Парадигматика
Парадигматические отношения – это отношения противопоставленности и функционального тождества языковых элементов («ИЛИ – ИЛИ»). Т.е. в парадигму объединяются наборы языковых единиц, сходных по одному из противопоставленных по какому-то другому критерию. Парадигматика определяет к какому разряду грамматической категории относится та или иная языковая единица по аналогии с ей подобными.
Примеры иерархических отношений между единицами разных ярусов:
§ фонемы <в> <о> <д> <а> входят в морфемы <вод><а>;
§ морфемы <вод><а> входят в слово <вода>;
§ слово <вода> входит в предложение <Вода течет>.
Синтагматика
Синтагматические отношения можно определить как отношения сочетаемости элементов одного уровня в речевой цепи, т.е. сочетание фонем с фонемами, морфем с морфемами и т.п. (объединяет единицы языка по непосредственному их сочетанию).
Логической формулой синтагматических отношений является формула «И – И», т.е. и один элемент и другой элемент вместе, рядом, один за другим, образуя ленту, цепь однопорядковых элементов определенной протяженности.
Примеры синтагматических отношений:
§ в = о = д = а, во = да (фонетико-фонологический уровень);
§ вод = а, ид = у, син = ий (морфологический уровень);
§ учи = тель, при = ехать (словообразовательный подуровень);
§ высокий человек, высокий тополь (лексический уровень);
§ Гора – высокая (синтаксический уровень).
Парадигматика - система форм одного и того же слова - (например, существительное изменяется по падежам, числам - вместе это парадигма - то есть это формы одного и того же слова). Синтагматика - сочетаемость слов друг с другом - н-р, сущ. может сочетаться с прилагательным, местоимением и т.д., то есть линейные отношения - это синтагматические.
36. Сигнификативный и денотативный аспект слова
1. Денотативный (или предметный) аспект лексического значения слова определяется отношением формы слова к обозначаемой ей реалии. Характеристика реалии часто используется для толкования значения слова, как в обыденной речи, так и в словарях национальных языков.
2. Сигнификативный (или понятийный) аспект лексического значения слова определяется соотношением формы слова и мыслительного содержания (понятие, образ, представление), связанного с ней в данном языке. Особенностью данного аспекта семантики является то, что наши понятия и представления о тех или иных реалиях действительности изменяются в связи с их более глубоким изучением и познанием или в связи с переосмыслением их роли в жизни людей. Изменение понятий приводит к изменениям значений слов и, как результат, к новым толкованиям слов.
!!! Денотативный и сигнификативный аспекты значения определяются экстралингвистическими факторами.
3. Парадигматический аспект лексического значения слова определяется общим значением той группы слов, с которой данное слово имеет содержательные (семантические) связи. Количество парадигматических значений слова зависит от количества лексических групп, в которые данное слово способно регулярно включаться. Так, слово земля может быть включено в следующие лексические группы:
1. почва, грунт, пласт, слой и т. п.;
2. пашня, угодье, поле;
3. известняк, глина, песок;
4. солнце, луна, звезда;
5. страна, отчизна, государство;
6. суша, берег, остров и т. п.
4. Синтагматический аспект лексического значения слова обусловлен способностью лексем сочетаться друг с другом в предложении. В осмысленной речи слова сочетаются между собой с учетом своих значений. И таким образом в каждом новом сочетании данного слова с другим реализуются его разные семантические свойства.
!!! Парадигматический и синтагматический аспекты значения являются внутрилингвистическими, хотя и они зависят от внешнелингвистических свойств обозначаемых реалий.
Парадигматические отношения между словами н еоднородны, т. к. они могут основываться как на различных формальных (грамматических) характеристиках слов, так и на семантических свойствах лексем. Наиболее значительные по величине парадигматические классы лексических единиц – это объединения слов по частям речи. Эти группировки слов одновременно являются и семантическими по своему характеру, поскольку слова каждой части речи обладают наиболее обобщенным, свойственным им содержательным признаком. Так, существительные обозначают предметность, глаголы – действия, прилагательные – свойства и качества предметов и т. п. Каждое слово обладает совокупностью семантических свойств, которые фиксируются грамматическими показателями. С учетом этих показателей лексические единицы образуют внутри слов каждой части речи разнообразные парадигматические классы и группировки: существительные абстрактные и конкретные, одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные; прилагательные качественные, относительные и притяжательные; числительные количественные и порядковые и т. д.
Кроме того, выделяют также парадигматические группы слов, связанных между собой такими семантическими свойствами, как тематическая общность, синонимия, антонимия, гипонимия и др.
37. Соотношение «язык – речь – речевая деятельность»
Традиционно для описания того, что мы делаем во время речи, используются термины: ʼʼязыкʼʼ, ʼʼречьʼʼ, ʼʼречевая деятельностьʼʼ, ʼʼречевой актʼʼ, ʼʼмышлениеʼʼ. Рассмотрим, что они обозначают. Разделение понятий ʼʼязыкʼʼ – ʼʼречьʼʼ произошло в работах немецкого учёного ХІХ века Вильгельма фон Гумбольдта и позже, в начале ХХ века в трудах швейцарца Фердинанда де Соссюра. После Соссюра язык стали понимать как код, систему объективно существующих, социально закреплённых знаков, соотносящих смысл и звучание, а также правила употребления этих знаков и соотношение между собой. Речь понималась как конкретное говорение, протекающее в пространстве и времени, облечённое взвуковую или письменную форму; а также его результаты – речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом (высказывания, тексты).
В 1931 ᴦ. русский учёный Л.В. Щерба ввёл термин ʼʼречевая деятельностьʼʼ, понимая под ним говорение, слушание, чтение, письмо и отделяя от него языковой материал – совокупность сказанного и написанного.
Концепция речевой деятельности разрабатывалась также в психологии. Согласно взглядам Л.С. Выготского (его труд ʼʼМышление и речьʼʼ вышел в 30-е годы ХХ века), речевая деятельность воспринимается как динамичное явление, зависящее от ряда факторов: мотива (причин) речи, потребностей индивида, цели, средств реализации и результата общения. По Выготскому, речевая деятельность состоит из динамичных речевых действий (актов), входящих в другую, практическую или теоретическую деятельность человека.
Речевой акт исследовали также европейские и американские учёные: Дж. Остин, Дж. Р Сёрл, Р. Якобсон. С их точки зрения, речевой акт имеет следующую структуру: говорящий, слушатель, обстоятельства речи; фрагмент действительности, о котором сообщается (тема); языковой код (грамматика и словарь), целенаправленность речи; результат речи, создающий новую ситуацию общения; установление контакта между собеседниками.
Речевая деятельность сопровождается также скрытыми мыслительными процессами, не поддающимися прямому наблюдению.
38. Суперсегментные средства фонологической системы
Сегментные и суперсегментные фонетические единицы (фонетические единицы и фонетические средства)
В звуковом потоке необходимо различать сегментные (линейные) и суперсегментные (надлинейные, просодические) фонетические единицы.
Сегментные (линейные) фонетические единицы являются отрезками, сегментами непрерывной цепи звучания в речевом потоке. К сегментным (линейным) фонетическим единицам относятся фраза, речевой такт (синтагма), фонетическое слово, слог, звук.
В лингвистической литературе сегментные (линейные) фонетические единицы называются также просто фонетическими единицами.
Суперсегментные (надлинейные, просодические) фонетические еди-ницы не являются отрезками, сегментами речевой цепи, не могут существовать сами по себе, а накладываются на сегментные единицы, определяя их.
К суперсегментным (надлинейным, просодическим) фонетическим единицам относятся интонация и ударение (фразовое, тактовое, словесное).
В лингвистической литературе суперсегментные (надлинейные, просодические) фонетические единицы называются также фонетическими средствами.
В современной лингвистике нет единообразия и понимании суперсег-ментных единиц. Так, например, М.В. Панов к перечисленным выше и тра-диционно выделяемым суперсегментным единицам относит также слог, но не как линейную единицу, представленную звуками, а как сочетание слогообразующего звука с неслогообразующими, волну сонорности, что поддерживается и Л.Л. Касаткиным, а также пограничные сигналы (диэремы), обнаруживаемые на границах слов и морфем, первое упоминание о которых находим у Н.С. Трубецкого.
Андрейченко Л.Н. Русский язык. Фонетика и фонология. Орфоэпия. Графика и орфография. - М., 2003 г
39. Философская, общенаучная и частная методология. Метод и методика в языкознании.