Ход НОД
В середине зала стоит столик, на нем лежат музыкальные инструменты, накрытые красивой накидкой. На проекторе изображен слайд № 1.
Под марш (Е. Тиличеевой) дети входят в музыкальный зал маршируя проходят круг и рассаживаются на стульчики.
Муз. рук.: Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами будет путешествие по стране музыкальных инструментов. Мы с вами уже с некоторыми инструментами знакомы, а с некоторыми познакомимся только сегодня. Скажите мне ребята, с какими инструментами вы уже знакомы?
(Ответы детей)
Муз. рук.: Молодцы, вы знаете много инструментов, я вами очень горжусь! Ребята, мне кажется или вам очень хочется узнать, что же спрятано под накидкой?
Тогда пришло время занять свои места в нашем волшебном паровозике и отправиться в путешествие.
Звучит песня «Паровоз букашка»
Дети строятся в паровозик, делают круг по залу и останавливаются возле стола с музыкальными инструментами
Муз. рук.: Итак, вот мы и приехали… Вы готовы узнать, что же там спрятано?
Дети: Да
Муз. Рук.: Тогда повторяйте за мной волшебные слова…
Тайна, тайна, нам откройся
Не обидим мы – не бойся
Ты накидка не грусти,
То, что прячешь – покажи! (дети повторяют)
Муз. рук. поднимает накидку и дети видят, что там лежат музыкальные инструменты.
Муз. Рук.: Посмотрите ребята, здесь музыкальные инструменты, Скажите мне какие из них вы знаете? (ответы детей)
Молодцы, а теперь я вам хочу предложить сесть на стульчики, и мы узнаем о них что-то новое и интересное.
Дети рассаживаются на стульчики.
Музыкальные инструменты - это такие инструменты с помощью которых музыкант исполнитель может издавать музыкальные звуки (это называется игрой на музыкальных инструментах).
Музыкальные инструменты делаются из разных материалов, главным образом - из дерева и металла. Инструменты делятся на несколько групп, в зависимости от материала, из которого они сделаны, и от способа игры на них: струнные, духовые, ударные, клавишные. (на проекторе транслируется слайд №2)
Муз. рук.: Давайте сегодня мы с вами разберем, какие инструменты относятся к группе «Духовых инструментов».
На проекторе транслируется слайд №3 с изображением духовых музыкальных инструментов.
Муз. рук: Как вы думаете ребята, почему эти инструменты называются духовыми?
(Ответы детей)
Муз. рук: Потому что в них нужно дуть, чтобы извлечь звук. Воздух заставляет звучать эти инструменты.
Первые духовые музыкальные инструменты человек сделал из костей и рогов животных, бивней мамонтов, тростника, раковин - в них выдалбливались отверстия для вдувания воздуха (слайд №4), позже человек стал использовать в изготовлении духовых муз. инструментов дерево и металл.
Духовые муз. инструменты делятся на деревянные и медные. Звукоизвлечение и в тех, и в других производится с помощью вдувания воздуха.
Давайте рассмотрим с вами некоторые из них.
На проекторе транслируется слайд № 5 (Дудочки)
Муз. рук.: Ребята, посмотрите, какие разные бывают дудочки. Дудочка- это старинный музыкальный инструмент. Обычно его делали пастухи, чтобы развлечь себя при монотонной работе.
Давайте с вами вспомним, как звучит дудочка. (Дать детям поиграть на дудочке).
А сейчас будем разучивать с вами песенку, которая называется "Весёлая дудочка".
Исполняется песня “Весёлая дудочка” (музыка Михаила Красева., слова Нины Френкель)
1. Ду-ду, ду-ду, дудочка. Ду-ду, ду-ду, ду!
Заиграла дудочка в зеленом саду.
2. Услыхала уточка, плавая в пруду,
Как играет дудочка: «Ду-ду, ду-ду, ду!»
3. С малыми утятами начала плясать,
Крыльями и лапками воду колыхать.
4. Ду-ду, ду-ду, дудочка. Ду-ду, ду-ду, ду!
Заиграла дудочка в зеленом саду.
Муз. рук.: Молодцы! Вы очень красиво поете и играете!
Муз. рук. подходит к столу, где лежат все инструменты и берет губную гармошку.
Муз. рук.: А вот здесь у нас посмотрите – губная гармошка.
Дать детям рассмотреть губную гармошку, а на проекторе транслируется слайд № 6 (Губная гармошка)
Муз. рук.: Её изобрёл Христиан Фридрих Людвид Бушман в 1821 году. Первоначально инструмент называли "Аура". На ней можно издавать звуки, как на выдохе, так и на вдохе. Это очень компактный музыкальный инструмент.
А теперь, давайте послушаем как она звучит.
В записи звучит наигрыш на губной гармошке.
Муз. рук. подходит к столу, где лежат все инструменты и берет Трубу.
Муз. рук.: А этот инструмент называется Труба — очень древний инструмент. В древние времена звук трубы служил сигналом тревоги. Трубач предупреждал о нашествии врагов. Так же труба использовалась во время охоты. Ее изготавливают из меди.
Она относится к группе медных духовых музыкальных инструментов. Чтобы трубка не была слишком длинной, ее несколько раз согнули. На одном конце трубы находится раструб – расширение, которое как бы говорит нам: «Прислушайтесь!». На другом конце – мундштук, специальное приспособление для губ.
Ребята, вам хочется посмотреть как играют на таком духовом инструменте? Тогда смотрите внимательно на экран.
На проекторе транслируется видеоролик «Игра на Трубе" видеоролик №7
Муз. рук.: Посмотрите, здесь еще лежит один интересный инструмент, давайте мы с ним тоже познакомимся. Кто-нибудь из вас знает как он называется? (ответы детей)
Ребята, это Саксофон (Sax — фамилия изобретателя, phone — звук) — духовой деревянный музыкальный инструмент, по принципу звукоизвлечения принадлежащий к семейству деревянных, несмотря на то, что никогда не изготовляется из дерева. Саксофон обладает полным и мощным звучанием. Давайте послушаем как он звучит и посмотрим как на нем играют.
На проекторе транслируется отрывок видеоролика «Игра на Саксофоне" видеоролик №8
Муз. рук.: А сейчас мы с вами познакомимся с еще одним очень интересным инструментом.
На проекторе транслируется слайд № 9 "Триола"
Триола - это детский музыкальный инструмент. Звуки извлекаются нажатиями клавиш-клапанов с одновременным выдуванием воздуха через мундштук или через дополнительно присоединительную трубку.
Ребята, вам хочется посмотреть как играют на таком духовом инструменте? Тогда смотрите внимательно на экран.