Биологическое, социальное и духовное в человеке
Еще Аристотель назвал человека «политическим (общественным) животным », подчеркнув этим, что человек принадлежит двум мирам: он существо природное — биологическое — и одновременно существо политическое, или общественное. И действительно, нельзя недооценивать того, что с точки зрения своей природы человек — это высокоразвитое млекопитающее, особый биологический вид — homo sapiens.
В XIX в. Чарльз Дарвин создал эволюционную теорию, согласно которой человек произошел из биологического мира в результате длительной эволюции. Можно также отметить, что современный человек не является единственным из известных видов людей, в прошлом существовали другие, давно вымершие виды. Это такие обнаруженные археологами виды человека, как «человек способный», «человек прямоходящий» и др.
Ступени развития человека:
Дриопитек – самый далёкий предок человека (14-20 млн. лет назад).
Рамапитеки – 10–14 млн. лет назад. Рамапитеки дали две эволюционные линии: одну – предков людей, другую – предков современных человекообразных обезьян.
Homo habilis (Хомо хабилис – человек умелый) – появились около 2,5–3 млн. лет назад – обезьяноподобные люди, изготавливавшие примитивные каменные орудия. Дату появления Homo habilis современная наука считает началом антропогенеза и формирования человеческого общества.
Кроманьонцы – вершина антропогенеза, человек современного физического типа. Появился примерно 30-40 тыс. лет назад и получил в науке название Homo sapiens (Хомо сапиенс – человек разумный). Человек разумный относится к приматам, одному из отрядов млекопитающих.
Многие характеристики человека обусловлены биологически. Так, биологически предопределена продолжительность жизни человека. Как и другие биологические существа, человек проходит стадии детства, зрелого возраста и старости. Биологически обусловлено разделение людей на мужчин и женщин. Человеческий организм лучше приспособлен к определенным видам пищи, хотя общество и культура придают человеческой пище большое разнообразие. Подобно другим биологическим видам, человек имеет устойчивые разновидности, которые обычно обозначаются понятием расы. Разделение людей на расы связано с тем, что люди, населяющие различные регионы планеты, приспособились к конкретным особенностям среды их обитания. Это выразилось в появлении особых анатомических и физиологических признаков (цвет кожи, рост, разрез глаз и др.).
Биологически и физиологически обусловлено также разделение людей по типам темперамента. Одни люди эмоционально более возбудимы, другие — более спокойны. Еще в древности людей по темпераменту делили на холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов.
Биологически и физиологически обусловлены также и способы получения человеком информации из внешнего мира.
Репрезентативная система – понятие нейролингвистического программирования, означающее преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира.
Различают следующие репрезентативные системы человека:
· визуальная — опирающаяся, в основном, на зрительные образы;
· аудиальная — опирающаяся, в основном, на слуховой канал информации;
· аудиально-тональная — выделяющая, в первую очередь, звуки и тональные последовательности;
· аудиально-дигитальная — выделяющая символы (слова);
· кинестетическая - опирающаяся, в основном, на обонятельный-осязательный канал информации.
· дискретная (дигитальная) — опирающаяся на субъективно- логическое осмысление человеком сигналов, полученных по трем вышеперечисленным каналам.
Кроме этого существуют олфакторная (обоняние) и густаторная (вкус) и прочие специфические системы, однако они очень слабо распространены.
По мнению Гриндера, понятие дискретной Р. С. не должно рассматриваться в качестве репрезентативной системы, так как оно подразумевает, что входящие сигналы уже прошли первичную обработку.
Одни из родоначальников НЛП, как науки, Джон Гриндер и Джудит Делозье утверждают, что человек при наличии выбора чаще употребляет слова, соответствующие его репрезентативной системе (визуал: «Ваша позиция выглядит правильной», «ваша правота очевидна», «я вижу в ваших словах истину», аудиал: «Звучит похоже на правду», кинестет: «Я чувствую, что Вы правы», «в ваших словах ощущается истина», человек с доминирующей дискретной системой: «Я думаю, Вы правы», «вы безусловно правы»). Примером использования особенностей репрезентативной системы могут являться методы снижения критичности восприятия субъекта путем употребления слов, соответствующих его системе (например, «взгляните на эти данные, в них можно усмотреть очевидную необходимость дополнительных инвестиций») или же целенаправленное заострение внимания собеседника путем использования наиболее чуждых его системе слов.
Психолог Е. С. Филатова приводит следующие примеры разного восприятия мира с помощью органов чувств:
«Например, рассказывая о дне, проведённом на берегу моря, визуалист (тот, кто в большей степени воспринимает информацию через зрение), скорее всего, для своего описания воспользуется выражениями: яркое солнце, чайки, стремительно летящие над водой, бирюзовая прозрачная вода, жёлтый песок, разноцветные купальники отдыхающих...
Для кинестетика (воспринимающего главным образом ощущения) важней всего остального окажется горячий песок, по которому трудно ходить (жжёт подошвы), прохладная вода, свежий ветерок, духота, зной...
Аудиалист (тот, кто воспринимает информацию через слух) услышит шум прибоя, крик чаек, рёв мотора идущей к причалу лодки, галдёж шумной компании, расположившейся рядом...»
И вполне возможно, они не найдут взаимопонимания. Визуалист огорчится тем, что его спутники так и не выразили восторга при виде заката солнца, будучи бесчувственными людьми. Аудиалист удивится, что окружающие не услышали многозвучия вечера, а обратили внимание на какие-то пустяки. Кинестетик никак не возьмёт в толк, почему никто из его спутников не насладился в полной мере прохладой ночной воды.
Итак, по своей телесной организации и физиологическим функциям человек принадлежит к природному миру. Однако он является своеобразным биологическим видом. Поведение животных направляется в основном инстинктами (инстинкт - совокупность сложных врождённых реакций организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражения; форма психической деятельности, тип поведения), передаваемыми генетически. Животное не способно выйти за пределы инстинктов. У человека также есть инстинкты, но, кроме того, огромную роль играют социальные формы поведения.
Б. Социальное в человеке
Биологическая природа человека сама по себе не может создать личность, так как социальный опыт и культура не передаются биологическим путем. Они транслируются от поколения к поколению через социальные и культурные механизмы. Человек рождается биологическим существом, но становится личностью в процессе социализации, в ходе которой он усваивает социальные и культурные нормы, осваивает различные социальные роли.
При этом социальное как бы накладывается на биологическое. Например, на биологическую уникальность индивида накладывается уникальность его жизненного пути, его социальной биографии. Поэтому человек не только биологически уникален, он становится и уникальной социальной личностью.
Социальная среда может заметно влиять на биологические факторы. Например, биологически средняя продолжительность жизни людей одинакова. Но в развитых странах люди живут на 15 - 20 лет дольше, чем в отсталых. Это объясняется социальными факторами. Можно привести и такой пример. Различие полов — мужского и женского — задано биологически. Однако сейчас в социальной теории наряду с биологическим полом введено понятие социального пола («гендера»).
Социальный пол (гендер) — это социокультурные характеристики, которые общество «надстраивает» над биологическим разделением на мужчин и женщин. Социальный пол определяется теми моделями поведения, типичными характеристиками, профессиями и социальными ролями, которые в обществе предписываются женщинам и мужчинам. Например, в нашем обществе не принято, чтобы женщина была слесарем или физиком-ядерщиком, зато принято, чтобы она была швеей или филологом. Быть мужчиной или женщиной в обществе означает выполнять определенные социальные роли, а не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями. Это отражено в известном афоризме современной феминистской теории: «женщиной не рождаются, женщиной становятся».
Биологическое и социальное в природе современного человека органически связаны друг с другом и проявляются, прежде всего, в создании семьи, рождении детей, в потребности общения, дружбе, любви, выражении эмоций, формировании социальных норм общежития и т. д.
Каждый человек живёт в обществе, от которого не свободен. Следовательно, всем нам приходится подчиняться традициям, нормам и законам, существующим в обществе. Разумеется, ни в коей мере речь не идёт о слепом повиновении, бездумном послушании. Однако цивилизованный человек не может не считаться с интересами общества.
Итак, человек — существо биологическое, но живёт в обществе. Природа ушла на второй план. У него есть инстинкты (инстинкт самосохранения, инстинкт размножения и т. п.), однако он руководствуется и разумом. Человек рождён в природе, но пытается подчинить её себе. Ему присущи определённые желания, но он ориентируется также на культурные стандарты. Человек имеет всё, чтобы выжить в дикой природе, но без длительного обучения и воспитания гибнет, попадая туда в одиночку.
Поскольку всё биологическое в нём становится его наследством (биологическим генофондом), а социальное закрепляется в течение ряда поколений как коллективный опыт (право, наука, искусство, культура и др.), эволюция человека включает в себя биологическую (сексуальное поведение, размножение, забота о потомстве) и социальную доминанты развития человеческого общества. На современном этапе развития социальная доминанта человека является преобладающей и формирует социальное поведение.
Таким образом, человек — существо биосоциальное.
В. Духовное в человеке
Человек не сводится лишь к совокупности социальных отношений и ролей. Люди создают духовный мир. Нельзя понять человека и его развитие без таких форм духовной культуры, как религия, мораль, искусство, познание.
С самого своего возникновения человек жил не только в соответствии со своими биологическими потребностями и не только по социальным нормам.
Так, уже у древнейших людей обнаруживаются зачатки искусства (наскальная живопись, украшение предметов быта и т. п.). У людей возникали духовные потребности — потребности в знании о мире и о самих себе, попытки понять смысл жизни. Это рождало мифологию, религию, науку. Люди вырабатывали принципы нравственности и красоты и руководствовались ими в своей жизни. Все это формирует духовный мир человека — сферу его верований и знаний, ценностей и идеалов.
Поэтому можно сделать вывод, что человек является существом, в котором неразрывно связаны природно-биологические, социальные и духовные факторы.
Животное | Человек |
1. Существование направляется только инстинктами. | 1. Наряду с инстинктами человек обладает мышлением и членораздельной речью, которые направляют деятельность человека. |
2. Подчинено инстинкту, все действия изначально запрограммированы. | 2. Может осуществлять сознательную целенаправленную творческуюдеятельность. Человек способен обуздывать свои инстинкты. |
3. Приспосабливается к окружающей среде, которая определяет его образ жизни. Не может осуществлять коренные изменения своего существования. | 3. Преобразует окружающий мир, создает материальные и духовные блага. |
4. Некоторые животные могут использовать подручные средства, такие как камни, палки, но ни одно животное не может изготавливать орудия труда. | 4. Может изготавливать орудия труда и использовать их как средства производства материальных благ. |
5. Воспроизводит только свою биологическую сущность. | 5. Воспроизводит свою не только биологическую, но и социальную сущность; удовлетворяет материальные и духовные потребности. |
Биологическая сущность человека | Социальная сущность человека |
Условие, предпосылка существования человека. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. | Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др. |