Коррупция – сложный социальный феномен, исторические корни которого уходят в глубокую древность.
По мере развития человеческого общества и смены общественно-экономических формаций коррупция перестает быть только нравственной проблемой. Она начинает проникать во все сферы общественного бытия, в органы управления государством, в том числе политику.
Являясь глобальной проблемой современности, проблема коррупции в той или иной степени существует и в Республике Беларусь. Будучи неотъемлемым субъектом мирового сообщества, занимая важное геополитическое положение и являясь стратегическим партнером для многих стран ближнего и дальнего зарубежья, она объективно не могла не быть подвержена этому явлению.
Поэтому бескомпромиссная и решительная борьба с коррупцией является центральным звеном внутренней политики нашего государства.
В республике сформировалась определенная система организации борьбы с коррупцией, которая включает в себя:
- разработку и принятие антикоррупционной нормативной правовой базы и определение механизма ее выполнения;
- разграничение между государственными органами их функций, зон ответственности и организацию взаимодействия по противодействию коррупции;
- создание и обеспечение деятельности специальных подразделений по борьбе с коррупцией;
- образование на различных уровнях комиссий, координационных советов и совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией; специальных информационно-аналитических и криминалистических центров;
- обеспечение научного сопровождения деятельности государственных органов по борьбе с коррупцией;
- использование государственных СМИ, активное вовлечение граждан, общественных организаций и трудовых коллективов в деятельность по противодействию коррупции.
В Законе Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», от 15 июля 2015 года, дано уточненное правовое определение данного понятия: «коррупция – умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица, в том числе иностранного».
Согласно статье 4 Закона, борьба с коррупцией основывается на принципах: законности, справедливости, равенства перед законом, гласности, неотвратимости ответственности, личной виновной ответственности и гуманизма.
Основными нормативно-правовыми актами, направленными на противодействие коррупции, также являются Законы Республики Беларусь «О Прокуратуре Республики Беларусь», «О государственной службе в Республике Беларусь», «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» и другие правовые акты.
Согласно статистическим данным управления внутренних дел Гомельского облисполкома в 2017 году на территории Гомельской области зарегистрировано 414 преступлений коррупционной направленности (в 2016г. – 389; +6,4%).
Структура выявленных за вышеуказанный период преступлений выглядит следующим образом:
137 – получение взятки;
118 – хищения путем злоупотребления служебными полномочиями;
114 – дача взятки;
26 – злоупотребление властью или служебными полномочиями;
17 – превышение власти или служебных полномочий;
1 – посредничество во взяточничестве;
1 – бездействие должностного лица.
По уголовным делам о коррупционных преступлениях за истекший период привлекается 491 лицо, в том числе по фактам получения взяток – 36 лиц, получения взяток – 66 лиц; ущерб составил 2 535 тыс. рублей.
По данным прокуратуры Гомельской области наибольшее число коррупционных преступлений отмечено в сфере госуправления – 94 (или 21%), организациях промышленности – 61 (или 14 %), сельского хозяйства – 52 (или 12 %), архитектуры и строительства – 47 (или 11 %) и др.
Оценивая распространение коррупции в сфере госуправления в целом, необходимо отметить, что среди преступлений рассматриваемой категории преобладает взяточничество – 75 неправомерных деяния (или 80%).
В большей степени подобная статистика сложилась ввиду привлечения к ответственности работников Гомельского филиала Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, которыми совершено 41 преступление рассматриваемой категории (или 44% от общего количества в сфере госуправления).
Также необходимо упомянуть, что в 23 случаях уголовный закон преступил начальник Гомельского областного управления Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения, который на протяжении 2012-2016 гг. систематически получал от граждан взятки в виде денежных средств, продуктов питания и спиртных напитков за выделение путевок в санатории.
Приговором суда Центрального района г.Гомеля руководитель признан виновным в инкриминируемых преступлениях и приговорен к 3 годам лишения свободы с конфискацией имущества, с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных функций сроком на 5 лет.
В сфере промышленности наибольшее число преступлений рассматриваемой категории составляют хищения путем злоупотребления служебными полномочиями – 33 (или 54%).
Например, начальник монтажно-сборочной группы ОАО «Гомельский завод «Коммунальник» с 01.05.2015г. по 01.05.2016г. совершил хищение 71 808 деноминированных рублей с банковских карт 18 подчиненных сотрудников.
Всего в его отношении возбуждено 11 уголовных дел, общий ущерб, причиненный данным лицом, предварительно оценивается более чем в 90 тыс. деноминированных рублей.
Кроме того, существенную долю в структуре коррупционных преступлений сферы промышленности составляет взяточничество – 23 (или 38%).
Например, начальник управления по строительству ОАО «Молочные продукты» в период с мая 2015г. по март 2016г. получил в качестве взятки денежные средства на общую сумму не менее 2 502 деноминированных рублей за заключения договоров подряда на выполнение строительно-монтажных работ, предоставление объемов работ, а также осуществление контроля за объемами и стоимостью выполненных работ.
Судом Советского района г.Гомеля от 07.08.2017г. виновный приговорен к 4 годам лишения свободы с конфискацией имущества, с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных функций сроком на 5 лет.
Среди преступлений коррупционной направленности, зарегистрированных в сфере сельского хозяйства, также преобладают хищения путем злоупотребления служебными полномочиями – 24 (или 46 %).
Например, директор СУП «Домановичи-агро» в период времени с сентября 2015 года по декабрь 2016 года по предварительному сговору с главой крестьянского (фермерского) хозяйства «Матеевичское» и одним неработающим, путем составления фиктивных документов на отгрузку в адрес КФХ «Матеевичское» крупного рогатого скота, мяса и других товарно-материальных ценностей, совершили хищение продукции и иного имущества на общую сумму более миллиона деноминированных рублей.
Кроме того, значительную часть преступлений рассматриваемой категории в сфере сельского хозяйства составили факты взяточничества – 20 (или 38 %).
Так, главный инженер КСУП «Кривск» в декабре 2015 года потребовал от главы крестьянского (фермерского) хозяйства «Поросли-агро» передачи ему в качестве взятки денежных средств в сумме 50 млн. неденоминированных рублей за подписание актов выполненных работ по ранее заключенному договору от 01.06.2015г. о предоставлении сельскохозяйственной техники коммунальному предприятию и за осуществление платежей в адрес фермерского хозяйства за полученные услуги.
В продолжение своих преступных действий он получил от фермера 500 долларов США, набор мягкой мебели «Мартель» стоимостью 39 319 000 неденоминированных рублей.
В данный момент уголовное дело в отношении главного инженера находится в суде.
В сфере строительства наибольшее число преступлений рассматриваемой категории также составили хищения – 17 (или 36%) и взяточничество – 26 (или 55 %).
Например, заместитель директора по технике и хозяйственной работе детского реабилитационно-оздоровительного центра «Романтика» (далее - ДРОЦ «Романтика») ОАО «Строительно-монтажный трест №27» в период времени с июля 2013 года по январь 2017 года получил от заместителя директора ООО «Дороховстрой» и коммерческого директора данного общества в качестве взяток денежные средства на общую сумму не менее 18 555 деноминированных рублей и 430 долларов США за выбор указанной частной коммерческой структуры в качестве подрядчика, предоставление объемов ремонтно-строительных работ, осуществление их приемки по объему и качеству, погашение в кратчайшие сроки кредиторской задолженности перед ООО «Дороховстрой» и т.д.
Приговором суда Гомельского района от 07.08.2017г. заместителю директора ДРОЦ «Романтика» назначено наказание в виде 6 лет лишения свободы с конфискацией имущества с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций сроком на 5 лет.
Наиболее распространёнными причинами и условиями, способствующими совершению коррупционных преступлений, являются ненадлежащее отношение должностных лиц к своим служебным обязанностям, частичное или полное невыполнение (несоблюдение) ими требований, изложенных в нормативно-правых актах, отсутствие должного бухгалтерского или документального учёта, а также недостаточная правовая грамотность населения.
И хотя в борьбе с коррупцией достигнуты определенные положительные результаты, она по-прежнему оказывает деструктивное влияние на социально-экономическое развитие области.
Необходимо помнить, что борьба с коррупцией в республике и области – не кратковременная кампания, а важнейшая задача в деле укрепления независимости и суверенитета нашего государства, обеспечения общественной безопасности.
Главный источник успеха в решении данной задачи – крепкая государственная власть, сильная социальная политика, личная ответственность каждого за выполняемую работу и ее конечные результаты.
Прокуратура Гомельской области
Управление внутренних дел Гомельского облисполкома
Главное управление идеологической работы, культуры и по делам молодежи Гомельского облисполкома