросоциологическая модель
Микросоциологическая модель определяет, что происходит в той или иной ситуации межиндивидуального взаимодействия, но такая модель не может точно определить совокупный эффект и взаимовлияние всех межиндивидуальных взаимодействий.
Радикальные сторонники микросоциологических подходов (так называемого методологического индивидуализма) называют на том, что модель любого макросоциального явления в принципе можно получить путем агрегирования индивидуальных действий и их микросициальных эффектов. Однако такая перспектива остается пока малореалистичной[1].
Интерактивные парадигмы предоставляют исследователю необходимые концептуальные средства, если он должен ответить на вопрос, как организация образования в стране, с одной стороны, и предоставления об образовании и навыки взаимодействия инвалидов, условные в классе/аудитории, с другой стороны, формируют практику обучения в конкретном учебном заведении – школе/университете. Однако полученный с помощью интерактивного подхода ответ не может служить ответом на вопрос, как строится образование в стране в целом и как организуется процесс образования в каждом классе/аудитории.
Интерактивная модель
Интерактивная модель выявляет характер совместного влияния общих тенденций и условий (структур) и индивидуальных оценок и поступков (действий) на развитие серии взаимосвязанных ситуаций, т.е. определяет частную тенденцию. Но такая модель не может точно определить, что происходит в среднем в большинстве ситуаций и в каждой конкретной ситуации.
Таким образом, многообразные теоретические модели, выступающие в современной социологии в форме парадигмы, образуют систему, соотношение элементов, которой устанавливает порядок выбора подхода к исследованию в той или иной предметной области. Точно также эта система устанавливает порядок выбора подхода для решения посредством исследования того или иного круга задач.
Каждая парадигма позволяет лучше, чем другие парадигмы, ответить на ряд определенных вопросов. Однако исследовать социальные явления всесторонне, наиболее полным образом можно, если используются различные подходы. Тем самым осуществляется рефлексия внутри социологии снижается вероятность принятия тенденциозных результатов в качестве абсолютно истинных. Необходимость исследовать все возможные аспекты социальных явлений привела к возникновению сложной структуры современной социологии.
Тема образования в современном мире очень актуальна. В современном мире глобальность выступает одним из важнейших параметров существования человеческого общества. Отражая процессы взаимообусловленности и взаимозависимости различных компонентов мирового сообщества, глобальность выражает идеи целостности всего человечества как социобиологического образования
Особенности современного этапа развития российского общества усиливают значимость и необходимость преобразования различных сфер жизнедеятельности, включая сферу образования. Решение проблем стоящих перед современным обществом обуславливается потенциальными возможностями и имеет некоторые тенденции.
Первая тенденция представляет собой постепенный переход к постиндустриальному обществу на основе развития и широкого применения информационных технологий. Вторая тенденция включает повышение культурного и профессионального уровня большинства населения страны на основе развития и распространения методик, средств и технологий образования. Следовательно, в современных условиях существенно возрастает роль образования, растут потребности общества в образовательных услугах.
Чтобы система образования была готова принять вызовы современности, необходимы определенные преобразования системы на базе использования современных информационных технологий. Основные надежды возлагаются на создание и сопровождение информационно-образовательных сред (ИОС) открытого и дистанционного обучения, на развитие новых объектных технологий создания баз учебных материалов (БУМ), наряду с развитием традиционных технологий разработки электронных учебников и мультиагентных технологий образовательных порталов.
Соответственно, информационные технологии и образование — это две тенденции, которые в совокупности становятся теми сферами человеческих интересов и деятельности, которые знаменуют новую эпоху и должны стать основой для решения стоящих перед человечеством проблем.
Необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, становящейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Конкуренция национальных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.
Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач: – модернизация институтов образования как инструментов социального развития; – формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях; – обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях; – создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
Согласно распоряжению премьер-министра В.В. Путина от 3 февраля 2010 года, создан департамент науки, высоких технологий и образования правительства Российской Федерации. В сферу ведения нового департамента войдут вопросы государственной политики в области научно-технического обеспечения инновационного развития российской экономики, модернизации системы профессионального образования в стране, кадрового обеспечения в сфере образования и науки, особенно в перспективных инновационных областях, формирования национальных исследовательских центров, сети федеральных и исследовательских университетов.
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Именно образование связано с возрастанием влияния качества человеческого капитала на общественное развитие, с процессом накопления и передачи знаний от поколения к поколению. Поэтому современные и будущие поколения нуждаются в эффективной динамичной системе образования, основанной на инновационных технологиях. В связи с этим главная задача российской образовательной политики состоит в обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Важнейшей мировой тенденцией современного образования является его интеграция и интернационализация, ведущая к сближению стран, созданию условий для формирования единого мирового образовательного пространства. Присоединение России к Болонской декларации (2003 г.), принятой большинством европейских стран, означает движение нашей страны в направлении сближения образовательных систем. Основные положения Болонской декларации можно свести к следующим важным пунктам: внедрение двухуровневой (трехуровневой) системы подготовки специалистов (бакалавр-магистр); введение кредитной системы; обеспечение контроля качества образования; расширение мобильности; обеспечение трудоустройства выпускников. В то же время, процесс перехода к общеевропейским стандартам в системе российского образования не означает тождества, простого копирования опыта западных моделей образования. Мы должны, сохраняя все лучшее, что было накоплено за многие десятилетия в отечественной системе образования, модернизировать ее на основе современного мирового опыта.
Интеграция и интернационализация образования формируют мировой рынок образовательных услуг. Уже сегодня появились и действуют более технологичные открытые образовательные системы, которые оказывают образовательные услуги независимо от расстояний и государственных границ. Так, наряду с традиционным (классическим) образованием стали широко использоваться инновационные способы обучения, основанные на современных образовательных и информационных технологиях. В первую очередь речь идет о системах открытого и дистанционного обучения, которые основаны на Интернет - технологиях или электронном образовании.
А также, появилась возможность развития государственного и негосударственного образования, основанных на новых информационных технологиях, это требует разработки нового подхода к системе образования, с переосмыслением его целей и сущности как социального института.
К современным тенденциям развития образования относятся такие, как диверсификация, интернационализация, индивидуализация, развитие опережающего и непрерывного образования, его интенсификация и компьютеризация, а также развитие принципов цикличности и многоступенчатости. Все эти тенденции должны способствовать возрастанию качества образования в соответствии с современными требованиями социально-экономического развития общества.
Переход на новые методы и технологии в образовательной деятельности в современных условиях возможен лишь на основе инноваций и использования инновационных технологий. Информатизация образования направлена на реализацию замысла повышения качественного содержания образования, на проведение исследований и разработок, их внедрение, предполагает замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России. Важнейшими направлениями информатизации образования являются:
• формирование виртуальной информационной среды на уровне учебного заведения;
• системная интеграция информационных технологий в образовании, поддерживающих процессы обучения, научных исследований и организационного управления;
• построение и развитие единого образовательного информационного пространства;
• постоянное обеспечение новой научно-технической и научно-методической информации;
• создание широкой сети информационных центров, ориентированных на решение задач информационного обеспечения системы образования компьютерными программами.
Открытое образование ориентировано на подготовку обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях рыночных отношений. Придание системе образования качеств открытой системы влечет кардинальное изменение ее свойств в направлении большей свободы при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь». На практике эта система реализуется с помощью сетевых технологий. Первоначально сетевые технологии обучения получили широкое распространение среди представителей тех возрастных и социальных групп, которые вынуждены отдавать предпочтение обучению без отрыва от основной трудовой деятельности. Сегодня открытое и дистанционное обучение предоставляет возможность различным группам населения с помощью Интернет получить дополнительное образование. Развитие системы дистанционного обучения в России только начинается, но, несмотря на это, количество образовательных учреждений, отделений и центров дистанционного обучения на территории РФ растет с каждым годом.
В системе российского образования использование информационно-коммуникационных технологий чаще встречается в нетрадиционной (негосударственной) системе образования. Однако многие российские университеты активно используют информационные и сетевые технологии в системе очного обучения. В результате этого более эффективное использование современных образовательных технологий в традиционной системе образования постепенно ведет к тому, что будет стираться грань между очными, заочными и дистанционными формами обучения, что и является характерной чертой системы открытого образования.
Формирование новой модели подготовки специалистов, учитывает не только квалификационную модель специалиста, но и модель компентентностную. Компетентностный подход в образовании является сегодня важнейшей инновацией, соответствующей задачам подготовки специалистов на современном этапе. Компетентность специалиста включает как знания, умения, навыки, так и способы их реализации в деятельности и в общении. В этой модели специалиста, цели образования, связываются с междисциплинарными интегрированными требованиями к результату образовательного процесса. Если целью профессионального образования является обучение человека что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, то целью компетентностной модели специалиста является обучение работать в группе и выработка способности к решению многочисленных задач в различных ситуациях.
Создаваемая единая система управления качеством образования является методологической основой для перевода образовательных систем в новое состояние, обеспечивающее открытость и новое качество образования, адекватное потребностям развивающейся личности, социума и рынка труда. Таким образом, становление и развитие открытой образовательной системы предполагает разработку современных технологий качества, включая технологии качества управления этими сложными системами.
Заключение
Изучив и проанализировав материалы, касающиеся данной темы, можно сделать вывод, что Социология – это самостоятельная наука, тесно взаимодействующая с другими науками, изучающими общество. Современная социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология и жизнь людей в обществе.
Существуют различные определения социологии как науки об обществе. «Краткий словарь по социологии» дает определение социологии как науки о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей. «Социологический словарь» определяет социологию как науку о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между общностями, между общностями и личностью. В книге «Введение в социологию» отмечается, что социология — это наука, в центре внимания которой находятся социальные общности, их генезис, взаимодействие и тенденция развития.
В курсовой, в первую очередь, сочла, необходимым рассмотреть материалы, касающиеся общества с точки зрения науки, а именно его структуры функций и сущности.
Объектом социологии как науки является общество.
Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе». Предметом социологии является социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей и другие понятия.
Во второй части, данной работы были изучены материалы по особенностям современных моделей общественного развития. А также взаимосвязь наук изучающих общество с социологией.
Общественные явления изучаются не только социологией, но и рядом других наук — теорией права, политической экономией, историей, психологией, философией. Социология, в противоположность специальным наукам, изучает не те или иные социальные явления, отдельные специальные стороны или ряды общественных явлений, а изучает наиболее общие родовые их свойства, которые не изучаются ни одной из них. Ни одна из наук не изучает те общие свойства, которые имеются в хозяйственных, правовых, художественных и религиозных явлениях. А ввиду того, что они есть частными видами общественной деятельности, то у всех должны быть общие родовые черты и в жизни должны проявляться общие всем социальным явлениям закономерности. Вот эти-то наиболее общие свойства и закономерности, свойственные всем социальным явлениям и не изучаемые ни одной социальной наукой, и есть ближайший объект социологии.
Современная социология и пытается изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса общества. Основные проблемы современной социологии — выживание человечества и обновление цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень развития. Решение проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и объединений, социального поведения отдельной личности.
Активными потребителями сегодня социологической информации стали философы, историки, теологи, культурологи, криминологи, филологи, географы, финансисты, экологи, медики, социальные работники, представители управленческих и всех других наук, изучающих человека и разные формы общественной жизни людей. Современная социология не только поставляет нужную разным наукам информацию, но и жадно впитывает в себя выводы, к которым приходят ученые из родственных областей знания.
Список литературы
1. А.Н. Чураков «Информационное общество и эмпирическая
социология» - 1998.
2. А.И. Кравченко Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. - М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.
3. Андрей Ермолаев Выборочный метод в социологии Методическое пособие Москва 2000.
4. И. Ф. Девятко Методы социологического исследования.-- Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998.
5. Л.Я. Аверьянов Социология: искусство задавать вопросы. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М., 1998
6. С. С. Фролов «Социология» - М., 1998 г.
7. «Социология» 2-е издание под ред. Доктора социологических наук, профессора Н. Г. Скворцова – М., 2009г.
[1] Логический безупречный, но практически неосуществимый подход методологического индивидуализма вызывает контраргументы, напоминающие ироничные высказывание, приписываемое основателю кибернетики Норберту Винеру: «В принципе даже человека можно передать по проводам. Но технические трудности, возникающие на этом пути, многократно превышают наши возможности».