Теория и методика обучения технике остановок с ловлей мяча




Тема: Теоретико-методические основы обучения технике владения мячом

Теория и методика обучения технике остановок с ловлей мяча

Теоретические предпосылки

Остановка с ловлей мяча применяется игроком для прекращения движения с одновременным овладением мячом. Структурно оста­новку с ловлей мяча можно представить как сочетание двух приемов техники: остановки и ловли мяча производимой в движении. Она может осуществляться несколькими способами: двумя шагами или прыжком, с ловлей мяча двумя руками или одной. Баскетболисту чаще всего приходится останавливаться с ловлей мяча, посланного партнером.

Остановка двумя шагами с ловлей мяча двумя руками на уровне груди (рис. 1) – наиболее характерный прием в игре для овладения мячом в движении и прихода в положение, не требующее дополнительных затрат времени для подготовки к дальнейшим дей­ствиям с мячом: броску в корзину, передаче, ведению, поворотам и т.д. Прием может выполняться с ловлей мяча на шаге правой или левой ноги в зависимости от игровой ситуации: если соперник сле­ва, целесообразно ловить мяч на шаге левой ногой, чтобы быть устой­чивее при контакте с защитником или на шаге правой, чтобы надежнее укрыть мяч, и наоборот. Остановке с ловлей мяча на шаге разноименной по отношению к сильнейшей руке ноги отдают пред­почтение при подготовке позиционного броска.

И. п. – игрок, передвигаясь специфическим баскетбольным или ускоренным бегом, находится в высокой стойке, туловище незначи­тельно подано вперед, руки согнуты в локтевых суставах до прямого угла, голова поднята.

 

Рисунок 1.

Подготовительная фаза – при приближении мяча баскетболист выполняет удлиненный шаг правой (левой) ногой и вытягивает руки навстречу летящему мячу. В зависимости от траектории его полета производится корректировка движений руками (вверх или вниз), по­ложений кистей и туловища (выпрямление или увеличение его на­клона вперед).

Основная фаза – одновременно с обхватом мяча пальцами и по­становкой согнутой правой (левой) ноги на всю стопу носком в на­правлении своих дальнейших действий игрок начинает амортизацион­ное (уступающее) движение рук, продолжающееся на втором шаге остановки; мяч при этом подносится к туловищу. Левая (правая) нога, выполняющая второй шаг остановки – стопорящий, – ста­вится упруго на всю стопу параллельно сзадистоящей ноге. Оконча­тельному гашению скорости полета мяча и инерции игрока на вто­ром шаге содействует выпрямление туловища.

Игрок приходит в положение равновесия: ноги согнуты, стопы расставлены на ширину плеч и располагаются носками на одной ли­нии, или одноименная с бросковой рукой нога выдвигается немного вперед. Масса тела равномерно распределена на всю поверхность обеих стоп, таз опущен.

Завершающая фаза – нападающий быстро поднимает мяч в ис­ходное положение для дальнейших игровых действий (приходит в стойку с тройной угрозой) или укрывает мяч, для чего убирает его в дальнюю от соперника сторону и разводит локти. Если впередистоящая нога после остановки сильно смещена вперед, ее переставляют ближе к туловищу и приходят в устойчивое положение стойки игро­ка, владеющего мячом.

При выполнении остановки прыжком с ловлей мяча, послан­ного партнером, игрок в подготовительной фазе совершает толчок правой или левой ногой с одновременным движением прямыми ру­ками к летящему мячу.

В основной фазе в процессе «стелющегося» прыжка вперед осу­ществляется обхват мяча двумя кистями с последующим амортиза­ционным движением за счет сгибания рук и незначительного откло­нения туловища назад. При этом стопы разворачиваются в направ­лении толчковой ноги или удерживаются на одном уровне, распола­гаясь носками вперед.

В завершающей фазе игрок, приземляясь на согнутые ноги с одновременным касанием пола обеими стопами, приходит в параллель­ную стойку с выставленной вперед ногой или в стойку с параллель­ным расположением стоп на одном уровне. Мяч поднимается в и. п. для броска, передачи или ведения либо укрывается у пояса поворо­том туловища и разведенными в сторону локтями.

В современном баскетболе в арсенале нападающих появился еще один вариант остановки с ловлей мяча, который чаще всего исполь­зуется для подготовки последующего броска в корзину. Эту разно­видность приема можно назвать комбинированной остановкой, так как она содержит элементы остановки двумя шагами (ловлю мяча на удлиненном шаге) и остановки прыжком (последующее отталкива­ние одной ногой и приземление на две ноги). Соответственно прием может выполняться с ловлей мяча на шаге правой или левой ноги. Игрок ловит мяч на удлиненном шаге, производит отталкивание этой же ногой и приземление одновременно на две ноги. Далее он может одним темпом (без промедления) совершить мощное отталкивание и позиционный бросок или занести мяч в корзину движением сверху-вниз, если находится в непосредственной близости от нее.

Разновидности остановок с ловлей мяча одной рукой в игре используются значительно реже и предполагают идентичную работу ног в сочетании с согласованными движениями руками, характер­ными для овладения мячом одной рукой на месте.

 

Средства обучения разновидностям остановок с ловлей мяча двумя руками:

1. Объяснение и показ.

2. Остановка изучаемым способом с места с ловлей отскочивше­го от площадки мяча, предварительно выпущенного перед собой.

3. Выполнение изучаемой разновидности приема с места, снимая мяч с вытянутой в сторону руки партнера.

4. То же, что в упражнении 3, но после передвижения ходьбой.

5. То же, что в упражнении 4, но после передвижения медленным бегом.

6. То же, что в упражнении 5, но партнер слегка подбрасывает мяч вертикально вверх: остановка с ловлей «зависшего» в воздухе мяча.

7. Выполнение изучаемой разновидности приема в целом по ори­ентирам (разметка площадки, обручи и др.) с ловлей мяча, послан­ного партнером с отскоком от пола.

8. То же, но после встречного набрасывания мяча партнером по навесной траектории.

9. То же, что в упражнении 8, но после встречной передачи пар­тнера заданным способом.

10.То же, но момент передачи регламентируется звуковым сигна­лом игрока, выполняющего остановку.

11.Чередование вариантов изучаемого способа остановки с ис­пользованием в качестве ориентиров переносных стоек, имитирую­щих позицию защитника: справа от защитника – остановка с ловлей мяча на шаге или толчком правой (левой) ногой, слева – соответ­ственно с ловлей мяча на шаге или толчком левой (правой) ногой.

12.Выполнение разновидностей приема, варьируя скорость пере­движений игрока и момент передачи мяча партнером.

13.То же, но после передачи партнера сбоку или на ход выпол­няющему остановку игроку.

14.Чередование разновидностей остановки в вариативных усло­виях: вариант остановки задается конкретным условным сигналом, предшествующим ее выполнению (например, после передачи пар­тнера левой рукой – остановка с ловлей мяча на шаге правой ноги; после передачи правой – остановка с ловлей мяча на шаге левой ноги; после передачи двумя руками – вариант остановки прыжком и т.п.).

15.То же, что в упражнении 12, но в сочетании с другими игро­выми приемами: поворотами, передачами, бросками с места и т.п. (по мере освоения техники игры).

16.Выполнение разновидностей приема в сочетании с другими игровыми действиями в условиях противоборства: подвижные игры типа «Охраняй капитана», «Мяч ловцу» и др.

 

Организационно-методические указания:

1. К обучению разновидностям приема приступать после овладе­ния остановкой двумя шагами и прыжком без мяча, ловлей мяча дву­мя (одной) руками на месте.

2. Подводящие упражнения выполнять фронтальным методом.

3. Чередовать упражнения для освоения остановки с ловлей мяча на шаге правой или левой ноги, после толчка правой или левой но­гой.

4. В упражнениях с использованием переносных стоек, обозна­чающих защитника, нацеливать занимающихся на воспроизведение того варианта остановки, который позволит прийти в устойчивое по­ложение и надежно укрыть мяч в дальнюю от условного защитника сторону.

5. Во всех заданиях контролировать правильность и. п.: для оста­новки с ловлей мяча на удлиненном шаге правой ноги или в прыж­ке толчком правой ногой – правая сзади; для остановки с ловлей мяча на удлиненном шаге левой ноги или в прыжке толчком левой ногой – левая сзади.

6. Партнеру своевременно и точно передавать мяч, не задерживая его выпуск.

7. После овладения рациональной структурой приема усложнять условия его выполнения, приближая их к игровым: увеличивать ско­рость передвижения; варьировать способы и момент передачи мяча; использовать условные сигналы, регламентирующие вариант выпол­нения остановит в каждом повторении; вводить в задания пассив­ного защитника; выполнять остановку в сочетании с другими прие­мами без сопротивления, далее в условиях игрового противобор­ства.

8. При выполнении приема двумя шагами:

• на первом шаге остановки: «тянуть» бедро вперед (шаг «стелю­щийся»); ногу ставить на всю стопу носком в направлении даль­нейших действий, сильно согнутую в колене; таз опускать вниз;

• на втором шаге ногу ставить упруго на всю стопу, выпрямлять па­раллельно сзадистоящей ноге; туловище выпрямлять.

9. При выполнении приема прыжком:

• толчковую ногу ставить упруго, отталкиваясь всей стопой прямо по направлению движения;

• прыжок совершать вперед невысоко над площадкой, в полете поворачивать стопы в сторону толчковой ноги или удерживать фрон­тально на одном уровне;

• приземляться мягко на обе согнутые ноги, одновременно касаясь площадки обеими стопами, сохранять равновесие.

10.В процессе выполнения всех разновидностей приема:

• одновременно с началом первого шага или толчком вытягивать руки навстречу мячу;

• контролировать взглядом полет мяча до момента захвата его паль­цами;

• обхватывать мяч пальцами (не ладонями), начиная амортизаци­онное (уступающее) движение руками в момент встречи с мя­чом;

• мяч подносить к поясу и убирать в дальнюю от соперника сторо­ну, укрывать его туловищем, локтями и впередистоящей ногой или быстро поднимать в и. п. для дальнейших игровых действий – приходить в стойку с тройной угрозой;

• голову не опускать и не отклонять в сторону, не сутулиться, пле­чевой пояс и руки не закрепощать;

• принимать устойчивое положение: ноги согнуты, стопы парал­лельны на ширине плеч, но не на одной линии по ходу движе­ния;

• в завершающей фазе любого варианта остановки с ловлей мяча быстро восстанавливать стойку игрока, владеющего мячом, или стойку с тройной угрозой, т.е. мгновенно приходить в готовность к дальнейшим игровым действиям: поворотам, передаче, ведению или броску.

 

Основные ошибки при выполнении разновидностей остано­вок с ловлей мяча двумя руками:

1. Скованность, неуверенность при передвижении, предшествую­щем ловле мяча: бег на прямых ногах, растягивание шагов с целью «подобрать» определенную ногу.

2. Рассогласование работы ног и рук:

• преждевременное выполнение остановки с последующей ловлей мяча на месте;

• запаздывание встречного движения руками к мячу – попытка ловли мяча согнутыми руками у туловища в статическом положе­нии после остановки.

3. Неточности в технике движения нижних конечностей:

• выполнение остановки двумя шагами с постановкой стоп с носка или без необходимого разворота;

• значительные колебания положения общего центра тяжести в вер­тикальной плоскости (над площадкой) – «высокий» удлиненный шаг или прыжок вверх, а не вперед;

• приземление на прямые ноги – приход в неустойчивое положе­ние;

• недостаточное сгибание сзадистоящей ноги и чрезмерное сгиба­ние впередистоящей: вес тела перенесен на впередистоящую ногу – потеря равновесия;

• нерациональное расположение стоп после прекращения движе­ния: обе стопы располагаются на одной линии или перпендику­лярно направлению движения; слишком узкая (широкая) их по­становка.

4. Неточности в технике ловли мяча:

• нет полного выпрямления рук навстречу мячу;

• кисти не образуют полусферу: обращены друг к другу ладонями или широко расставлены в стороны;

• попытка обхватить мяч ладонями, а не пальцами;

• нет уступающего сгибания рук после обхвата мяча;

• излишне закрепощены верхние конечности;

• после овладения мячом игрок не укрывает его разведенными в стороны локтями или очень медленно выносит мяч в и. п. для дальнейших игровых действий.

5. Нерациональное положение туловища после завершения раз­новидности остановки:

• чрезмерный наклон вперед: потеря равновесия, ведущая к «про­бежке»;

• отсутствие поворота для укрывания мяча: мяч может стать легкой добычей соперника.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ

1. Опишите технику вы­полнения остановки двумя шагами с лов­лей мяча.

2. С помощью каких средств строится процесс обучения остановке двумя шагами с лов­лей мяча?

3. Дайте организационно-методические указания для управления процес­сом обучения остановке двумя шагами с ловлей мяча.

4. Каковы наиболее типичные ошибки при выполнении разновидностей остановки двумя шагами с ловлей мяча?

5. Дайте описание техники вы­полнения остановки прыжком с лов­лей мяча.

6. Опишите блок упражнений для обучения остановке прыжком с ловлей мяча в их рациональной последовательности.

7. Назовите организационно-методические указания, которые следует учи­тывать и использовать при обучении разновидностям остановки прыжком с ловлей мяча.

8. Перечислите наиболее типичные ошибки при выполнении разновидностей остановки прыжком с ловлей мяча.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: