А. Биологическое в человеке




Биологическое, социальное и духовное в человеке

 

Еще Аристотель назвал человека «политическим (общественным) животным », подчеркнув этим, что человек принадлежит двум мирам: он существо природное — биологическое — и одновременно существо политическое, или общественное. И действительно, нельзя недооценивать того, что с точки зрения своей природы человек — это высокоразви­тое млекопитающее, особый биологический вид — homo sapiens.

В XIX в. Чарльз Дарвин создал эволюционную теорию, согласно которой человек произошел из биологического мира в ре­зультате длительной эволюции. Можно также отметить, что современный человек не является единственным из извест­ных видов людей, в прошлом существовали другие, давно вымершие виды. Это такие обнаруженные археологами виды человека, как «человек способный», «человек прямоходя­щий» и др.

Ступени развития человека:

Дриопитек – самый далёкий предок человека (14-20 млн. лет назад).

Рамапитеки – 10–14 млн. лет назад. Рамапитеки дали две эволюционные линии: одну – предков людей, другую – предков современных человекообразных обезьян.

Homo habilis (Хомо хабилис – человек умелый) – появились около 2,5–3 млн. лет назад – обезьяноподобные люди, изготавливавшие примитивные каменные орудия. Дату появления Homo habilis современная наука считает началом антропогенеза и формирования человеческого общества.

Кроманьонцы – вершина антропогенеза, человек современного физического типа. Появился примерно 30-40 тыс. лет назад и получил в науке название Homo sapiens (Хомо сапиенс – человек разумный). Человек разумный относится к приматам, одному из отрядов млекопитающих.

Многие характеристики человека обусловлены биологически. Так, биологически предопределена продолжительность жизни человека. Как и другие биологические существа, человек прохо­дит стадии детства, зрелого возраста и старости. Биологически обусловлено разделение людей на мужчин и женщин. Человече­ский организм лучше приспособлен к определенным видам пи­щи, хотя общество и культура придают человеческой пище большое разнообразие. Подобно другим биологическим видам, человек имеет устойчивые разновидности, которые обычно обо­значаются понятием расы. Разделение людей на расы связано с тем, что люди, населяющие различные регионы планеты, при­способились к конкретным особенностям среды их обитания. Это выразилось в появлении особых анатомических и физиоло­гических признаков (цвет кожи, рост, разрез глаз и др.).

Биологически и физиологически обусловлено также разделе­ние людей по типам темперамента. Одни люди эмоционально более возбудимы, другие — более спокойны. Еще в древности людей по темпераменту делили на холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов.

Биологически и физиологически обусловлены также и способы получения человеком информации из внешнего мира.

Репрезентативная система – понятие нейролингвистического программирования, означающее преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира.

Различают следующие репрезентативные системы человека:

· визуальная — опирающаяся, в основном, на зрительные образы;

· аудиальная — опирающаяся, в основном, на слуховой канал информации;

· аудиально-тональная — выделяющая, в первую очередь, звуки и тональные последовательности;

· аудиально-дигитальная — выделяющая символы (слова);

· кинестетическая - опирающаяся, в основном, на обонятельный-осязательный канал информации.

· дискретная (дигитальная) — опирающаяся на субъективно- логическое осмысление человеком сигналов, полученных по трем вышеперечисленным каналам.

Кроме этого существуют олфакторная (обоняние) и густаторная (вкус) и прочие специфические системы, однако они очень слабо распространены.

По мнению Гриндера, понятие дискретной Р. С. не должно рассматриваться в качестве репрезентативной системы, так как оно подразумевает, что входящие сигналы уже прошли первичную обработку.

Одни из родоначальников НЛП, как науки, Джон Гриндер и Джудит Делозье утверждают, что человек при наличии выбора чаще употребляет слова, соответствующие его репрезентативной системе (визуал: «Ваша позиция выглядит правильной», «ваша правота очевидна», «я вижу в ваших словах истину», аудиал: «Звучит похоже на правду», кинестет: «Я чувствую, что Вы правы», «в ваших словах ощущается истина», человек с доминирующей дискретной системой: «Я думаю, Вы правы», «вы безусловно правы»). Примером использования особенностей репрезентативной системы могут являться методы снижения критичности восприятия субъекта путем употребления слов, соответствующих его системе (например, «взгляните на эти данные, в них можно усмотреть очевидную необходимость дополнительных инвестиций») или же целенаправленное заострение внимания собеседника путем использования наиболее чуждых его системе слов.

Психолог Е. С. Филатова приводит следующие примеры разного вос­приятия мира с помощью органов чувств:

«Например, рассказывая о дне, проведённом на берегу моря, визуалист (тот, кто в большей степени воспринимает информацию через зре­ние), скорее всего, для своего описания воспользуется выражениями: яр­кое солнце, чайки, стремительно летящие над водой, бирюзовая прозрач­ная вода, жёлтый песок, разноцветные купальники отдыхающих...

Для кинестетика (воспринимающего главным образом ощущения) важней всего остального окажется горячий песок, по которому трудно хо­дить (жжёт подошвы), прохладная вода, свежий ветерок, духота, зной...

Аудиалист (тот, кто воспринимает информацию через слух) услы­шит шум прибоя, крик чаек, рёв мотора идущей к причалу лодки, галдёж шумной компании, расположившейся рядом...»

И вполне возможно, они не найдут взаимопонимания. Визуалист огорчится тем, что его спутники так и не выразили восторга при виде за­ката солнца, будучи бесчувственными людьми. Аудиалист удивится, что окружающие не услышали многозвучия вечера, а обратили внимание на какие-то пустяки. Кинестетик никак не возьмёт в толк, почему никто из его спутников не насладился в полной мере прохладой ночной воды.

Итак, по своей телесной организации и физиологическим функциям человек принадлежит к природному миру. Однако он является своеобразным биологическим видом. Поведение животных направляется в основном инстинктами (инстинкт - совокупность сложных врождённых реакций организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражения; форма психической деятельности, тип поведения), передаваемыми генетически. Животное не способно выйти за пределы инстин­ктов. У человека также есть инстинкты, но, кроме того, огромную роль играют социальные формы поведения.

 

 

Б. Социальное в человеке

Биологическая природа человека сама по себе не может создать личность, так как социальный опыт и культура не передаются биологическим путем. Они транслируются от поколения к поколению через социаль­ные и культурные механизмы. Человек рождается биологическим существом, но становится лич­ностью в процессе социализации, в ходе которой он усваивает социальные и культурные нормы, осваивает различные социаль­ные роли.

При этом социальное как бы накладывается на биологиче­ское. Например, на биологическую уникальность индивида на­кладывается уникальность его жизненного пути, его социальной биографии. Поэтому человек не только биологически уникален, он становится и уникальной социальной личностью.

Социальная среда может заметно влиять на биологические факторы. Например, биологически средняя продолжительность жизни людей одинакова. Но в развитых странах люди живут на 15 - 20 лет дольше, чем в отсталых. Это объясняется социаль­ными факторами. Можно привести и такой пример. Различие полов — мужского и женского — задано биологически. Однако сейчас в социальной теории наряду с биологическим по­лом введено понятие социального пола («гендера»).

Социальный пол (гендер) это социокультурные характеристики, которые общество «надстраивает» над биологическим разделением на мужчин и женщин. Социальный пол определяется теми моделями поведе­ния, типичными характеристиками, профессиями и социальны­ми ролями, которые в обществе предписываются женщинам и мужчинам. Например, в нашем обществе не принято, чтобы женщина была слесарем или физиком-ядерщиком, зато приня­то, чтобы она была швеей или филологом. Быть мужчиной или женщиной в обществе означает выполнять определенные соци­альные роли, а не просто обладать теми или иными анатомиче­скими особенностями. Это отражено в известном афоризме со­временной феминистской теории: «женщиной не рождаются, женщиной становятся».

Биологическое и социальное в природе современного человека орга­нически связаны друг с другом и проявляются, прежде всего, в создании семьи, рождении детей, в потребности общения, дружбе, любви, выраже­нии эмоций, формировании социальных норм общежития и т. д.

Каждый человек живёт в обществе, от которого не свободен. Следо­вательно, всем нам приходится подчиняться традициям, нормам и зако­нам, существующим в обществе. Разумеется, ни в коей мере речь не идёт о слепом повиновении, бездумном послушании. Однако цивилизованный человек не может не считаться с интересами общества.

Итак, человек — существо биологическое, но живёт в обществе. При­рода ушла на второй план. У него есть инстинкты (инстинкт самосохра­нения, инстинкт размножения и т. п.), однако он руководствуется и ра­зумом. Человек рождён в природе, но пытается подчинить её себе. Ему присущи определённые желания, но он ориентируется также на культурные стандарты. Человек имеет всё, чтобы выжить в дикой природе, но без длительного обучения и воспитания гибнет, попадая туда в одиночку.

Поскольку всё биологическое в нём становится его наследством (био­логическим генофондом), а социальное закрепляется в течение ряда поко­лений как коллективный опыт (право, наука, искусство, культура и др.), эволюция человека включает в себя биологическую (сексуальное поведение, размножение, забота о потомстве) и социальную доминанты развития чело­веческого общества. На современном этапе развития социальная доминанта человека является преобладающей и формирует социальное поведение.

Таким образом, человек — существо биосо­циальное.

 

В. Духовное в человеке

Человек не сводится лишь к совокупности социальных отношений и ролей. Люди создают духовный мир. Нельзя понять человека и его развитие без таких форм духовной культуры, как религия, мораль, искусство, по­знание.

С самого своего возникновения человек жил не только в со­ответствии со своими биологическими потребностями и не только по социальным нормам.

Так, уже у древнейших людей обнаруживаются зачатки искусства (наскальная живопись, укра­шение предметов быта и т. п.). У людей возникали духовные по­требности — потребности в знании о мире и о самих себе, по­пытки понять смысл жизни. Это рождало мифологию, религию, науку. Люди вырабатывали принципы нравственности и красо­ты и руководствовались ими в своей жизни. Все это формирует духовный мир человека — сферу его верований и знаний, цен­ностей и идеалов.

Поэтому можно сделать вывод, что человек является сущест­вом, в котором неразрывно связаны природно-биологические, социальные и духовные факторы.

 

Животное Человек
1. Существование направля­ется только инстинктами. 1. Наряду с инстинктами человек обладает мышлением и членораздельной речью, которые направляют деятельность человека.
2. Подчинено инстинкту, все действия изначально запрограммированы. 2. Может осуществлять со­знательную целенаправленную творческуюдеятельность. Человек способен обуздывать свои инстинкты.
3. Приспосабливается к окру­жающей среде, которая опре­деляет его образ жизни. Не может осуществлять коренные изменения своего существова­ния. 3. Преобразует окружаю­щий мир, создает материаль­ные и духовные блага.
4. Некоторые животные мо­гут использовать подручные средства, такие как камни, палки, но ни одно животное не может изготавливать ору­дия труда. 4. Может изготавливать орудия труда и использовать их как средства производства материальных благ.
5. Воспроизводит только свою биологическую сущ­ность. 5. Воспроизводит свою не только биологическую, но и социальную сущность; удо­влетворяет материальные и духовные потребности.

 

Биологическая сущность человека Социальная сущность человека
Условие, предпосылка существова­ния человека. Биологическая природа че­ловека проявляется в его анато­мии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отно­шения, в общение с другими. Соци­альная сущность человека прояв­ляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и от­ветственность и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: