Рабочая ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08.Основы экономики
Специальность: 2.13.02.02
Теплоснабжение и теплотехническое оборудование
(базовая подготовка)
2017 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы экономики» для специальности среднего профессионального образования технического профиля: 2.13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование (базовая подготовка)
Организация-разработчик: ГАПОУ Уфимский топливно-энергетический колледж
Разработчики:
Напольская Т.В. - преподаватель ГАПОУ Уфимский топливно-энергетический колледж
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 2.13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование»с учетом требований Профессионального стандарта №78 «Специалист по эксплуатации трубопроводов и оборудования тепловых сетей» (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11апреля 2014 г. № 246н).
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | ||
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | ||
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | ||
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | ||
Паспорт рабочей ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы экономики
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 2.13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование»с учетом требований с учетом требований Профессионального стандарта №292 «Работник по оперативному управлению объектами тепловой электростанции» (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «15» декабря 2014 г. №1038н).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Основы экономики» входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен освоить общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных общих компетенций:
ПК 1.1Осуществлять пуск и останов теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
ПК 1.2Управлять режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
ПК 1.3Осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации аварий теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения
ПК 2.1Выполнять дефектацию теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
ПК 2.2Производить ремонт теплотехнического оборудования и систем тепло-и топливоснабжения.
ПК 2.3Вести техническую документацию ремонтных работ.
ПК 3.1Участвовать в наладке и испытания теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
ПК 3.2 Составлять отчётную документацию по результатам наладки и испытаний теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения
ПК 4.1Планировать и организовывать работу трудового коллектива
ПК 4.2 Участвовать в оценке экономической эффективности производственной деятельности трудового коллектива
ПК 4.3Обеспечивать выполнение требования правил охраны труда и промышленной безопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- находить и использовать необходимую экономическую информацию;
- определять организационно-правовые формы организаций;
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
- оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- действующие законодательные правовые акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;
- основные технико-экономические показатели деятельности организации;
- методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации;
- методы управления основными и оборотными средствами оценки эффективности их использования;
- механизмы ценообразования на продукцию, (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;
- основные принципы построения экономической системы организации;
- основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения;
- основы организации работы коллектива исполнителей;
- основы планирования, финансирования и кредитования организации;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
- общую производственную и организационную структуру организации;
- современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
- состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
- способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;
- формы организации и оплаты труда.
Вариативная часть:
обучающийся должен уметь:
- проводить анализ эффективности проводимых организационно-технических мероприятий по энергосбережению на трубопроводах и оборудовании тепловых сетей;
- оформлять отчетную документацию о расходовании товарно-материальных ценностей;
- использовать актуальную информацию о состоянии отраслевого рынка;
- использовать современные эффективные способы трудоустройства;
- применять основы финансовой грамотности для решения практических задач;
обучающийся должен знать:
-номенклатуру теплового оборудования и трубопроводов и их технические характеристики;
- налогообложение организации на современном этапе;
-основы предпринимательской деятельности;
- современные формы коммуникаций и методы работы с персоналом.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося184 часа:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося124 часа
(в том числе вариативная часть – 38 ч.):
- теоретическая часть - 64;
- практические занятия – 48ч.;
самостоятельной работы обучающегося60 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
практические занятия | |
курсовая работа | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой | |
реферирование | |
систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы | |
выполнение практического задания с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите. Работа нормативной с документацией базовых предприятий отрасли, с сайтами организаций. | |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы экономики»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студента, курсовая работа (проект) | Объём часов | Уровень освоения | ||
Введение | Содержание учебного материала | ||||
Цели и задачи дисциплины. Основные понятия: Экономика. Микроэкономика. Мезоэкономика. Макроэкономика. Экономика организации (предприятия). Материальные основы реальной экономики. Экономика и ее роль в жизни общества. | |||||
Практические занятия | |||||
Самостоятельная работа студента | |||||
Проработка конспектов занятий, учебной литературы: Борисов, Е. Ф. Основы экономики. Глава 1. Материальные основы реальной экономики 1.4. Стадии экономического прогресса. | |||||
Тема 1. Характеристика основных элементов экономической среды организации | Содержание учебного материала | ||||
Потребности общества и способы их удовлетворения. Стадии экономического прогресса. Экономика как система. Экономический кругооборот. | |||||
Социально-рыночное хозяйство как наиболее прогрессивная форма. Рыночная экономика. Принципы рыночной экономики. Виды рынков. Функции рынков. Законы рынка и рыночные структуры. Тенденции глобализации мировой экономики. Становление системы глобальных отношений. Противоречия глобализации мировой экономики | |||||
Предпринимательство, его виды. производственное, коммерческое, финансовое. Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект в рыночной экономике. Организационно-правовые формы хозяйствования: хозяйственные товарищества, общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Основные характеристики и принципы функционирования организации. | |||||
Практические занятия | |||||
Анализ государственного регулирования экономики в России на современном этапе. Составление схемы развития форм и типов предпринимательской деятельности в России XIX-XX. вв. Представьте схематично взаимосвязи функций и свойств предпринимательства. 3. Разработайте алгоритм действий предпринимателя при реализации предпринимательского проекта. 4. | |||||
Самостоятельная работа студента | |||||
Реферирование по темам «Основные понятия экономики», «Топливно-энергетический комплекс Башкортостана и проблемы его развития». | |||||
Проработка конспектов занятий, учебной литературы. | |||||
Доклады, рефераты на темы: Преимущества и недостатки рыночной экономики. Характерные черты современного мирового хозяйства. Интернациональные экономические отношения. Международные торговые и валютные отношения в XXI столетии. Типы экономических систем. Задание: описать жизненный цикл конкретной предпринимательской идеи. | |||||
Сравнительная таблица рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия, монопсония. | |||||
Тема 2 Организация. Виды организационно-правовых форм организаций | Содержание учебного материала | ||||
Структура целей организации, миссия. Конкурентоспособность. Действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность. | |||||
Роль и значение отрасли в системе рыночной экономики. Признаки отрасли и показателиразвития, современное состояние. Сущность энергетики как базовой отрасли материального производства. | |||||
Основные принципы построения экономической системы организации. Производственная и организационная структура предприятия. Виды организационно-правовых форм организаций в РФ на современном этапе. | |||||
Практические занятия | |||||
Деловая игра "Создание организации". Составление таблицы "Организационно-правовые формы" | |||||
Самостоятельная работа студента | |||||
Реферирование по темам «Основные понятия капитального строительства», «Топливно-энергетический комплекс Башкортостана и проблемы его развития». | |||||
Проработка конспектов занятий, учебной литературы. Проработка гл.4 часть I ГК РФ. Реферат, доклад "Принципы организации Мацусаты Коносуке" | |||||
Реферирование по темам: Организационно-правовые формы предприятий теплоснабжения Республики Башкортостан, Акционерные общества: сущность и особенности функционирования. Ассоциативные (кооперативные) формы предпринимательства и некоммерческие организации: холдинги, финансово-промышленные группы, консорциумы, синдикаты, некоммерческие организации. | |||||
Тема 3. Экономические ресурсы | Содержание учебного материала | ||||
Виды экономических ресурсов, их характеристика: природные, трудовые, материальные, финансовые, информационные. | |||||
Способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии. | |||||
Практические занятия | |||||
Определение состава материальных, трудовых и финансовых ресурсов (на примере ТЭЦ-4 г.Уфы) | |||||
Самостоятельная работа студента | |||||
Проработка конспектов занятий, учебной литературы. Реферирование по темам: Использование энергетических ресурсов в Республике Башкортостан. Ресурсы организации энергетической отрасли. Энергосберегающие технологии в энергетике на современном этапе. Перспективы применения энергосберегающих технологий в теплотехнической отрасли. | |||||
Тема 4. Капитал и имущество организации | Содержание учебного материала | ||||
Понятие «капитал». Капитал предприятия: собственный и заемный, уставный, основной, оборотный, финансовый. | |||||
Состав имущества предприятия и источников его формирования. Финансовые вложения. | |||||
Практические занятия | |||||
Самостоятельная работа студента | |||||
Проработка конспектов занятий, Работа с Интернет-ресурсами: "Капитал, его понятие и теории" - www.Grandars.ru «Экономическая теория » Микроэкономика» | |||||
Тема 5. Основные средства организации | Содержание учебного материала | ||||
Понятие основных средств. Классификация основных средств. Методы управления основными средствами. Оценка эффективности использования основных средств. | |||||
Амортизация основных средств. Виды ремонта основных средств. Способы проведения ремонта основных средств. Инвентаризация основных средств. Понятие переоценки основных средств. Цель переоценки и способы проведения переоценки основных средств. | |||||
Понятие нематериальных активов, Состав и виды оценки. Амортизация НМА. | |||||
Практические занятия | |||||
Расчет стоимости основных средств. Расчет амортизационных отчислений линейным и нелинейным методами с применением программы Microsoft Office Excel. | |||||
Расчет показателей эффективности использования Основных средств: фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность. | |||||
Самостоятельная работа студента | |||||
Проработка конспектов занятий, учебной литературы по теме "Показатели использования оборудования", оформление практических работ и подготовка к их защите. | |||||
Тема 6. Оборотные средства организации | Содержание учебного материала | ||||
Оборотные средства (текущие активы). Производственный цикл. Операционный цикл. Время обращения. Структура, источники формирования оборотных средств: собственные и заемные. Методы управления оборотными средствами организации.Номенклатура теплового оборудования и трубопроводов и их технические характеристики. | |||||
Оценка эффективности использования оборотных средств. Стратегии управления текущими активами: динамическая, агрессивная, консервативная, оптимальная. Методы управления оборотными средствами оценки эффективности их использования | |||||
Практические занятия | |||||
Определение потребности организации в оборотных средствах | |||||
Расчет показателей эффективности использования оборотных средств: Длительность одного оборота, Коэффициент оборачиваемости Коэффициент загрузки оборотных средств Коэффициент загрузки оборотных средств Коэффициент загрузки оборотных средств | |||||
Самостоятельная работа студента | |||||
Проработка конспектов занятий, учебной литературы: Показатели эффективности использования оборотных средств - https://afdanalyse.ru, оформление практических работ и подготовка к их защите | |||||
Реферат по теме «Технические характеристики теплового оборудования и трубопроводов» | |||||
Тема 7. Основы организации работы коллектива исполнителей | Содержание учебного материала | ||||
Состав и структура кадров организации. Планирование кадров и их подбор. Показатели изменения списочной численности персонала и методика их расчета. Рабочее время и его использование. Бюджет рабочего времени. Внедрение передовых методов и приемов труда в организации. | |||||
Производительность труда - понятие и значение. Показатели уровня производительности труда. Факторы роста производительности труда. Современные формы коммуникаций в работе с персоналом. Принципы делового общения. | |||||
Самостоятельная работа студента | |||||
Проработка конспектов занятий, учебной литературы. Реферат, доклад по темам: «Методы измерения производительности труда», «Современные эффективные способы трудоустройства» | |||||
Выполнение практического задания с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите. | |||||
Тема 8. Формы организации и оплаты труда | Содержание учебного материала | ||||
Мотивация труда и ее роль в условиях рыночной экономики. Современные методы стимулирования работы с персонала. | |||||
Нормативные и методические документы, регламентирующие оплату труда: ТК РФ, ЕТКС (Единый тарифно-квалификационный справочник) и его значение на современном этапе. | |||||
Формы и системы оплаты труда: сдельная и повременная, их разновидности, преимущества и недостатки. Тарифная система оплаты труда: ее сущность, состав и содержание. | |||||
Фонд оплаты труда и его структура. Бестарифная система оплаты труда. Основные элементы и принципы премирования в организации. | |||||
Практические занятия | |||||
Заполнение табеля учета рабочего времени и расчет заработной платы различных категорий работников. | |||||
Расчет сдельной заработной платы. Расчет зарплаты на бригаду по аккордной системе. | |||||
Расчет повременной заработной платы. | |||||
Расчет дополнительных выплат: премии, сверхурочные. | |||||
Самостоятельная работа студента | |||||
Проработка конспектов занятий, учебной литературы. | |||||
Выполнение практического задания с использованием методических рекомендаций преподавателя: решение задач по теме. Конспект на основе ТК РФ: Права и обязанности работника, работодателя. Рабочее время. Время отдыха. Доплата за сверхурочную работу, работу в праздничные и выходные дни | |||||
Конспект на основе ТК РФ: Права и обязанности работника, работодателя. Рабочее время. Время отдыха. Доплата за сверхурочную работу, работу в праздничные и выходные дни. | |||||
Проработка конспектов занятий, учебной литературы. | |||||
Тема 9. Издержки производства и себестоимость продукции | Содержание учебного материала | ||||
Понятие и состав издержек производства и реализации продукции. Классификация затрат по статьям и элементам. Отраслевые особенности структуры себестоимости. Методы калькулирования. Значение себестоимости и пути ее оптимизации. | |||||
Практические занятия | |||||
Расчет себестоимости единицы продукции. Оформление отчетной документации о расходовании товарно-материальных ценностей. | |||||
Составление калькуляции затрат на производство и реализацию продукции. | |||||
Самостоятельная работа студента | |||||
Проработка конспектов занятий, учебной литературы. Работа с Интернет-ресурсами: Себестоимость продукции - www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/sebestoimost-produkcii.html. Оформление практических работ и подготовка к их защите. | |||||
Реферирование по темам и подготовка докладов: Основные производственные и технологические процессы, их классификация и виды. Методы рациональной организации производственного процесса: поточный (непрерывный), партионный, единичный. Принципы рациональной организации производственного процесса: общие (специализация, пропорциональность, непрерывность, параллельность); специфические. | |||||
Тема 10. Ценообразование | Содержание учебного материала | ||||
Ценовая политика организации. Цели и этапы ценообразования. Ценообразующие факторы. Методы ценообразования формирования цены. Этапы процесса ценообразования. Экономическое содержание цены. Виды цен. Ценовая конкуренция. Антимонопольное законодательство. | |||||
Практические занятия | |||||
Определение цены товара. | |||||
Самостоятельная работа студента | |||||
Проработка конспектов занятий, учебной литературы с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите по темам: Механизм рыночного ценообразования. Ценовая стратегия организации. Управление ценами. Ценовая эластичность. | |||||
Тема 11. Основы планирования, финансирования и кредитования организации | Содержание учебного материала | ||||
Финансовая система РФ. Принципиальные составляющие финансовой системы Российской Федерации и их характеристика. Банковская система РФ. Банки и их функции. Налоги и налогообложение организации. | |||||
Бизнес-план предприятия. Планирование как основа рационального функционирования организации. Классификация планов по признакам. Основные принципы планирования. Методологические основы планирования. Основы финансовой грамотности. | |||||
Структура и источники финансирования организаций. Инвестиционный процесс и его значение. Инвестиции (капитальные вложения). Основные денежные потоки по текущей инвестиционной и финансовой деятельности организации. | |||||
Определение экономической эффективности инвестиций. Методы оценки инвестиционных проектов: статический, динамический, NPV, PI, IRR | |||||
Практические занятия | |||||
Расчет будущей стоимости инвестиций с применением коэффициентов наращения и дисконтирования. | |||||
Расчет инвестиционного проекта статическим и динамическим способами в программе Excel | |||||
Выбор инвестиционного проекта. Анализ расчета NPV, PI в программе Excel | |||||
Выбор инвестиционного проекта. Анализ расчета NPV, PI в программе Excel | |||||
Самостоятельная работа студента | |||||
Проработка конспектов занятий, учебной литературы. Реферирование по темам: Валютные операции. Виды биржевых сделок. Фондовые биржи. Виды страхования в РФ. Банковское кредитование. Лизинговые, трастовые, факторинговые операции. Особенности биржевой торговли. | |||||
Проработка конспектов занятий, учебной литературы, налогового кодекса РФ и реферирование: Принципы налогообложения. Обязанности и права налогоплательщиков. Налоговые льготы. Налогообложение строительных организаций. Порядок расчетов по налогам и сборам с бюджетом и внебюджетными фондами. | |||||
Оформление практических работ и подготовка к их защите. Изучение ФЗ «Об инвестициях» - выписать основные понятия. | |||||
Тема 12. Основные технико- экономические показатели деятельности организации | Содержание учебного материала | ||||
Нормы и нормативы, их классификация и порядок расчета. Показатели использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Технологические уклады. | |||||
Технико-экономические показатели использования оборудования. Показатели технического развития и организации производства, их расчет. | |||||
Прибыль организации - основной показатель результатов хозяйственной деятельности. Сущность прибыли, ее источники и виды. Факторы, влияющие на величину прибыли. Функции и роль прибыли. Распределение и использование прибыли. Рентабельность - показатель эффективности работы организации. Виды рентабельности. Показатели рентабельности. Методика расчета уровня рентабельности продукции, производства. | |||||
Практические занятия | |||||
Расчет экономической эффективности капитальных вложений в новую технику: коэффициент эффективности и срок окупаемости. | |||||
Расчет прибыли организации (предприятия). | |||||
Расчет отдельных видов показателей рентабельности. | |||||
Расчет показателей эффективности живого труда (трудовых ресурсов.) | |||||
Расчет обобщающих показателей эффективности. Анализ эффективности проводимых организационно-технических мероприятий по энергосбережению на трубопроводах и оборудовании тепловых сетей. | |||||
Самостоятельная работа студента | |||||
Проработка конспектов занятий, учебной литературы пт теме. | |||||
Оформление практических работ и подготовка к их защите. | |||||
Тема 13. Основы маркетинговой деятельности | Содержание учебного материала | ||||
Социально-экономическая сущность и содержание маркетинга. Альтернативные концепции маркетинга. Основные функции маркетинга на предприятии: аналитическая, производственная, сбытовая, управления и контроля. Роль и цели маркетинга на предприятии. | |||||
Контроль за процессами управления маркетингом. Служба маркетинга на предприятии. Принципы организации службы маркетинга. | |||||
Практические занятия | |||||
Самостоятельная работа студента | |||||
Реферирование: Основные понятия маркетинга. Исследование рынка, разработка и создание товара, позиционирование товара, процесс продвижения товаров, работ и услуг на рынок, реклама, сервис, контроль. Торги в строительстве. | |||||
Курсовая работа | |||||
Ознакомление со стандартом УТЭК, правилами оформления работы. Выбор темы. Работа с литературой, Интернет-ресурсами. | |||||
Составление развёрнутого плана и структурно-логической схемы работы. Работа над введением. | |||||
Работа над практической частью | |||||
Работа над практической частью | |||||
Расчет итогов по практической части | |||||
Работа над заключением. Подготовка к защите. | |||||
Всего: | |||||