Домашняя работа. Практическое занятие № 21. Система вопросов и заданий




01.03

Домашняя работа

Практическое занятие № 21

Личность Раскольникова. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова

Система вопросов и заданий

Прочесть:

Ч.1 гл.1,2,3,5 Первый день Раскольникова в Петербурге; письмо матери Раскольникова; сон Раскольникова.

Ч.1 гл. 6,7 Сцена подготовки к убийству и само преступление.

Материал о Лужине: Ч.1 гл.3, Ч.2 гл.5, Ч.4 гл.2,3, Ч.5 гл. 1.3

Материал о Свидригайлове: Ч.1 гл.3,.4 гл.1,2. Ч.6 гл. 3-6.

Ч.3 гл.5 (1-ая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем)

Ч.4 гл.5 (вторая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем)

Ч.3 гл 6 (Размышления Раскольникова после встречи с мещанином)

Личность Раскольникова. Характеристика образа

УСТНО (самоконтроль)

1. Кто такой Родион Раскольников? Что означает его фамилия? Как она помогает понять характер главного героя?

2. Найдите в тексте выразительное описание внешности Раскольникова. Где живет герой Достоевского? С какой целью автор так подробно описывает жилище Раскольникова?

3. Выделите определяющие черты характера главного героя. В чем отличие Раскольникова от предшествующих героев русской литературы?

4. Чем вызваны противоречия в поступках и мыслях Раскольникова?

5. Почему он стыдится своей чуткости и в то же время не может её преодолеть?

6. Как Раскольников пришёл к мысли, что задуманное им не преступление?

7. Как Раскольников отличает людей «обыкновенных» от «право имеющих»?

8. Какие мысли и чувства рождает у Раскольникова встреча со Свидригайловым?

9. Какие мысли и чувства у Раскольникова по отношению к Лужину?

ПИСЬМЕННО

10. Опишите характер Раскольникова: черты, особенности, противоречивость, своеобразие.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

По выражению Белинского, натура человека - это лабиринт неизвестности, тайник «Я». Давайте попытаемся раскрыть тайны души главного героя романа Достоевского «Преступление и наказание».

Родион Романович Раскольников – бывший студент Петербургского университета, бедный 23-летний молодой человек. Три года назад он приехал из провинции в Петербург, чтобы учиться на юридическом факультете. Он должен был получить профессию юриста, однако он оставил учебу из-за нехватки денег.

Достоевский рисует запоминающийся портрет своего героя. Раскольников «был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу… Шляпа… была высокая, круглая, циммермановская, но уже вся изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах…»

Автор подробно описывает жилище Раскольникова: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру… Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями… Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крошечный стол в углу… неуклюжая старая софа… когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях…»

Но Достоевский не просто описывает каморку своего героя, он является, большим мастером «одухотворения материи», которая выступает у него как отражение внутреннего мира героя, его мироощущения. Обстановка всегда показана в преломлении сознания, как его функция. Комната, где живет человек, есть ландшафт его души.

Фамилия Раскольников выбрана для героя не случайно, она происходит от слова раскол, что означает «раздвоение». Фамилия героя свидетельствует о глубоком расколе, происходящем в душе бывшего бедного студента Раскольникова: его характеризуют горячая любовь к людям, стремление помочь всем страждущим, и совершенно дикий фанатизм в отстаивании своей античеловеческой идеи. В Раскольникове все время разум борется с чувством, в его душе идет раскол между гуманной, благородной целью (спасение человечества) и безнравственными средствами (убийство «твари дрожащей»).

Что мы знаем об этом персонаже?

Родион Раскольников вырос в любящей религиозной семье. «Вспомни, милый, как ещё в детстве своем, при жизни твоего отца, ты лепетал молитвы свои у меня на коленях и как мы все тогда были счастливы!», ‒ пишет ему в письме мать. В семье Раскольникова теплые отношения.

Родион Раскольников является любящим сыном и братом: «Я пришел вас уверить, что я вас всегда любил... знайте, что сын ваш любит вас теперь больше себя и что всё, что вы думали про меня, что я жесток и не люблю вас, всё это была неправда. Вас я никогда не перестану любить...» (Раскольников — матери, часть 6 глава VII).

Важные черты его характера раскрывает первый сон Раскольникова. В нём он видит, как Миколка забивает насмерть тощую клячу. «Бедный мальчик уже не помнит себя. С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, охватывает её мёртвую, окровавленную морду, целует ее в глаза, в губы… Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается с своими кулачонками на Миколку».

Доброта, сочувствие к несчастным, обострённое чувство справедливости и готовность бороться против несправедливости – это всё нравственные качества Раскольникова.

До преступления он совершал много добрых поступков и не раз проявлял лучшие качества своей души. Поступки Раскольникова до совершения им преступления говорят о нем, как об отзывчивом, небезразличном, благородном, хотя и гордом человеке.

Рассмотрим некоторые добрые поступки Раскольникова до его преступления.

Собирался жениться на больной девушке. «Полтора года назад … вздумал было жениться …на дочери этой Зарницыной, хозяйки его» (часть 3 глава II). «… брак этот, совсем уж слаженный и не состоявшийся лишь за смертию невесты» (часть 3 глава II). К сожалению, «год назад эта девица умерла от тифа» (часть 2 глава I). По словам Разумихина, покойная невеста Раскольникова была некрасивой, больной и странной девушкой, но с некоторыми достоинствами: «Кроме того, говорят, невеста была собой даже не хороша, то есть, говорят, даже дурна… и такая хворая, и… и странная… а впрочем, кажется, с некоторыми достоинствами. Непременно должны были быть какие-нибудь достоинства; иначе понять ничего нельзя… Приданого тоже никакого, да он на приданое и не стал бы рассчитывать…» (часть 3 глава II). Вероятно, молодой человек разглядел в этой непримечательной девушке то, что другие не замечали. По предположению Дуни Раскольниковой, покойная Наталья наверняка была достойной девушкой, иначе бы Родион не выбрал ее. Раскольников хранит у себя акварельный «портрет хозяйкиной дочери, его бывшей невесты, умершей в горячке, той самой странной девушки, которая хотела идти в монастырь». В конце романа он передает этот портрет своей сестре Дуне. По словам Раскольникова, он обсуждал с покойной невестой свою идею преступления, и девушка не была согласна с ним.

Помощь больному товарищу и его отцу. Уже из эпилога мы узнаем о том, что «...преступник Раскольников, в бытность свою в университете, из последних средств своих помогал одному своему бедному и чахоточному университетскому товарищу и почти содержал его в продолжение полугода. Когда же тот умер, ходил за оставшимся в живых старым и расслабленным отцом умершего товарища, …поместил наконец этого старика в больницу, и когда тот тоже умер, похоронил его. Все эти сведения имели некоторое благоприятное влияние на решение судьбы Раскольникова» (эпилог глава I).

Спасение детей во время пожара. Также из эпилога мы узнаем, что еще до преступления Раскольников спас двоих детей во время пожара: он вынес детей из загоревшейся квартиры и при этом сам обжегся.

«Сама бывшая хозяйка его… Зарницына, засвидетельствовала тоже, что … Раскольников во время пожара, ночью, вытащил из одной квартиры, уже загоревшейся, двух маленьких детей, и был при этом обожжен.» «...Родя... даже хворал, спасши от смерти, прошлого года, двух малюток» (эпилог глава I).

Помощь Мармеладовым. Еще до совершения преступления Раскольников знакомится с бедной семьей Мармеладовых и помогает им деньгами. Вскоре, когда Мармеладов попадает под лошадей, Раскольников помогает донести умирающего мужчину домой и отдает вдове Катерине Ивановне свои последние деньги, 25 рублей, которые ему прислала мать, на похороны Мармеладова: «Позвольте же мне теперь… способствовать к отданию долга моему покойному другу. Вот тут… двадцать рублей, кажется, — и если это может послужить вам в помощь, то…» Раскольников совершает благородный поступок. Молодой человек делает это, потому что у нищих Мармеладовых совсем нет средств, чтобы похоронить отца семейства. Можно восхищаться его благородством и готовностью помогать совершенно незнакомым людям. Бесконечно жаль Раскольникову Мармеладова, его больную жену и голодных детей. Он потрясен судьбой Сонечки Мармеладовой. Страшно, когда «уже некуда больше идти».

Помощь пьяной девушке на улице. Однажды, еще до совершения преступления, Раскольников видит на улице пьяную девушку, над которой, судя по всему, кто-то надругался: «Вернее же всего где-нибудь напоили и обманули… в первый раз… понимаете? да так и пустили на улицу. Посмотрите, как разорвано платье, посмотрите, как оно надето: ведь ее одевали, а не сама она одевалась, да и одевали-то неумелые руки, мужские. Это видно». Вблизи от девушки он замечает неизвестного мужчину, который хочет воспользоваться ее невменяемым состоянием: «сейчас, пьяную-то, себя-то не помнящую, и ему ужасно теперь хочется подойти и перехватить ее, - так как она в таком состоянии, - завезти куда-нибудь…». Раскольников вступается за девушку и просит городового (полицейского) отправить девушку домой: «…вот (он пошарил в кармане и вытащил двадцать копеек; нашлись), вот, возьмите извозчика и велите ему доставить по адресу». Раскольников сам беден, у него каждая копейка на счету, но он не может пройти мимо несчастной девушки.

Как такой человек мог решиться на убийство?

Раскольников – персонаж очень сложный и противоречивый. Сердце и ум героя диктуют ему принципиально разные поступки. По мере прочтения романа отношение к нему не раз меняется. Он дружит с Разумихиным, но ненавидит свою квартирную хозяйку, он испытывает отвращение к «мерзкой старушонке». Герой сочувствует Мармеладову, он раздражён тем, что вокруг нищета и страдания, нет социальной справедливости.

Характер Раскольникова отличается противоречивостью и двойственностью. В характере Раскольникова сочетаются мрачность, высокомерие, вспыльчивость и доброта, великодушие, благородство. Эту особенность отмечают сразу несколько персонажей романа.

По мнению Разумихина, великодушный, добрый, остро воспринимающий чужую боль, Родион Раскольников вместе с тем и угрюмый, мнительный, непомерно гордый, надменный, не любит высказывать своих чувств, бывает холоден и бесчувственен до бесчеловечия: «Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр… Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются» (часть 3 глава II).

По мнению матери Раскольникова, он является угрюмым, вспыльчивым, высокомерным меланхоликом, но при это он великодушен: «...оба вы меланхолики, оба угрюмые и вспыльчивые, оба высокомерные и оба великодушные…» (мать о Раскольникове и его сестре Дуне, часть 3 глава IV).

Сестра Раскольникова Дуня знает за братом такие качества, как «тщеславие, заносчивость, самолюбие и неверие ».

Доктор Зосимов говорит о Раскольникове как об «исступлённом ипохондрике» с «бешеным, исключительном тщеславием». Ипохондрией называют болезненную мнительность, подавленность, угнетенное состояние. То есть Раскольников болен не только физически – у него расшатана психика.

По мнению следователя Порфирия Петровича, Раскольников - нетерпеливый, властный, смелый, заносчивый, серьезный человек, который много пережил в своей душе, благородный и с зачатками великодушия: «Повторяю, нетерпеливы и больны вы очень, Родион Романыч. Что вы смелы, заносчивы, серьезны и… чувствовали, много уж чувствовали, всё это я давно уже знал-с…. Ведь понимаю же и я, каково это всё перетащить на себе человеку, удрученному, но гордому, властному и нетерпеливому...человеку... нетерпеливому, в особенности нетерпеливому!... Я вас, во всяком случае, за человека наиблагороднейшего почитаю-с, и даже с зачатками великодушия-с...» (часть 6 глава II). «Слишком смело-с, слишком дерзко-с, и если, думаю, он виновен, то это страшный боец!» (часть 6 глава II).

Раскольников высоко себя ценит и имеет на это некоторое основание, по словам Разумихина: «Ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на то» (часть 3 глава II). Родион Раскольников является человеком с некоторыми достоинствами, по мнению Свидригайлова: «...обидно для молодого человека с достоинствами...» (часть 6 глава V).

Раскольников - гордый, тщеславный и непомерно самолюбивый человек, по словам Свидригайлова: «Пуще же всего тщеславие, гордость и тщеславие... Оно тоже, конечно, обидно для молодого человека с достоинствами и с самолюбием непомерным... Ну, а уж это для молодого человека с самолюбием и унизительно, в наш век-то особенно...» (часть 6 глава V).

Несмотря на свое страшное преступление, Раскольников не безнадежный подлец, по мнению Порфирия: «Теорию выдумал, да и стыдно стало, что сорвалось, что уж очень не оригинально вышло! Вышло-то подло, это правда, да вы-то все-таки не безнадежный подлец. Совсем не такой подлец!» (часть 6 глава II).

Итак, перечислим основные черты характера Родиона Раскольникова: тщеславный, заносчивый, самолюбивый, меланхолик, угрюмый, вспыльчивый, высокомерный, надменный, гордый, мнительный, серьезный, высоко ценит себя не без основания, не любит высказывать своих чувств, добрый, отзывчивый, великодушный, смелый.

У Раскольникова есть свои достоинства и недостатки, его душа имеет светлую и темную сторону. Противоречивость Раскольникова заключается в том, что он:

- высокомерный, но при этом благородный,

- угрюмый, но при этом небезразличный,

- безбожный преступник, но при этом любящий сын и брат,

- тщеславный, самолюбивый, но в то же время добрый, великодушный.

Раскольников.

Замкнутый, обреченный.

Не смиряется, создает (теорию), сомневается.

Разрешает себе «кровь по совести».

Преступник.

И вот в сознании человека честолюбивого, гордого, одинокого и одновременно болезненно восприимчивого к чужим страданиям, рождается теория. Раскольников далек от эгоизма, он хочет найти выход из трагического положения не только для себя, но и для других. Бунтарский характер Раскольникова и стремление к социальной справедливости являются чертой того времени. Именно безверие, попытка самому решить, что есть добро и зло, привели Раскольникова к убийству. Преступление его - это в первую очередь вызов Богу, а не обществу.

В отличие от Наполеона Раскольников мечтает не только о своем счастье, но и о счастье окружающих. «…не загладится ли одно крошечное преступление тысячами добрых дел? За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен...».

Ему кажется, что преступление можно искупить тысячами добрых дел, что жизнь старухи-процентщицы - ничто по сравнению с судьбами сотен людей, которых можно спасти добытыми деньгами. Но холодный арифметический расчет и благородство души не могут совместиться в Раскольникове. Врожденная доброта героя романа, способность переживать, способность к состраданию вступают в конфликт с гордостью и честолюбием. Этот конфликт приводит к таким нравственным мучениям, которые не дают Раскольникову перевоплотиться в Наполеона.

После убийства Раскольников переживает глубочайшее духовное потрясение. После преступления герой впадает в душевное расстройство, теряет жизненные ориентиры, пребывает в мучительном и страшном состоянии. Он все время ощущает тяжелое, мучительное чувство разъединенности с родными, со всем человечеством. Самые близкие люди, ради которых он и пошел на убийство, оказываются бесконечно далекими, почти чужими ему. Он ощущает себя отчужденным от всех людей, одним в «ледяной пустыни». Вместо гордости человека, ставшего выше толпы, Раскольников испытывает страдания нравственного одиночества. Своим преступлением он разрушил в себе ту самую силу, силу добра, которая объединяла его с людьми.

По задумке автора, совершая убийство, он перешагивает через себя. Он верит в правое дело, но его преследует кошмар содеянного, его жизнь наполняется тоской, смятением. «Я себя убил, а не старушонку». «Старушонка — вздор... я не человека убил, я принцип убил!». У героя проявляется горячка, он близок к помешательству.

Никому не дано безнаказанно нарушать нравственные законы. Достоевский показывает нам процесс самоосуждения личности. Наказание главного героя состоит в его нравственных мучениях, в раздвоении личности и одиночестве. Убийство в романе Достоевского становится самоубийством, искажением человеческой сути. Достоевский показывает, что осуществление своих целей за счёт ущемления интересов других безнравственно, а преступление ведёт к неминуемому разрушению личности. Писатель-гуманист Достоевский дает шанс даже оступившемуся, но раскаявшемуся человеку рассчитывать на прощение.

И, наконец, Раскольников влюбляется в Соню. Придет время, и обновленный герой поймет, что только безграничной любовью искупит он все страдания.

Воскрешение Раскольникова закономерно связано в романе с возвращением к Богу. Переболев, как кошмарным сном, своей теорией, преодолев душевный раскол, герой романа обращается к вечной силе добра, выраженной в Библии. Бунт заканчивается смирением, а смирение позволяет Раскольникову вспомнить самого себя, обрести силу сострадания и жалости, которая изначально дана каждому человеку. Только тот, кто живет по Божьим законам, приближается к тому идеалу, о котором мечтал писатель, к идеалу совершенного человека.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: