Цель – мониторинг уровня и специфики актуального развития, определение детей среди 5-х классов, требующих индивидуального образовательного маршрута, предоставление диагностической информации учителю и заместителю директора для обеспечения учебно-воспитательного процесса. Возраст детей: 11 – 12 лет.
Анализ результатов диагностического минимума в 5-х классах. Диагностика общего фактора интеллекта. Тест интеллектуального потенциала. Диагностирует наиболее общие предпосылки интеллектуальных операций: способности устанавливать связи и отношения.
Фамилия, имя ученика. | Набранные баллы - стены | Показатель IQ | Уровень развития |
Расстрыгина Арина | 7-2 | Низкий | |
Белобородов Артем | 18 - 6 | Средний | |
Корзанов Андрей. | 20 - 7 | Средний | |
Гришанова Маргарита | 19 - 8 | Средний | |
Куликова Ирина | 17 - 6 | Средний | |
Коротаева Марина | 8 - 4 | Низкий | |
Герасимова Антонина | 18 - 7 | Средний | |
Корзанов Герман | 19 - 7 | Средний | |
Бирюкова Мария | 16 - 5 | Средний | |
Самойлова Галина | 15 - 6 | Средний | |
Андреева Наталья. | 21 – 8 | Высокий | |
Тимофеева Антон | 21 - 8 | Высокий | |
Маслова Ирина. | 14 - 6 | Средний | |
Нескучайкин Роман | 13 - 5 | Средний | |
Бузайкина Евгения | 14 –4 | Средний | |
Волопаева Дарья | 18 –7 | Средний | |
Юшков Егор | 15 - 6 | Средний | |
Коломеец Гриша | 16 - 5 | Средний | |
Егоров Владимир | 18 - 6 | Средний | |
Кузова Лидия | 9 - 4 | Низкий | |
Королев Сергей | 17 - 7 | Средний | |
Воронцов Владимир | 21 - 8 | Высокий | |
Долганов Николай | 13 - 5 | Средний | |
Буракова Таисия | 16 - 5 | Средний | |
Гондаров Леонид | 9 - 3 | Низкий |
Всего - 25 человек
Высокий – 12 % Низкий - 16% Средний - 72%
Сводная ведомость по результатам обследования школьной тревожности 5 -х кл.
Методика включает в себя ситуации 3-х типов:
- ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
- ситуации, актуализирующие представления о себе;
- ситуации общения.
Фамилия, имя ученика. | Общая тревожность | Школьная | Самооценочная | Межличностная |
Расстрыгина Арина | 70 несколько повышена | 23 несколько повышена | 10 несколько понижена | 5 норма |
Белобородов Артем | 30 норма | 12 норма | 11 норма | 9 норма |
Корзанов Андрей. | 28 норма | 7 норма | 8 норма | 13 норма |
Гришанова Маргарита | 31норма | 15 норма | 32 норма | |
Куликова Ирина | 52 норма | 15 норма | 17 норма | 18 норма |
Коротаева Марина | 63 норма | 22 несколько повышенна | 23 несколько повышенна | 19 несколько повышенна |
Герасимова Антонина | 29 норма | 5 норма | 8 норма | 15 норма |
Корзанов Герман | 55 несколько повышенна | 19 несколько повышенна | 25 высокий | 22 несколько повышенна |
Бирюкова Мария | 35 норма | 6 чрезмерно спокойное | 14норма | 16 норма |
Самойлова Галина | 65 несколько повышенна | 17 норма | 18 норма | 30 высокий |
Андреева Наталья. | 46 норма | 22 несколько повышенна | 15 норма | 14 норма |
Тимофеева Антон | 47 норма | 13норма | 18 норма | 18 норма |
Маслова Ирина. | 55 норма | 19несколько повышенна | 17 норма | 20 несколько повышенна |
Нескучайкин Роман | 20 норма | 10 норма | 8норма | 7 норма |
Бузайкина Евгения | 70 несколько повышенна | 23 несколько повышенна | 10 несколько понижена | 5 норм |
Волопаева Дарья | 48 норма | 19 несколько повышенна | 12 норма | 15 норма |
Юшков Егор | 42 норма | 11 норма | 13 норма | 16 норма |
Коломеец Гриша | 38 норма | 16норма | 12 норма | 18 норма |
Егоров Владимир | 36норма | 8 норма | 12 норма | 16 норма |
Кузова Лидия | 43 норма | 13 норма | 15 норма | 15 норма |
Королев Сергей | 48 норма | 11норма | 18 норма | 14 норма |
Воронцов Владимир | 39 норма | 6 норма | 10 норма | 15 норма |
Долганов Николай | 67 несколько повышенна | 15 норма | 17 норма | 30 высокий |
Буракова Таисия | 54 норма | 14 норма | 16 норма | 17 норма |
Гондаров Леонид | 28 норма | 5 норма | 9 норма | 14 норма |
Всего: 25 человек. 51% учащихся, имеющих степень дезадаптации. 46% норма.
Сделаем вывож что «группу риска» составили дети, имеющие плохое эмоциональное отношение к школе, заниженную самомнение, непроизводительную мотивацию.
Рекомендации.
Необходима общая работа учителей и специалистов по психологии, задача которых наибольшее время уделять тем ученикам,которые показали невысокий степень школьной мотивации и школьной дезадаптации: выяснение оснований, лежащих в базе предоставленной ситуации; возведение различных форм работы, нацеленных на составление приспособительных умений у учеников.
Для увеличения значения мотивации студентов 5-х классов учителям, работающим на параллели применить всевозможные инициирующие способы: чувственные, познавательные, волевые, общественные, а еще предугадывать затруднения, которые имеют все шансы появиться у отдельных обучающихся при исследовании учебного материала; принимать во внимание при отборе учебного материала познавательные интересы и необходимости обучающихся; выбирать правильные задания для более и менее подготовленных к учебе школьников; увидеть отношение обучающихся к происходящему на уроке; вовремя откликаться на отношение к изучаемому материалу к уроку отдельных учеников; подключать в познавательную работу на всех шагах урока; использовать на уроке активный запас знаний, умений.
Для корректного дела к ошибкам сучеников, имеющих невысокое самомнение, ассоциировать итоги работы лишь только с его личными, а не с посторонними. Делать на уроках успехи (обращать на детей с заниженной самооценкой и непроизводительной мотивацией).
Сравнение всех итогов о том, собственно что процесс привыкания протекает благополучно. Основная масса учеников имеют активно-положительное к школе и высшую самомнение.
В итоге проделанного скринингового обследования между учениками 5-х классов, потребуется углубленное психодиагностическое обследование Расстрыгиной Арины.
Ситуация 2
Психологическое заключение по результатам углубленного психодиагностического обследования
Задание направлено на отработку практических навыков написания психологического заключения, формулирования психологического диагноза, прогноза и рекомендаций для учителей, родителей, планирования коррекционных мероприятий.
Вопросы и задания:
1. Проведите анализ результатов углубленного психодиагностического обследования. Представьте данные в виде психодиагностического профиля.
Ученица 5 го класса Расстрыгина Арина осталася на второй год обучения, материал 5 го класса не был усвоен,девочка плохо читает, не справлялась с задачами по математике и примерами на умножение и деление. Не усвоила таблицу умножения. Спокойна, послушна.
2. Определите психологический диагноз:
Диагностическое обследование, проведенное по запросу педагога, показало низкий уровень развития мышления, несформированности важнейших умственных действий, плохо развитую устную речь, незаинтересованность мальчика в успешном обучении. Девочка тревожна, с недоверием относится к взрослым, в классе не пользуется авторитетом.
Из бесед с педагогом стало известно, что девочка – ослабленный и болезненный ребенок, проживает с бабушкой. Родители лишены родительских прав.
3. Сформулируйте психологический прогноз - направление возможного развития данного отклонения.
Можно предположить наличие серьезных нарушений умственного развития.
4. Разработайте рекомендации по организации образовательной среды, воспитанию и обучению ребенка, при необходимости - специализированной, коррекционной помощи.
Необходимо дифференциальное углубленное обследование с использованием детского варианта теста Векслера.
5. Составьте психологическое заключение по результатам углубленного психодиагностического обследования.
Регистрационный лист к методике исследования интеллекта Векслера
Фамилия – Расстрыгина Арина Максимовна
Дата рождения (год, месяц) 19.12. 2005. Возраст 11 лет 3 мес.
Субтесты | Исходная оценка | Шкальная оценка |
1. Осведомленность | ||
2. Понятливость | ||
3. Арифметический | ||
4. Сходство | ||
5. Словарный | ||
6. Повторение цифр | ||
Сумма вербальных оценок 62 | ||
7. Недостающие детали | ||
8. Последовательные картинки | ||
9. Кубики Косса | ||
10. Складывание фигур | ||
11. Шифровка | ||
12. Лабиринты | ||
Сумма невербальных оценок 84 | ||
Общая оценка 103 | ||
Вербальный показатель 44 | ||
Невербальный показатель 50 |
Выводы: Умственный показатель Расстрыгиной Арины оказался равен 103, при данном по невербальным субтестам - 44, а по вербальным - 50. Тем более невысокие итоги были получены по субтестам осведомленности, понятливости, математическому, поочередным иллюстрациям.
Конечный субтест был повторен впоследствии окончания обследования и в критериях изучения и поддержке девочка совладала с ним очень благополучно.
Интеллектуальное снижение оказалось не настолько значительным и провоцировалось невысоким запасом познаний о мире, несформированностью способностей закономерного мышления. Учебные трудности провоцировались невысокой общественной и познавательной радостью девочки к обучению, отсутствием подабающей помощи и предметной поддержке в семье, а еще самой школьной неуспешностью, которая породила испуг, нерешительность в собственных силах, апатию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. 6-е изд. – М.: МПСУ, 2013. -352с.
2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психической диагностике: Дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. - М.: Изд–во АПКиПРО РФ. 2000 г. - 263 с.
3. Пономарева М.А. Психологическая диагностика личности: теория и практика. Изд-во: Гревцова, 2008. -239с.
4. Глуханюк. Н.С. Практикум по психодиагностике. Учебное пособие для вузов. Изд. 4-е., Изд-во: Флинта, 2009. -208с.
5. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие /Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб. Речь, 2005. - 688c.Пономарева М.А. Психологическая диагностика личности: теория и практика. Изд-во: Гревцова, 2008. -239с.
6. Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития (дошкольный и младший школьный возраст). СПб: Питер, 2005.
7. Акимова М.К., Козлова В.Т. Диагностика умственного развития детей. Изд-во: Питер, 2006. -240с.