Классификация потребителей.




Тема 3. Продолжение

Социология посредством прикладных исследований может выявить степень срочности тех или иных потребностей. В применении к дизайну - это может быть частью анализа социокультурной ситуации. В экономике постоянно возникают насущные вопросы, которые требуют необходимых исследований общественной реальности. Проблемы выступают на поверхность в виде режиссуры группового поведения, навязывания «модных» образцов, престижного потребления, необходимости новых технологий и материалов, потребительской паники (например, наблюдалась первые недели пандемии).

Социологические средства применяются для отслеживания проблемных ситуации и противоречий. Маркетинг демонстрирует меняющийся ряд потребительских требований, запросов, интересов. Обострение потребностей формируется при участии рекламы, прессы, системы массовых коммуникаций, поощрительной торговли и прочих мероприятий, оживляющих рыночную деятельность. Производство реагирует и осуществляет выпуск ассортиментных групп товаров.

В социальной среде существуют поведенческие различия групп и индивидов. Нормы поведения, как и отклонения от общепринятых правил, связаны с материальными, культурными, национальными, семейными и другими представлениями. Столкновения (конфликты) групповых и индивидуальных форм поведения могут быть урегулированы дизайном, который способен координировать существующие и новые потребности.

Например, ошибочно считать поведение почитателей моды противоестественным. Мода – социальное явление и поведение основной массы ее участников вполне нормально. Мода исторически отражала характерные особенности определенных социальных сегментов и носила классовый характер. Модные образцы, через освоение их различными сообществами, способствовала перетеканию ценностных значений от одной потребительской группы к другой. Мода и появилась от подражания одних классов другим, так как она символизировала социальный статус (по законам Рима рабы не имели права носить тогу, а горожане в средневековой Франции не имели права носить горностай и т.д.) Овладение статусными образцами из потребительской культуры правящего класса отражает социальные изменения в обществе (например, в комедии французского писателя 17 века Мольера «Мещанин во дворянстве» новоявленный буржуа Журден нелепо подражает высшему сословию).

Со временем мода стала все более «подвижной», культурные стандарты меняются стремительней. Борьба за знаки высокого социального положения через модные образцы в настоящее время также проявляется через статусно - символическое потребление. При этом элита не управляет процессом, а присоединяется к дизайну, который дает потребителям возможность самовыражения через модные образцы. Таким образом, элита воздействует, но не управляет процессом

Есть примеры, когда социально-экономическая и политическая элита демонстрирует стремление к подражанию вкусам простых потребителей, используя образцы массового и даже фольклорного изготовления (вышитая рубашка-косоворотка Н.С. Хрущева, китель и солдатская шинель И.В. Сталина). Вместе с тем, определенная часть элиты демонстрирует снобизм, который проявляется в устойчивом сохранении привязанности к модным престижным образцам.

Современный потребитель стремится обозначить свою групповую принадлежность посредством овладения образцами дизайна (возможно, репликами), чтобы каким-то образом отойти массового потребления, выразить индивидуальность. В данном социальном процессе определенную роль играет эффект навязывания модных стандартов посредством пропагандистско - рекламного аппарата. Например, продвижение мотоцикла Harley – Devidson, включает мощный социальный фактор - мечту среднего американца о свободе, совмещенную с престижно - статусными задачами. Используются не только рекламные носители, но также кинематограф и производство множества сопутствующих товаров, что позволило довести средство передвижения до уровня национальной гордости и символа американского образа жизни.

Таким образом, мода исполняет противоположные социальные функции: - обозначает социально-статусные различия и групповые особенности потребителей (отличительная); - размывание социально – групповых различий посредством массового распространения модных образцов, стирание грани знаковых функций (нивелирующая), которые в целом оживляет общий потребительский процесс.

Классификация потребителей.

Существенными факторами при классификации потребителей являются образ жизнедеятельности, демографические показатели, национальные особенности, культурные запросы, социально-экономические факторы, уровень профессиональной подготовки и квалификации.

1. Способ жизнедеятельности и организации труда (например, фермер, надомник, фрилансер, клерк и пр.);

2. Демографические особенности различных стран и географических мест (количественные и качественные характеристики состава семей, численности населения, рождаемости, миграции др.).

3. Квалификация групп потребителей: уровень профессиональной подготовки, наличие специальных знаний, практического опыта.

4. Культурные запросы: местные и национальные традиции, стиль, мода, престиж, социально-психологические установки, деление на новаторов и консерваторов, выявление лидеров потребления.

5.Социально-экономические факторы: потребление изделий различных классов, цены на изделия, технические возможности производства, ассортимент (применяется товароведческая классификация изделий для всестороннего удовлетворения потребностей различных социальных групп)).

6. Среда и условия потребления. Изучение потребительской ситуации (бытовой, досуговой, производственной, случайной и т.д.) включает общественные нормы, правила, а также возможные отступления от правил. Существуют ограничения в ситуациях с жестким набором потребительских правил (медицина, спорт, управление сложными объектами и др.). Ситуация потребления продукта дизайна является не только частью оценки потребительских свойств продукта дизайна, это важный этап дизайн – проектирования.

 

Социальный анализ и типология ситуаций включают взаимодействие принятых общественных нормам и правил с ценностями отдельных потребительских групп (вплоть до индивидов). Дизайн постоянно расширяет набор потребительских ситуаций путем прогнозов инноваций и созданием прогрессивных концепций. Ситуационный социологический анализ с учетом специфики потребительских групп важен не только в критике и экспертизе, это эффективный проектный метод.

Вопросы:

1. Приведите пример субкультурной группы потребителей и специфику их требований к качеству и ассортименту товаров.

Субкультурные группы: готы, мажоры, рокеры, фрики, эмо, панки, хиппи, блонды, неформалы– и любые другие на ваш вкус, (например, байкеры, которые предъявляют повышенные требования не только к образу и качеству мотоцикла, но и к внешнему виду обмундирования, эргономике защитных средств, наличию аксессуаров.)

2. В чем преимущество мелкосерийного производства при насыщении рынка широким ассортиментом товаров.

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: