Цели и задачи олимпиады
Цели:
- популяризация музыкально-теоретических дисциплин, являющихся основой обучения музыкальному искусству, профориентационная работа на раннем этапе обучения.
Задачи:
- расширение кругозора и углубление знаний обучающихся по теоретическим предметам;
- выявление творческого потенциала обучающихся и углубление профориентационной работы;
- налаживание профессиональных связей между преподавателями теоретических дисциплин республики и соседних регионов, в рамках взаимодействия «школа-колледж-ВУЗ»
- распространение результативного педагогического опыта.
Условия проведения конкурса
2.1. Олимпиада проводится 19февраля 2022 г. в 11.00 в МБУ ДО ДШИ п. Балезино,по адресу: УР, п.Балезино, ул. Советская, 18.
2.2. В олимпиаде могут принять участие обучающиеся 2-3 классов(7-8-летний срок обучения) и 2 классов (5-летний срок обучения). Все участники делятся на две возрастные группы:
1. Младшаягруппа - 2 класс(8-летнегосрока обучения).
2. Старшаягруппа - 3 класс(8-летнегосрока обучения) и 2 класс(5-летнегосрока обучения).
Возраст учащихся на дату проведения олимпиады не должен превышать 10 лет.Так как олимпиада проводится в виде театрализованного представления, все участникипринимают участие вдвух разделах олимпиады (слушание музыки и сольфеджио), при этомжюри оценивает только ту номинацию, на которую была подана заявка на участие. Олимпиада не предполагает специальной подготовки, все задания проводятся в рамках учебной программы.
2.3. Для проезда к месту проведения олимпиады из г.Ижевск от автовокзала в 8.00 19февраля будет организован автобус, выезд автобуса в обратную сторону состоится после подведения итогов олимпиады. Для участников будет организовано горячее питание на сумму 100-150 рублей (за счет направляющей стороны), а также концерт и экскурсия в краеведческий музей.
Содержание олимпиады
3.1.Олимпиада проводится в форме театрализованного представления. В ходе представления участникам даются вопросы и задания (теоретического, практического и творческого характера), как по сольфеджио, так и по слушанию музыки (музыкальной литературе).
3.2.Заданияпослушанию музыки (музыкальной литературе)включают в себя тестовые задания с ответами на вопросы и определением на слух музыкальных фрагментов (из произведений учебной программы), задания на поиск соответствий, сравнение, и т.д.
Задания по слушанию музыки (музыкальной литературе) составляютсяодинаково для обеих возрастных групп, но оцениваются отдельно покаждой возрастной группе.
Темы заданий:
1. Тембры музыкальных инструментов (инструменты симфонического оркестра, русские народные инструменты, орган, клавесин, фортепиано);
2. Выразительные средства музыки;
3. Первичные музыкальные жанры: песня, танец и марш (без уточнения разновидностей)
Музыкальная викторина предполагает знание следующих произведений:
- А.Лядов «Кикимора»;
- М.Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках»;
- П.И.Чайковский «Баба-яга»;
- Э.Григ «Утро», «В пещере горного короля»;
- Н.А.Римский-Корсаков «Полёт шмеля», «Три чуда».
3.3. Задания посольфеджиопо уровню соответствуют типовой учебной программе для 2 - 3 класса (8-летнийсрок обучения), 2 класса (5-летнийсрок обучения).
Выполнение заданий для 2 класса (8-летний срок обучения)предполагает:
- знание тональностей до двух знаков включительно, трёх видов минора, параллельных тональностей, устойчивых и неустойчивых ступеней;
- знание понятий: главные ступени лада, секвенция, транспонирование;
- умение определять простые интервалы (1-5,8);
- знание ритмических рисунков: четыре шестнадцатых, четверть с точкой и восьмая.
Выполнение заданий для 3 класса (8-летний срок обучения) и 2 класса (5-летний срок обучения) предполагает:
- знание тональностей до трёх знаков включительно, трёх видов минора, параллельных тональностей, устойчивых и неустойчивых ступеней;
- знание понятий: главные ступени лада, секвенция, транспонирование;
- умение определять простые интервалы (1-6,8), четыре вида трезвучий;
- знание ритмических рисунков с шестнадцатыми, четверть с точкой и восьмая.
- умение группировать длительности в размерах 2/4 и 3/4.
Задания по сольфеджио составляются и оцениваются отдельно по каждой из возрастных групп.
Структура олимпиады по сольфеджио:
1. Определить на слух элементы музыкального языка (интервалы, четыре вида трезвучия, мажорную и минорную гамму, включая виды минора).
2. Сложить музыкальный паззл (музыкальный диктант из отдельно нарезанных тактов).
3. В предложенной таблице соединить музыкальные понятия с правильным их определением.
4. Разделить мелодию на такты(2 класс), сгруппировать и расставить тактовые черты (для 3 класса).
5. Досочинить второе предложение на четверостишие.
3.4. Олимпиадапо сольфеджио и по музыкальной литературе проводится в концертном зале и учебных классах.
Жюри
4.1. В состав жюри олимпиады входят преподаватели Республиканского музыкального колледжа и специальных музыкальных учебных заведений других регионов.
4.2. Жюри олимпиады:
- оценивает результат выполнения заданий;
- проводит анализ выполненных работ;
- оформляет протоколы результатов олимпиады.
4.3. Жюри имеет право:
- присуждать не все дипломы;
- присуждать специальные дипломы;
- присуждать специальные призы.
Подведение итогов олимпиады
5.1. Итоги олимпиады подводятся отдельно по каждой возрастной категории.
5.2. Победители и участники олимпиады награждаются дипломами и памятными подарками.
5.3. Призовые места (I, II, и III) присуждаются за победу в номинациях (за каждую номинацию отдельно):
- слушание музыки (музыкальная литература);
- сольфеджио;
5.4. Преподаватели, подготовившие детей к олимпиаде, награждаются благодарственными письмами.