Тема урока: Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.




План-конспект урока по физике, 7 класс.

Цель: изучить сущность понятия диффузия

Задачи:

- образовательные: освоение физических понятий: диффузия, проникновение молекул, хаотичное движение молекул, скорости протекания диффузии; развитие умения анализировать;

- развивающие: формировать научные мировоззрения с помощью основных методов познания: наблюдения, сравнения и сопоставления изучаемых явлении;

- воспитательные: воспитать у учащихся интерес к научным знаниям и развитие способностей к исследовательскому труду.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование:

- техническое обеспечение: ноутбук, демонстрационный экран, мультимедийный проектор;

- стакан с холодной водой; стакан с горячей водой; растворимый кофе; освежитель воздуха; марганцовка, пластилин двух цветов, таблица.

Ход урока:

I.Организационный момент (2 мин.): (приветствие, проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих).

II.Актуализация опорных знаний (5 мин.): (фронтальный опрос)

1. Что называется веществом и из чего оно состоит? (Вещество – это всё то, из чего состоят физические тела; оно состоит из мельчайших частиц – молекул.)

2. Что вы знаете о размерах молекул? (Размеры молекул очень, очень малы.)

3. Из каких частей состоит молекула воды? (Молекула воды состоит из двух атома водорода и из одного атома кислорода.)

III.Мотивация обучения(1 мин):

- Как много удивительного и интересного происходит вокруг нас! Многое хочется узнать, попытаться объяснить самостоятельно. На прошлом уроке мы с вами выяснили, что все тела состоят из мельчайших частиц. Сегодня на уроке попробуем узнать что-нибудь еще об этих мельчайших частицах вещества.

IV.Изучение нового материала(25 мин):

(Распылить возле доски освежитель воздуха).

- Ребята, кто чувствует запах освежителя воздуха, поднимите руки. (Сначала передние ряды, затем последние парты поднимают руки.)

- Как распространяется запах, ребята, и почему же запах в кабинете распространяется не сразу (не мгновенно), а только через некоторое время? (учащиеся пробуют объяснить.) В этом случае, мы с вами, наблюдаем движение молекул. А не распространяются молекулы освежителя воздуха не сразу потому, что им мешают молекулы воздуха. Молекулы освежителя воздуха на своем пути сталкиваются с молекулами газов, которые входят в состав воздуха. Они постоянно движутся и причем без какого либо порядка, так разлетаются по комнате. Это и есть явление диффузии.

Тема сегодняшнего урока «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах». Давайте ребята запишем тему урока. (Учащиеся записывают тему урока в тетрадях).

Диффузия – это явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого. (Определение записывают в тетради.)

Диффузия в газах и жидкостях происходит легче и быстрее, чем диффузия в твердых телах, т.к. молекулы в газах и жидкостях движутся свободнее и расстояние между ними больше, чем в твердом теле.

Давайте ребята, рассмотрим, как происходит диффузия в жидкостях. Для этого возьмем колбу с водой и насыпаем немного марганцовки. И мы видим, как окрашивается вода. Пока вся вода окраситься пройдет немного времени. (Наблюдают за явлением.)

Т.е. мы видим, что диффузия в жидкостях происходит медленнее, чем в газах.

Ну а в твердых телах диффузия происходит еще медленнее.

Возьмем два куска разноцветного пластилина и разомнем их. Что произошло? Правильно, цвета смешались. А если просто прижмем два куска пластилина друг к другу, то пройдут месяца или даже годы, пока эти два цвета перемешаются.

Наше дыхание – это тоже пример диффузии.

Благодаря диффузии кислород из легких попадает в кровь, а из крови – в органы и ткани организма.

Благодаря диффузии выдыхаемый нами углекислый газ не скапливается вокруг нас, а рассеивается в пространстве и смешивается с кислородом. Поэтому мы можем долгое время находиться в закрытых помещениях. Но все равно комнату время от времени нужно проветривать, впускать свежий воздух, который благодаря диффузии быстро распространяется по всему объему комнаты.

Возьмем два стакана. В одну нальем горячую воду, а в другую холодную, и растворим в них кофе. В какой воде кофе растворяется быстрее? (В горячей)

Правильно, в горячей воде кофе растворилось быстрее. Т.е. мы видим, что диффузия ускоряется с повышением температуры, объясняется это тем, что молекулы горячей воды движутся быстрее.

V. Закрепление изученного (2 мин.): Итак, мы познакомились с понятием диффузия. Что такое диффузия? Диффузия – это проникновение молекул одного вещества между молекулами другого. Причина диффузии – беспорядочное движение молекул.

И выяснили, что диффузия в разных состояниях различна. Наиболее быстро протекает в газообразном состоянии, средне – в жидкостях, и совсем медленно – в твердых телах.

Еще нужно отметить, что диффузия в теле с более высокой температурой протекает быстрее.

VI. Проверка усвоения материала (7 мин.): (через мультимедийный проектор на экран вывести тестовые задания)

- Ребята, проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему. Выполним следующий тест в тетрадях, задание вы видите на экране. (Учащиеся выполняют тест и осуществляют взаимопроверку)

1. К какому классу понятий относится диффузия?

А) к физической величине;

Б) к физической единице измерения;

В) к физическому явлению.

2. Что является причиной явления диффузии?

А) движение молекул;

Б) наличие промежутков;

В) размеры молекул.

3.В каком состоянии вещества диффузия протекает наиболее быстро?

А) в газообразном

Б) в жидком

В) в твердом

4.Укажите пример диффузии в жидкостях:

А) спирт растворяется в воде.

Б) запах духов распространяется в комнате.

В) запах нафталина распространяется в воздухе.

5.Что является причиной увеличения скорости диффузии с ростом температуры тела?

А) увеличение скорости движения молекул.

Б) увеличение беспорядочности движения молекул.

В) увеличение промежутков между молекулами.

(Ключ: 1 В; 2 А; 3 А; 4 А; 5 А.)

- А теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. (На экран выводится ключ к тесту.) Проверьте и поставьте оценку за работу. За каждый правильный ответ ставим «плюсик», и подчитав их количество оцените работу. За 5 плюсиков – «5», за 4 – «4», и т.д.

 

VII. Рефлексия (1 мин.): (у каждого на парте таблица)

- Ребята, вам понравился урок? Возьмите таблицу, заполните ее.

  На уроке я работал Активно\пассивно  
  Своей работой на уроке я Доволен\недоволен  
  Урок показался мне Коротким\длинным  
  За урок Не устал\устал  
  Мое настроение Улучшилось\ухудшилась  
  Материал урока был мне Понятным\непонятным; Полезным\неполезным; Интересным\скучным; Легким\тяжелым  
  Домашнее задание кажется мне Интересным\неинтересным  

VIII. Домашнее задание (2 мин.): § 9 вопросы к параграфу, задание 2, (экспериментальное дополнительное задание: описать явления диффузии, наблюдаемые дома)

- Спасибо за внимание и работу. До свидания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: