Тема: Теоретико-методические основы обучения технике владения мячом
Теория и методика обучения технике остановок с ловлей мяча
Теоретические предпосылки
Остановка с ловлей мяча применяется игроком для прекращения движения с одновременным овладением мячом. Структурно остановку с ловлей мяча можно представить как сочетание двух приемов техники: остановки и ловли мяча производимой в движении. Она может осуществляться несколькими способами: двумя шагами или прыжком, с ловлей мяча двумя руками или одной. Баскетболисту чаще всего приходится останавливаться с ловлей мяча, посланного партнером.
Остановка двумя шагами с ловлей мяча двумя руками на уровне груди (рис. 1) – наиболее характерный прием в игре для овладения мячом в движении и прихода в положение, не требующее дополнительных затрат времени для подготовки к дальнейшим действиям с мячом: броску в корзину, передаче, ведению, поворотам и т.д. Прием может выполняться с ловлей мяча на шаге правой или левой ноги в зависимости от игровой ситуации: если соперник слева, целесообразно ловить мяч на шаге левой ногой, чтобы быть устойчивее при контакте с защитником или на шаге правой, чтобы надежнее укрыть мяч, и наоборот. Остановке с ловлей мяча на шаге разноименной по отношению к сильнейшей руке ноги отдают предпочтение при подготовке позиционного броска.
И. п. – игрок, передвигаясь специфическим баскетбольным или ускоренным бегом, находится в высокой стойке, туловище незначительно подано вперед, руки согнуты в локтевых суставах до прямого угла, голова поднята.
Рисунок 1.
Подготовительная фаза – при приближении мяча баскетболист выполняет удлиненный шаг правой (левой) ногой и вытягивает руки навстречу летящему мячу. В зависимости от траектории его полета производится корректировка движений руками (вверх или вниз), положений кистей и туловища (выпрямление или увеличение его наклона вперед).
|
Основная фаза – одновременно с обхватом мяча пальцами и постановкой согнутой правой (левой) ноги на всю стопу носком в направлении своих дальнейших действий игрок начинает амортизационное (уступающее) движение рук, продолжающееся на втором шаге остановки; мяч при этом подносится к туловищу. Левая (правая) нога, выполняющая второй шаг остановки – стопорящий, – ставится упруго на всю стопу параллельно сзадистоящей ноге. Окончательному гашению скорости полета мяча и инерции игрока на втором шаге содействует выпрямление туловища.
Игрок приходит в положение равновесия: ноги согнуты, стопы расставлены на ширину плеч и располагаются носками на одной линии, или одноименная с бросковой рукой нога выдвигается немного вперед. Масса тела равномерно распределена на всю поверхность обеих стоп, таз опущен.
Завершающая фаза – нападающий быстро поднимает мяч в исходное положение для дальнейших игровых действий (приходит в стойку с тройной угрозой) или укрывает мяч, для чего убирает его в дальнюю от соперника сторону и разводит локти. Если впередистоящая нога после остановки сильно смещена вперед, ее переставляют ближе к туловищу и приходят в устойчивое положение стойки игрока, владеющего мячом.
При выполнении остановки прыжком с ловлей мяча, посланного партнером, игрок в подготовительной фазе совершает толчок правой или левой ногой с одновременным движением прямыми руками к летящему мячу.
|
В основной фазе в процессе «стелющегося» прыжка вперед осуществляется обхват мяча двумя кистями с последующим амортизационным движением за счет сгибания рук и незначительного отклонения туловища назад. При этом стопы разворачиваются в направлении толчковой ноги или удерживаются на одном уровне, располагаясь носками вперед.
В завершающей фазе игрок, приземляясь на согнутые ноги с одновременным касанием пола обеими стопами, приходит в параллельную стойку с выставленной вперед ногой или в стойку с параллельным расположением стоп на одном уровне. Мяч поднимается в и. п. для броска, передачи или ведения либо укрывается у пояса поворотом туловища и разведенными в сторону локтями.
В современном баскетболе в арсенале нападающих появился еще один вариант остановки с ловлей мяча, который чаще всего используется для подготовки последующего броска в корзину. Эту разновидность приема можно назвать комбинированной остановкой, так как она содержит элементы остановки двумя шагами (ловлю мяча на удлиненном шаге) и остановки прыжком (последующее отталкивание одной ногой и приземление на две ноги). Соответственно прием может выполняться с ловлей мяча на шаге правой или левой ноги. Игрок ловит мяч на удлиненном шаге, производит отталкивание этой же ногой и приземление одновременно на две ноги. Далее он может одним темпом (без промедления) совершить мощное отталкивание и позиционный бросок или занести мяч в корзину движением сверху-вниз, если находится в непосредственной близости от нее.
|
Разновидности остановок с ловлей мяча одной рукой в игре используются значительно реже и предполагают идентичную работу ног в сочетании с согласованными движениями руками, характерными для овладения мячом одной рукой на месте.
Средства обучения разновидностям остановок с ловлей мяча двумя руками:
1. Объяснение и показ.
2. Остановка изучаемым способом с места с ловлей отскочившего от площадки мяча, предварительно выпущенного перед собой.
3. Выполнение изучаемой разновидности приема с места, снимая мяч с вытянутой в сторону руки партнера.
4. То же, что в упражнении 3, но после передвижения ходьбой.
5. То же, что в упражнении 4, но после передвижения медленным бегом.
6. То же, что в упражнении 5, но партнер слегка подбрасывает мяч вертикально вверх: остановка с ловлей «зависшего» в воздухе мяча.
7. Выполнение изучаемой разновидности приема в целом по ориентирам (разметка площадки, обручи и др.) с ловлей мяча, посланного партнером с отскоком от пола.
8. То же, но после встречного набрасывания мяча партнером по навесной траектории.
9. То же, что в упражнении 8, но после встречной передачи партнера заданным способом.
10.То же, но момент передачи регламентируется звуковым сигналом игрока, выполняющего остановку.
11.Чередование вариантов изучаемого способа остановки с использованием в качестве ориентиров переносных стоек, имитирующих позицию защитника: справа от защитника – остановка с ловлей мяча на шаге или толчком правой (левой) ногой, слева – соответственно с ловлей мяча на шаге или толчком левой (правой) ногой.
12.Выполнение разновидностей приема, варьируя скорость передвижений игрока и момент передачи мяча партнером.
13.То же, но после передачи партнера сбоку или на ход выполняющему остановку игроку.
14.Чередование разновидностей остановки в вариативных условиях: вариант остановки задается конкретным условным сигналом, предшествующим ее выполнению (например, после передачи партнера левой рукой – остановка с ловлей мяча на шаге правой ноги; после передачи правой – остановка с ловлей мяча на шаге левой ноги; после передачи двумя руками – вариант остановки прыжком и т.п.).
15.То же, что в упражнении 12, но в сочетании с другими игровыми приемами: поворотами, передачами, бросками с места и т.п. (по мере освоения техники игры).
16.Выполнение разновидностей приема в сочетании с другими игровыми действиями в условиях противоборства: подвижные игры типа «Охраняй капитана», «Мяч ловцу» и др.
Организационно-методические указания:
1. К обучению разновидностям приема приступать после овладения остановкой двумя шагами и прыжком без мяча, ловлей мяча двумя (одной) руками на месте.
2. Подводящие упражнения выполнять фронтальным методом.
3. Чередовать упражнения для освоения остановки с ловлей мяча на шаге правой или левой ноги, после толчка правой или левой ногой.
4. В упражнениях с использованием переносных стоек, обозначающих защитника, нацеливать занимающихся на воспроизведение того варианта остановки, который позволит прийти в устойчивое положение и надежно укрыть мяч в дальнюю от условного защитника сторону.
5. Во всех заданиях контролировать правильность и. п.: для остановки с ловлей мяча на удлиненном шаге правой ноги или в прыжке толчком правой ногой – правая сзади; для остановки с ловлей мяча на удлиненном шаге левой ноги или в прыжке толчком левой ногой – левая сзади.
6. Партнеру своевременно и точно передавать мяч, не задерживая его выпуск.
7. После овладения рациональной структурой приема усложнять условия его выполнения, приближая их к игровым: увеличивать скорость передвижения; варьировать способы и момент передачи мяча; использовать условные сигналы, регламентирующие вариант выполнения остановит в каждом повторении; вводить в задания пассивного защитника; выполнять остановку в сочетании с другими приемами без сопротивления, далее в условиях игрового противоборства.
8. При выполнении приема двумя шагами:
• на первом шаге остановки: «тянуть» бедро вперед (шаг «стелющийся»); ногу ставить на всю стопу носком в направлении дальнейших действий, сильно согнутую в колене; таз опускать вниз;
• на втором шаге ногу ставить упруго на всю стопу, выпрямлять параллельно сзадистоящей ноге; туловище выпрямлять.
9. При выполнении приема прыжком:
• толчковую ногу ставить упруго, отталкиваясь всей стопой прямо по направлению движения;
• прыжок совершать вперед невысоко над площадкой, в полете поворачивать стопы в сторону толчковой ноги или удерживать фронтально на одном уровне;
• приземляться мягко на обе согнутые ноги, одновременно касаясь площадки обеими стопами, сохранять равновесие.
10.В процессе выполнения всех разновидностей приема:
• одновременно с началом первого шага или толчком вытягивать руки навстречу мячу;
• контролировать взглядом полет мяча до момента захвата его пальцами;
• обхватывать мяч пальцами (не ладонями), начиная амортизационное (уступающее) движение руками в момент встречи с мячом;
• мяч подносить к поясу и убирать в дальнюю от соперника сторону, укрывать его туловищем, локтями и впередистоящей ногой или быстро поднимать в и. п. для дальнейших игровых действий – приходить в стойку с тройной угрозой;
• голову не опускать и не отклонять в сторону, не сутулиться, плечевой пояс и руки не закрепощать;
• принимать устойчивое положение: ноги согнуты, стопы параллельны на ширине плеч, но не на одной линии по ходу движения;
• в завершающей фазе любого варианта остановки с ловлей мяча быстро восстанавливать стойку игрока, владеющего мячом, или стойку с тройной угрозой, т.е. мгновенно приходить в готовность к дальнейшим игровым действиям: поворотам, передаче, ведению или броску.
Основные ошибки при выполнении разновидностей остановок с ловлей мяча двумя руками:
1. Скованность, неуверенность при передвижении, предшествующем ловле мяча: бег на прямых ногах, растягивание шагов с целью «подобрать» определенную ногу.
2. Рассогласование работы ног и рук:
• преждевременное выполнение остановки с последующей ловлей мяча на месте;
• запаздывание встречного движения руками к мячу – попытка ловли мяча согнутыми руками у туловища в статическом положении после остановки.
3. Неточности в технике движения нижних конечностей:
• выполнение остановки двумя шагами с постановкой стоп с носка или без необходимого разворота;
• значительные колебания положения общего центра тяжести в вертикальной плоскости (над площадкой) – «высокий» удлиненный шаг или прыжок вверх, а не вперед;
• приземление на прямые ноги – приход в неустойчивое положение;
• недостаточное сгибание сзадистоящей ноги и чрезмерное сгибание впередистоящей: вес тела перенесен на впередистоящую ногу – потеря равновесия;
• нерациональное расположение стоп после прекращения движения: обе стопы располагаются на одной линии или перпендикулярно направлению движения; слишком узкая (широкая) их постановка.
4. Неточности в технике ловли мяча:
• нет полного выпрямления рук навстречу мячу;
• кисти не образуют полусферу: обращены друг к другу ладонями или широко расставлены в стороны;
• попытка обхватить мяч ладонями, а не пальцами;
• нет уступающего сгибания рук после обхвата мяча;
• излишне закрепощены верхние конечности;
• после овладения мячом игрок не укрывает его разведенными в стороны локтями или очень медленно выносит мяч в и. п. для дальнейших игровых действий.
5. Нерациональное положение туловища после завершения разновидности остановки:
• чрезмерный наклон вперед: потеря равновесия, ведущая к «пробежке»;
• отсутствие поворота для укрывания мяча: мяч может стать легкой добычей соперника.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ
1. Опишите технику выполнения остановки двумя шагами с ловлей мяча.
2. С помощью каких средств строится процесс обучения остановке двумя шагами с ловлей мяча?
3. Дайте организационно-методические указания для управления процессом обучения остановке двумя шагами с ловлей мяча.
4. Каковы наиболее типичные ошибки при выполнении разновидностей остановки двумя шагами с ловлей мяча?
5. Дайте описание техники выполнения остановки прыжком с ловлей мяча.
6. Опишите блок упражнений для обучения остановке прыжком с ловлей мяча в их рациональной последовательности.
7. Назовите организационно-методические указания, которые следует учитывать и использовать при обучении разновидностям остановки прыжком с ловлей мяча.
8. Перечислите наиболее типичные ошибки при выполнении разновидностей остановки прыжком с ловлей мяча.