УТВЕРЖДАЮ
Ректор УО «ВГУ им. П.М. Машерова
__________ ____________________
(подпись) (И.О. Фамилия)
«_____»_________ 20___г.
Регистрационный № _______
ПРОГРАММА
Производственной ПРЕДДИПЛОМНОЙ практики
_____________________________________________________________________________
(наименование практики)
для специальности:
1-86 01 01 Социальная работа ___________
(код специальности) (наименование специальности)
направления специальности:
1-86 01 01-01 Социальная работа (социально-педагогическая деятельность).
(код направления специальности) (наименование направления специальности)
Курс ___ 5 ___ Форма обучения дневная ___
2011 г.
СОСТАВИТЕЛИ:
Качан Г.А., доцент кафедры социально-педагогической работы УО «ВГУ им. П.М.Машерова», Матюшкова С.Д., ст. преподаватель кафедры социально-педагогической работы УО «ВГУ им. П.М.Машерова»
(И.О. Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание)
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой социально-педагогической работы.
(название кафедры – разработчика программы)
(протокол №____ от_____________)
Заведующий кафедрой
__________ А.П. Орлова
(подпись) (И.О. Фамилия)
ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Советом факультета социальной педагогики и психологии.
(название факультета)
(протокол №____ от_____________)
Председатель
Совета факультета
__________ С.А. Моторов
(подпись) (И.О. Фамилия)
Пояснительная записка
Практика — особая форма внеаудиторной учебной работы, во время которой студенты овладевают прикладными аспектами будущей профессиональной деятельности, используют и закрепляют знания, приобретенные теоретическим путем. Практика является важной составляющей профессиональной подготовки специалиста.
Цель практики – освоение в практических условиях принципов организации и управления социальной работой, анализ полученных результатов, выработка предложений по улучшению качества социальных технологий и решения проблем социального обслуживания населения, сбор и анализ материала для выполнения дипломной работы.
Задачи практики:
- ознакомление студентов с направлениями, формами и методами деятельности районных отделений социальной защиты населения (социально-педагогических и психологических служб учреждений образования (СППС) в конкретных условиях макро- и микросреды, постановлениями, распоряжениями, приказами вышестоящих органов, нормативными и другими руководящими материалами и документами по вопросам социальной защиты населения (оказания психологической помощи населению);
- закрепление умений использования для работы в социальной среде отечественного и зарубежного опыта по социальной работе (психологии), обеспечения посредничества между индивидом и обществом, ведения организационной, пропагандистской, профилактической, исследовательской работы;
- углубление и закрепление общенаучных, профессиональных и специальных знаний, полученных во время учебы в университете, для успешного осуществления профессиональной деятельности;
- закрепление умений самостоятельно принимать профессиональные решения с учетом их социальных последствий; выявлять семьи и отдельные лица, нуждающиеся в помощи; устанавливать причины возникающих у них трудностей, конфликтных ситуаций (по месту работы, учебы, в семье и т.д.), оказывать им содействие в разрешении этих трудностей и конфликтов и предоставления социальной (психологической) помощи;
- закрепление практических умений по обеспечению связей между личностью и микросредой, детьми и взрослыми, семьей и обществом; стимулирования клиента к выполнению социально-значимой деятельности, способствуя проявлению инициативы и активной жизненной позиции клиента;
- овладение навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач, использования форм и методов воспитательной работы и просвещения, проведения организационно-управленческой, исследовательско-аналитической, научно-педагогической и практической работы на различных объектах профессиональной деятельности.
БАЗЫПРАКТИКИ
Преддипломная практика проводится на базе районных отделов социальной защиты населения (РОСЗ), территориальных центров социального обслуживания населения (ТЦСОН), учреждений образования и здравоохранения.
База для прохождения преддипломной практики выбирается совместно с научным руководителем в соответствие с темой дипломного проекта (работы).
Объектами преддипломной практики будущего специалиста по социальной работе являются: индивид, семья, группы, общность, находящиеся в трудной жизненной ситуации; учреждения социальной сферы как система социальной помощи и поддержки человека (органы, предприятия, учреждения и организации социальной защиты населения; негосударственные и государственные учреждения и социальные службы, центры и фонды социальной помощи; различные социальные группы населения, трудовые коллективы и общественные организации, находящиеся в зоне ответственности конкретного РОСЗ).
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ
Согласно учебному плану факультета социальной педагогики и психологии преддипломная практика для студентов V курса дневной формы обучения специальности 1-86 01 01 01 «Социальная работа» (социально-педагогическая деятельность) организуется в 10 семестре и рассчитана на 5 недель.
Перед началом преддипломной практики совместно с научным руководителем студент-практикант заполняет карточку индивидуального задания по подготовке дипломного проекта (работы), заверяет ее у научного руководителя и заведующего кафедрой. Карточка после ее заполнения сдается факультетскому руководителю практики и хранится на кафедре.
Методистами по практике выступают научные руководители дипломных проектов (работ).
Организация практики:
1. Подготовка и проведение установочной конференции. На установочной конференции студенты знакомятся с задачами практики, ее организацией и содержанием, требованиями к оформлению отчетной документации.
2. Планирование и организация деятельности студента на базе практики. Практикант подчиняется правилам внутреннего распорядка учреждения и в случае их нарушения может быть отстранен от прохождения практики. В период преддипломной практики студенты выполняют работы предусмотренные в разделе «Должностные обязанности» для соответствующей должности (специальности) квалификационного справочника должностей, а при наличии вакантных должностей могут в установленном порядке зачисляться на них.
3. Подготовка и проведение итоговой конференции, на которой обсуждаются общие результаты практики.
4. Дифференцированный зачет по практике.
Содержание практики:
- ознакомление с работой РОСЗ, СППС, ведущими специалистами, беседы с ее заведующим и заместителем;
- ознакомление с нормативно-правовыми актами, приказами, распоряжениями вышестоящих органов и другими документами, регламентирующими деятельность данного отделения социальной защиты (СППС), его перспективным и текущим планированием;
- изучение социальных и иных проблем территории, обслуживаемой РОСЗ (СППС), потребностей и запросов клиентов, их материального и психологического состояния, составление социального паспорта данной территории;
- проведение индивидуальной работы с клиентами РОСЗ (СППС) на основе выявления семей и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи; установления причин возникающих у них трудностей, конфликтных ситуаций (по месту работы, учебы, в семье и т.д.), с целью оказания им содействия в разрешении этих трудностей и конфликтов и предоставления социальной помощи;
- способствование совместной деятельности различных общественных и государственных организаций и учреждений, находящихся на территории РОСЗ по оказанию необходимой социально-экономической, юридической и иной помощи нуждающимся группам населения;
- оказание помощи в семейном воспитании, проведение психолого-педагогических и юридических консультаций по вопросам семьи и брака, воспитательной работы с несовершеннолетними детьми делинквентной (девиантной) направленности;
- оказание содействия детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи;
- участие в организации и координации работы по обслуживанию людей пожилого и старческого возраста, в решении проблем занятости населения, проведения социальной работы среди безработных, социальной адаптации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы и специальных учебно-воспитательных учреждений;
- участие в обеспечении посредничества, с одной стороны, между личностью и семьей, с другой стороны – между различными общественными и государственными структурами.
Титульный лист
Учреждение образования«Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»
Факультет социальной педагогики и психологии
Кафедра педагогической психологии
(или Кафедра социально-педагогической работы)
ДНЕВНИК
Преддипломной практики
студента(ки) _______________________________________________________
факультета _______________________________________________________
группы _______________________________________________________
факультетский руководитель практики__________________________________
методист практики___________________________________________________
Витебск, 200_ г.
________________________________________________________________________________
Страница 1
Место прохождения практики
Учреждение _______________________________________________________
Адрес _______________________________________________________
Телефон _______________________
Директор _______________________________________________________
(Ф.И.О.)
Зам. директора______________________________________________________
(Ф.И.О.)
Специалист по социальной работе (психолог)____________________________
(Ф.И.О.)
________________________________________________________________________________
Страница 2
Индивидуальный план работы
«УТВЕРЖДАЮ»
__________научный руководитель _____________________________________
(Ф.И.О.)
«____»___________________200__г.
Содержание работы | Сроки выполнения | Отметка о выполнении |