Остановка и Фотографирование на мосту




Экскурсия «Наследие казахского народа»

Уважаемые гости, мы рады приветствовать вас на территории нашего района!!!

Вашему вниманию мы предлагаем удивительный маршрут включающий знакомство с историей нашего района, традициями народа, населяющего степные просторы нашего края уже на протяжении нескольких веков и настоящее казахское чаепитие в уютной юрте.

Соль-Илецкий район на западе граничит с Илекским районом, на севере с Оренбургским и Беляевским, на востоке с Акбулакским и имеет самую протяженную в области границу с Казахстаном - 184 км.

И наш путь лежит в сторону Казахстана в село Тамар-Уткль, расположившееся на берегу древней реки Илек.

А теперь немного истории о том, как казахские земли стали территорией России.

Издревле казахи вели кочевой образ жизни. Экономика и культура отличались отсталостью. Основной формой хозяйства у казахов было кочевое скотоводство -овцы, верблюды, лошади. Из-за своей отсталости казахское государство не могло быть, часто подвергалась нападениям извне, а также раздиралась междоусобными войнами.

Казахский народ не имел объединенного ханства, распадался на три жуза (или три орды): Старший, Средний и Младший. Каждый жуз делился на отдельные родовые группы, которые, в свою очередь, распадались на более мелкие родовые подразделения. Каждый жуз имел своего хана. Нередко казахские ханы вели междоусобные войны, вовлекая в них народные массы. Войны между ханами велись главным образом за ханскую власть, за старшинство, за первенство. Велась борьба и между отдельными родами и родовыми группами — из-за лучших кочевий, пастбищных угодий, водопоев и т.д. Эти войны и постоянные внутренние распри ослабили казахский народ и не давали ему возможности укрепить свое государство.

В конце первой четверти XVIII в. со стороны Китая джунгарские калмыки неожиданно напали на казахов. Разбросанность населения, военная слабость, а также внутренние распри жузов обеспечили монгольским племенам полную победу над казахами. Они сильно разорили казахов. Погибло очень много казахов, целые аулы были поголовно истреблены. Годы этого нашествия казахи назвали годами “великого бедствия”. Потеряв имущество и обширные пастбища, казахские жузы в панике бежали на юго-запад. Таким образом, казахи Младшего жуза очень близко подошли к российской границе на Урале.

В этих условиях правители стали искать поддержки у России. В 1726 году хан Абулхайр, контролировавший большую часть Младшего жуза, обратился к России с просьбой о покровительстве. В 1731 российские власти заявили, что удовлетворяют просьбу хана и принимают присоединение Младшего жуза. Так появились первые русские города и поселения на территории казахских земель, в том числе и в нашем районе. В 1773–1775 годах казахи Младшего, а отчасти и Среднего жузов участвовали в восстании под руководством Емельяна Пугачева. После его подавления царское правительство усилило свой контроль над Казахстаном. Некоторые казахские племена переселились на российскую территорию. В начале 19 века российская администрация приступила к внедрению в Казахстане системы прямого управления и ликвидировало ханскую власть. Первоначально в России ошибочно называли казахов киргизами.

Кстати было и обращение казахов за поддержкой к России, потому что основной задачей в вопросах внешней политики дворянского самодержавия был вопрос захвата чужих земель и торговых путей. Еще Петр I считал Казахстан “ключом и воротами” для торговли со Средней Азией и Индией и Западным Китаем.

250 лет назад соль из крепости «Илецкая Защита» переправляли обозами на лошадях и верблюдах. Очень часто солевозный путь грабили киргиз-кайсацкие кочевники. Казахи беспрепятственно пользуясь как плодородными пастбищами, так и солью, считали эту территорию своей собственностью. И в 1811 году пограничную линию с Урала перенесли на реку Илек для защиты илецких соляных копий и солевозного пути, а также с целью захвата новых территорий. Все сложилось очень удачно для России.

Итак, в 1811 г. царское правительство официально присоединило к России территорию междуречья Урала и Илека. По реке Илек были основаны казачьи поселения, образовавшие Новоилецкую военную пограничную линию.

Но несмотря на то, что казахский народ стал частью России, он сумел сохранить традиции и обычаи своих предков, которые до сих пор передаются из поколения в поколение. И в этом вы сами сегодня убедитесь.

Мы с вами подъехали к реке Илек.

Остановка и Фотографирование на мосту

Река Илек - самый крупный левобережный приток. Из общей длины 623 км 380 км приходится на территорию Оренбуржья. Русло реки шириной от 25 до 60 м. Общее направление течения – западное. Бассейн реки расположен в пределах степной зоны. Русло реки очень извилистое. Пойма реки Илек, которая берёт своё начало в Актюбинской области Казахстана, изобилует заливными лугами, создающие благоприятные условия для скотоводства, так как изобилует многочисленными протоками и озерами-старицами.

Ребята из села Покровка, что в 56 км отсюда, изучая родной край, нашли интересную легенду, которая называется «Назиба и Давлет». Из Казахстана берет начало еще одна река –Хобда, которая впадает в Илек как раз у села Покровка. Так вот, оказывается, что наши реки Хобда и Илек - это дети казахской женщины Ултуген, а вот и сама эта

Легенда об образовании реки Илек:

Когда то в степи казахской появился преогромнейший Джин-Чародей. Он был зол на людей за их пляски да песни веселые, в которых они восхваляли земли свои да небо синее. А на никто Джина и внимания не обращали. Вот и решил себялюбец:

«Угомоню-ка я этих весельчаков. Возьму их скот, поморю без воды, а самих оставлю без крова и пищи. Будут они ко мне за каждой капелькой влаги бегать с утра до ночи. Вот я и посмотрю, как они тогда запляшут!»

Как сказал, так и сделал. Со всей степи собрал в свое огромное Илек -решето речушки да озера с родничками. И вот с каждым днем некогда цветущий край солнечного Казахстана стал блекнуть и превращаться в унылую пустыню. Там, где были пастбища и сады, теперь были только жесткая твердь и сыпучие пески. Словом, всюду стал страшный мор. Оставшиеся в живых люди в поисках пастбищ и воды стали со своими семьями откочевывать на другие просторы. И многие не находили себе пристанища: от зноя и жажды умирали, оставляя на радость Джину свои жалкие пожитки.

Джин от души хохотал так, что вся степь наполнялась нестерпимым жаром и песчаной пылью. А от стона и воплей измученных путников солнце казалось бледным. Чем больше Чародей хохотал, тем страшнее было обездоленным людям. Кочевники в ужасе не знали, что делать. Кто-то посоветовал обратиться к мулле, к аллаху, но Всевышний словно оглох, не помогал бедным. Тогда люди пошли к шаману, что бы он помог приостановить этот дикий вихрь и отыскать путь к плодородным землям. Но и шаман лишь думал о своём благополучии, беря последний скот скитальцев.

Измученная голодом Ултуген, только что похоронившая мужа, который попал в песчаный самум, привела кудеснику своего единственного коня, чтобы ей узнать, как спасти своих детей Давлета и Назибу.

-Конь твой плохой, мало что стоит, - отвечал разжиревший, как курдючный баран на откорме, шаман, - но у тебя есть красавица Назиба. Вот если бы она пожелала сама ко мне прийти, то я бы помогал твоей семье, как родне. А коня за то, что ты отняла у меня столько времени, оставь. Этим скелетам едва хватит расплатиться за беседу со мной. Да не забудь напомнить кызымке (дочери) о нашем разговоре!

Вдова, когда уходила, хотела на память снять с коня уздечку, но слуга шамана, так ее оттолкнул, что бедная женщина упала и разбилась. Ее окровавленную принесли и положили на кошму. Придя в себя, Ултуген обняла Назибу, прижала ее к своей высохшей груди, запричитала в голос:

«Что же мы разнесчастные такие! Кто нам сиротам поможет-то теперь?»

Еле сдерживая рыдания, она рассказала о требовании шамана. Многие говорили: «Не у ней одной такое горе! Пусть не гневит судьбу и отдаст дочку шаману. Едоков поубавится».

Назиба залилась неутешными слезами. И тут аксакал – мудрый старейшина рода рассказал, как можно спастись от Джина.

-В ночь под праздник, Джин, собранной по степи водою таясь людей, побежит к великой реке. Там, выплеснув воду, он должен возвратиться до рассвета к себе в логово. Коли к тому времени найдутся непорочные кызымка (дочь) и бала (сын), которые не побоятся ни чар, ни страха, то можно навсегда избавиться от Чародея. А отважившимся юношей и девушке за это время нужно поставить на степи большой казан, наполненный до краев скотским жиром, и вскипятить его. Когда в полночь забурлит сало, надо тут же собрать раскаленную под очагом землю и высыпать ее в котел. Кызымка немедля в кипящем котле должна размешать голыми ногами песок, да при этом ни разу не вскрикнуть от боли. Бала же, вытащив девушку из дымящегося варева в свою очередь обнаженными руками, обязан достать со дна раскаленной посудины песок и выплеснуть его на степь по направлению восходящего солнца. Тогда Джин, что похитил влагу их степей, скончается, а его ночной путь от казана до великой реки станет на всю жизнь водным. Свободная земля вздохнет свежестью, и степи зацветут в несказанной радости. Но Джин уверен, что таких людей, чтоб жертвовать собою ради счастья других, нет!

-Нет, есть!- почти в голос воскликнули Назиба и Давлет.

Люди с горем и надеждой в сердце стали готовить обряд. Собрали все жиры, что были припасены на черный день. Мулла и шаман хотели поживиться и здесь, да у них ничего не получилось.

Когда было все готово, девушку Назибу и Давлета со слезами провожали к костру. Народ глядел на них с благодарностью, наказывал своим малышам запомнить имена героев и передавать их из века в век. Мать плакала, но гордая своими детьми, говорила им на прощание:

- Милые мои детки, раз уж идете не для себя, а для всех, то шагайте смело. Я вас, как родная мать, на такой великий шаг благословляю. Помните, что в самое, что не на есть трудное время думать надо не о себе, не о своей боли а, о том, как помочь народу нашему. Тогда вас ни страх, ни боль в пути не остановят.

Пламя костра осветило вымершую степь, и шаман прибежал к вдове, захлёбываясь говорил:

-Ултуген! Зачем смерти придаешь детей? Отдай лучше мне Назибу, одарю тебя, чем только пожелаешь!

-Нет!- отвечала шаману мать,- Тебе не понять народного горя. Оно сильнее боли матери и женщины!

Пока говорила Ултуген с шаманом, к ее детям откуда-то налетела буря и стала огненными искрами сечь их лица, руки и ноги. Но ни девушка, ни парень не испугались, готовились все, как говорил аксакал (старец-мудрец).

Подошло время прыгать Назибе в казан с кипящим салом. Взглянула она брату в глаза и тихо дотронулась до его крепкой руки. Давлет нежно, по-братски, пожал ей пальчики, ободряя ее.

И народ увидел, как Назиба прыгнула в казан. Все от страха, прикрыв глаза, ахнули. А тут и Давлет выполнил свои условия.

Подбежали, от ужаса и боли Назиба и Давлет лежали лицами к земле. Не успели и слезы высохнуть, как заря окрасила в алый цвет небосвод, и все заметили, как вода выступает из недр земли на поверхность. Сначала робко зашагала она по степи, а потом весело пробежала, забурлила широкой рекой, беря начало от жаркого костра.

Лишь народ вернулся обратно, то увидел, что на месте кипевшего котла сияло в лучах солнца большое озеро, а на берегу сидела радостная Ултуген со своими детьми. Они о чем - то мило беседовали с аксакалом и улыбались.

Но вот кочевники собрались, и аксакал, опираясь на клюку, приподнялся, низко всем поклонился и поведал о совершившемся чуде:

-Ноги и руки возвернулись к отважным батырам потому, что они жертвовали своей жизнью. Такой подвиг навечно оживил их для счастья народу.

Когда бежал Чародей к великой реке Яик, то все время по сторонам озирался, сбиваясь с прямого пути. Извилины реки и есть путь Джина.

Теперь можно смело идти за этой живой лентой и селиться по ее чудесным берегам. Чары степного колдуна пред народным подвигом рухнули полностью и навсегда. Отныне и навеки вечные вся вода устремится прямой лентой на Восток.

Вот так и образовалась новая река, именуемая Илеком.

А вскоре Назиба вышла замуж за своего друга Мукана, и Давлет тоже женился. Молодые навсегда остались жить возле этой веселой реки Илек, что в переводе с казахского означает сито-решето.

Легенда поучительна, учит бережному отношению к друг другу, показывает единство природы и социума людей.

У чайника

Село Тамар-Уткуль находится к югу от города Соль-Илецка. В 18 в. это место называлось Кызыл Майдан ("Красная площадь"), здесь производился обмен различными товарами между киргизами и русскими купцами. Название села в переводе с казахского означает "тамар" - пень, бревно, а "уткуль" - брод, переправа. В 18 - 19 веках село являлось казахским аулом, у которого издавна располагался брод через реку Илек. По сообщению старожилов, переправа через Илек осуществлялась "по бревну", согласно другой версии, на правом берегу реки в прошлом было много пней, отсюда и происходит название.

Население села Тамар-Уткуль многонациональное, сегодня в нем проживают: казахи, русские, украинцы, татары, узбеки, башкиры, азербайджанцы, греки. Жители села Тамар-Уткуль занимаются коневодством, овцеводством, птицеводством и народными промыслами: пуховязанием, вышиванием, плетением. В селе можно попробовать блюда различных национальных кухонь: казахской, русской, украинской, татарской, башкирской.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: