Свобода и необходимость.




Задание студентам группы МОЦИ-264

По дисциплине «ОДБ.08. УГДД»

На время дистанционного обучения

Октября 2020 г.

Преподаватель: Яковлев В.А.

Задания отправить (фото работы или печатный документ): на страницу ВКонтакте: https://vk.com/id541076207 (в теме письма указать фамилию преподавателя, дисциплину, дату выполненной работы)

Срок выполнения: задание выполнить к следующему уроку по расписанию занятий (или подмене)

Литература: Кирьякова А. В. Ориентация школьников на социально значимые ценности. Теория и диагностика. – Л., 1991; Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В.А. Стандарты второго поколения. Концепция духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009; Ребёнок и социум. – Минск: Красико-Принт, 2007.

 

Тема 6. «Свобода и необходимость в деятельности человека»

 

План

 

1. Что такое свобода?

2. Признаки свободы. Ограничения свободы

3. Свобода и необходимость.

 

Цели занятия:

Методическая:

• совершенствовать методику проведения лекции с элементами эвристической беседы и использованием компьютерных технологий в сочетании с самостоятельной работой обучающихся

 

Дидактическая:

• создать условия для формирования у учащихся представления о свободе личности в различных ее проявлениях, признаках и ограничениях свободы.

 

Развивающая:

• продолжать работу по развитию понятийного мышления, критического мышления, умения работать с текстовой информацией, систематизировать ее, умения сравнивать, анализировать делать выводы.

 

Воспитательная:

• формирование мировоззрения, главной ценностью которого является глубоко личный смысл понятий свободы, ответственности, уважения прав и свобод других.

 

Что такое свобода?

 

Впервые понятие свобода как философскую категорию ввел Сократ, который понимал свободу как внутреннее состояние человека. «Истинно свободен человек, который знает, как управлять своими инстинктами. Тот человек раб, который не знает, как подчинить их и становится их жертвой».

В ХХ веке Н. Бердяев в книге «О рабстве и свободе» пишет «Человек есть царь и раб. Я вижу три состояния человека... которые можно обозначит как «господин», «раб» и «свободный». Господин и раб... не могут существовать друг без друга. Свободный же существует сам по себе... Мир рабства есть мир отчужденного от себя духа». Свобода не была сотворена Богом, свобода разумная, свобода в истине и добре... свобода в боге и от Бога полученная». Дух побеждает природу, вновь обретая единство с Богом, восстанавливается духовная целостность личности.

В этике понимание свободы связано с наличием свободы воли человека.

В философии:

· Свобо́да – течение событий таким образом, чтобы воля каждого действующего лица в этих событиях не подверглась насилию со стороны воли других.

· Свобода – это пространство объективных возможностей для самоутверждения и самореализации социального субъекта (индивида, социальной группы, социальной общности);

· Свобода – это способность и возможность человека действовать по своей воле, в соответствии со своими интересами и целями, не нарушая такое же право других людей, безопасность общества и государства.

В праве свобода – это закреплённая в конституции или ином законодательном акте возможность определённого поведения человека (например, свобода слова, свобода вероисповедания и т.д.).

Что общего в определениях?

(Осознанный выбор поведения, присуща только личности, самостоятельность, отсутствие принуждения, воля, осознанная необходимость, возможность правильного выбора, ответственность)

Что такое свобода? Чтобы дать определение понятию «свобода» мы начнем с того, что выделим признаки свободы, которые будем вносить в интеллект карту, заполняя схему.

 

Признаки свободы

 

Если посмотреть фотографии уличной скульптурной композиции, установленной в Филадельфии (скульптурная композиция «Freedom» американского скульптора постмодернизма Зеноса Фрудакиса), то можно определить тот признак свободы, который отразил скульптор. Что, прежде всего, бросается в глаза?

Это выход из формата, отступление от привычного, тебя должно все отпустить и ты можешь просто быть собой, вырваться из оков, отсутствие определенных ограничений:

– т.е. свобода – это отсутствие ограничений. Согласны ли вы с таким определением?,

Нет. Не всегда отсутствие ограничений ведет к хорошему – это может привести к анархии, произволу других таких же «свободных».

- Что нас ограничивает в этом мире?

Законы, нормы морали, обязанности, возможности тела…страх, власть, привычки, ложь, обвинения, шаблоны, привычки.

- Таким образом, мы можно сделать вывод, что понимание свободы как отсутствие ограничений это не совсем верный принцип. Точнее говорить о самостоятельности, отсутствии принуждения, воле, возможности выбора.

Можно вспомнить рассказ о Буридановом осле.

Вот еще одна притча.

Однажды Бог создал мир и населил его существами, очень похожими друг на друга. Но чтобы им было интереснее жить в этом мире, он решил сделать их уникальными, исходя из их собственных желаний.

И вот одни захотели летать, Бог подарил им крылья и назвал Птицами. Вторые желали плавать, и Бог наделил их плавниками и назвал их Рыбами. Третьи хотели бегать, и Бог дал им ноги, назвав Зверьми. Другие пожелали стать маленькими, Бог сделал так, назвав их Насекомыми. И спросил Бог у последних: - Что же вы хотите?

- Мы хотим быть теми, кем только пожелаем, – ответили те.

И тогда Бог дал им выбор и назвал Людьми.

- Чего они попросили?

Это выбор и осознанность Выбор связан с интеллектом, и волевым напряжением человека- бремя выбора. Кто стоит перед выбором испытывает мучения.

Вывод: Осуществляемая свобода предполагает наличие свободного выбора между разными возможностями. Основа выбора – ответственность.

 

Свобода и необходимость.

 

Что такое ответственность?

Это объективный, исторически-конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

- Какие стороны ответственности бывают?

Две стороны: внутренняя и внешняя.

Какая же имеет первостепенное значение?

Свобода есть осознанная необходимость.

Необходимость – то, что обязательно должно произойти в данных условиях.

Как же соотносятся свобода и необходимость? Есть разные подходы к этой проблеме.

 

Проблема соотношения свободы и необходимости в принятии решений человеком

 

Фатализм Волюнтаризм Немецкая классическая философия (Гегель
Рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор Абсолютизирует свободу воли, доводя её до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности. Стремление реализовать желанные цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий. Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования.

 

Соотношение свободы и необходимости в деятельности людей – старая философская проблема. Чаще всего эта проблема сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (судьбой, Божьим промыслом, неизбежными обстоятельствами, законами природы и общества). Есть две противоположные точки зрения на свободу человеческой воли:

1) фатализм – это представление о предопределенности всего происходящего (судьба, обстоятельства...)

2) волюнтаризм-представление о том, человек принимая решения, руководствуется лишь своими оценками и желаниями, пренебрегая объективными обстоятельствами.

Сегодня большинство философов признают свободу воли, но не считают ее абсолютной, так как, по их мнению, свободу воли ограничивает необходимость.

Не существует абсолютной свободы, она всегда относительна. Это проявляется хотя бы в том, что общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон может быть шире или уже, но он всегда существует. Опыт показывает, что любые поступки человека всегда обусловлены внутренним миром человека или внешними обстоятельствами.

Эту позицию можно выразить словами Ф. Энгельса: «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей»

Таким образом, трактовка свободы как осознанной необходимости предполагает осознание и учет человеком пределов своей деятельности.

 

Вопросы для самопроверки:

 

1. Кто впервые ввел понятие свобода как философскую категорию?

2. С чем связано в этике понимание свободы человека?

3. Каково понимание свободы в праве?

4. Что ограничивает человека в этом мире?

5. Что лежит в основе свободного?

6. Что такое фатализм?

7. Что такое волюнтаризм?

8. Считает ли большинство современных философов свободу воли абсолютной?

 

Самостоятельная работа.

 

Написать эссе (свободное изложение своих мыслей): «Дать свободу человеку, который не умеет ею пользоваться, значит погубить его» (Платон) Объем работы – 1-2 страницы: шрифт Times New Roman, размеры полей стандартные, интервал 1,5.

Выполнить самостоятельную работу и выслать ее на страницу ВКонтакте: https://vk.com/id541076207 (в теме письма указать фамилию преподавателя и студента, дисциплину, дату выполненной работы)

 

 

Критерии оценивания ответов на контрольные вопросы

 

Оценка «5» ставится, если обучающийся: умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала на все вопросы.

Оценка «4» ставится, если обучающийся: дает полный и правильный ответ на 6-7 вопросов, или допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при ответах.

Оценка «3» ставится, если обучающийся: дает полный и правильный ответ на 5 вопросов; излагает материал не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно, допускает ошибки при их формулировке.

Оценка «2» ставится, если обучающийся: не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: