Орудийная деятельность, поселения, жилища, одежда




ТЕМА 5. ЭПОХА ПАЛЕОАНТРОПОВ. ДРЕВНИЕ ЛЮДИ (ПАЛЕОАНТРОПЫ)

 

1. Палеоантропы и их разновидности, время и место обитания;

2. Морфология ранних, развитых и поздних европейских неандертальцев

3. Орудийная деятельность, поселения, жилища, одежда.

4. Особенности социальной жизни неандерталоидов. Коммуникативные возможности, неандертальские погребения

Задания

1. Подготовить таблицу. «Основные находки неандертальских людей и стоянок эпохи среднего палеолита на территории Старого Света»

 

Памятник, стоянка континент датировка
       
       

 

2. Ознакомиться с положениями книги: Вишняцкий Л.Б. Неандертальцы: история несостоявшегося человечества СПб..: Нестор-История, 2010. 312 с.

https://royallib.com/read/vishnyatskiy_leonid/neandertaltsi_istoriya_nesostoyavshegosya_chelovechestva.html#0

3. Заполнить таблицу. Эпоха палеоантропов

 

Хронология периода Род и вид человека География расселения Основные занятия человека Основные орудия труда и оружие Техника изготовления орудий труд Жилище
300– 30 тыс. лет назад            

 

Неандертальцы и их разновидности, время и место обитания

Эпоха палеоантропов. Это этап антропогенеза, непосредственно предшествовавший массово­му появлению Н. sapiens. В среднем палеолите (300-400тыс) появляется неандерталец, названный так по месту первой находки останков этого существа.

Палеоантропы – (от греч. palaios – древний, anthropos – человек) – древние люди. Предшествовали человеку современного вида.

Один из подвидов – классический неандерталец Европы – произошёл от архаической формы человека прямоходящего (архантропа). Неандертальцы жили в эпоху, которую археологи называют средним палеолитом – примерно от 250 до 40 тыс. лет назад с некоторыми сдвигами этих хронологических рамок от региона к региону. Лишь самые поздние неандертальцы вошли в следующую археологическую эпоху — верхний палеолит, что, увы, не спасло их вид от вымирания.

Череп современного (слева) и неандертальского человека (справа)

 

 

Орудийная деятельность, поселения, жилища, одежда

С неандертальцами связана и мустьерская культура изготовления орудий труда.

Основной особенностью, отличающей среднепалеолитические каменные индустрии от предшествующих, является возрастание роли орудий, сделанных не из целых галек или желваков, а из сколов, отбитых от крупных кусков породы (нуклеусов) с помощью каменного или рогового отбойника. Орудия на сколах становятся более многочисленными, чем раньше, и более совершенными, и разнообразными.

Окончательная форма придаётся им с помощью ретуши – тонкой отделки посредством снятия мелких чешуек, которая может затрагивать либо только края (край), либо всю поверхность предмета.

Другая важная особенность среднего палеолита – получают широкое распространение специальные и притом довольно сложные технологии, ориентированные на получение серий стандартизированных сколов-заготовок заранее заданной, предопределённой формы. Эти заготовки могут быть сравнительно короткими и широкими (тогда их называют отщепами), или, наоборот, длинными и относительно узкими (пластины), или треугольными со сходящимися к дистальному концу боковыми сторонами (острия), но все они имеют более или менее ровные края и правильные, симметричные в плане очертания.

Сколы-заготовки такого типа, а также нуклеусы и технологии, использовавшиеся для их производства, именуются леваллуазскими (рис. 1), по названию местонахождения Леваллуа во Франции (пригород Парижа), где они были найдены в большом количестве ещё в позапрошлом веке.

Рис. 1 Леваллуазский нуклеус до и после снятия скола-заготовки

 

По старой традиции средний палеолит называют ещё мустьерской эпохой или мустье (по названию грота Jle Мустье в юго- западной Франции). Строго говоря, мустье — это лишь один из видов каменных индустрий, существовавших в рассматриваемый период времени. Несмотря на довольно широкое распространение, этот вид далеко не исчерпывает собой всего культурного разнообразия своей эпохи.

Мустьерские индустрии в собственном смысле встречаются сплошной полосой от Иберийского полуострова на западе до Алтая на востоке, но почти не известны в своём классическом виде ни к югу от Сахары, ни в Индии, ни в Восточной Азии. Их непременной составляющей являются скрёбла разных типов и треугольные остроконечники, обработанные ретушью только по краям и только с одной стороны (рис. 2). Хотя область распространения мустье в значительной мере совпадает с областью расселения неандертальцев, присутствие в том или ином месте одного из этих явлений не обязательно означает присутствие второго. В Северной Африке, например, мустье есть, а неандертальцев нет (или пока не найдено). А на Ближнем Востоке носителями мустьерских традиций были не только неандертальцы, но и люди современного анатомического типа.

Рис. 2. Мустьерский орудийный набор. Вверху — леваллуазское остриё и мустьерские остроконечники, внизу — скрёбла   Рис. 3. Каменные орудия, характерные для микока, которые делали только неандертальцы: 1—4— ножи разных типов; 5, 6 — рубила.

теснее связана с неандертальцами другая среднепалеолитическая индустрия — микок. Её памятники распространены от Франции, где находится стоянка Ля Микок, давшая имя всей традиции, до востока Русской равнины (стоянка Сухая Мечетка близ Волгограда).

Особенно высока их концентрация в Центральной Европе и в Крыму.Вероятно, неандертальцы были единственными носителями микокских традиций.

В отличие от мустье с его односторонне обработанными орудиями, для микока типичны бифасиальные, т. е. обработанные по обеим поверхностям изделия. Это своеобразные рубила со слегка вогнутыми в нижней части продольными краями, небольшие рубильца, а также скрёбла и ножи с двусторонней ретушью рабочего края, а нередко с противолежащим ему обушком (рис. 3). Кроме многочисленных разновидностей скрёбел, ножей, зубчатовыемчатых изделий широкое распространение в среднем палеолите получает такая форма, как остроконечник.(Рис. 4).

Рис. 4. Микокские листовидные острия

Изучая каменные орудия, археологи могут установить, как они изготавливались, использовались, как менялись их формы, функции и способы производств.

главным источником информации о том, чего он сумел добиться в области технологии, являются всё же именно его каменные орудия.

Неандертальцы, кроме камня, использовать для изготовления орудий и другие материалы – дерево и кость, при случае и другие виды сырья. Например, на ряде приморских стоянок Апеннинского полуострова (Мошерини, Барма Гранде и др.), где ощущался недостаток качественного кремня, встречаются в больших количествах скрёбла из раковин съедобных моллюсков.

Палеоантропы использовали огонь, который был источником тепла и света, служить для отпугивания хищников и выкуривания кровососущих насекомых, для обработки различных материалов (закалённое в огне остриё копья из Лёрингена) и сжигания отходов, наконец, для приготовления пищи, особенно животной.

Очаги и кострища на неандертальских стоянках — вполне обычное явление. Особенно хорошо они изучены на пещерных памятниках Ближнего Востока. Встречаются следы кострищ. Как правило, они представляют собой зольные пятна небольшой мощности, имеющие овальные очертания и диаметр от нескольких дециметров до метра.

Жилищ а. Помимо сооружений, предназначенных для сохранения и использования огня, встречаются на неандертальских стоянках и следы более основательных строительных конструкций, сложенных из крупных костей животных и камней.

Неандертальцы предпочитали жить в низкогорных и среднегорных районах, но проникали и в высокогорье. Большая часть их стоянок — это гроты, пещеры, скальные навесы.

В приморские пещеры Лазаре близ Ниццы найден участок с несколькими очагами, отгороженный выложенными полукругом крупными камнями. На отгороженной площади встречено множество мелких морских раковин, отсутствующих за её пределами. Они могли попасть в глубину пещеры вместе с высохшими морскими водорослями, которые люди приносили с побережья, чтобы устроить себе постель.

На равнинах, где пещер нет, стойбища устраивались под открытым небом.

Об этом свидетельствуют, например, находки, сделанные в середине прошлого века на стоянке Молодова 1 на западе Украины. Здесь было раскопано скопление крупных костей мамонта (тазы, черепа) и других животных, имевшее в плане форму окружности диаметром около 8—9 м. Кости в основном лежали по периметру скопления, а между ними, во внутренней его части, находилось около десятка кострищ. Многие археологи склонны рассматривать этот объект как остатки жилища.

Многие неандертальские стоянки использовались в течение длительного времени, хотя и не постоянно, а с перерывами. Их называют базовыми лагерями. Они служили основными поселениями в определённые сезоны, и на них могли возвращаться из года в год. На таких памятниках обычно накапливался мощный и богатый находками культурный слой, содержащий орудия, кости животных, остатки очагов, угли, золу и иные следы жизнедеятельности человека.

Степень оседлости неандертальских сообществ была неодинаковой в разных районах и зависела, главным образом, от местных природных условий, т. е. от обилия, стабильности и характера распределения (плотности, сезонности) жизненно важных ресурсов в пространстве и во времени.

 

Реконструкция жилища со стоянки Молодова 1.

4. Особенности биологии и социальной жизни палеоантропов. Коммуникативные возможности, неандертальские погребения

Самые заметные различия архантропов и палеоантропов в строении и форме черепа. У неандертальца лоб, был очень покатый, надбровные дуги сильно развиты, черепная коробка низкая, подбородок лишен выступа. Однако левая лобная доля у неандертальца была несколько больше правой. Значит неандерталец был правшой, имел более высокий уровень интеллекта, обладал развитыми анализаторами органов чувств, о чем можно предположить по расширенным затылочным, теменным и височным долям. Неандерталец еще не обладал развитой членораздельной речью. Вероятнее всего, он только-только начинал осваивать ее

Имеются доказательства каннибализма среди палеоантропов. Древнейшим примером каннибализма являются надрезанные кости подростка из пещеры Гран Долина в Испании с датировкой 780 тыс.л.н. Черепа с выломанными основаниями, надрезанные и обожжённые кости людей в пещерах Сима де лос Уэсос в Испании, Крапина в Югославии, Штейнгейм в Германии, Монте Чирчео в Италии, Бодо в Эфиопии, Клазиес Ривер в Южной Африке и многих других местах свидетельствуют о происходивших тут драматических эпизодах человеческой предыстории. В Монте Чирчео череп человека с выломанным основанием лежал в круге из больших камней, что является свидетельством ритуального каннибализма.

Было отмечено, что лобная доля неандертальцев, отвечающая у современного человека за социальное поведение, была сравнительно слабо развита. Возможно, это приводило к большей агрессивности неандертальцев. Прогрессивное развитие этой зоны мозговой коры происходило значительными темпами, параллельно усложнению поведения и структуры первобытного общества. Точно неизвестно, была ли речь у неандертальцев: мнения разных учёных по этому поводу расходятся. Если речь была, то она сильно отличалась от современной, поскольку гортань неандертальцев не похожа на гортань современного человека. https://antropogenez.ru/zveno-single/64/

Появление искусства и ритуалов. Важными явились изменения психики древних людей. Зарождалась символическая деятельность. Первые её образцы нельзя назвать даже искусством: это ямки на камнях, прочерченные полосы на известняке, костях и кусках охры.

Одни из древнейших примеров – параллельные надрезки на малой берцовой кости слона из Бильцингслёбена (Германия) с древностью 300-400 тыс.л.н. и процарапанные параллельные полоски и нарисованные "стрелочки" или "человечки" на обломках костей в микокской стоянке Олдислебен (Германия).[1]

Однако такая неутилитарная деятельность свидетельствует о значительном усложнении психических процессов палеоантропов. Древнейшие следы такой символической деятельности в большем количестве и в более выразительном виде найдены в Африке.

Около 80 тысяч лет назад в Северной, Южной и Восточной Африке появляются бусы из раковин (древнейшие примеры: Тафоральт, Грот де Пижон (восточное Марокко) – 82 тыс.л.н., Бломбос Кэйв (Южная Африка) – 75-78 тыс.л.н.) и скорлупы яиц страуса (например, с позднеашельской стоянки Эль-грейф (Ливия) и из местонахождений Энкапуне я Муто и Мумба (Кения) – 46-52 тыс.л.н.). В Бломбос Кэйв (Южная Африка) в слое "среднего каменного века" с датировкой 75-78 тыс.л.н. найдены куски охры с регулярными царапинами и простейшим орнаментом в виде крестиков. Некоторыми кусками охры натирались палочки, которыми потом что-то окрашивалось. Древнейший в мире настоящий рисунок найден на стоянке "среднего каменного века" Аполло 11 (Намибия): это изображение некоего зверя на пластинке известняка. Рисунок раньше датировался 26-28 тыс.л.н., сейчас передатирован 59 тыс.л.н.

В Европе и Азии никаких предметов искусства и украшений неандертальцы не изготовляли, этим они резко отличались от современного вида людей. Типичный вариант неандертальского "искусства" – это параллельные царапинки на костях (Арси-сюр-Кюр, Бачокиро, Молодова), ямки на каменной плите (Ля Феррасси). Крайне немногочисленные украшения неандертальцев в виде просверленных зубов животных известны только с самых поздних стоянок во Франции, например, в Арси-сюр-Кюр и Кинкай около 30-34 тыс. лет назад, когда Европа уже много тысяч лет была заселена кроманьонцами. Другим вероятным предметом искусства неандертальцев является "маска" из куска камня с засаженным в щель кусочком кости из Ля Роше-Котар (Франция). Единственным примером настоящего рисунка из мустьерской стоянки является изображение леопарда, процарапанное на кости, найденной на стоянке Пронятин (Украина) с датировкой около 30-40 тыс.л.н. – опять же во время существования на этой территории уже людей современного типа. Вероятно, позднейшие неандертальцы заимствовали некоторые элементы культуры у кроманьонцев, но разрыв между ними грандиозен. Много писалось о "неандертальской флейте" из Дивье Бабе 1 (Словения) с датировкой 30-34 тыс.л.н. – куске кости с ровными отверстиями. Однако анализ краёв отверстий показал, что это следы зубов гиены. Вероятно, психотип неандертальцев отличался отсутствием фантазии, сознание было очень конкретным и предметным.

Существенными являются археологические доказательства ритуальной практики европейских неандертальцев. Так, для Центральной Европы известен так называемый "культ медвежьих черепов ": в пещерах Швейцарии, Германии, Югославии (стоянки Драхенлох, Петерсхеле, Ветернице, Драконова Дыра и другие) обнаружены тайники со спрятанными там черепами пещерных медведей, иногда многочисленными, что позволяет говорить об обрядах охотничьей магии.

На Кавказе в пещере Азых в аналогичном тайнике были спрятаны 4 черепа медведей, похожие находки есть в Кударо и других местах. На стоянке Ильская обряды совершались с черепами зубров.

Важнейшим свидетельством высокого уровня психики неандертальцев являются первые захоронения умерших. Примитивнейшим вариантом захоронения является сброс костей людей в глубокую шахту в Сима де лос Уэсос в Атапуэрке (Испания) около 325 тыс.л.н. Это вариант "гигиенического погребения". Интересно, что вместе с костями людей в пещеру сбрасывались кости только хищников – медведей Денингера (предков пещерных медведей), леопардов, волков и лис, но нет ни одной кости травоядных животных. Это говорит о ассоциации древних людей себя с хищниками. Наиболее древние настоящие погребения относятся ко времени около 100 тысяч лет назад. Вероятно, тогда же появлялись и первые представления о загробном мире, хотя об этом можно только предполагать.

В некоторых случаях погребения имеют следы неких ритуалов и достаточно сложно устроены. Так, в пещере Тешик-Таш в Узбекистане ребёнок неандертальца был похоронен в круге из рогов горных козлов. Впрочем, погребения неандертальцев существенно отличаются от погребений современных людей как минимум в трёх аспектах: умершие всегда клались на бок в скорченной позе (у современных людей поза бывает самой разной); в одном погребении неандертальцы никогда не хоронили больше одного индивида (у современных людей их число может быть любым); наконец, неандертальцы никогда преднамеренно не клали с умершим никаких вещей или костей животных, понятие погребального инвентаря у них отсутствовало (у современных людей его тоже может не быть, но весьма часто с умершим кладутся самые разные предметы). Исключения есть только на Ближнем Востоке в пещерах Схул и Кафзех, где погребения с древностью около 100 тысяч лет содержат скелеты людей, сочетающих признаки неандертальцев и современных людей. Довольно часто неандертальцы хоронили много умерших в одной пещере, причём могилы расположены в определённом порядке, так что неандертальцы знали и помнили места предыдущих захоронений; классическим примером может служить пещера Ля Феррасси во Франции.

Социальные взаимоотношения среди палеоантропов по сравнению с архантропами заметно усложнились. Кроме указанных свидетельств каннибализма и захоронений умерших, сюда же можно отнести и заботу о больных. В пещере Шанидар в Ираке были обнаружен скелет старика, страдавшего целым комплексом тяжёлых болезней. Он не мог самостоятельно передвигаться и добывать себе пропитание, однако достиг глубокой старости по неандертальским меркам – его возраст оценивается в 40 лет. Очевидно, этого старика кормили его сородичи, ухаживали за ним, а после смерти похоронили. Кстати, в другом захоронении из той же пещеры была обнаружена необычайно высокая концентрация пыльцы горных цветов – могила была засыпана ими, – причём из восьми видов шесть цветов относятся к лекарственным растениям, а два – к съедобным. Скелет старика, страдавшего тяжёлой формой артрита, был найден в Ла-Шапелль-о-Сен во Франции; захоронение было совершено в центре маленькой пещерки, в которой никогда не жили люди, то есть пещера использовалась единожды только как

 

Дополнительные ресурсы:

Исследования древнейших предков человека

https://apxeo.info/rossiya/issledovaniya-drevnejshix-predkov-cheloveka.html

Стоянки неандертальцев

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1d/Carte_Neandertaliens.jpg

 

 

https://en.wikipedia.org/wiki/Neanderthal


[1] Микок, Микокская индустрия– технология орудий эпохи среднего палеолита, распространённая в бассейне реки Эм на ранних этапах Вюрмского оледенения (около 130 — 70 тыс. лет до н. э.). Является переходной между поздне-ашельской и мустьерской.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: