1. Общие стилистические особенности данного текста
Научный | Логичность изложения, точность, отвлечённость и обобщённость |
Публицистический | Логичность, образность, оценочность, эмоциональность, призывность, страстность, доступность |
Художественный | Образность, использование изобразительно-выразительных средств языка |
Официально-деловой | Неличный характер, точность формулировок, стандартизированность, стереотипность построения текста, долженствующий, предписывающий характер |
Разговорный | Неофициальность, непринуждённость, неподготовленность речи, устная форма общения |
2. Жанровые особенности текста
Научный | Статья из журнала или сборника, энциклопедии, словаря, фрагменты из монографии, диссертации |
Публицистический | Статья, заметка, путевой очерк (дорожные впечатления: зарисовки быта людей, природы), портретный очерк (личность человека, его характер), проблемный очерк (поднимается какая-то социально значимая проблема (например, экологическая), анализируются пути её решения) |
Художественный | Рассказ, притча, лирическое стихотворение, фрагменты из повести, романа |
Официально-деловой | Заявление, доверенность, заявка, объяснительная записка, докладная записка, автобиография, заявка |
3. Лексические средства выразительности
Научный | Однозначность слова; частая повторяемость ключевых слов; отсутствие образных средств; слова стилистически нейтральные, т.е. общеупотребительные; общенаучные слова (детали, аналогия, энергия); термины, т.е. узкоспециальные слова |
Публицистический | Общественно-политическая лексика, лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, психологии, средства эмоционального воздействия, эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градации (нельзя терять ни одной минуты, ни одного дня); фразеологические обороты, пословицы, поговорки, использование литературных цитат, языковых средств юмора, сатиры, иронии (остроумных сравнений, иронических вставок, каламбуров) (эмоциональные средства языка сочетаются со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания) |
Художественный | Могут употребляться слова высокого, поэтического стиля, книжная лексика и просторечия, диалектизмы, профессионально-деловые обороты речи и лексики, публицистического стиля; синонимы, антонимы, паронимы, омонимы, архаизмы, старославянизмы, неологизмы |
Официально-деловой | Стандартные обороты, специальная терминология, устойчивые словосочетания неэмоционального характера |
4. Средства художественной выразительности, характерные для художе-ственного и публицистического стилей:
тропы: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, олицетворение; гипербо-ла, аллегория, литота, перифраза, синекдоха;
стилистические фигуры: анафора, антитеза, градация, инверсия, паралле-лизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпи-фора
5. Фонетический уровень – звуковые образные средства.
Средства словесной инструментовки: повторение согласных звуков (ал-литерация), гласных звуков (ассонанс) с целью усиления изобразительности тек-ста.
6. Морфологические средства выразительности
Научный | Преобладание существительных; употребление существительных среднего рода (образование, свойство); использование отглагольных существительных; использование глаголов в обобщённо-отвлечённом значении (речь идёт о проблемах, привести к общему знаменателю); широкое употребление формы несовершенного вида; преобладание местоимений 3-го лица; частое употребление |
Публицистический | Использование существительных в родительном падеже в роли несогласованных определений (голос мира, страны ближнего зарубежья); глаголов в повелительном наклонении, возвратных глаголов |
Художественный | Насыщенность текста глаголами (интенсивность действия, движение, динамичность действия); безглагольность; наличие инфинитивов придаёт тексту отвлечённый вневременной, внеличностный характер; большое количество причастий – образное описание предмета и представление его признаков в динамике; время и наклонение; экспрессивное использование разных категорий падежа (например, конструкции с творительным падежом придают живописность, непринуждённость описаниям (петь щеглёнком); употребление кратких прилагательных. Достигается особая экспрессия текста; местоимения (личные и притяжательные – оттенок искренности взволнованности; неопределённые – «отдаляют» события и предметы) |
Официально-деловой | Отсутствие форм глаголов 1-го и 2-го лица и личных местоимений 1-го 2-го лица, а формы 3-го лица глагола и местоимения используются в неопределённом значении; употребление собирательных существительных (выборы, граждане); употребление глаголов несовершенного вида (в уставах, кодексах), совершенного вида (в протоколах собраний); предлогов (в соответствии, в связи, согласно…); отглагольных существительных в форме родительного падежа; существительные мужского рода для обозначения лиц женского пола по их профессии |
7. Синтаксические средства выразительности
Научный | Прямой порядок слов; широкое использование словосочетаний существительное + существительное в родительном падеже; преобладание неопределённо-личных и безличных предложений; обилие сложных предложений; частое употребление причастных и деепричастных оборотов |
Публицистический | Использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных предложений |
Художественный | Преобладающие в данном тексте типы предложений (повествовательные, вопросительные, восклицательные); полные и неполные предложения; двусоставные и односоставные (экспрессия односоставных предложений, особенно назывных (в них заложены огромные изобразительные возможности; типы связи частей сложного предложения |
Официально-деловой | Осложнённые простые предложения (обособленные обороты, однородные члены) |
ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК
1. Составьте конспект преподавателя по очередной теме урока литературы. При составлении конспекта пользуйтесь следующими приёмами:
а) старайтесь уловить опорные, ключевые слова, без которых невозможно или трудно будет понять основное содержание конспекта;
б) используя эти слова, составляйте предложения более простые и короткие, чем те, которые прозвучали в устном сообщении;
в) объединяйте, где это удобно, два и более предложения в одно;
г) второстепенные детали опускайте;
д) учитесь пользоваться сокращением слов, а для слов, часто повторяющихся, придумайте свои условные буквенные обозначения.
2. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 31-39?
1) Рассуждение.
2) Повествование.
3) Повествование и описание.
4) Рассуждение и повествование.
(31) Воспитание вкуса – отдельная тема. (32) Это можно делать только на высоких об-разцах. (33) К сожалению, сейчас появилось много художественных произведений весьма не-высокого художественного уровня. (34) Привыкая к ним, мы теряем ориентиры. (35) Воспи-тывать вкус можно на Толстом, Достоевском, на Пушкине. (36) Главное – научиться различать, что действительно красиво, а что подделка. (37) Что ново и оригинально, а что банально и истёрто, тысячу раз встречалось. (38) Поэтому – не искусство: искусство всегда ново, что-то открывает. (39) Воспитать вкус можно лишь чтением, вдумыванием, вглядыванием в тексты истинно совершенные. (По В. Лакшину.)
Основные признаки текста | |
Информативность | главное свойство и назначение текста — передача информации. С точки зрения автора, текстовая информация, главная или передающая детали, всегда существенна, и автор рассчитывает на определённый эффект и её воздействие на адресата: читатель или слушатель, по мнению автора, хочет что-то узнать и, узнав это, испытает какие-то чувства и стремления совершить действие. |
Членимость текста на определённые части | единицы (предложение, синтаксическое сложное целое, абзац). Деление на абзацы проясняет композицию (структуру) текста. Отсутствие абзацев сделало бы текст трудно воспринимаемым, лишённым композиционных ориентиров. |
Связность | все части и единицы текста связаны между собой по смыслу и лексико-грамматически. |
Вида связности: | |
локальная | связность последовательно идущих элементов текста (например, выс-казываний), которая обеспечивается синтаксическими элементами (например, союзами, местоимёнными словами, вводными словами и др.) |
глобальная | смысловая связность текста, которая обеспечивается единством темы, основной идеи, ключевыми словами и последовательным развитием основной мысли, т.е. тем, что обеспечивает единство текста как смыс-лового целого, его внутреннюю цельность |
Коммуникативное намерение автора текста | общение, сообщение, воздействие, создание художественных, поэтических образов + эмоционально-эстетическое воздействие. Создавая текст, автор движим определёнными целями: дать своё видение предметов и явлений окружающей его действительности, существовавшей ранее и воссозданной в его воображении или придуманной им; передать знания научного характера или выразить собственные чувства и эмоции; позволить читателям получить эстетическое удовольствие. Именно авторское намерение и определяет структуру и характерные особенности текста. |
Целостность | Текст — это единое смысловое целое. Читатель воспринимает текст как завершённое целостное произведение, выражающее единый смысл. |
Диалогичность | свойство текста заключается в том, что у каждого речевого произведения есть автор и читатель, между ними происходит скрытый диалог: автор передаёт смысл, а читатель, интерпретируя текст, соглашается или не соглашается с автором. Диалогичность проявляется и в том, что каждый текст является составной частью большого непрекращающегося диалога, осуществляемого между разными авторами, или диалога между текстами. По сути, текст — это ответ автора на вызов другого автора, читателя, самой жизни. |
Текстовая модальность | отношения отражаемых в тексте ситуации и её элементов к действительности: то, что описывается, может интерпретироваться читателем как реальное, нереальное, субъективно оценённое автором. |
Композиция текста | его строение, соотношение и взаимное расположение его частей. Как правило, композиция текста включает три части: вступление, основную часть и концовку (заключительную часть). В идеале композиция текста характеризуется стройностью и завершённостью, логической связностью и соразмерностью частей. |
Выделяют следующие композиции текста: | |
линейная | последовательное изложение фактов и событий по хронологическому признаку; |
ступенчатая | последовательный переход от одного элемента текста к другому, |
концентрическая | переход от одного положения к другому с возвращением к уже сказанному (спираль); |
параллельная | сопоставление положений, фактов, событий; |
дискретная | изложение с пропуском, разрывом для создания интриги отдельных моментов изложения событий; |
кольцевая | возврат в конце текста к уже сказанному в его начале, что позволяет читателю по-новому осмыслить сказанное; |
контрастная | резкое противопоставление двух частей текста. |
![]() | |
![]() | |
![]() | |
![]() |
Виды информации в тексте | |
фактуальная | констатация фактов, не окрашенная личными оценками и эмоциями автора; это бесстрастное изложение фактов (так пишут хроникальные заметки, тексты объявлений, протоколы и т.д.); |
концептуальная | информация, связанная с авторским пониманием происходящего, описываемого в тексте, с его оценками; такая информация как будто пропущена через мировоззрение, жизненный опыт и систему ценностей автора (аналитические статьи, художественная проза, стихотворения, ораторская речь и т.д.); концептуальная информация часто является основной, но скрытой; |
подтекстная | информация, которая не передается открыто, а прочитывается «между строк»; при устном общении проявляется через интонации, мимику, жесты (яркий пример — басни; вспомним басню «Ворона и Лисица» И. Крылова: говорится о животных, а подразумеваются люди). |
![]() | |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ||||
составление плана | тезисов | конспекта | реферата | аннотации. |
Этапы конспектирования | Прочитай текст, отметь в нем новые слова, непонятные места, имена, даты, перечисли основные мысли текста, составь простой план. |
Выясни в словаре значение новых непонятных слов, выпиши их в тетрадь. | |
Вторичное чтение сочетай с записями основных мыслей автора. Запись веди своими словами, не переписывай текст дословно. Стремись к крат-кости. Помни о правилах записи текста. | |
Прочитай конспект, доработай его. | |
Правила записи текста | Запись должна быть убористой, компактной, чтобы на странице умести-лось как можно больше текста (это улучшает его восприятие). |
В тексте необходимо применять выделения и разграничения: подчеркива-ние и отчеркивание (для выделения заголовка и подзаголовка, выводов, отделения одной темы от другой, одного вопроса от другого; можно ис-пользовать для этого разноцветные ручки, фломастеры, но следует избе-гать излишней пестроты); красную строку для обозначения абзацев и пунктов плана; интервалы (для отделения одной мысли от другой); нумерацию абзацев; выделение с помощью рамки определений, правил, законов, формул и так далее. | |
При записи необходимо пользоваться сокращениями, применяя при этом и общепринятые, например с/х, ЭГП, ЭПС, АК, и свои собственные. | |
План-конспект – это сжатый в форме плана пересказ прочитанного или услышанного. | |
Этапы работы | Составь план прочитанного текста (или воспользуйся готовым). |
Разъясни кратко и доказательно каждый пункт плана, выбери разумную и эффективную форму записи. | |
Сформулируй и запиши вывод. |
Тип речи | ||
Описание | текст (монологическое выска-зывание), в котором предло-жения находятся в отношени-ях одновременности, т.е. рас-сматриваемые предметы, при-знаки, действия, существу-ющие одномоментно. | Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то далеко — кажется, за краем зем- ли — хрипло кричит старый петух в избе лес-ника. В необыкновенной, никогда не слыхан-ной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загора-ется на заре Венера. Это лучшее время суток. (К. Паустовский) |
Рассуждение | текст, в котором предложения находятся в причинно-след-ственных отношениях. Рас-суждение строится по следу-ющей схеме: тезис (утвержде-ние, которое нужно доказать), доказательство, вывод. | Любите чтение, потому что литература дает вам обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание — понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей — словом, делает вас мудрыми. (Д. Лихачев) |
Повествование | текст (монологическое выска-зывание), в котором предло-жения находятся в отношени-ях временной последователь-ности, т.е. события рассматри-ваются в движении, как следу-ющие одно за другим. | После прилета скворцы бегают в саду по дорожкам, заглядывая под каждый листик, охотятся в поле, в лесу, на пашне, собирают корм. Сидя на ветке дерева, трепеща черными крылышками, скворец распевает по утрам и вечерам свои звонкие песни. (По И. Соколову-Микитову) |
![]() ![]() ![]() | ||
Статические | Динамические | Смешанные |
преимущественно описатель-ного характера (характерно употребление составных именных сказуемых, различ-ных глагольных форм со зна-чением одновременности дли-тельных действий). | преимущественно повествова-тельного характера (характер-но употребление глагольных сказуемых чаще в форме СВ со значением сменяющих друг друга действий). | широко употребительные и при описании, и при повество-вании, и при рассуждении. |
![]() ![]() | |
Цепная связь | Параллельная связь |
межфразовая связь, характеризующаяся соот-несенностью структуры предложений, базиру-ющихся на употреблении анафорических мес-тоимений, на синонимических заменах, лек-сических повторах. | связь, основанная на сопоставлении и проти-вопоставлении предложений, реализующаяся с помощью параллелизма синтаксических кон-струкций. |
Схема лингвистического анализа текста | 1. Какого типа речи текст перед вами? | |
2. Какова композиция текста (количество смысловых частей, микротемы этих частей). | ||
3. Каков характер связи предложений текста (цепная или парал- лельная)? | ||
4. С помощью каких средств осуществляется связь между пред- ложениями в тексте (лексических и грамматических)? | ||
5. К какому стилю речи относится текст (научно-популярный, публицистический, художественный, официально-деловой, разговорный)? | ||
6. Какова тема текста? За счёт каких средств языка передаётся единство темы? | ||
7. Какова идея текста (основная мысль)? |
Алгоритм лингвистического анализа текста | |
Общие стилистические особенности данного текста | |
Научный | Логичность изложения, точность, отвлечённость и обобщённость |
Публицистический | Логичность, образность, оценочность, эмоциональность, призывность, страстность, доступность |
Художественный | Образность, использование изобразительно-выразительных средств языка |
Официально-деловой | Неличный характер, точность формулировок, стандартизированность, стереотипность построения текста, долженствующий, предписывающий характер |
Разговорный | Неофициальность, непринуждённость, неподготовленность речи, устная форма общения |
Жанровые особенности текста | |
Научный | Статья из журнала или сборника, энциклопедии, словаря, фрагменты из монографии, диссертации |
Публицистический | Статья, заметка, путевой очерк (дорожные впечатления: зарисовки быта людей, природы), портретный очерк (личность человека, его характер), проблемный очерк (поднимается какая-то социально значимая проблема (например, экологическая), анализируются пути её решения) |
Художественный | Рассказ, притча, лирическое стихотворение, фрагменты из повести, романа |
Официально-деловой | Заявление, доверенность, заявка, объяснительная записка, докладная записка, автобиография, заявка |
Лексические средства выразительности | |
Научный | Однозначность слова; частая повторяемость ключевых слов; отсутствие образных средств; слова стилистически нейтральные, т.е. общеупотребительные; общенаучные слова (детали, аналогия, энергия); термины, т.е. узкоспециальные слова |
Публицистический | Общественно-политическая лексика, лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, психологии, средства эмоционального воздействия, эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градации (нельзя терять ни одной минуты, ни одного дня); фразеологические обороты, пословицы, поговорки, использование литературных цитат, языковых средств юмора, сатиры, иронии (остроумных сравнений, иронических вставок, каламбуров) (эмоциональные средства языка сочетаются со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания) |
Художественный | Могут употребляться слова высокого, поэтического стиля, книжная лексика и просторечия, диалектизмы, профессионально-деловые обороты речи и лексики, публицистического стиля; синонимы, антонимы, паронимы, омонимы, архаизмы, старославянизмы, неологизмы |
Официально-деловой | Стандартные обороты, специальная терминология, устойчивые словосочетания неэмоционального характера |
Средства художественной выразительности, характерные для художественного и публицистического стилей | |
тропы: | эпитет, сравнение, метафора, метонимия, олицетворение; гипербола, аллегория, литота, перифраза, синекдоха; |
стилистические фигуры: | анафора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора |
Фонетический уровень – звуковые образные средства | |
средства словесной инструментовки: | повторение согласных звуков (аллитерация), гласных звуков (ассонанс) с целью усиления изобразительности текста. |
Морфологические средства выразительности | |
Научный | Преобладание существительных; употребление существительных среднего рода (образование, свойство); использование отглагольных существительных; использование глаголов в обобщённо-отвлечённом значении (речь идёт о проблемах, привести к общему знаменателю); широкое употребление формы несовершенного вида; преобладание местоимений 3-го лица; частое употребление |
Публицистический | Использование существительных в родительном падеже в роли несогласованных определений (голос мира, страны ближнего зарубежья); глаголов в повелительном наклонении, возвратных глаголов |
Художественный | Насыщенность текста глаголами (интенсивность действия, движение, динамичность действия); безглагольность; наличие инфинитивов придаёт тексту отвлечённый вневременной, внеличностный характер; большое количество причастий – образное описание предмета и представление его признаков в динамике; время и наклонение; экспрессивное использование разных категорий падежа (например, конструкции с творительным падежом придают живописность, непринуждённость описаниям (петь щеглёнком); употребление кратких прилагательных. Достигается особая экспрессия текста; местоимения (личные и притяжательные – оттенок искренности взволнованности; неопределённые – «отдаляют» события и предметы) |
Официально-деловой | Отсутствие форм глаголов 1-го и 2-го лица и личных местоимений 1-го 2-го лица, а формы 3-го лица глагола и местоимения используются в неопределённом значении; употребление собирательных существительных (выборы, граждане); употребление глаголов несовершенного вида (в уставах, кодексах), совершенного вида (в протоколах собраний); предлогов (в соответствии, в связи, согласно…); отглагольных существительных в форме родительного падежа; существительные мужского рода для обозначения лиц женского пола по их профессии |
Синтаксические средства выразительности | |
Научный | Прямой порядок слов; широкое использование словосочетаний существительное + существительное в родительном падеже; преобладание неопределённо-личных и безличных предложений; обилие сложных предложений; частое употребление причастных и деепричастных оборотов |
Публицистический | Использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных предложений |
Художественный | Преобладающие в данном тексте типы предложений (повествовательные, вопросительные, восклицательные); полные и неполные предложения; двусоставные и односоставные (экспрессия односоставных предложений, особенно назывных (в них заложены огромные изобразительные возможности; типы связи частей сложного предложения |
Официально-деловой | Осложнённые простые предложения (обособленные обороты, однородные члены) |
ТЕСТ «ТИПЫКОМПОЗИЦИИ ТЕКСТА. ИНФОРМАЦИЯ В ТЕКСТЕ. ТИПЫТЕКСТОВ»
Прочитайте текст и выполните задания
1. (1) Лава интересует ученых давно. (2) Её состав, температура, скорость течения, форма горячих и остывших поверхностей — все это предметы для серьезных исследований. (3)...и извергающиеся, и застывшие потоки являются единственными источниками информации о состоянии недр нашей планеты, они же постоянно напоминают о том, как горячи и неспокойны эти недра. (4) Что же касается древних лав, превратившихся в характерные горные породы, то к ним взоры специалистов нацелены с особым интересом: возможно, за причудливым рельефом как раз и скрываются тайны катастроф планетарного масштаба.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
ведь причём
тем не менее к примеру
следовательно
Ответ: _______________________________.
2. (1) Тысячи лет астрономы полагались в своих исследованиях только на видимый свет. (2) В XX веке их зрение охватило весь электромагнитный спектр — от радиоволн до гамма-лучей. (3) Космические аппараты, добравшись до других небесных тел, наделили астрономов осязанием. (4) Наконец, наблюдения заряженных частиц и нейтрино, испускаемых далекими космическими объектами, дали астрономам аналог обоняния. (5) Но до сих пор у них нет слуха. (6) 3вук не проходит через космический вакуум. (7) …он не является препятствием для волн иного рода — гравитационных, которые тоже приводят к колебанию предметов.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в седьмом (7) предложении текста? Выпишите это слово.
к тому же зато
вряд ли следовательно
поэтому
Ответ: _______________________________.
3. (1) Едва в 1945 году отгремели пушки в Европе, как начался процесс возврата культур-ных ценностей законным собственникам. (2) Фундаментальным принципом этой величайшей в истории человечества реституции провозгласили возврат ценностей не конкретному собствен-нику: музею, церкви или частному лицу, а государству, с территории которого нацисты их вы-везли. (3)... потом этому государству самому предоставлялось право распределять бывшие «культурные трофеи» среди юридических и физических лиц. (4) Англичане и американцы соз-дали в Германии сеть сборных пунктов, где сосредоточили все произведения искусства, най-денные в стране. (5) Десятъ лет они раздавали третьим странам-владельцам то, что удалось идентифицироватъ в этой массе как награбленное.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
а в силу этого
поэтому между тем
бесспорно
Ответ: _______________________________.
4. (1) Нейрон — нервная клетка, через которую передается информация в организме. (2) Она представляет собой морфофункционалъную единицу цент центральной нервной систе-мы человека и животных. (З)Нейроны соединяются друг с другом посредством синапсов, ко-торые делятся на возбудительные и тормозные. (4) Активность первых увеличивает возможность разряда нейрона, активность вторых снижает. (5) При достижении некоторого порогового уровня возбуждения нейрон генерирует электрический импульс, называемый потенциалом действия. (6)... ответ нейрона на активность всех его синапсов представляет собой результат своеобразного «химического голосования». (7) После импульса примерно на тысячную долю секунды нейрон становится недееспособным. (8) Этот период нужен для восстановления ресур-сов клетки. (9) Совокупность электрической активности нейронов создает вокруг мозга и нерв-ных волокон слабое переменное электромагнитное поле, которое можно регистрировать.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом(б) предложении текста? Выпишите это слово.
по мнению учёных без сомнения
по образному сравнению например
кажется
Ответ: _______________________________.
5. (1) У всех северных оленей есть веские причины для продолжительных миграций. (2) Первая из них — специфическая кормовая база: пищевые пристрастия отшлифовывались тысячелетиями и закреплены на генетическом уровне. (3)... из-за этого чукотские олени, или харгины, — редкие обитатели зоопарков: обеспечить животное полноценным кормом крайне трудно. (4) 3а время существования оленя в тундре у него выработался определенный маршрут
кочевок. (5) «Летом олений пастух — гнус», — говорят чукчи. (6) Именно эти насекомые, а так-же оводы и мошка гонят животных ближе к побережью океана, на обдув, спасающий их от кро-вососов. (7) 3десь харгины едят альпийские травы, ветки карликовых деревьев, грибы, ягоды.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем(3) предложении текста? Выпишите это слово.
наверное именно
к тому же кажется
между прочим
Ответ: _______________________________.
6. Прочитайте текст.
Орхидеи, появившись на Земле вместе с другими цветковыми растениями, начали активно развиваться 40 миллионов лет назад. Чтобы не затеряться и не сгинуть среди тысяч других видов, орхидеям в борьбе за насекомых-опылителей пришлось проявить чудеса изобретательности.
Чтобы заинтересовать пчёл, живущая на деревьях во влажных тропических лесах Бразилии орхидея привлекает их сильным дурманящим ароматом, потчует наркотическим средством, а затем «макает» в собственную ванну, чтобы, задержать их и насильно заставить опылить цветок.
Другой способ привлечения опылителей основан на имитации облика и запаха самки того же вида. У многих европейских орхидей цветки своим размером, цветом, формой и расположением пятен похожи на самок насекомых.
Некоторые орхидеи выработали ложные приманки, основанные на пищевых инстинктах. Их цветки имитируют форму и расцветку медоносов, хотя и не содержат нектара. Бабочки, привлечённые видом цветка, пытаются пить несуществующий нектар и при этом опыляют растения.
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) В борьбе за насекомых-опылителей орхидеям приходится проявить чудеса изобре-
тательности.
2) Орхидеи используют разнообразные способы привлечения насекомых-опылителей:
издают аромат, выделяют наркотические средства, имитируют цвет и форму медоносов или запах самок опылителей.
3) Орхидеи имеют разнообразные формы цветков, что служит для привлечения опыли-
телей.
4) В процессе эволюции для опыления орхидеи выработали такие средства привлечения
насекомых, как выделение аромата и наркотических средств, имитацию форм цветка и выделения запаха самок опылителей.
5) У многих европейских орхидей цветки своим запахом, размером, цветом, формой и
расположением пятен похожи на самок насекомых.
Ответ: _______________________________.
7. Прочитайте текст.
Каспийское море считается особым водоёмом, и тому есть множество причин. В ряду первых можно назвать геофизические: море обладает набором редких характеристик — оно является крупнейшим в мире бессточным водоёмом, уровень которого лежит ниже уровня Мирового океана. В него впадают более 130 рек, в том числе и самая большая в Европе — Волга. В его водах ходят уникальные, более нигде не встречающиеся стада осетровых рыб, о спасении которых на протяжении всего XX века говорили экологи в связи с обмелением моря. Специалисты, предвещали несколько глобальных экологических катастроф, но в критические моменты море вновь наводнялось, будто играя со всем живым, что обитает в нём.
Следующая его «особенность» связана с местоположением: Каспий, как известно, явля-ется водным зеркалом, через которое переглядываются Европа и Азия. Будучи пронизанным торговыми путями, связывающими берега Европы и Азии, воды Каспия всегда оставались прозрачной границей с абсолютно разной жизн