Цель: Сформировать целостное представление о сказочном персонаже «Снегурочка» в русском искусстве.
Задачи урока:
· обобщение полученные знания о художественном образе Снегурочки в разных видах искусства;
· развитие эстетического восприятия, способности воспринимать и оценивать прекрасное в художественном образе Снегурочки через музыку, живопись, художественные произведения;
· развивать умение передавать с помощью слов свои наблюдения, выражать чувства, находить образные определения для характеристики персонажей из сказки «Снегурочка» в живописи, музыке, литературе;
· воспитание эстетического вкуса, эмоциональную отзывчивость детей при встрече с героями из произведений.
Содержательная линия:
· истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян;
· варианты народных сказок — В. Даль, А. Афанасьев и др.;
· пьеса для театра А.Н. Островского «Снегурочка»;
· музыка П. И. Чайковского к одноименному спектаклю;
· опера-сказка Н. А. Римского-Корсакова;
· образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве:
· книжные иллюстрации — И. Билибин и др.,
· декоративно-прикладное искусство — Палех, Федоскино и др.;
· живопись — Н. Рерих, К. Коровин, М. Врубель, В. Васнецов и др.;
· эскизы костюмов и декораций;
· кинофильмы и мультфильмы «Снегурочка».
Форма проведения: интегрированный урок, подготовительная работа по группам.
Комплексно-методическое обеспечение: Мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, музыкальные фонограммы и видеофрагменты, сообщения учащихся подготовленные по группам.
Этапы урока | Методический комментарий |
1. Мотивационно - целевой | Сегодня на уроке мы попадем в чарующий мир искусства. Мы с вами не впервые говорим о том, как герои сказок находят свое воплощение на полотнах художников, в музыке великих композиторов и в произведениях писателей и поэтов. Сообщение темы урока. Звучит пролог из оперы Н.А. Римского-Корсакова “Снегурочка”. Что это за музыка, знакома ли она вам? Какие образы возникают перед вами? Тема грустная; тема Снегурочки, тема зимы, конца зимы. Предлагаю выполнить проектную задачу. Создать выставку объемных иллюстраций «Снегурочка, загадочная и таинственная» |
2. Проблемная задача. | Наш сегодняшний разговор посвящен героине русских сказок “Снегурочке”. Как вы думаете, откуда пришел к нам образ Снегурочки? Как вы ее представляете? Почему мы ее представляем по-разному? |
3. Аналитический этап. Снегурочка в славянской мифологии Образ Снегурочки в фольклоре. Образ Снегурочки в русской литературе. Снегурочка в музыке Образ Снегурочки в русской живописи. | Сообщение обучающихся первой группы: В языческой древней Руси кружево метелей и белые бури олицетворялись с девой снега. С эпитетом белая отождествлялись блеск, сияние, красота. В образе Снегурочки сохранились древнейшие черты умирающих и воскрешающих богах, мифы о которых распространены по всему миру. Сообщение обучающихся второй группы: Сказка - один из наиболее популярных и любимых жанров в фольклоре. Сказка отражает мировоззрение народа на разных этапах его развития. Народные сказки сочинял народ, у их нет автора. Эти сказки передавались устно из поколения в поколение и поэтому у них много похожих вариантов. А как народные сказки дошли до нас, кто их записывал? Народный вариант сказки с названием «Девочка Снегурочка» изложил Владимир Иванович Даль. Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867). Вот как А. Н. Афанасьев рассказывает о Снегурочке: «Отголосок предания о происхождении облачных духов из тающих весною льдов и снега доселе слышится в нашем народном сказании о Снегурке. Снегурка (Снежевиночка) названа так потому, что родилась из снега. Не было, говорит сказка, у старика, у старухи детей; вышел старик на улицу, сжал комочек снегу, положил на печку – и явилась прекрасная девочка...» Образ Снегурочки первоначально возник в русских народных сказках как образ ледяной девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение да людям на радость Но образ «Снегурочки» встречается и русская литературная сказка. Сообщение обучающихся третьей группы. Жанр литературной сказки в русском искусстве был очень популярен, он нашел свое отражение в творчестве В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, П.П. Ершова. Однако, в отличие от своих гениальных предшественников, А.Н. Островский создал сказку-драму «Снегурочка». В 1873 А. Н. Островский, под влиянием идей А. Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». Работая над пьесой, Островский внимательно изучал многочисленные фольклорные, исторические, этнографические источники. Среди фольклорных источников «Снегурочки» следует отметить народные сказки, обрядовую поэзию, народные заговоры, народные песни. Но сюжетная основа истории Снегурочки в пьесе А.Н. Островского целиком не совпадает ни с одним из вариантов сказки, бытующих в народной среде. Образ Снегурочки в сказке А.Н. Островского претерпевает изменения. Под влиянием весенней сказки А. Н. Островского образ Снегурочки приобретает новую окраску. Из маленькой девочки – внучки героиня превращается в прекрасную бледнолицую светловолосую девушку. Она способна зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви. У А. Н. Островского она - дочь Мороза и Весны. В конце пьесы сама Весна предупреждает Снегурочку: «Таи любовь от глаз Ярила-Солнца». Но жизнь без любви в царстве берендеев невозможна, и Снегурочка предпочитает нарушить запреты и умереть, чем жить без любви. Сообщение обучающихся четвертой группы. Наиболее ярко образ Снегурочки раскрывается благодаря величайшим русским композиторам П.И. Чайковскому и Н.А. Римскому-Корсакову. Звучит фрагмент П. И. Чайковского - Снегурочка, Хор провожания масленицы: Масленица-мокрохвостка. В 1873г. музыку к спектаклю по пьесе Островского заказали 33-летнему П.И. Чайковскому, молодому профессору Московской консерватории. П.И. Чайковский писал: «Снегурочка» не из первых моих сочинений. Она была написана по заказу дирекции театров и по просьбе Островского в 1873 году весной и тогда же была дана. Это одно из любимых моих детищ». И А.Н. Островский, и П.И. Чайковский работали с огромным энтузиазмом и увлечением, обменивались написанным, обсуждали сделанное. Островский постоянно предлагал композитору для использования те или иные русские народные песни, наигрыши. Звучит фрагмент Н. Римского-Корсакова. Ария Снегурочки из оперы "Снегурочка" (сцена таяния) Наиболее полно дарование Н.А. Римского-Корсакова проявилось в произведениях, связанных с миром сказки и с разнообразными формами русского народного творчества стала опера «Снегурочка» В начале семидесятых годов Н. А. Римский-Корсаков познакомился со сказкой А. Н. Островского «Снегурочка» (1873). Возникла идея написать оперу.Композитор писал оперу «Снегурочка», уехав из Петербурга в глухую русскую деревню. Сочинение шло с лёгкостью и быстротой. Через год, в 1881, опера была закончена. Премьера, состоявшаяся 29 января (10 февраля) следующего года на сцене Мариинского театра, прошла с большим успехом. Сообщение обучающихся пятой группы. Образ Снегурочки привлекал многих художников, и каждый находил в этом образе свои неповторимые черты · Снегурочка в творчестве В.М. Васнецова. В.М. Васнецов создавал декорации для театральных постановок пьесы, так появилось новое направление в русском театрально-декоративном искусстве. В.М. Васнецов говорил: «Снегурочка» - лучшее, что есть. Молитва русская и мудрость». На экране иллюстрация В. М. Васнецова - эскиз декорации для постановки оперы Н.А. Римского-Корсакова Заречная слободка Берендеевка. Используя архитектурные детали древнерусского зодчества, мотивы русских народных вышивок, резьбы и росписи по дереву, художник создал гармоничный образ сказочных палат, превратив декорации в яркое живописное зрелище. На экране иллюстрация В. М. Васнецова эскиз костюма для постановки оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». В качестве основы для всех костюмов был использован белый домотканый холст, в сочетании с которым разнообразные цветовые решения орнаментов создавали выразительные характеристики персонажей и яркий декоративный эффект. Всё это вдохновило Виктора Михайловича на воплощение образа ледяной красавицы в своём изобразительном творчестве. Картина была закончена в 1899 г. На экране иллюстрация В. М. Васнецова «Снегурочка» Государственная Третьяковская Галерея Москва. На первом плане видна сама героиня. Прообразом для неё стала Сашенька, дочь Мамонтова. Как все иные персонажи Васнецова, Снегурочка отражает идеал красоты, «чистой заснеженной России», и природа полностью повторяет настроение героини. Неизвестный лес, раскиданные ёлочки, мрачное, но лунное небо и искрящийся под луной ярким блеском снег. Всё окружающее создает общее впечатление волшебства и загадочности. Для написания картины использовалась холодная гамма цветов – белые, серые и голубые оттенки, что очень тонко подчёркивает таинственность происходящего. Всё творчество Виктора Михайловича Васнецова проникнуто духом русского фольклора. Живописец своими произведениями желал отразить всю ту духовную силу и красоту, которыми обладает русский народ. · Снегурочка в творчестве М.А. Врубеля. На экране иллюстрация М.А. Врубеля «Костюм Снегурочки». К созданию внешнего облика Снегурочки имели отношение и другие известные художники. М.А. Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки в белой, сотканной из снега и пуха одежде, подбитой горностаевым мехом. Портрет Снегурочки руки Михаила Врубеля взирает на нас лицом его прекрасной жены, талантливой певицы Надежды Ивановны Забеллы. · Снегурочка в творчестве Рериха. В 1912 году, свое видение Снегурочки в меховой шубке представил Николай Константинович Рерих, участвовавший в работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге. · Снегурочка в творчестве Коровина К.А. Коровин К.А исполнил эскиз костюмов к опере "Снегурочка" Н.А. Римского-Корсакова: Снегурочка, Купава, Бобылиха и других персонажей для постановка В. Э. Мейерхольда в Мариинском театре в 1917. · Снегурочка в творчестве И.Глазунова Илья Глазунов выполнил иллюстрации к пьесе А. Островского "Снегурочка" в 1974 году · Снегурочка в прикладном искусстве Иллюстрации со сценами сказки «Снегурочка» можно встретить в лаковой миниатюре Палеха и в лаковой миниатюре Федоскино |
4.Практический этап | Выполнение иллюстраций Каждая иллюстрация будет особенной, вы создадите её своими руками. Проявите творчество и фантазию. Постарайтесь сделать работу интересной и красивой. |
5.Презентационный этап | Презентация готовых работ |
6. Рефлексия. | Посмотрите на выставку. Какие иллюстрации вам нравятся. Какие эпизоды литературного произведения в них отражены? Какую цель мы ставили в начале нашего урока? Достигли мы этой цели? |
|
|
|