Что самое большое на свете?




Дочь моего приятеля по колледжу училась в первом классе начальной школы.

Учитель задал классу пятилетних детишек во­прос:

- Что самое большое на свете?

- Мой папа, - сказала одна маленькая де­вочка.

- Слон, - ответил мальчик, который недавно побывал в зоопарке.

- Гора, - ответил другой мальчик.

Ребёнок моего приятеля сказал:

- Мои глаза больше всего на свете.

Класс утих, пытаясь понять ответ маленькой девочки.

- Что ты имеешь в виду? - спросил девочку учитель, не меньше остальных озадаченный.

- Ну, - начал объяснять маленький фило­соф, - мои глаза могут видеть её папу и могут видеть слона. Они могут видеть гору и всё, что только есть. Если всё это может поместиться у меня в глазах, значит, они должны быть самой большой вещью на свете!

Мудрость - это не результат обучения, а ясное видение того, чему нельзя научиться.

 

С огромным уважением к юной дочери моего приятеля, я бы немного расширил её озарение Не ваши глаза, а ваш ум - самая большая вещь в мире.

Ваш ум может видеть всё, что могут видеть ваши глаза, и он способен видеть больше - то, что создаётся вашим воображением. Также ва­шему уму могут быть известны звуки, которые ваши глаза никогда не смогут увидеть, и ощу­щения, основанные как на реальности, так и на грёзах. Вашему уму также известно то, что находится за гранью ваших пяти чувств. По­скольку всё познаваемое может уместиться в вашем уме, именно ваш ум должен являться самой большой вещью в мире. Ум содержит в себе всё.

 

В поисках ума

Многие учёные и их сторонники утверждают, что ум является просто побочным продуктом деятельности мозга, поэтому после моих вы­ступлений, когда приходит время вопросов и ответов, меня часто спрашивают: «Существует ли ум? Если существует, то где? В теле? Или за пределами тела? Или он везде и всюду? Где на­ходится ум?»

Для ответа на этот вопрос я демонстрирую простоe доказательство.

Я прошу свою аудиторию: «Если в данный момент вы счастливы, то, пожалуйста, поднимите правую руку. Если вы несчастны, даже чуть-чуть, пожалуйста, поднимите левую руку». Большинство людей поднимают правую руку, некоторые - искренне, остальные - из чувства гордости.

«Теперь, - продолжаю я, - те из вас, кто счастлив, покажите на это счастье указатель­ным пальцем правой руки. Те же, кто несчаст­лив, пожалуйста, покажите на своё несчастье указательным пальцем левой руки. Определите местонахождение вашего счастья или несчастья, для меня».

Мои слушатели начинают совершать бес­порядочные движения пальцами вверх и вниз. Затем они мельком оглядывают своих соседей, находящихся в таком же замешательстве. За­тем, когда до них всё доходит, они начинают смеяться.

Счастье реально. Несчастье достоверно. Нет никаких сомнений в том, что эти вещи суще­ствуют. Однако вы не можете определить место­нахождение этих реальностей где бы то ни было в пределах вашего тела, за пределами вашего тела или вообще где-нибудь.

Это происходит потому, что счастье и несча­стье являются составляющими исключительно сферы ума. Они принадлежат уму, как цветы и сорняки принадлежат саду. Тот факт, что суще­ствуют цветы и сорняки, доказывает существование сада. Таким же образом факт существования счастья и несчастья доказывает, что существует ум.

Обнаружение того обстоятельства, что вы не можете непосредственно указать на счастье или несчастье, показывает, что невозможно установить местонахождение ума в трёхмерном пространстве. Напротив, помните, что ум является самой большой вещью в мире: ум не может располагаться в трёхмерном пространстве, однако трёхмерное пространство располагается в уме. Ум - самое большое, что есть в этом мире, в нём содержится всё мироздание.

 

Нayкa

Прежде чем стать монахом, я был учёным. Я ис­следовал дзенский мир теоретической физики в Кембриджском университете в Англии. Наука и религия, как я обнаружил, совместно придерживаются многих вещей, одной из которых яв­ляется догма. Восхитительное по своей нагляд­ности изречение, которое я помню ещё со сту­денческих лет, гласит: «Высота положения ве­ликого учёного измеряется отрезком времени, затраченного этим учёным на препятствование прогрессу в исследуемой им научной области!»

На проходившей недавно в Австралии дис­куссии, в которой я принимал участие в качестве лектора, один из слушателей задал мне проницательный вопрос.

- Когда я любуюсь в телескоп на красоту звёзд, - сказала набожная католичка, - я всегда чувствую, что моя религиозная вера находится под угрозой.

- Мадам, когда учёный смотрит в телескоп с другого конца, то есть с большого в малень­кий, - ответил я, - чтобы пристально рассмо­треть того, кто смотрит, тогда в опасности оказывается наука!

 

Искусство молчания

Возможно, будет лучше совершенно прекратить все споры. Знаменитая восточная поговорка гласит:

Тот, кто знает, не говорит;

Тот, кто говорит, не знает.

Это может звучать убедительно, пока вы не поймёте, что, кто бы ни сказал это, раз он всё- таки это говорит - значит, он не знает!

 

Слепая вера

Когда мы стареем, наше зрение притупляется, слух ухудшается, волосы выпадают и появляются вставные зубы, ноги слабеют, а руки иногда начинают трястись. Однако существует единственная анатомическая деталь нашего организ­ма, которая, кажется, с каждым прожитым годом становится только крепче, - это наш болтли­вый рот. Вот почему самых многословных из наших граждан можно в полной мере назвать политиками только в последние годы их жизни.

Много веков тому назад у одного царя были трудности с советниками. Они так много спо­рили, что практически никаких решений не принималось. Каждый советник, придержи­ваясь наиболее древней политической тради­ции, утверждал, что только он один прав, а все остальные ошибаются. Тем не менее, когда на­ходчивый царь устроил особое всенародное празднество, все советники согласились взять выходной.

Празднество представляло собой яркое теа­тральное событие, проходившее на большой арене. Здесь были певцы и танцоры, акробаты, клоуны, музыка и многое другое. Затем в конце представления перед огромной толпой - ми­нистры, конечно, занимали лучшие места - ко­роль вывел на середину арены своего царского слона. Следом за слоном вышли семеро слепцов, о которых в городе было известно, что они слепы с самого рождения.

Царь взял за руку первого слепого, помог ему ощупать хобот слона и сказал, что это слон. Затем царь помог второму слепому ощупать слоновий бивень, третьему - уши слона, четвертому - голову, пятому - туловище, шестому – ноги, а седьмому - хвост. При этом каждому слепому он сообщал, что это слон. Затем король вернулся к первому слепому и попросил его громко рассказать, что такое слон.

- По моему обоснованному и квалифици­рованному мнению, - сказал первый слепой, который ощупывал хобот, - с абсолютной уве­ренностью я заявляю, что слон - это разновид­ность змеи рода Python asiaticus.

- Какая смехотворная чепуха! - восклик­нул второй слепой, трогавший бивень слона. - Слон слишком твёрдый, чтобы быть змеёй. В действительности, а я никогда не ошибаюсь, это крестьянский плуг.

- Не будьте посмешищем! - язвительно сказал третий слепец, трогавший уши слона. - Слон - это опахало из пальмового листа.

- Вы несведущие идиоты! - рассмеялся чет­вёртый слепой, прикасавшийся к голове сло­на. - Очевидно, что слон - это огромный кув­шин для воды.

- Невозможно! Совершенно невозмож­но! - изрёк пятый слепой, который ощупы­вал туловище слона. - Слон - это огромный камень.

- Враньё! - закричал шестой слепой, трогав­ший ноги слона. - Слон - это ствол дерева.

- Что за сборище дураков! - презрительно усмехнулся последний слепой, который имел дело с хвостом слона. - Я скажу вам, что такое слон на самом деле. Это разновидность мухобойки. Я знаю, потому что мoгy потрогать это!

«Вздор! Это змея». «Не может быть! Это кувшин». «Ничего подобного! Это...» И слепые принялись так возбуждённо спорить и говорить все одновременно, что слова слились в один громкий и неутихающий вопль. Оскорбления сыпались градом, как и удары кулаков. Хотя слепцы не были вполне уверены в том, кого они бьют, в пылу драки это не казалось таким уж важным. Они бились за принцип, за правду, за истину. За свои индивидуальные истины.

Пока солдаты царя разнимали слепых дра­чунов с намятыми боками, толпа на стадионе потешалась над безмолвными, оробевшими со­ветниками. Все присутствовавшие прекрасно поняли суть и цель нравоучения, преподанного царём 10.

Каждый из нас способен познать только часть целого, которая составляет истину. Когда мы цепляемся за свои ограниченные знания как за абсолютную истину, мы уподобляемся одно­му из слепых, который ощупывает какую-либо часть слона и делает вывод, что его частичный опыт является истинным, а все остальные оши­баются.

Вместо слепой веры мы можем прибегнуть к диалогу. Представьте, каков будет результат, если семеро слепцов, вместо того чтобы противопо­ставлять имеющиеся у каждого сведения, объе­динят данные своего опыта. В этом случае они должны прийти к заключению, что слон - это нечто похожее на огромный камень, возвыша­ющийся на четырёх крепких стволах деревьев. В задней части камня находится мухобойка, а впереди — огромный кувшин для воды. По бо­кам кувшина расположены два опахала из паль­мовых листьев, к днищу кувшина прикреплены два плуга и длинный питон между ними! Это не такое уж плохое описание слона для того, кто никогда его не увидит.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: