Дочь моего приятеля по колледжу училась в первом классе начальной школы.
Учитель задал классу пятилетних детишек вопрос:
- Что самое большое на свете?
- Мой папа, - сказала одна маленькая девочка.
- Слон, - ответил мальчик, который недавно побывал в зоопарке.
- Гора, - ответил другой мальчик.
Ребёнок моего приятеля сказал:
- Мои глаза больше всего на свете.
Класс утих, пытаясь понять ответ маленькой девочки.
- Что ты имеешь в виду? - спросил девочку учитель, не меньше остальных озадаченный.
- Ну, - начал объяснять маленький философ, - мои глаза могут видеть её папу и могут видеть слона. Они могут видеть гору и всё, что только есть. Если всё это может поместиться у меня в глазах, значит, они должны быть самой большой вещью на свете!
Мудрость - это не результат обучения, а ясное видение того, чему нельзя научиться.
С огромным уважением к юной дочери моего приятеля, я бы немного расширил её озарение Не ваши глаза, а ваш ум - самая большая вещь в мире.
Ваш ум может видеть всё, что могут видеть ваши глаза, и он способен видеть больше - то, что создаётся вашим воображением. Также вашему уму могут быть известны звуки, которые ваши глаза никогда не смогут увидеть, и ощущения, основанные как на реальности, так и на грёзах. Вашему уму также известно то, что находится за гранью ваших пяти чувств. Поскольку всё познаваемое может уместиться в вашем уме, именно ваш ум должен являться самой большой вещью в мире. Ум содержит в себе всё.
В поисках ума
Многие учёные и их сторонники утверждают, что ум является просто побочным продуктом деятельности мозга, поэтому после моих выступлений, когда приходит время вопросов и ответов, меня часто спрашивают: «Существует ли ум? Если существует, то где? В теле? Или за пределами тела? Или он везде и всюду? Где находится ум?»
Для ответа на этот вопрос я демонстрирую простоe доказательство.
Я прошу свою аудиторию: «Если в данный момент вы счастливы, то, пожалуйста, поднимите правую руку. Если вы несчастны, даже чуть-чуть, пожалуйста, поднимите левую руку». Большинство людей поднимают правую руку, некоторые - искренне, остальные - из чувства гордости.
«Теперь, - продолжаю я, - те из вас, кто счастлив, покажите на это счастье указательным пальцем правой руки. Те же, кто несчастлив, пожалуйста, покажите на своё несчастье указательным пальцем левой руки. Определите местонахождение вашего счастья или несчастья, для меня».
Мои слушатели начинают совершать беспорядочные движения пальцами вверх и вниз. Затем они мельком оглядывают своих соседей, находящихся в таком же замешательстве. Затем, когда до них всё доходит, они начинают смеяться.
Счастье реально. Несчастье достоверно. Нет никаких сомнений в том, что эти вещи существуют. Однако вы не можете определить местонахождение этих реальностей где бы то ни было в пределах вашего тела, за пределами вашего тела или вообще где-нибудь.
Это происходит потому, что счастье и несчастье являются составляющими исключительно сферы ума. Они принадлежат уму, как цветы и сорняки принадлежат саду. Тот факт, что существуют цветы и сорняки, доказывает существование сада. Таким же образом факт существования счастья и несчастья доказывает, что существует ум.
Обнаружение того обстоятельства, что вы не можете непосредственно указать на счастье или несчастье, показывает, что невозможно установить местонахождение ума в трёхмерном пространстве. Напротив, помните, что ум является самой большой вещью в мире: ум не может располагаться в трёхмерном пространстве, однако трёхмерное пространство располагается в уме. Ум - самое большое, что есть в этом мире, в нём содержится всё мироздание.
Нayкa
Прежде чем стать монахом, я был учёным. Я исследовал дзенский мир теоретической физики в Кембриджском университете в Англии. Наука и религия, как я обнаружил, совместно придерживаются многих вещей, одной из которых является догма. Восхитительное по своей наглядности изречение, которое я помню ещё со студенческих лет, гласит: «Высота положения великого учёного измеряется отрезком времени, затраченного этим учёным на препятствование прогрессу в исследуемой им научной области!»
На проходившей недавно в Австралии дискуссии, в которой я принимал участие в качестве лектора, один из слушателей задал мне проницательный вопрос.
- Когда я любуюсь в телескоп на красоту звёзд, - сказала набожная католичка, - я всегда чувствую, что моя религиозная вера находится под угрозой.
- Мадам, когда учёный смотрит в телескоп с другого конца, то есть с большого в маленький, - ответил я, - чтобы пристально рассмотреть того, кто смотрит, тогда в опасности оказывается наука!
Искусство молчания
Возможно, будет лучше совершенно прекратить все споры. Знаменитая восточная поговорка гласит:
Тот, кто знает, не говорит;
Тот, кто говорит, не знает.
Это может звучать убедительно, пока вы не поймёте, что, кто бы ни сказал это, раз он всё- таки это говорит - значит, он не знает!
Слепая вера
Когда мы стареем, наше зрение притупляется, слух ухудшается, волосы выпадают и появляются вставные зубы, ноги слабеют, а руки иногда начинают трястись. Однако существует единственная анатомическая деталь нашего организма, которая, кажется, с каждым прожитым годом становится только крепче, - это наш болтливый рот. Вот почему самых многословных из наших граждан можно в полной мере назвать политиками только в последние годы их жизни.
Много веков тому назад у одного царя были трудности с советниками. Они так много спорили, что практически никаких решений не принималось. Каждый советник, придерживаясь наиболее древней политической традиции, утверждал, что только он один прав, а все остальные ошибаются. Тем не менее, когда находчивый царь устроил особое всенародное празднество, все советники согласились взять выходной.
Празднество представляло собой яркое театральное событие, проходившее на большой арене. Здесь были певцы и танцоры, акробаты, клоуны, музыка и многое другое. Затем в конце представления перед огромной толпой - министры, конечно, занимали лучшие места - король вывел на середину арены своего царского слона. Следом за слоном вышли семеро слепцов, о которых в городе было известно, что они слепы с самого рождения.
Царь взял за руку первого слепого, помог ему ощупать хобот слона и сказал, что это слон. Затем царь помог второму слепому ощупать слоновий бивень, третьему - уши слона, четвертому - голову, пятому - туловище, шестому – ноги, а седьмому - хвост. При этом каждому слепому он сообщал, что это слон. Затем король вернулся к первому слепому и попросил его громко рассказать, что такое слон.
- По моему обоснованному и квалифицированному мнению, - сказал первый слепой, который ощупывал хобот, - с абсолютной уверенностью я заявляю, что слон - это разновидность змеи рода Python asiaticus.
- Какая смехотворная чепуха! - воскликнул второй слепой, трогавший бивень слона. - Слон слишком твёрдый, чтобы быть змеёй. В действительности, а я никогда не ошибаюсь, это крестьянский плуг.
- Не будьте посмешищем! - язвительно сказал третий слепец, трогавший уши слона. - Слон - это опахало из пальмового листа.
- Вы несведущие идиоты! - рассмеялся четвёртый слепой, прикасавшийся к голове слона. - Очевидно, что слон - это огромный кувшин для воды.
- Невозможно! Совершенно невозможно! - изрёк пятый слепой, который ощупывал туловище слона. - Слон - это огромный камень.
- Враньё! - закричал шестой слепой, трогавший ноги слона. - Слон - это ствол дерева.
- Что за сборище дураков! - презрительно усмехнулся последний слепой, который имел дело с хвостом слона. - Я скажу вам, что такое слон на самом деле. Это разновидность мухобойки. Я знаю, потому что мoгy потрогать это!
«Вздор! Это змея». «Не может быть! Это кувшин». «Ничего подобного! Это...» И слепые принялись так возбуждённо спорить и говорить все одновременно, что слова слились в один громкий и неутихающий вопль. Оскорбления сыпались градом, как и удары кулаков. Хотя слепцы не были вполне уверены в том, кого они бьют, в пылу драки это не казалось таким уж важным. Они бились за принцип, за правду, за истину. За свои индивидуальные истины.
Пока солдаты царя разнимали слепых драчунов с намятыми боками, толпа на стадионе потешалась над безмолвными, оробевшими советниками. Все присутствовавшие прекрасно поняли суть и цель нравоучения, преподанного царём 10.
Каждый из нас способен познать только часть целого, которая составляет истину. Когда мы цепляемся за свои ограниченные знания как за абсолютную истину, мы уподобляемся одному из слепых, который ощупывает какую-либо часть слона и делает вывод, что его частичный опыт является истинным, а все остальные ошибаются.
Вместо слепой веры мы можем прибегнуть к диалогу. Представьте, каков будет результат, если семеро слепцов, вместо того чтобы противопоставлять имеющиеся у каждого сведения, объединят данные своего опыта. В этом случае они должны прийти к заключению, что слон - это нечто похожее на огромный камень, возвышающийся на четырёх крепких стволах деревьев. В задней части камня находится мухобойка, а впереди — огромный кувшин для воды. По бокам кувшина расположены два опахала из пальмовых листьев, к днищу кувшина прикреплены два плуга и длинный питон между ними! Это не такое уж плохое описание слона для того, кто никогда его не увидит.